Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины славились красотой, опрятностью, изысканными нарядами.
В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.
Основное население народа, проживает в Кабардино-Балкарии. Живут в основном в равнинной и предгорной части Кабардино-Балкарской Республики. Компактно проживают также в аулах Ходзь, Блечепсин и Кошехабль Кошехабльского и Уляп Красногвардейского районов Адыгеи; после постройки крепости Моздок (1763) – в Моздоке и Моздокском р-не Северной Осетии и прилегающем Курском районе Ставропольского края – моздокские адыги.
По данным переписи 2020 г., численность кабардинцев в России составляет 523 404 человека. Большая часть из них — 502 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии. Численность кабардинцев в других регионах России:
• В Ставропольском крае - 7 077;
• РСО –Алания 2 214;
• В Москве - 2 314;
• В Московской области - 1 501.
В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.
Большинство кабардинцев исповедуют ислам суннитской традиции. Данная религия была введена на территорию Кавказа в VII-VIII веках и довольно быстро получила широкое распространение.
Главными принципами ислама для кабардинцев являются вера в единого Аллаха и исполнение пяти обязательных молитв в день. Также, важным событием в жизни каждого мусульманина является паломничество в Мекку, которое называется хадж.
Немногие кабардинцы исповедуют христианство, в основном это горожане, проживающие в городах КБР. Сегодня протестантизм и католичество являются наиболее распространенными христианскими конфессиями в республике.
Христианство кабардинцы приняли еще в X веке, когда на Кавказе начал свою миссию Святой Благоверный Князь Владимир.
Некоторые кабардинцы придерживаются древних языческих верований, однако, они не имеют организованной религиозной структуры. Часто такие верования смешиваются с исламом и христианством, что позволяет духовенству разных конфессий уживаться на местах.
Фольклорные обряды, связанные с верованиями в разных богов и духов, до сих пор живы в народной памяти и могут встречаться в различных торжественных мероприятиях, таких как свадьбы или национальные праздники.
Кабардинцы являются одной из этнических групп Кавказа, которые говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов. Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе.
Кабардинский язык используется для общения в семьях, в общественно-культурных мероприятиях, а также в государственных учреждениях в Кабардино-Балкарии. Он также используется в литературе и средствах массовой информации.
В настоящее время кабардинский язык сталкивается с определенными проблемами сохранения. В связи с увеличением числа городских кабардинцев и отсутствием равномерного распределения родного языка, происходит постепенное опустение употребления кабардинского языка среди молодых поколений.
Однако, существуют организации, занимающиеся изучением и сохранением кабардинского языка, что может помочь сохранить этот язык для будущих поколений кабардинцев. Согласно переписи 2020 года, на кабардино-черкесском языке говорит более 450 000 граждан России.
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.
Изначально, в прошлом, адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. У них был и общий устный фольклор, известный под названием адыгейский. В содержании произведений адыгейского устного фольклора – сказания о богатырях (храбром Айдемиркане и Хатхё Кочасе), душевные лирические поэмы, множество разнообразных сказок и рассказов, все, что составляет общее достояние трех народов.
В устном народном творчестве запечатлелись и важнейшие исторические события жизни народа, национальные обычаи жителей края и его представления об идеальном герое-богатыре. Очень уважаемы и популярны в народе были люди, которые мастерски исполняли различные произведения устного народного творчества. Звали их «джегуако», что в переводе означает «играющий», или артист. Герои адыгских сказок всегда побеждали своих врагов – жестоких, завистливых князей, страшных чудовищ. Сражались герои и с великанами – иныжами. Герой всегда оказывается и сильнее, и мудрее этих гигантов. Народ всегда ценил шутку и острое слово. Именно поэтому сказки о проделках Хожё (у других народов известного под именем Ходжи Насреддина), пользовались и пользуются до сих пор огромной любовью.
Обязательным атрибутом любого дома кабардинцев является традиционное гостеприимство, обеспечивающее каждому человеку, переступившему порог, абсолютную защиту. Даже кровный враг мог рассчитывать на соответствующие почести. Принять гостя в любое время, накормить его и устроить в доме – святая обязанность кабардинца. За нарушение традиций гостеприимства, за оскорбление гостя предусматривались серьезные штрафы. В доме кабардинца гость находится в полной безопасности. Для него на стол ставятся лучшие блюда, и отводится лучшая комната – кунацкая. Гость обычно ест в одиночестве, хозяин может присоединиться к нему лишь после убедительных уговоров. Если же они равны по положению и возрасту, то тогда к трапезе приступают вместе.
По обычаю ни хозяйка дома, ни дети не садятся за один стол с гостем и мужчинами. Но при этом они находятся поблизости, ведь их помощь всегда может понадобиться. Если в городах эту традицию почти забыли, то в сельской местности ее неизменно соблюдают.
Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет.
Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:
1. Сватовство. Поиск подходящей кандидатуры родственниками жениха занимает не один день. Когда находится достойная невеста, в ее дом отправляются сваты. Иногда ходят по несколько раз, пока согласие на брак не будет получено.
2. Согласование суммы калыма. Семьи жениха и невесты обсуждают калым. Часто этот разговор сопровождается спорами, торгами и длится столько, пока стороны не придут к обоюдному согласию.
3. Смотрины. Знакомство будущих супругов происходит в доме невесты. В назначенный день жених приходит в гости, там же проводят обряд обручения в соответствии с мусульманскими традициями.
4. Выплата части калыма. Когда большая часть выкупа за невесту собрана, он передается ее родственникам. После этого назначается дата свадьбы.
5. Вывод невесты из дома. После внесения доли калыма жених имеет право вывести свою невесту. За нею обычно приезжает целый свадебный поезд, состоящий из друзей жениха. Красиво наряженную невесту родственники отпускали под шуточный выкуп.
6. «Укрывание» в чужих домах. Согласно традиции кабардинцев, молодых расселяют по чужим (разным) домам. C этого момента общение жениха и невесты прекращается.
7. Переезд в дом жениха. Невеста привозится в жилье жениха тайком. Первым делом она осматривает комнату, где ей предстоит жить, и не покидает ее целую неделю. В это время она ни с кем не общается.
8. Обряд примирения. Родители жениха примиряются с невесткой, когда она выходит из своего временного «заключения». После этого устраивается свадебное торжество, длящееся несколько дней.
Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.
Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.
У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домом. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно. Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.
С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи.
До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.
Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена».
Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота.
Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий.
Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.
Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал.
Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.
Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.
Областью народного искусства, где сливалось воедино творчество кузнецов и ювелиров, было оружейное дело. Изделия наших оружейников славились далеко за пределами Кавказа. В XVI веке кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в Персию, а двумя столетиями позже мастера из Кабарды работали в Москве, где ковали булатные сабли и кинжалы.
Ясность и благородство форм — главные качества произведений кабардинских оружейников. Соразмерность рукоятки и лезвия в холодном оружии, ствола и приклада в кремневых ружьях, отсутствие нарушающих плавность силуэта ломаных линий и выступающих деталей — вот о чем прежде всего речь. Мастера умело выявляли особенности каждого материала, будь то металл, дерево, кожа, кость, открытый ствол, чем лишний раз подчеркивали грозную суть предмета. Потому и орнамент серебряных накладок — простой и крупный. Тут, как правило, господствует геометрической-зооморфный стиль, а мелкие растительные мотивы, столь характерные для многих народов Востока, редки.
Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей – кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в.
Поселения кабардинцев имели неупорядоченную застройку, обыкновенно тянулись вдоль рек на несколько километров: каждый стремился селиться подальше от соседей. Дома строились либо турлучные, либо из земли и камня. В жилище имелись маленькие затянутые пузырем окна со ставнями. На дворе находились хлев, кладовая и кунацкая.
Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:
Князья. До Кавказской войны верхушку власти составляли княжеские роды, по некоторым источникам, их было шесть. Каждый род владел обширными территориями Кабарды, имел войско, сюзеренов, крестьян, слуг, рабов. Из князей в разные периоды выбирали верховного князя, представлявшего интересы кабардинцев за пределами исторического региона проживания.
Дворяне, или уздени. Разделены на три категории по праву рождения и величине богатства. Первые и вторые — признанные вассалы князя, знатные семьи с великими именами. Третьих можно сравнить с польской мелкой шляхтой, имеющей вес и определенное благосостояние, но не входящей в элиту первой очереди.
Духовенство: муллы и имамы. Принимали активное участие в решении общественных вопросов.
Крестьяне «тхокотли». Принадлежат князьям и узденям, имеют свою землю или же берут в аренду у владельцев. Составляют основное население Кабарды: занимаются земледелием, скотоводством, промыслами, обеспечивают благополучие правящей верхушки.
Рабы, или ясыри. Рабов покупали, использовали в качестве ясырей пленных. Низший, бесправный слой населения. В большинстве использовался в качестве слуг в знатных домах.
Основным блюдом кабардинской кухни, как и несколько сотен лет тому назад, было и остается мясо с соусом. В 19 веке горцы перестали употреблять в пищу свинину, поэтому на столе у кабардинцев сегодня присутствует только баранина, говядина, а также курица и индейка. Соус готовится либо сметанный, либо традиционный чесночный тузлук, либо луковый. К вареной или жареной баранине всегда подают айран или бульон, разведенный чесноком. Вместо хлеба употребляют крутую пшеничную кашу под названием «паста». К блюдам обязательно подают много свежей зелени.
Из овощей кабардинцы круглый год используют картофель, фасоль и горох, а также капусту, помидоры и баклажаны. Сыр горцы едят только домашний.
Кабардинцы в процессе приготовления уделяют больше внимания первым и вторым блюдам и в меньшей степени закускам и салатам. Овощи чаще всего подаются в нарезанном виде с большим количеством свежей зелени. Из мясных закусок готовят субпродукты и домашнюю колбасу под названием «сохта».
В кабардинской кухне представлено немало рецептов различных супов и бульонов. Самым известным среди них является шурпа.
Вторые блюда у горцев также имеют свои характерные особенности приготовления. В каждой семье к праздничному столу подают: лягур – картошку с вяленым мясом, гедлибже – кусочки курицы, тушеные в сметане, либже из баранины с морковью. Особого внимания заслуживает кабардинский шашлык.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.