Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.
В 1926 в СССР проживало 9 тыс. караимов, за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс.- в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. После 2-й мировой войны процесс ассимиляции караимов в России продолжался. Если в 1897 общая численность караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в качестве родного). В 1989 - 10,3% караимов указали родным караимский язык (в пределах бывшего Союза - 19,3%).
По данным переписи 2020 г., численность караимов в России составляет 500 человек. Большая часть из них — 295 человек, проживает на территории Республики Крым. Численность караимов в других регионах России:
В г. Москва – 62;
В г. Севастополь – 23;
В Московской области – 21.
У этого маленького народа есть собственное, отличающееся от других монотеистическое вероисповедание. Историки их религии отсылают к I веку к саддукеям, которые перестали пользоваться устной Торой. Живший в IX веке в Вавилонии еврей Анан бен Давид создал свое учение по подобному принципу, отказавшись от Устной Торы и Талмуда. Признававших только Писание, письменную Тору людей стали называть караимами, что в переводе с древнееврейского языка означает «читающие».
Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма негативную реакцию и критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в 1 веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.
Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно бы смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у караимов не кошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.
Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.
Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В 12–13 веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты.
Сегодня религия караимов официально не считается иудаизмом, его ответвлением или иудейской сектой. А современные караимы не признаются евреями с этнической и генетической точки зрения.
Караимский - это один из тюркских языков, относимый учеными к кипчакской языковой группе, возникшей из ныне мертвого кыпчакского языка. Из него же образовался и язык, на котором сегодня говорят крымские татары. В то же время крымский караимский диалект богат заимствованиями из древнееврейского языка (гебраизмами).
Сегодня существует три заметно различающихся караимских диалекта. Кроме крымского, отличают тракайский (северный) и галичский (южный). До XX века все караимские тексты записывались с помощью древнееврейского письма. Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
После Второй мировой войны диаспоры Литвы и Польши начали применять латиницу, а крымские и украинские караимы стали писать кириллицей, при этом сохраняя караимский язык.
Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.
В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков, а также в Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.
По данным переписи 2020 г., караимским языком владеет 45 человек.
Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок обок на крымской земле.
Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанов и рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типа кальсон одевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтан с небольшим прямым воротником, с застежкой на крючках на груди от шеи до талии. Подпоясывались кушаком. На кафтан одевали короткую, по пояс, не застегивающуюся кофту с рукавами чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят верхний кафтан. Зимой его покрывала шуба. На ногах носили ботинки или туфли с кожаными галошами, либо сапоги.
Мужчины брили голову и бороду, но оставляли усы. Старики не брились.
Национальный головной убор - невысокая черная круглая барашковая шапка - караимка, как ее называли в Крыму. Головной убор - наиболее характерная часть мужской одежды крымских караимов - сохранился у старшего поколения до наших дней.
Праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко светлого материала. Спереди ее расшивали золотом и серебром, украшали национальным орнаментом.
Женский костюм состоял из нижней рубашки, верхнего платья, кофточки и верхнего кафтана. Дома нередко носили и шаровары. В зависимости от достатка нижнее белье было из шелка или из домотканой материи. Социальным положением определялось и качество материала верхней одежды. Платье было длинным до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками.
Кофта - короткая, до талии, с широкими рукавами, опущенными чуть ниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом. Грудь под кофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером. Нижний край сетки украшали монетами.
На ноги надевали чулки с красиво расшитыми подвязками и туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне дома высокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве.
Голову покрывала невысокая круглая красная шапочка - феска. Сверху ее украшала кружевная, часто белая, накладка, расшитая жемчугом, бисером, золотом и серебром, с бахромой. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком, ниспадавшим до плеч, или шалью.
Традиции караимов формировались на вероисповедальных, общекрымских и древнейших тюркских обычаях.
Для многих из них характерна символика цвета. Белый сопровождает радостные события: например, посвящение в вожди-Гаханы на белом войлоке, светлая халва на праздник. Черный, напротив, олицетворяет печальные моменты: черный войлок в поминальной церемонии, темная траурная халва.
Для женитьбы требовались: совершеннолетие, взаимосогласие, общеэтничность, отсутствие запретного родства. Старались жениться на представителях дальних родов. В прошлом разрешалось породнение с близкими по крови тюркскими племенами при условии принятия веры. Разрешалось, но к XX в. стало исключением многоженство.
Женитьбе предшествовали обручение (после чего невеста не могла произносить имя жениха); предварительные подарки - хонжа и вечер кройки приданого в доме невесты. Свадьба (той) длилась семь дней и включала девичник в доме невесты и холостяцкую пирушку у жениха; купание невесты, посещение бани женихом; составление брачного договора; одевание невесты и жениха, венчание.
Жених с друзьями брили головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны - зилиф, отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.
В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны отголоски умыкания невесты. В брачной церемонии использовали белый войлок или шкуру (как и кумыки, кызыльцы, баяты). К нашему времени свадьба упростилась. Сохранился обычай ставить молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном. Почти утеряна религиозная обрядность.
Хоронили в деревянном гробу с руками, вытянутыми вдоль тела. Следуя словам «как пришел во плоти, так придется и уйти», в гроб не клали ценностей.
Ночью у гроба горели свечи. Отпевали при закрытом гробе. Близкие не касались покойного. Дома и на кладбище газзан исполнял траурные песни (кына) и заупокойную молитву на родном языке. Все находились с покрытыми головами.
Могила ориентирована с севера на юг. По ее сторонам забивали колья - къазык, аналогию чему находим у других тюркских и монгольских народов. В день похорон и при последующем посещении кладбища на могилу у ног клали камешки.
На поминках мужчины и женщины сидели отдельно. Обязательные поминальные блюда: траурная кара-халва, печеные яйца с перцем, пирожки с сыром, изюм, водка. Только на поминках рюмки ставили на тарелки. Самые близкие в трапезе не участвовали, а после ухода гостей совершали обряд айакъ-ичмэк (пить из кубка) и погружались в глубокий траур. На черные войлок или шкуру становился газзан, вокруг по степени родства по движению солнца располагались остальные. После благословения присутствующих обходили по движению солнца кубок с вином и хлеб. Семь дней не ели мяса и ничего не выносили из дома. Повторный обряд на черном войлоке завершал глубокий траур. За ним следует обряд эт-аши (мясное кушанье) и разрешается повседневная пища. На 40-й день подают хазарскую халву утешения. Через 11 месяцев траур заканчивается последними поминками с белой халвой.
Погребенным на чужбине ставили безмогильный памятник - йолджи-таш (камень путнику). Древний обычай предписывал спешиваться с коня у могил правителей в знак глубокого уважения к их памяти. Аналогию находим у хазар. Согласно народной мудрости: «обычай - половина веры».
Младенцу дарили сырое яйцо, купали впервые в соленой воде, голову мыли желтком. Мать и дитя особенно оберегали 40 дней после родов. Этот срок предусматривает и религия, и национальная традиция (то же у узбеков, казахов, киргизов). Особое место отводили деревянной колыбели, окруженной ореолом суеверий.
На восьмой день после рождения мальчика праздновали обрезание, олицетворявшее принятие веры по Ветхому Завету. Обряд известен также у мусульман и иудеев, сохранился у отдельных христианских общин. В этот день газзан нарекал мальчика. При отсутствии в селе газзана обряд проводил мулла. За праздничный стол садились мужчины, после них - женщины. В наше время обряд исчез.
Появление девочки праздновали через 14 дней после рождения. Газзан нарекал ее, после чего садились за трапезу. По древнему поверью младенца не оставляли надолго без имени, и к официальному наречению газзаном уже называли национальным именем или прозвищем. Отсюда двойственность имен.
Чтобы уберечь ребенка от зла, мать хранила высушенную пуповину и прядь волос младенца. Для спасения тяжело больного ребенка родственники или друзья «покупали» его и давали новое имя, чтобы обмануть злого духа. По выздоровлении ребенок оставался в семье с новым именем. «Купившие» тоже считались родителями и участвовали в дальнейшей его судьбе.
Фольклор караев - важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории.
Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая. Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников - мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания. Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным реликвиям.
Народная мудрость играла не меньшую роль, чем предписания религии, служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки, эти «слова отцов». Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.
«Слова отцов» гласят, что обычаи и справедливость - половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями.
В прошлом бытовала любопытная игра. Ее участники обменивались по очереди пословицами и поговорками. Пропустивший очередь выбывал из игры. Словесные баталии продолжались заполночь. Победитель пользовался почетом и уважением. Часто состязались в импровизации песен. Успех имели песенки типа частушек - чины и более пространные йыры. Эти песни быстро и создавались, и забывались. Передавались поколениями более сложные и дольше живущие песни жанра тюркю, включая обрядовые, и героические песни - дэстаны. Из древнейших песен сохранилась колыбельная о звере бутахаморе, близкая по сюжету к известной на Алтае. Интересен народный календарь. Названия суйунч-ай - радостный месяц (февраль-март), эйнэкун - день большой чистоты (пятница) и йухкун - святой день (воскресенье) так же звучали у половцев. Слово йухкун близко к названиям карачаевцев и балкарцев, а название канкун - день крови (среда) - у чувашей и башкир.
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища.
В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом.
Дома караимов строились полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши - черепичные.
Дома строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.
Двор делился на две половины: черную - для хозяйственных нужд (содержания скота, птицы) и белую, мощенную, - для семейных нужд. Вся жизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимым атрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасов в зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семья проводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлось тутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейны и даже специальные помещения для бани.
Характерная особенность богатого караимского жилища - наличие дополнительного помещения для гостей: просторной парадной гостиной и примыкавшей к ней небольшой спальни с двумя входами.
В холодную погоду для обогревания комнаты употребляли переносную медную жаровню - мангал. В него клали древесный уголь, уже не имеющий угара. Вокруг мангала собиралась семья или гости, на нем же в медном кофейнике варили кофе для гостей.
Отличительной чертой караимского жилища была печь тандыр, в которой готовили пищу, пекли хлеб, а в зимнее время она служила местом времяпровождения: вокруг, по краям, усаживались члены семьи, спустив ноги в печь.
Особое значение в доме придавалось казану: он был разной величины и использовался не только для приготовления пищи, но и символизировал единство семьи.
Древние профессии караев: садоводство, виноградарство, скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля. Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Осенью возвращались в постоянные поселения, занимались ремеслами. В фамилиях отражены профессии: чабан, охотник, ловец диких зверей, садовод, пчеловод, молочник, бузник, пекарь, сыровар, возчик, знаменосец, чумак, слесарь, шорник, чеканщик монеты, кожевник, вышивальщик по коже, бондарь, дровосек, привратник, носильщик, глашатай, учитель и др. Караимов причисляли к лучшим садоводам. Сады и виноградники располагались в долинах Альмы, Качи, Салгира, Карасу. Бытовала поговорка: «Потрудился - сад встречает, поленился – одичает». Некогда славились сады С. Крыма, А. Бабовича, Прика. Их владельцы получали награды всероссийских выставок.
Большой известностью пользовались кожевенники. Особое пристрастие караи испытывали к лошадям. Отсюда поговорки: «Хорошая лошадь - караиму сила», «Без коня, как без рук» и др. На лошадях и волах отправлялись из Крыма чумаки-караимы к соплеменникам в Галицию и Литву. От слова «чомача» - путы, ярмо - происходит караимская фамилия Чомак. В почете были военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии - тарханам. В Литве караи входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 г. служили 700 караимов, из них 500 офицеров. Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов. Отличались патриархальностью и беспрекословным подчинением главе дома.
Кулинарные традиции караимов схожи с традициями крымских татар и крымчаков. В кухнях этих народов множество подобных по составу и приготовлению кушаний, носящих одни и те же или схожие названия. Но караимская кухня богата и собственными, самобытными блюдами.
Самым популярным блюдом, имеющим национальный статус, является хамур-долма. Она похожа на маленькие пельмени, которые варятся в бульоне.
Основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты. Баранину употребляли в вареном, жареном, тушеном, вяленом, сушеном виде. Почетному гостю всегда подносили вареную баранью голову.
Жареная баранина готовилась и к столу, и впрок, то есть на зиму и весну. Ее укладывали в керамическую посуду и заливали курдючным топленным жиром, храня в сухом прохладном помещении до пяти - шести месяцев.
Одним из самых экзотичных блюд караимской кухни является тавук долмасы. Это курица, фаршированная зеленым горохом и вишней.
Деликатесом считается каймак, требующий не менее 4 литров жирного молока для приготовления маленькой порции. Если каймак считается деликатесом, то катык — приправа, хотя тоже готовится на основе молока.
Мучные блюда - обязательный атрибут караимского стола. Наиболее древним является пирог с сырой бараниной и различные пирожки. Их готовили на тандуре, закрывая казаном, покрытым углями. Позже на ряду с печеными пирожки стали жарить в курдючном смальце из баранины в казанах, а затем в глубоких жаровнях. Такие пирожки назывались чыр - чыр и подавались к столу в горячем виде.
Тесто для пирожков замешивались на бараньем жире, иногда к мясу добавляли рис или картофель. Караимы знали и дрожжевое тесто, из которого готовили гырдачык - многослойные лепешки, а также хлеб. Наиболее популярным было слоенное тесто, которое использовалось для приготовления лепешек, пирогов и пирожков.
Бобовые и овощи караимы употребляли в качестве самостоятельного блюда.
В качестве закусок популярны были печеные яйца, которые и сегодня часто подаются к столу.
Среди популярных блюд караимской кухни следует отметить халву, которую подавали как к повседневному, так и к праздничному и ритуальному столу. Белая халва, которую в Крыму называли «караимская», имела вид круглого пирога из стекловидной массы с вкраплением ореха, поскольку ее готовили из яичных белков с добавлением жаренных орехов. Караимская халва может долго храниться в закупоренных сосудах, в сухом и прохладном месте.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.