По данным переписи 2020 года в стране их насчитывается 218 человек. И проживают они в Астраханской области – 211.
Сохранялась вера в мифических существ (албасты, джалмауза, бир-танов, су-анасы и др.). Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Ходжетайлы на кладбище у с. Малый Арал Красноярского района. На данный момент в большинстве ислам суннитского толка.
Карагашский язык относится к ногайской подгруппе карлукско-кыпчакской группы тюркских языков. Диалекты не выделяются.
Карагашский язык собственной письменности не имеет.
Для этнографов особый интерес представляет целый цикл обрядов карагашей, который связан с новорожденным. Часть из них сохраняется по сей день и свидетельствует о сохранении патриархальных отношений.
Тело новорожденного карагаши считали сырым и, чтобы оно поскорее «затвердело», младенца сорок дней купали в подсоленной воде. За эти же дни младенца укладывали в колыбель, давали ему имя, одевали в «собачью рубашку» и в конце сбривали волосы.
Ийт коьйлек – собачью рубашку - шили из подола нательной рубахи почтенного старца или свекра матери. Таким образом, ребенок должен был перенять мудрость старца и жить так же долго, как он. При совершении обряда снятия рубашки пекут три круглых лепешки (хлеба) с дыркой посередине. Один такой калакай полагается собаке, остальные детям. Снятую рубашку продевают через дырку в хлебе, который привязывают на шею собаке. Дети гоняют собаку, чтобы она унесла все плохое в младенце.
«Обряд сбривания волос проводит дедушка (нагаш атасы) или дядя со стороны матери (нагаш акасы), к которому привозят ребенка. Мужчине, отправляющему обряд, родители дарят рубашку, а он преподносит ребенку ценный подарок в виде барана или бычка. Первые волосы называют карын шаш («утробные волосы»). В народе считают, что если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. У мусульман сбривание волос на голове ребенка мыслится как очищение. Отправление этого обряда вводит ребенка в мусульманскую общину и с этого момента человек должен придерживаться законов Шариата. Волосы мальчика заворачивают в кусок ткани или платочек и привязывают к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой».
Есть и обряд перерезывания пут, который призван скорее заставить ребенка ходить. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ножки тесьмой, сплетенной из разноцветных ниток. Для перерезывания тесьмы приглашают специальную женщину - бойкую, здоровую, хозяйственную, считается, что тогда ее хорошие качества перейдут ребенку. Родители не принимают прямого участия ни в одном обряде, зато на них присутствуют бабушки, тети и соседки. На платок перед ребенком кладут монетки, подарки. Женщина обычно говорит: «Сендей болсын!- Пусть будет таким (ой) как ты!» и перерезает путы.
Свадьба у карагашей проходит в два этапа. Первый — кода теъсер (буквально «сват спустится»), когда происходит сватовство или малая свадьба. Термин «теьсер» бытует у ногайцев с далеких времен. Он означает, что сват спустится к ним с лошади. В день сватовства отец жениха берет с собой в гости к будущим сватам самых близких родственников, от 10 до 20 человек. Причем старается брать хотя бы одного человека из дома каждого родственника.
В назначенный день они приходят в дом невесты, где их торжественно встречают родители и родственники девушки. Прибывшие гости преподносят дары для невесты: свадебный наряд, отрезы тканей, пальто или шубу, костюмы, ковер, золотые украшения, в том числе обручальные кольца, парфюмерные принадлежности, деньги на приданое.
Второй этап — икон той, главная, или большая, свадьба. Накануне, за день до нее, родители жениха через своих родственников присылают мясо двух овец к свадьбе. Если же такой возможности не представляется, то оставляют в день сватовства деньги (той малэ). К свадьбе готовятся с обеих сторон. И в доме невесты, и н доме жениха встречают своих гостей. Такой прием гостей карагаши называют джиен.
На следующий день в назначенный час за невестой приезжает киеувлер — жених (киеув) с друзьями. Среди них обязательно находятся старшие. Один из них называется бас кода, то есть главный сват. Он выполняет роль посланника хороших пожеланий от родителей жениха.
На следующий день проводят келен чай — чай невестки, где она угощает всех чаем. Вернее, возглавляют эту церемонию старшие, а невестка (келен) находится рядом.
Спустя неделю после свадьбы родители девушки приглашают в гости молодую пару. Через определенное время родители жениха приглашают в гости родителей невесты.
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау. Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.
Карагайский кочевник был вооружен: луком со стрелами, мечом, боевым топором, копьем. Имелись красиво отделанный колчан для стрел, шлем, украшенный орнаментом саадак – футляр для боевого лука.
Женская одежда карагайцов отличалась сравнительно большим разнообразием. Праздничный каптал карагашки имел покрой отрезной по линии талии. В качестве материала, как правило, использовали сукно (шуга) или бархат темно-бордового цвета с ложными длинными рукавами, расшитыми монетами. В отличие от праздничного каптала, повседневный каптал мог быть любого цвета. Летний вариант каптала шили из атласа или китайского шелка. Праздничный каптал обязательно обшивался серебристой тесьмой с золотой нитью.
По крестообразному геометрическому орнаменту каптала, располагаемому по полу платья, можно с уверенностью идентифицировать Сеитовский вариант ногайского костюма. Крестообразный орнамент в данном случае является некой модификацией треугольников, составляющих квадрат. Для других ногайских сел, например, для Хожетаевки был характерен треугольный орнамент на каптале. Орнамент на каптале являлся астральным оберегом, указывающим на половозрастную принадлежность. Всего существовало несколько видов орнамента, используемых у ногайцев: квадрат, треугольник и модификация треугольников, составляющих квадрат.
Для новобрачной карагашки шили особого рода короткий каптал из бордовой хлопчатобумажной ткани, прошитой светлой нитью. Плечи, спину и все открытые срезы на свадебном бешмете обшивали звенящими подвесками, а грудь покрывали пряжками, вертикально пришитыми в один – три ряда. Головные уборы карагашей разделялись на нижние и верхние. Под основной головной убор одевалась девичья шапочка - «шлауш»; поверх которой одевался свадебный венец «мезбек». «Мезбек» украшался кораллами «моржан» и острыми 4-х гранными пирамидками из серебра «мезбек туйме». К «мезбеку» прикреплялось или пришивалось височное украшение - «шекелик». Поверх «мезбека» набрасывалось большое белое покрывало «бой тастар».
Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.
Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов, украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.
Эпические и бытовые песни (джыр, йыр, оьзин ногай джыр) исполняются мужчинами. В XX веке были заимствованы элементы татарского песенного и танцевального фольклора.
Музыкальные инструменты — гармоника (саз, прежнее название кобыз) и бубен (кабал); до кон. 1990-х гг. сохранялась традиция игры на домбре.
Основное традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С конца XIX века стали переходить к овощеводству, с начачала XX в. — к рыболовству. С коллективизацией конец 1920 — начало 1930-х гг. карагаши насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится основным занятием. Сохраняется искусство изготовления туфяков с шелковым чехлом с аппликацией. До 1970-х гг. делали шерстяные ковры-киизы. Калмыцкое влияние прослеживается в типе разборной юрты.
Среди традиционных блюд карагашей можно выделить баурсак и калакай (жареное на масле тесто); кыздырмыш (обжаренная лепешка с оформленной по краям лепкой); май боьрек или кызыл боьрек (удлиненные пирожки, защипанные мастерски специфическим узором с начинкой из изюма или густого повидла); турамша с алпамой (мелко нарубленные кусочки вареного мяса с ломтиками отварного теста); кувырдак (обжаренные внутренности животных с луком и картошкой); казы, толтырма (разновидности колбас); касык или ак боьрек (пельмени); балык сорпа (уха); «талкан» (кашеобразная пища из проса); различные виды изделий из молока: «ак» (кислое молоко), «псляк» (брынза), творог (сезбе).
Из напитков употребляется чай с молоком, чай, сваренный на молоке (ногай-шай, кара-шай) кислое молоко (ак), в прошлом — кумыс из кобыльего и шуват — из верблюжьего молока.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.