Ительмены — древнейший северный народ, предки которого поселились в Камчатском регионе 15 000 лет назад. Гены, мифология и обряды объединяют их с североамериканскими индейцами. Бытовые и семейные привычки шокируют, составляя самобытную ительменскую культуру.
В XVIII столетии, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000, нынешние исследователи считают — несколько десятков тысяч. Меньше чем за сотню лет их стало на 30% меньше из-за завезенных иностранцами болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2020 года, число ительменов в России составляет 2 596 человек. Большая часть из них — 1 910 человек, проживает на территории Камчатского края.
Южная граница расселения ительменов — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном побережье и река Ука — на восточном. На самом юге полуострова ительмены испытывали влияние айнов, на севере — коряков. Коряки тоже частично обитали в местах проживания ительменов.
Посмотрим ситуацию в других районах России:
В Магаданской области – 541;
В Хабаровском крае – 21;
В Краснодарском крае – 13;
В Приморском крае – 10;
В Московской области – 10.
Религиозные верования ительменов разнообразны: анимизм, шаманизм, фетишизм, тотемизм. Народ верил: земля плоская, в нижней части находится «подземное небо», где время года противоположное ительменскому. Единого бога не существовало, мир населяло множество духов (хозяев, покровителей, помощников, спутников, вредителей).
Главный герой мифов — Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев. Забавно, но ительмены его не почитали: сочиняли нелепые и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых — ящериц. Чтобы они не передали владыке вести о жизни народа, встречавшихся ящериц разрубали на мелкие куски.
Кроме того, ительмены верили, что каждый предмет или природное явление наделены духами и собственной жизнью. Они с почтением относились ко всему, что, по их мнению, могло принести им большое счастье или причинить большой вред. Также у ительменов существовали идолы, которые жили с ними на одной территории и защищали их. Например, во время постройки дома напротив очага в землю обязательно вбивался кол, который олицетворял домашнего бога Асусунагча. К этому колу ительмены привязывали растущую в местных краях траву эхей, иногда намазывали кол жиром и верили, что за это домашний божок дарует им удачу на промысле.
Также ительмены верили, что живые существа, от человека до мухи, после смерти возрождаются в подземном мире, где начинают жить лучше. Смерть не страшила: при малейшем недовольстве реальностью ительмены с легкостью шли на самоубийство. После пришествия казаков, сильно осложнивших быт, начались массовые самоубийства. Отличавшийся сообразительностью народ подметил, что казаки после смерти, по их рассказам, попадают на небо. А значит, в подземном мире докучать возродившимся северным жителям не будут.
Сегодня официальной религией этого народа считается христианство.
Основное название этноса — «ительмены», совпадающее с самоназванием (итəнмəн). Ранее использовалось, а на других языках иногда используется и теперь название «камчадальский» (англ. Kamchadal).
Генетическая принадлежность ительменского языка точно не установлена. По одной гипотезе, это язык-изолят; по другой — составляет отдельную ветвь в рамках чукотско-камчатской семьи, противопоставленную другой ветви, в которую входят чукотский, корякский и керекский языки.
Ительмены живут на п-ове Камчатка и считаются его аборигенами; другие населяющие (или населявшие) Камчатку народы — коряки и айны — пришли туда позднее. К началу XVIII в. насчитывалось от 12 до 15 тыс. ительменов; язык делился на три взаимопонятных диалекта (западный, восточный и южный). К началу XIX в. в результате ряда эпидемий численность ительменов сократилась до полутора-двух тысяч человек. До начала XX в. дожил лишь один из трех ительменских диалектов — западный. Сегодня ительмены живут в основном в двух поселках Тигильского района — Ковран и Верхнее Хайрюзово; отдельные ительменские семьи живут в других населенных пунктах этого района.
По данным переписи 2020 г., ительменским языком владеют 532 человека. Нынешний ительменский язык (бывший западный диалект) делится на два взаимопонятных говора — южный и северный (седанкинский).
Ученые считают ительменов наследниками тарьинской культуры неолита Камчатки. Тарьинская культура развивалась с V тысячелетия до н.э. до середины XVII века, практически не смешиваясь с другими культурами Северо-Востока и сохраняя свои характерные черты.
Традиционная одежда ительменов – и мужчин, и женщин – глухая меховая рубаха кухлянка с капюшоном и нагрудником, меховые штаны и высокие сапоги – торбаса. Зимой кухлянки и штаны носили в два слоя: нижние надевали на голое тело мехом внутрь, верхние – мехом наружу. Такое снаряжение защищало от любого мороза. Еще одна ительменская шуба, камлейка, была похожего кроя, но длинная, почти до пят. Под верхнее одеяние женщины надевали комбинезон – хоньбы. А праздничной одеждой для представителей обоих полов была короткая меховая парка.
Лет 400 назад ительмены-мужчины носили шапки из птичьих перьев, берестяные умбракулы с завязками на затылке – они, как считалось, имели магические свойства и обеспечивали связь с высшими силами. В ходу были и деревянные шляпы, заимствованные у алеутов. В XIX веке основным головным убором стал меховой капор.
У ительменских женщин головных уборов не было. Зимой они обходились капюшоном кухлянки, а в другое время прическа защищала их лучше любой шапки. До XVIII века у ительменок было принято заплетать волосы в множество мелких косичек, а их концы собирать в одну-две большие косы. Чтобы прически были пышнее, женщины носили парики из травы, а в косы вплетали чужие волосы.
Этнограф С. П. Крашенинников, совершивший в то время путешествие на Камчатку, отмечал, что в косы вплетались «вообще всякие волосы в таком количестве, какое только удавалось раздобыть; головы таких женщин походили на большую каминную кисть». Некоторые умудрялись сооружать из своих и чужих волос настоящие шапки! При этом женщины следили за гладкостью прически: волосы до блеска смазывали рыбьим или тюленьим жиром, а если волоски выбивались из кос, приматывали их нитками.
К началу XIX века эта мода сошла на нет. Ительменки стали носить платки, кокошники. И заплетали одну или две косы. Но во время народных праздников традицию с радостью вспоминают – плетут и косички, и венки.
Одежду и обувь ительмены шили костяными иглами из шкур оленей, собак, морских животных, птиц, рыбьей кожи. Нитки делали из жил, шерсти, растительных материалов, например - крапивы. Обрабатывали материалы и шили одежду и обувь только женщины. Примерно так же обрабатывали ровдугу и замшу, только еще коптили в дыму около недели, затем мочили и парили, «чтоб шерсть отопрела». Красили одежду ольховой корой, брусникой, минеральными красителями.
В наши дни у ительменов возрождается древнее искусство выделки рыбьей кожи. Это материал необыкновенно прочный, долговечный, водонепроницаемый.
Кожу благородных рыб (кижуча, кеты, кунжи, горбуши) отделяют от мяса, чистят от жира, стирают в мыльном растворе, сушат, раскладывая на ровной поверхности. Затем разминают на специальных мялках, отбивают деревянными колотушками, пока кожа не станет совсем мягкой. Сшить из нее можно что угодно: обувь, верхнюю одежду, головной убор.
«Берингия» — это довольно молодое явление, уже ставшее традицией. Гонка на Камчатке на собачьих упряжках проводится каждый год, начиная с 1990 года.
Сама идея проведения такого формата гонок принадлежит журналу «Северные просторы». Первая гонка была проведена с успехом в апреле 1990 года, благодаря финансовой и информационной поддержке Всесоюзного Фонда Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Протяженность трассы составляла 260 км. Всего было 8 упряжек с удивительной красоты и выносливости собаками.
Каждый год — это важнейший этап развития. Яркий тому пример гонка 1991 года, ее протяженность составляла уже 1980 км. В 1992 году — более 2000 км. К слову, последние по праву занесены в Книгу рекордов Гиннеса, став самыми протяженными во всем мире.
У ительменов существовал интересный обычай, связанный с гостеприимством и дружбой. К дружбе этот народ относился очень серьезно: когда ительмен предлагал человеку дружбу, он рассчитывал на взаимную помощь и поддержку в будущем. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, а перед приходом гостя жарко натапливал жилье и готовил большое количество еды. При этом в доме становилось настолько жарко от раскаленных в очаге камней, что и гость, и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. И пока он ел и потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, чтобы в доме становилось еще жарче. Кандидат в друзья должен был выдержать, съев все угощения и вытерпев жар, но удавалось это не всем. И тогда хозяин отбирал у побежденного гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых он приехал. В свою очередь тот от хозяина получал поношенную одежду, слабых собак и разбитые нарты.
Этот жест являлся неким испытанием нового друга, проверкой его на жадность. Многое зависело от того, как гость поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время аналогичный ритуал повторялся уже в доме гостя: на этот раз испытаниям подвергался тот, кто был хозяином. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и всегда помогали друг другу.
Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и в наши дни. «Алхалалалай» означает завершение хозяйственных работ, заготовки рыбы, полезных растений и ягод на суровую зиму. Этот праздник очищения длится несколько дней, и во время него ительмены благодарят природу за ее дары и просят о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью: охотой, рыбалкой и собирательством.
Раньше праздник начинался с обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, держа в руках пучки травы тоншич и приговаривая «Алхалалалай». После этого ительмены заменяли лестницу в зимнем жилище необработанным березовым стволом, который по традиции проносили в дом через дымовое отверстие в крыше. Далее из дома выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках, и также чистили. Обряд очищения заканчивался прохождением всех жильцов дома через кольцо из березовых веток и бросанием в костер пучков травы.
Сегодня обрядовый праздник «Алхалалалай» входит в сформированный Министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов. Современные ительмены отмечают торжество с большим размахом: во время праздника проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд. Особым конкурсом считается танцевальный марафон, в котором участвуют все желающие. Суть танца — плясать на полусогнутых ногах без перерыва на протяжении нескольких часов. Помешать танцам не может даже плохая погода. И конечно, во время праздника проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня.
К приходу русских на Камчатку среди ительменов главенствующую роль играл мужчина, однако значительное место занимали пережитки матриархата. Женщин не обижали, всячески почитали, исполняли любые прихоти.
Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты. Мужчина переселялся в юрту приглянувшейся девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. Иногда «служба» затягивалась на несколько лет, причем согласия невесты на женитьбу не означала. Парадокс: во время совместного проживания при «отработке» потенциальные муж и жена предавались плотским утехам.
Препятствием к женитьбе выступал и свадебный обряд. Когда мужчина решал, что послужил уже достаточно и завоевал симпатии невесты, он предлагал провести обряд «Хватай». Выбранной девушке плотно связывали веревками ноги, опутывали ее сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха — распутать оковы и прикоснуться к ее лону.
Задача осложнялась собравшимися вокруг невесты родственницами женского пола, препятствовавшими совершению обряда. Они били, кусали, царапали мужчину не в шуточной форме, а в полную силу. Часто обряд заканчивался серьезными травмами: тогда после залечивания ран ритуал повторялся. Если цель достигнута, невеста произносила «ни-ни»: после брак считался заключенным.
Невинность в мире ительменов не относилась к числу добродетелей, нравы в общинах стояли свободные. Разрешались браки внутри рода между кузенами, активно практиковался левират и полигамия. Единственное препятствие к многоженству — обычай сватовства, поэтому ительмены предпочитали заводить легкие, не обязывающие ни к чему отношения. Разрешалось это мужчинам и женщинам.
Если ительмен решался завести вторую жену, он просил разрешения у первой. Если дамы нравились друг другу, начинали жить вместе большой семьей. В противном случае, муж постоянно переходил из одной юрты в другую. Отказывать мужчине не решались: мог уйти насовсем, развод не считался постыдным.
Основное занятие ительменов — речная рыбная ловля лососевых пород. Промысел занимал длительный период с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами, ставили ловушки. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу, сплетенную из лососевой икры первого улова с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом новом рыболовном сезоне.
Морской промысел развит слабо: ловили мойву, корюшку, зимой навагу. Но морскому богу Митгу, хозяину моря, молились усердно. Ительмены считали, что благожелательное к ним настроение божества даст богатый рыбный улов. Охотились на ластоногих: тюленей, морских котиков. Стрелами с ядовитыми наконечниками убивали китов. В пищу использовали мясо и жир, шкуры шли на изготовление обуви, из костей и бивней делали клинки, наконечники для стрел, иглы. Зимой охотились на суше, добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей.
До контактов с русскими колонизаторами пушной мех не имел высокой ценности: использовался для пошива одежды, ритуальных обрядов. Из шкур оленей шили теплые шубы, штаны, зимнюю обувь, использовали для покрытия нарт, лыж. Медведь считался священным животным: после убийства проводили медвежий праздник, традиционный для северных народов, приносили хозяину леса дары. Охотились с собаками, их любили больше других животных: хорошо кормили, тренировали, использовали в качестве ездовых.
Также ительмены занимались вышивкой. В основном орнаменты передавались по наследству. Их можно было прочитать как информационное письмо и узнать, к примеру, что в этой семье были охотники или охотники на морского зверя, возможно, кто-то даже погиб во время этой охоты. Такое вот письмо, передающееся следующему поколению. Украшений на одежде, особенно на спине, должно быть очень много, потому что на спине нет глаз и эти солнышки-обереги защищают тебя.
Ительмены селились родовыми общинами от 15 до 100 человек, называвшимися остожки. Во главе общины стоял старейшина, в его жилище проходили общие собрания, обсуждались важные вопросы. Социального неравенства у народности не было: роль старейшины ограничивалась большим вниманием к его советам.
Зимой родовая община жила в одном общем доме: полуземлянке, выкопанной вглубь на 1,5 метра, огороженной небольшим округлым навесом с крышей, покрытой дерном, снегом. Его называли юртой, вдоль боковых стен размещались спальные места: нары, положенные на землю циновки.
В дальнем углу размещали деревянного идола, хранителя рода. В центре разводили очаг, дым выходил в окошко верхней боковой части: через него же спускались в жилище мужчины. Для женщин и детей строили боковой лаз: сквозь него пробираться внутрь удобнее.
Летом селились в шалашах, обустроенных на четырех шестах высотой до 4 м. Четырехугольные шалаши имели крышу конической формы. Издалека поселения ительменов выглядели как города с башнями.
Пришедшие казаки толковали причудливую форму по-своему, называя жилища балаганами. Между шестами свободно гулял ветер: место использовали для сушения, вяления рыбы. Рядом возводили простые наземные постройки для чистки рыбы.
Главным промыслом ительменов было рыболовство. Неудивительно, что основой национальной кухни служила рыба: ее коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскаленных камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.
Главной пищей ительменов всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Таким же образом поступали с икрой, которую употребляли тоже в сушеном виде. Любили ительмены и клубни дикой лилии (сараны). Луковицы цветка толкли, смешивали с ягодами, а потом из получившейся муки делали лепешки. На праздники ительмены готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски «сылк-сылк») из измельченной рыбы и ягод с добавлением растопленного жира нерпы.
В хозяйстве широко использовались деревянная, берестяная посуда и утварь из травы. Пищу готовили в деревянных корытах, заливали рыбу или мясо водой и варили при помощи раскаленных камней.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.