Кайтагцы — народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает кайтагцев субэтносом даргинцев, другие — самостоятельным этносом.
Кайтагцы живут в основном на территории Кайтагского района Респубики Дагестан, часть — на равнине и в городах (Махачкала, Дербент, Избербаш и др.). В 1944 году часть кайтагцев была переселена в Чечню, откуда позднее переселилась на север Дагестана.
По данным переписи населения 2002 года в России жило менее ста кайтагцев, 2010 года – 7, а по данным 2020 года - 37.
Большинство кайтагцев исповедует ислам суннитского направления.
Говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет 5 говоров. Распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на русской графической основе.
Традиционная одежда кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет, черкеску, овчинные шубы, бурку, овчинные папахи, у зажиточных кайтагцев были шапки из каракуля, башлыки, войлочные шляпы. На ноги надевали шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и непришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другую обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремневый пистолет со сплошь обложенной черненым серебром ручкой, шашка. Нарядные черкески обшивали позументом.
Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, желтого, зеленого, оранжевого), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. На голову женщины надевали чухту, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.
Кайтагцы верили, что с помощью обрядов можно вызвать или прекратить дождь, а также приблизить выход солнца. Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культом природы, ее объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов — носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов и домовых.
Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (из льна, конопли или хлопка), крашенные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Завитки, свастики перекликаются с древней дагестанской петроградикой, встречающейся в горных аулах. Основные места производства вышивки — это селения Кайтагского района Баршамай, Карацан, Джибахни и Абше. Мастерицы экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда вышивали крупные узоры золотом или серебром. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу узора составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и другие фигуры. Орнамент вышивался в виде крупных пятен. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами: на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков. Ритуальные вышивки использовали в таких событиях человека как рождение, свадьба или смерть близких людей.
Кайтагцы - это земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах — земледелие, садоводство и виноградарство). Выращивали в основном кукурузу, которую сеяли вместе с фасолью, ячменем, голозерным ячменем, коноплей, льном и пшеницей. В горной зоне сеяли ячмень, пшеницу, морковь, картофель, рожь. В предгорье — озимую пшеницу и ячмень, полбу, просо, кукурузу и овес. Из подсобных отраслей была развита охота. У кайтагцев были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шелковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колес, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе.
Традиционные селения западных кайтагцев — скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных кайтагцев похожи на соседние кумыкские. Дома чаще каменные. Для кайтагцев характерны жилища с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари).
В домах стояли огромные, во всю длину стены шкафы с несколькими полками. В них хранилась посуда и продукты. Кровати и деревянные тахты украшали фигурной резьбой. Стулья и маленькие табуретки на трех ножках тоже были причудливо вырезаны руками мастеров.
В XIX веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов).
До 20-х - 30-х годов XX века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х годов в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделенной семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сестры отца (преимущественно), матери и их дети.
До начала XX века в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин - джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины.
В пищу кайтагцы употребляли мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространенные блюда — хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Также из теста делали тонкие и толстые лепешки, сдобные булочки, слоеный хлеб. Из напитков широкое распространение получило вино из кипяченого виноградного сока «мусти».
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.