Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.
Казахи – основное население Казахстана (70%). Также проживают в ряде других стран: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В Китае казахский народ пребывал еще в XII веке. В стране также произошла массовая эмиграция во время голодных лет. Многие из них в повседневной жизни говорят на казахском языке, а правительство КНР активно поддерживает расселение людей, создавая автономные образования.
По данным переписи 2020 года на территории Российской Федерации проживает 591 970 казахов. Больше всего — в Астраханской (143 717 чел.), Оренбургской (107 734 чел.), Омской (69 407 чел.), Саратовской (64 065 чел.) областях. В Москве проживают 9 864 казаха. В России предусмотрены школы, где преподают казахский, но обучение на казахском языке не предусмотрено.
Более 100 тысяч казахов живет на территории Монголии, значительная часть проживает в Узбекистане, а в Киргизии они имеют статус национального меньшинства. Для всех казахов, за исключением тех, что проживают в России, характерна массовая репатриация на родину, чему способствует само государство Казахстана.
Казахи в большинстве своем являются мусульманами. Атеистов в Казахстане насчитывается не более 100 тысяч человек. Влияние ислама на казахский народ носит исторический характер. В конце десятого столетия он был официально утвержден как государственная религия. Следует, однако, отметить, что современные казахи соблюдают не все обряды, например, нарушается порядок намаза. Причина такого отношения кроется в светской политике Советской власти, которая преследовала любую религиозную деятельность, ограничивая возможности миссионеров.
Сохранилось и языческое верование — тенгрианство. Оно предусматривает поклонение духам и богам природы, тяготеет к тотемизму. Шаманизм не считается государственной религией, однако жители сельских районов до сих пор придерживаются давних ритуалов и поклоняются языческим богам. Подобная ситуация вызывает массу противоречий у мусульман, которые также негативно относятся к традиционным казахским обычаям, часто противоречащим предписанию Корана. В целом же представители ислама и тенгрианства существуют мирно.
Современный казахский язык произошел от «тюрки», одного из «официальных» языков Золотой Орды в XIII—XIV веках. Он же был языком деловой переписки Казахского ханства в XV веке. Собственно, казахский же язык получил такой статус в XVI веке. До этого он был языком повседневного общения и народного творчества.
Современный литературный казахский берет начало во второй половине XIX века. К этому моменту язык уже делился на три диалекта, соответствовавших трем жузам. Основой литературного языка стал северо-восточный. На нем творили поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Любопытно, что и русский, и китайский языки очень слабо повлияли на формирование казахского.
С приходом советской власти начались активные работы над созданием казахского алфавита. До этого казахи – преимущественно мусульмане – использовали арабскую письменность. Ею до сих пор пользуются казахи Афганистана, Ирана, Пакистана и некоторых регионов Китая. Была разработана и кириллическая азбука, которой пользовались миссионеры.
В 1929 году Комитет по новому алфавиту при ЦИК СССР разработал яналиф. Этот алфавит должен был стать единым для всех тюркских народностей на территории страны от Казахстана до Крыма. Такая азбука проработала до 1940 года, в 1938 году даже сменив кириллицу на латиницу. Но в 1940 году был введен современный кириллический казахский алфавит из 42 букв. В 2025 году Казахстан собирается вновь перейти на латиницу. В 2017-м президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил проект нового алфавита.
Что касается самого языка, то, помимо Казахстана, он является официальным в Республике Алтай. Но в отличие от Казахстана, на Алтае он используется только в местах компактного проживания казахов.
Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.
Казахский народ имеет множество традиций, которые формировались на протяжении долгого времени. Одной из важных традиций является воспитание детей. За каждым сыном должны присматривать разные люди, чтобы ребенок мог получить от всех опыт, который пригодится ему в жизни. Распространен институт «семи предков», подразумевающий важность родственных связей. Распределение в семье сыновей по обычаям казахского народа требовало, чтобы старшего сына отправляли на воспитание к бабушке и дедушке, среднего обучали военному делу, а младшего оставляли у родителей, чтобы он в дальнейшем помогал с хозяйством. Важность мужской линии была несоизмерима больше, чем женской. Казахи считали внуками только тех, кто рождался от их сыновей.
У казахов есть много свадебных обрядов, причем большое внимание в культе брака отводится предкам. Каждому казаху надлежит знать свою родословную до седьмого поколения. Это необходимо для соблюдения запрета — нельзя выходить замуж (жениться) на представителях своего рода. Бракосочетание происходило обычно в юные годы, девушки становились женами уже в 14 лет, мужчины в 14-15.
Не менее важным пунктом в традициях казахского народа является гостеприимство. Гостя надлежало принимать в обязательном порядке, поскольку отказавшего ему в воде и еде облагали штрафом. Традиция велела угощать гостя лучшей едой, подавать кумыс, айран, затем налить чай и угостить сладостями. После подавали горячие блюда. Обычно баранину или конину (мясные и колбасные изделия).
На третий день после рождения ребенка, его укрывали шубой, если мальчик и платком, если девочка. Также в кроватку клали либо зеркальце, либо уздечку.
Қырқынан шығару – обряд, который проводился на сороковой день после рождения ребенка. В нем участвовали только женщины – близкие друзья и родственники семьи. Ребенка купали в ванночке, кладя туда монеты и фасоль, что знаменовало будущую богатую и сытую жизнь.
Құда тусу – своего рода обряд сватовства. Вместе собирались представители жениха и невесты, обменивались подарками. В конце представителю жениха подносили блюдо из печени, что считалось одобрением и согласием на замужество.
Конаккаде – по традиции, если пришли гости, то хозяин дома может попросить их исполнить песню или мелодию на каком-нибудь инструменте в благодарность за теплый прием.
Конакасы – это блюда, которые преподносят гостю. Если ему они не понравились и в доме его приняли плохо, то он мог повлиять на то, чтобы хозяин жилища заплатил своего рода штраф. В качестве наказания он лишался верблюда, лошади или другого скота.
Токымкагар – проводы в путешествие, поездку или переезд. Если кому-то в ближайшее время нужно надолго уехать, то устраивается застолье. Вся родня собирается вместе и говорит пожелания счастливого и легкого пути.
Шашу – традиционно главных людей праздника осыпают сладостями и монетами. Принято считать, что такая подобранная конфета или монетка может принести счастье.
Саркыт – принято брать с собой угощение после окончания застолья.
Ерулик – традиция приглашать к себе в гости соседей, которые только недавно въехали в новое жилье.
В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни.
Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя.
Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.
Тематика народных танцев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся танцевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец ткачей), охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» — обучение охоте ловчей птицы), а еще танцы-состязания («утыс би»), сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»), пародии на животных («ортеке» — архар-прыгун, «тепенкок» и «кара жорга»,— бег иноходца и танец скакуна, «аю би» — медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр.
Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей. Казахи отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце.
Верхом хореографического мастерства считались различные пляски на конях – джигитовки. С малых лет казахи обучались этим навыкам. Считалось, что молодой казах должен был в обязательном порядке научиться:
Скакать на коне;
Плясать в седле;
Виртуозно управляться с национальным видом оружия и так далее.
Основные подвиды танца:
«Қара жорға». Рождение танца «қара-жорға» связано с наблюдением людей за необычным бегом иноходца, отличающимся рысью или галопом от других лошадей. Дробные переборы ногами, ритмический цокот копыт, покачивание из стороны в сторону головы, всплески гривы, раскачивание крупа создавали впечатление танца. Немалое значение имели вид наездника, корпус которого на обычной лошади сотрясался, а на иноходце покачивался в ритме шага, и наездник как бы танцевал, сидя на коне. Поэтому в танце «қара жорға» мы обнаруживаем движения, напоминающие бег иноходца и покачивание плеч.
«Ор теке» (козел, попавший в яму) — этот комический танец также рожден на основе наблюдений за повадками животных и носит шутливо-юмористический характер. В нем высмеиваются и поступки людей, попавших по своей глупости или нерадивости в смешное или безвыходное положение. Танец «ор теке» имеет три варианта: сольный, хороводно-игровой и кукольный. В этом варианте танцор больше использует выразительную мимику, движения, рук, плеч, шеи, чем движения ног.
«Ұтыс би» (танец-состязание) — в этом танце, подобно акынам-импровизаторам, именитые танцоры-профессионалы состязались в мастерстве импровизации и в количестве известных им танцев. В момент танца один из джигитов неожиданно придумывает сложные движения: если его соперник не сумеет повторить этих движений, он считается побежденным. Чтобы затруднить соревнование, исполнители постепенно повышают темп танца, доходя до очень быстрого.
«Аю би» (танец медведя). Юмористический танец, в котором изображаются встреча охотника с медведем. Оба застывают в изумлении, затем отрывисто покачивают корпусом вперед и назад, после чего, рассматривая друг друга, осторожно ходят по кругу.
«Бура би» (танец верблюжонка). Содержание этого танца так же как в «аю би» носит юмористический характер. Вор, увидев верблюжонка, сначала любуется им, а затем, приманив, пытается увести с собой.
«Қаз-қатар» в переводе значит — гусиный ряд, вереница гусей. Танец навеян впечатлением от крупных красивых птиц, которыми народ всегда любовался. В танце девушки подражают гусям, лебедям, их движениям при полете, посадке, купании. Как рисунок танца, так и его музыка созданы на фольклорной основе.
«Қара қулақ» или «серік қулақ» (черные уши или парные уши) — веселый хороводно — игровой танец, который исполняется во время вечерних игр казахской молодежи на джайляу.
«Шалқыма» — в этом танце олицетворяется образ простой казахской девушки, искусной мастерицы изготовления кумыса. Умением красиво носить торсық на плече, пленительно танцевать с ним, умением изящно разливать кумыс по пиалам и скромно почтительно им угощать — девушка чарует всех.
«Кылышпен би». Сценическая композиция посвящена мужеству казахских женщин, которые и в далеком прошлом, и в грозные дни Великой Отечественной войны с оружием в руках отстаивали счастье народа. В танцевальном образе девушки — батыра, в динамике ее движений преломляется народный темперамент, такие черты национального характера, как смелость и отвага.
Первые образцы сценического танца появились в музыкальном спектакле «Айман-Шолпан» (1934), операх «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер-Таргын» (1937) Е. Г. Брусиловского.
Казахи – большие поклонники словесного искусства. Казахская литература и поэзия насчитывают тысячи лет – на протяжении веков пересказывались различные легенды и сказания, но самыми известными были эпосы «Коркыт-ата» и «Огузнаме». Поэты Средневековья в Казахстане обычно рассказывали свои произведения под аккомпанемент домбры или кобыза (щипковые музыкальные инструменты), и устраивали соревнования в чтениях «айтыз», что напоминает современные рэп-баттлы. Письменная литература Казахстана сформировалась только в XIX веке, и среди писателей того времени особо выделяется Абай Кунанбаев, именем которого сегодня в Казахстане и других странах названы поселения, улицы, театры, школы и университеты.
Особой традицией является конный спорт, скачки как таковые считаются национальным видом состязаний. У казахов насчитывается не менее 10 национальных видов спорта и игр. Практически во всех присутствует свои обычаи. Например, в алтыбакане молодые люди поют песни, гуляют и танцуют. Забавной игрой является кыз куумай, в которой юноши должны догонять девушек на лошади. Если молодому человеку удастся догнать девушку, он должен подарить ей поцелуй. Затем они меняются местами, и молодому человеку нужно во что бы то ни стало убежать от девушки, преследующей его на коне, иначе она имеет право отстегать его. Одним из самых сложных состязаний считается кокпар. В нем все участники должны бороться за тушу барана, при этом сама игра позволяет определить наиболее сильного, ловкого и опытного наездника, способного удержаться в седле. Сложность игры заключается в том, что она может длиться часами.
Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды.
Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:
Войлочный колпак;
Борык;
Тюбетейка;
Саукеле.
Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.
Казахи, как и все кочевники Великой Степи, долгое время занимались кочевым скотоводством. С XVIII в. развивается земледелие (культуры — просо, пшеница). Важное место занимала охота. Были развиты ремесла: резьба по дереву, прядение шерсти, ковроткачество, изготовление войлока, обработка металла, тиснение кожи.
Традиционным жилищем казахов является юрта. Сейчас этот вид жилища не устарел, используется многими фермерами, занимающимися животноводством. Каркас юрты представляет собой скрепленные крест-накрест, образующие ромбовидные отверстия жерди. Форма жилища цилиндрическая с конусообразной крышей, в центре которой есть отверстие для выхода дыма. Для утепления юрта обтягивается толстым слоем войлока. В центре юрты располагался очаг, возле которого складывали дрова. Очаг служил для обогрева и приготовления пищи. Принимали пищу за маленькими столиками на низких ножках, сидя на коврах. Спальное место представляло из себя набор меховых шкур, сложенных друг на друга. Раньше позволить себе подобную роскошь могли только богатые купцы. Сейчас многие казахи могут разместиться с комфортом в юрте.
Самым почетным местом является небольшая кушетка с высокими бортами, возле нее ставится маленький столик для ног. Также глава дома может восседать на большом стуле, похожем на трон. Вещи хранятся в сундуках, посуда всегда должна быть под рукой. Вход в юрту сейчас закрывает дверь, которую защищают навесом. Ранее дверями не пользовались. Во время проветривания навес поднимали, позволяя воздуху естественным образом проникать в юрту.
Пространство юрты делится на мужское и женское. Мужчины обычно располагаются ближе к входной двери. Символом богатства у казахов, как и других кочевых народов, является ступа, в которой взбивают кумыс. Современные юрты часто используются для привлечения туристов. Отметим, что юрты могут использоваться не только как индивидуальные гостиницы, но и место для проведения похоронных обрядов. Бывают свадебные юрты, в которых жених с невестой проводят свою первую ночь после свадьбы.
Традиционно казахский народ делится на три этнотерриториальных образования — жуза. У каждого жуза имелось свое исторически сложившееся пространство: у старшего жуза — Семиречье и Южный Казахстан, у среднего жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у младшего жуза — Западный Казахстан. Роды жуза родственны между собой. Вне жузов находятся группы торе (чингизиды), кожа (потомки сахабов пророка Мухаммеда и других арабов Центральной Азии) и толенгит (каста бывших ойратских военнопленных, составлявшая корпус ханских телохранителей). Современные казахи не всегда знают, из какого жуза и рода они происходят.
Кухню казахов следует разделять на традиционную и современную. В ней присутствует много традиций, лицезреть которые можно на фестивале «Тойказан». Обычаи приготовления складывались веками, существует множество обрядов, связанных с готовкой еды.
Основу казахского рациона всегда составляли мясные блюда. В нем есть множество специфичных для европейца деликатесов. К примеру, казы-карта, представляющая собой нарезанную ломтями конину. А самое известное мясное блюдо – бешбармак – бульон с отварным крошеным мясом, лапшой и кусочками теста.
Казахи употребляют практически всю пищу животного происхождения: почки, сердце, легкие и т.д. Большую популярность имеют манты, которые готовятся с добавлением мяса и тыквы. Готовят их на пару, используя многослойный поднос из дерева.
Вареная колбаса тоже пользуется спросом. Ее называют казы и готовят из конины. Колбаса казы может иметь малую, среднюю, высокую жирность. Пища кочевников сама по себе всегда была сытной и жирной, так как условия жизни требовали питаться плотно. Есть и такие блюда, которые могут сильно удивить. Среди них фаршированный желудок, который запекают в золе. Блюдо это настолько специфично, что даже оседлые казахи его едят редко.
Из рыбных блюд популярен коктал — это рыба, которую коптят вместе с овощами. Отличительной особенностью блюда является использование крупных особей, достигающих в весе 5 кг. Птица из пищи исключена практически полностью, так как у кочевников ее просто не было. Также отсутствует свинина, являющаяся запрещенным к употреблению продуктом в соответствии с наставлениями, изложенными в Коране.
Хлеб – значимый продукт в казахской кухне. Его тоже делают питательным. Например, баурсаки выглядят как обычные кусочки теста, однако стоит приготовить их в кипящем масле, и получится сытная хлебная закуска.
Казахи пекут в тандыре лепешки, а также делают их на кипящем масле (шелпек). Готовить такие хлебные блюда можно даже в походе, для чего используется казан. Казахи воспринимают шелпек и баурсаки как обязательное украшение стола, но насытиться ими можно с лихвой. Хлеб пекут на углях, на сковороде, делают из него сладости.
Самой знаменитой сладостью является чак-чак, который может съесть любой человек, даже соблюдающий диету.
Другое дело шертпек — крайне жирная сладость. Она представляет собой мед, смешанный с конским жиром, получаемым в результате приготовления колбасы.
Рацион современного казаха стал менее калорийным. Люди стараются выбирать пищу, которую употребляют восточные народности и европейцы. Многим знакома русская, белорусская и украинская кухни.
Часто на столе бывают татарские, корейские блюда, казахи едят самсу, копчености, разного рода сладости, знакомые каждому жителю большого города: мороженое, конфеты, мармелад. Неизменными блюдами рациона остаются лагман и шашлык.
Напитки у казахов тоже особые. Чтобы получить питательный напиток, они смешивают коровье молоко с простоквашей, которую делают на основе овечьего молока. Жидкость кипятят, затем добавляют сливочного масла. Получается очень калорийный напиток. Большую популярность в России приобрел казахский молочный алкогольный напиток – кумыс. Готовили его просто – наливали кобылье молоко в бурдюк, привязывали к седлу и ждали, когда оно забродит до необходимого состояния. Еще один кисломолочный напиток – айран – больше напоминает кефир. Иногда он получался таким густым, что его нужно было разбавлять кумысом.
Другой популярный напиток – чай с молоком. Казахстан – один из мировых лидеров по его потреблению. Для сравнения, среднестатистический индиец за год выпивает 650 граммов чая, среднестатистический казах – целых 1,2 килограмма.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.