Источник фото : mil-lib.ru
Ительмены — один из древнейших народов Камчатки, предки которого поселились в этом регионе около 15 000 лет назад. Генетические, мифологические и обрядовые особенности сближают их с некоторыми народами Северной Америки. Бытовые и семейные обычаи ительменов отличаются самобытностью и отражают уникальную культуру этого народа.
Ительмены — коренное население Камчатки. В эпоху мезолита их предки вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и рыболовством. Истоки их культуры восходят к районам Восточной Монголии, откуда она впоследствии распространилась на значительную часть Восточной Сибири и Северо-Восточной Азии. Антропологические данные и наличие в ительменском языке древнего языкового субстрата подтверждают генетические связи ительменов с древними монголоидными популяциями. Помимо местных камчатских корней, у ительменов имеются и другие генетические компоненты.
С конца XVII века ительменов стали называть камчадалами.
Многие культурные особенности ительменов — например, одежда из птичьих шкур, техника плетения, особый тип нарт и собачьей упряжки, а также высокоразвитая культура собирательства — не характерны для соседних народов и указывают на влияние иной природно-географической среды. Эти черты сближают ительменов с народами Приамурья, Приморья и Северной Америки.
В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен — проживавшие между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин — между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин — между реками Немтик и Белоголовой; кулес — к северу от реки Белоголовой.
Источник фото : olgaveiga.ru
До прихода русских на Камчатку часть предков современных ительменов на севере вступила в контакт с оседлыми коряками, а на южной оконечности полуострова происходили взаимодействия с айнами — народом, традиционно населявшим Японские острова и в определённый период присутствовавшим также на Камчатке. В настоящее время айны считаются исчезнувшим народом на Камчатке.
Первые контакты с русскими относятся к 1697 году, когда казаки основали на полуострове Верхнекамчатский, Большерецкий и Нижнекамчатский остроги. В 1740-е годы началась христианизация ительменов, одновременно с созданием русскоязычных школ. В 30–40-е годы XVIII века на Камчатке насчитывалось около 100 камчадальских поселений. Число ясачных камчадалов — мужчин в возрасте от 15 до 50 лет — составляло около 2,5 тысячи, русских служилого сословия — около 250 человек, а с членами их семей, преимущественно смешанного происхождения, — около 500. Русские в значительной степени заимствовали у аборигенов элементы традиционного образа жизни и культуры.
Согласно переписи 1926–1927 годов, на Камчатке в 62 селениях проживало 868 ительменов, 3704 коренных жителя, записанных как камчадалы, и около 3500 русских.
Источник фото : www.culture.ru
Сегодня термином «камчадалы» обозначают русскоязычную группу смешанного ительмено-русского происхождения. В 2000 году постановлением Правительства РФ камчадалы получили статус коренного малочисленного народа.
В XVIII веке, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000 человек; современные исследователи полагают, что она могла достигать нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сто лет их число сократилось на 30 % из-за завезённых болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2020 года, численность ительменов в России составляет 2 596 человек. Большая часть из них — 1 910 человек — проживает на территории Камчатского края.
Южная граница расселения ительменов — мыс Лопатка, северная — река Тигиль на западном побережье и река Ука — на восточном. На юге полуострова ительмены испытывали влияние айнов, на севере — коряков. Коряки также частично обитали в районах проживания ительменов.
Распределение ительменов по другим регионам России:
• Магаданская область — 541;
• Хабаровский край — 21;
• Краснодарский край — 13;
• Приморский край — 10;
• Московская область — 10.
Религиозные верования ительменов включали анимизм, шаманизм, фетишизм и тотемизм. Согласно их представлениям, земля плоская, а в её нижней части находится «подземное небо», где времена года противоположны земным. Единого бога не существовало; мир населяло множество духов — хозяев, покровителей, помощников, спутников и вредителей.
Источник фото : камлайф.рф
Главным героем мифов был Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, известный также у других северных народов и индейцев Северной Америки. Примечательно, что ительмены не почитали его как божество: в устных преданиях о нём рассказывали забавные и ироничные истории. Властителем подземного мира считался сын Кутха — Гаеч, а его «шпионами» в мире живых — ящерицы.
Ительмены верили, что каждый предмет и природное явление обладают собственным духом и жизнью. С особым уважением они относились ко всему, что могло принести удачу или причинить вред. В жилищах устанавливались идолы-хранители. Например, при строительстве дома напротив очага в землю вбивался кол, олицетворявший домашнего бога Асусунагча. К этому колу привязывали местную траву эхей, иногда намазывали его жиром и верили, что за это домашний дух обеспечит удачу на промысле.
Считалось также, что все живые существа — от человека до мухи — после смерти возрождаются в подземном мире, где живут лучше, чем на земле.
Сегодня большинство ительменов исповедуют христианство.
Основное название этноса — «ительмены», совпадающее с самоназванием (итəнмəн). Ранее, а в некоторых языках и сегодня, используется также название «камчадальский» (англ. Kamchadal).
Генетическая принадлежность ительменского языка точно не установлена. По одной гипотезе, это язык-изолят; по другой — он составляет отдельную ветвь чукотско-камчатской языковой семьи, противопоставленную ветви, включающей чукотский, корякский и керекский языки.
Ительмены живут на полуострове Камчатка и считаются его аборигенами; другие народы, населявшие или населяющие Камчатку (коряки и айны), пришли туда позднее. К началу XVIII века численность ительменов оценивалась в 12–15 тысяч человек; язык делился на три взаимопонятных диалекта: западный, восточный и южный. К началу XIX века в результате эпидемий численность ительменов сократилась до 1,5–2 тысяч человек. К началу XX века сохранился лишь один из трёх диалектов — западный.
Сегодня ительмены проживают преимущественно в двух посёлках Тигильского района — Ковран и Верхнее Хайрюзово; отдельные ительменские семьи живут в других населённых пунктах этого района.
По данным переписи 2020 года, ительменским языком владеют 532 человека. Современный ительменский язык (бывший западный диалект) делится на два взаимопонятных говора — южный и северный (седанкинский).
Учёные считают ительменов наследниками тарьинской культуры неолита Камчатки. Эта культура развивалась с V тысячелетия до н. э. до середины XVII века, практически не смешиваясь с другими культурами Северо-Востока и сохраняя свои характерные черты.
Традиционная одежда ительменов — как мужская, так и женская — включала глухую меховую рубаху-кухлянку с капюшоном и нагрудником, меховые штаны и высокие сапоги — торбаса. Зимой кухлянки и штаны носили в два слоя: нижние — мехом внутрь, на голое тело, верхние — мехом наружу. Такое снаряжение надёжно защищало от мороза. Другой вид ительменской шубы — камлейка — имел аналогичный покрой, но был длинным, почти до пят. Под верхнюю одежду женщины надевали комбинезон — хоньбы. Праздничной одеждой для обоих полов служила короткая меховая парка.
Источник фото : dzen.ru
Около 400 лет назад ительмены-мужчины носили шапки из птичьих перьев и берестяные умбракулы с завязками на затылке — по поверьям, они обладали магическими свойствами и обеспечивали связь с высшими силами. Также использовались деревянные шляпы, заимствованные у алеутов. В XIX веке основным головным убором стал меховой капор.
У ительменских женщин традиционно не было отдельных головных уборов. Зимой они пользовались капюшоном кухлянки, а в тёплое время года прическа служила естественной защитой. До XVIII века у ительменок было принято заплетать волосы в множество мелких косичек, концы которых собирали в одну или две крупные косы. Для придания объёма женщины носили парики из травы и вплетали в косы чужие волосы.

Источник фото : dzen.ru
Этнограф С. П. Крашенинников, побывавший на Камчатке, отмечал: «…в косы вплетались вообще всякие волосы в таком количестве, какое только удавалось раздобыть; головы таких женщин походили на большую каминную кисть».
Некоторые умудрялись сооружать из своих и чужих волос настоящие головные уборы. При этом женщины тщательно ухаживали за причёской: волосы до блеска смазывали рыбьим или тюленьим жиром, а выбивающиеся пряди приматывали нитками.
К началу XIX века эта мода сошла на нет. Ительменки стали носить платки и кокошники, заплетая одну или две косы. Однако во время народных праздников традицию с удовольствием возрождают — плетут косички и венки.
Одежду и обувь шили костяными иглами из шкур оленей, собак, морских животных, птиц и рыбьей кожи. Нитки изготавливали из жил, шерсти и растительных материалов, например крапивы. Обработкой материалов и шитьём занимались исключительно женщины. Кожу и замшу коптили в дыму около недели, затем мочили и парили, «чтоб шерсть отопрела». Для окраски использовали ольховую кору, бруснику и минеральные красители.
В наши дни у ительменов возрождается древнее искусство выделки рыбьей кожи — прочного, долговечного и водонепроницаемого материала.
Кожу благородных рыб (кижуча, кеты, кунжи, горбуши) отделяют от мяса, очищают от жира, стирают в мыльном растворе, сушат на ровной поверхности, затем разминают на специальных мялках и отбивают деревянными колотушками до полной мягкости. Из такой кожи можно сшить обувь, верхнюю одежду или головной убор.
«Берингия» — относительно молодое, но уже ставшее традиционным событие. Ежегодная гонка на собачьих упряжках на Камчатке проводится с 1990 года.

Источник фото : kamchatkaland.ru
Идея проведения таких гонок принадлежит журналу «Северные просторы». Первая гонка состоялась в апреле 1990 года благодаря финансовой и информационной поддержке Всесоюзного Фонда Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Протяжённость трассы составила 260 км, в ней участвовало 8 упряжек с выносливыми и красивыми собаками.
Каждый год гонка развивалась: в 1991 году её протяжённость достигла 1980 км, а в 1992 году — более 2000 км. Последние были занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые протяжённые в мире.

Источник фото : rtraveler.ru
У ительменов существовал особый обычай, связанный с установлением дружбы. Отношение к дружбе было очень серьёзным: предложение дружбы подразумевало взаимную помощь и поддержку. Союз закреплялся следующим образом: человек приглашал будущего друга к себе домой, предварительно сильно натопив жилище и приготовив большое количество еды. Из-за раскалённых камней в очаге в доме становилось настолько жарко, что оба участника обряда раздевались. Гостю предлагалось съесть всё приготовленное, а хозяин тем временем лил холодную воду на камни, усиливая жар. Если гость выдерживал испытание, дружба считалась заключённой. В противном случае он получал от хозяина поношенную одежду и слабых собак, а сам оставлял свои вещи. Через некоторое время ритуал повторялся в доме гостя. Если оба выдерживали испытания, они становились настоящими друзьями.
Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и сегодня. Название означает завершение хозяйственных работ и заготовки рыбы, растений и ягод на зиму. Праздник очищения длится несколько дней; в это время ительмены благодарят природу за её дары и просят прощения за ущерб, нанесённый человеком: охотой, рыбалкой и собирательством.
Источник фото : multiurok.ru
Раньше праздник начинался с очищения жилища: старики и женщины обходили дом с пучками травы тоншич, приговаривая «Алхалалалай». Затем лестницу в зимнем жилище заменяли необработанным берёзовым стволом, который вносили через дымовое отверстие в крыше. Из дома выносили всю собачью упряжь и предметы, связанные с ездой на собаках, и также очищали их. Обряд завершался тем, что все жильцы проходили через кольцо из берёзовых веток и бросали пучки травы в костёр.

Источник фото : mirtesen.ru
Сегодня «Алхалалалай» включён в национальный календарь событий, рекомендованный Министерством культуры РФ для туристов. Праздник отмечают широко: проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд и танцевальный марафон, в котором участники пляшут на полусогнутых ногах без перерыва в течение нескольких часов. Погода не мешает празднованию. Обряд очищения также сохраняется — с использованием берёзовых веток и огня.
Источник фото : www.culture.ru
К моменту прихода русских на Камчатку в обществе ительменов доминировала патриархальная структура, однако сохранялись пережитки матриархата. Женщин уважали и почитали.
Существовал обычай, при котором жених на время переселялся в дом невесты и выполнял там различные работы. Во время этого периода женщины из окружения невесты могли испытывать его стойкость. Если жених успешно проходил испытание, невеста произносила «ни-ни», и брак считался заключённым.
Если мужчина решал взять вторую жену, он спрашивал разрешения у первой. Если женщины находили общий язык, они жили вместе. В противном случае муж поочерёдно проживал в домах обеих жён. Развод не считался постыдным.
Основным занятием ительменов было речное рыболовство, особенно лов лососёвых пород. Промысел длился с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами и ловушками. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу из икры первого улова, сплетённую с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом улове в новом сезоне.

Источник фото : kulturologia.ru
Морской промысел был развит слабее: ловили мойву, корюшку, зимой — навагу.
Однако морскому богу Митгу, хозяину моря, молились особенно усердно, веря, что его благосклонность обеспечит хороший улов. Охотились также на ластоногих — тюленей и морских котиков. Китов добывали стрелами с ядовитыми наконечниками. В пищу употребляли мясо и жир; шкуры шли на обувь, из костей и бивней изготавливали клинки, наконечники стрел и иглы. Зимой охотились на суше: добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей.
До контактов с русскими пушнина не имела высокой товарной ценности и использовалась для пошива одежды и ритуальных целей. Из оленьих шкур шили тёплые шубы, штаны, зимнюю обувь, покрывали нарты и лыжи. Медведь считался священным животным: после его убийства проводился медвежий праздник с подношениями хозяину леса — обычай, распространённый среди северных народов. Охотились с собаками, которых особенно ценили: хорошо кормили, тренировали и использовали как ездовых.
Ительмены также занимались вышивкой. Орнаменты передавались по наследству и несли символическую информацию: например, о том, что в семье были охотники или охотники на морского зверя. Украшения на одежде, особенно на спине, должны были быть многочисленными: считалось, что они защищают человека, поскольку «на спине нет глаз».
Источник фото : adverdesign.ru
Ительмены селились родовыми общинами (остожками) численностью от 15 до 100 человек. Во главе общины стоял старейшина; в его жилище проходили собрания и обсуждались важные вопросы. Социального неравенства не существовало: авторитет старейшины основывался на уважении к его мнению.
Источник фото : www.liveinternet.ru
Зимой вся община жила в одном общем доме — полуземлянке, выкопанной на глубину 1,5 метра и покрытой округлым навесом с крышей из дерна и снега. Такое жилище называли юртой. Вдоль стен располагались спальные места — нары или циновки на полу. В дальнем углу стоял деревянный идол — хранитель рода. В центре разводили очаг; дым выходил через отверстие в верхней части стены, через которое мужчины спускались внутрь. Для женщин и детей был устроен отдельный боковой вход.
Летом ительмены селились в шалашах на четырёх шестах высотой до 4 метров с конической крышей. Издалека такие поселения напоминали города с башнями.
Пришедшие казаки называли эти жилища балаганами. Пространство между шестами использовалось для сушки и вяления рыбы. Рядом строили простые наземные сооружения для чистки рыбы.
Основой национальной кухни ительменов была рыба. Её коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскалённых камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.
Источник фото : dzen.ru
Главным продуктом всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Аналогично заготавливали и икру. В рацион также входили клубни дикой лилии (сараны): их толкли, смешивали с ягодами и из полученной муки пекли лепёшки. На праздники готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски — «сылк-сылк») из измельчённой рыбы, ягод и растопленного жира нерпы.

Источник фото : www.liveinternet.ru
В быту широко использовали деревянную и берестяную посуду, а также утварь из травы. Пищу варили в деревянных корытах, заливая водой рыбу или мясо и добавляя раскалённые камни.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения