1076
Караимы

Источник фото : karai.crimea.ru

Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.

История

Среди многочисленных национальностей, населяющих Крым, одним из самых загадочных народов считаются караимы. Это коренной народ, но его появление на полуострове по сей день остается темой научных споров. Генетиками и историками выдвинуто множество теорий и предположений о том, кто такие крымские караимы и откуда взялась их особенная религия — караимизм.692ec30d5448ef819d73c1223469d2f5--costume-national.jpg

Источник фото : happy-laser.ru

Существует несколько теорий о происхождении караимов в Крыму. Самые известные из них — еврейская (семитическая) и хазарская (тюркская). Есть также малоизвестная версия, связывающая эту необычную нацию со славянским племенем древлян. Иудейская теория была достаточно распространена до конца XIX века. Она гласит, что основой современной крымской общины стали жившие на территории полуострова евреи, исповедовавшие иудаизм караимского толка.

Хазарско-половецкое предположение утверждает, что крымские караимы — прямые потомки хазар, принявших иудаизм. Антропологи находят генетическое сходство караимов с чувашами и через них — с хазарами. Кроме этого, было выявлено генетическое сходство между караимами и восточными евреями. Среди ученых есть сторонники синтетической теории, которая говорит о происхождении этого народа в результате смешения и ассимиляции евреев-караимов и хазаро-болгарского населения полуострова.34634_1.webp

Источник фото : dzen.ru

Слово «караим» известно с конца VIII — начала IX века, с момента основания этого учения Ананом бен Давидом, жившим в Вавилонии. Караимы в Крыму упоминаются с XIII века. Известно, что в ту пору относительно крупная община жила в Солхате (Старый Крым). Часть людей из нее со временем переселилась в Кафу (Феодосию). Академик А. Гаркави высказал предположение, что именно полуостров Крым стал местом формирования караимов как отдельного народа. «Родовым гнездом» называют караимы пещерный город-крепость Чуфут-Кале, находящийся поблизости от Бахчисарая. В VII–XI веках это укрепление принадлежало хазарам.

Затем с середины XIV века оно оказалось во владении крымских ханов. В XVI–XVII веках, после того как ставка хана была размещена в Бахчисарае, основным населением города остались караимы. В эту пору он получил прозвище «Еврейская крепость». К 1783 году, к моменту вхождения Крыма в Российскую империю, в пещерном городе жили только караимские семьи. Их там оставалось около 200 фамилий. В ту пору европейские власти не делали различий между евреями и караимами. Сами караимы до начала XIX века не протестовали, когда их называли евреями. Однако нарастающие антисемитские настроения вызвали у них желание отмежеваться от еврейского народа.2877371_original.jpg

Источник фото : dzen.ru

С присоединением Крыма к Российской империи изменилась жизнь караимов. Они, наконец, могли селиться там, где им хотелось. Народности, доказавшей свое отличие от евреев, было дано освобождение от уплаты податей, которые еще долго оставались для иудеев актуальными. В 1795 году императрица Екатерина освободила караимов от двойного налога, сделав его соразмерным тем податям, которые платили христиане. Им было разрешено приобретать землю. В 1873 году караимы Таврической губернии получили право религиозного самоуправления. В 1850 году такое же право было дано этой народности и в западных губерниях Российской империи. А в 1863 году они были уравнены в правах с коренным населением империи.

Над сохранением караимского языка и традиций работало Александровское караимское духовное училище в Евпатории, содержавшееся на средства общины. Оно было создано в 1895 году на деньги, собранные общиной, и представляло собой среднее национальное учебное заведение. Из его стен выходили газзаны (священники) и вероучителя, которые преподавали в дальнейшем в национальных начальных школах.

В Советском Союзе продолжалась серьезная научная работа по обоснованию нееврейского происхождения национальности. Традиционные устои и религиозный фактор утратили свою силу для жителей больших городов, ставших частью единого советского народа. Как и представители других народностей, они получали бесплатное образование, успешно реализовывали себя в разных профессиях, сотрудничали и дружили с людьми других национальностей. Стали возможны браки с представителями других народов и конфессий.

Караимы как самостоятельная нация едва не были истреблены во время Второй мировой войны. В оккупированном нацистами Киеве в сентябре-октябре 1941 года все представители этого этноса, как и евреи, были расстреляны. Позже гитлеровцы вновь подняли вопрос о «расовой чистоте» караимов. Чтобы поставить точку в происхождении этого народа, они обратились к находившимся в тот момент в концлагерях и гетто крупным еврейским ученым И. Шиперу (1884–1943), З. Калмановичу (1881–1944) и М. Балабану (1877–1942). Чтобы спасти караимов от уничтожения, независимо друг от друга каждый из них дал ответ, что этот народ не является еврейским в расовом отношении.

В наши дни караимы составляют неотъемлемую часть дружного и многонационального крымского народа. Гостей Крыма привлекают загадки их истории, своеобразная культура и религия.

Территориальное расположение и численность

В 1926 в СССР проживало 9 тыс. караимов, за его пределами — 5 тыс.; в 1932 — в СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс. — в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. После Второй мировой войны процесс ассимиляции караимов в России продолжался. Если в 1897 общая численность караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 — 5,7 тыс., в 1970 — 4,6 тыс., в 1979 — 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в качестве родного). В 1989 — 10,3% караимов указали родным караимский язык (в пределах бывшего Союза — 19,3%).

По данным переписи 2020 г., численность караимов в России составляет 500 человек. Большая часть из них — 295 человек — проживает на территории Республики Крым. Численность караимов в других регионах России:
В г. Москва — 62;
В г. Севастополь — 23;
В Московской области — 21.

Религия

У этого маленького народа есть собственное, отличающееся от других монотеистическое вероисповедание. Историки их религии отсылают к I веку к саддукеям, которые перестали пользоваться устной Торой. Живший в IX веке в Вавилонии еврей Анан бен Давид создал свое учение по подобному принципу, отказавшись от Устной Торы и Талмуда. Признававших только Писание, письменную Тору людей стали называть караимами, что в переводе с древнееврейского языка означает «читающие».Караимская_кенасса_в_Симферополе.jpg

Источник фото : www.avtodar.ru

Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в I веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.1238202775_religiya_1.jpg

Источник фото : karai.crimea.ru

Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у караимов некошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.

Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.IMG_9655.jpg

Источник фото : travelask.ru

Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В XII–XIII веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты. 
Сегодня религия караимов официально не считается иудаизмом, его ответвлением или иудейской сектой. А современные караимы не признаются евреями с этнической и генетической точки зрения.

Язык

Караимский — это один из тюркских языков, относимый учеными к кипчакской языковой группе, возникшей из ныне мертвого кыпчакского языка. Из него же образовался и язык, на котором сегодня говорят крымские татары. В то же время крымский караимский диалект богат заимствованиями из древнееврейского языка (гебраизмами).

Сегодня существует три заметно различающихся караимских диалекта. Кроме крымского, отличают тракайский (северный) и галичский (южный). До XX века все караимские тексты записывались с помощью древнееврейского письма. Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
После Второй мировой войны диаспоры Литвы и Польши начали применять латиницу, а крымские и украинские караимы стали писать кириллицей, при этом сохраняя караимский язык.

Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.

В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков. Также в Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.

По данным переписи 2020 г., караимским языком владеет 45 человек.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Стиль одежды крымских караимов — восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар, греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок о бок на крымской земле.

•    Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанов и рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типа кальсон одевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтан с небольшим прямым воротником, с застежкой на крючках на груди от шеи до талии.

Подпоясывались кушаком. На кафтан одевали короткую, по пояс, не застегивающуюся кофту с рукавами чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят верхний кафтан. Зимой его покрывала шуба. На ногах носили ботинки или туфли с кожаными галошами, либо сапоги.

•    Мужчины брили голову и бороду, но оставляли усы. Старики не брились. 
•    Национальный головной убор — невысокая черная круглая барашковая шапка — караимка, как ее называли в Крыму. Головной убор — наиболее характерная часть мужской одежды крымских караимов — сохранился у старшего поколения до наших дней.

phpzWqJGG_Karaimy-v-Krymu_html_6858c5ac27be3143.jpg3b0d3b100e9bed1023dfa42b8015e074.jpg

Источник фото : www.culture.ru , dzen.ru

•    Праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко светлого материала. Спереди ее расшивали золотом и серебром, украшали национальным орнаментом.

•    Женский костюм состоял из нижней рубашки, верхнего платья, кофточки и верхнего кафтана. Дома нередко носили и шаровары. В зависимости от достатка нижнее белье было из шелка или из домотканой материи. Социальным положением определялось и качество материала верхней одежды. Платье было длинным до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками.

•    Кофта — короткая, до талии, с широкими рукавами, опущенными чуть ниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом. Грудь под кофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером. Нижний край сетки украшали монетами.

•    На ноги надевали чулки с красиво расшитыми подвязками и туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне дома высокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве.

•    Голову покрывала невысокая круглая красная шапочка — феска. Сверху ее украшала кружевная, часто белая, накладка, расшитая жемчугом, бисером, золотом и серебром, с бахромой. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком, ниспадавшим до плеч, или шалью.

59f4c474b0eb70c0185e32ce42876890.png

Источник фото : ru.pinterest.com

Традиции и обряды

Традиции караимов формировались на вероисповедальных, общекрымских и древнейших тюркских обычаях.

•    Для многих из них характерна символика цвета. Белый сопровождает радостные события: например, посвящение в вожди-Гаханы на белом войлоке, светлая халва на праздник. Черный, напротив, олицетворяет печальные моменты: черный войлок в поминальной церемонии, темная траурная халва.

•    Для женитьбы требовались: совершеннолетие, взаимное согласие, общеэтничность, отсутствие запретного родства. Старались жениться на представителях дальних родов. В прошлом разрешалось породнение с близкими по крови тюркскими племенами при условии принятия веры. Разрешалось, но к XX в. стало исключением многоженство.

Женитьбе предшествовали обручение (после чего невеста не могла произносить имя жениха); предварительные подарки — хонжа и вечер кройки приданого в доме невесты. Свадьба (той) длилась семь дней и включала девичник в доме невесты и холостяцкую пирушку у жениха; купание невесты, посещение бани женихом; составление брачного договора; одевание невесты и жениха, венчание.Караимская свадьба.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Жених с друзьями брили головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны — зилиф, отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.

В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны отголоски умыкания невесты. В брачной церемонии использовали белый войлок или шкуру (как и кумыки, кызыльцы, баяты). К нашему времени свадьба упростилась. Сохранился обычай ставить молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном. Почти утеряна религиозная обрядность.

•    Хоронили в деревянном гробу с руками, вытянутыми вдоль тела. Следуя словам «как пришел во плоти, так придется и уйти», в гроб не клали ценностей.караимское кладбище 2.jpg

Источник фото : kleotour.ru

Ночью у гроба горели свечи. Отпевали при закрытом гробе. Близкие не касались покойного. Дома и на кладбище газзан исполнял траурные песни (кына) и заупокойную молитву на родном языке. Все находились с покрытыми головами. 
Могила ориентирована с севера на юг. По ее сторонам забивали колья — къазык, аналогию чему находим у других тюркских и монгольских народов. В день похорон и при последующем посещении кладбища на могилу у ног клали камешки.

На поминках мужчины и женщины сидели отдельно. Обязательные поминальные блюда: траурная кара-халва, печеные яйца с перцем, пирожки с сыром, изюм, водка. Только на поминках рюмки ставили на тарелки. Самые близкие в трапезе не участвовали, а после ухода гостей совершали обряд айакъ-ичмэк (пить из кубка) и погружались в глубокий траур. На черные войлок или шкуру становился газзан, вокруг по степени родства по движению солнца располагались остальные. После благословения присутствующих обходили по движению солнца кубок с вином и хлеб. Семь дней не ели мяса и ничего не выносили из дома. Повторный обряд на черном войлоке завершал глубокий траур. За ним следует обряд эт-аши (мясное кушанье) и разрешается повседневная пища. На 40-й день подают хазарскую халву утешения. Через 11 месяцев траур заканчивается последними поминками с белой халвой.

Погребенным на чужбине ставили безмогильный памятник — йолджи-таш (камень путнику). Древний обычай предписывал спешиваться с коня у могил правителей в знак глубокого уважения к их памяти. Аналогию находим у хазар. Согласно народной мудрости: «обычай — половина веры».

•    Младенцу дарили сырое яйцо, купали впервые в соленой воде, голову мыли желтком. Мать и дитя особенно оберегали 40 дней после родов. Этот срок предусматривает и религия, и национальная традиция (то же у узбеков, казахов, киргизов). Особое место отводили деревянной колыбели, окруженной ореолом суеверий.

На восьмой день после рождения мальчика праздновали обрезание, олицетворявшее принятие веры по Ветхому Завету. Обряд известен также у мусульман и иудеев, сохранился у отдельных христианских общин. В этот день газзан нарекал мальчика. При отсутствии в селе газзана обряд проводил мулла. За праздничный стол садились мужчины, после них — женщины. В наше время обряд исчез.

Появление девочки праздновали через 14 дней после рождения. Газзан нарекал ее, после чего садились за трапезу. По древнему поверью младенца не оставляли надолго без имени, и к официальному наречению газзаном уже называли национальным именем или прозвищем. Отсюда двойственность имен.

Чтобы уберечь ребенка от зла, мать хранила высушенную пуповину и прядь волос младенца. Для спасения тяжело больного ребенка родственники или друзья «покупали» его и давали новое имя, чтобы обмануть злого духа. По выздоровлении ребенок оставался в семье с новым именем. «Купившие» тоже считались родителями и участвовали в дальнейшей его судьбе.

Фольклор

Фольклор караев — важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории.

Народное творчество сохранило упоминание хазар и сюжеты, аналогичные бытующим у тюрков далекого Алтая. Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников — мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания. Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным реликвиям.

6c9805f1f23a27012c596e5d3bbe5f91.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Народная мудрость играла не меньшую роль, чем предписания религии, служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки, эти «слова отцов». Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.

«Слова отцов» гласят, что обычаи и справедливость — половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями.

В прошлом бытовала любопытная игра. Ее участники обменивались по очереди пословицами и поговорками. Пропустивший очередь выбывал из игры. Словесные баталии продолжались заполночь. Победитель пользовался почетом и уважением. Часто состязались в импровизации песен. Успех имели песенки типа частушек — чины и более пространные йыры. Эти песни быстро и создавались, и забывались.

Передавались поколениями более сложные и дольше живущие песни жанра тюркю, включая обрядовые, и героические песни — дэстаны. Из древнейших песен сохранилась колыбельная о звере бутахаморе, близкая по сюжету к известной на Алтае. Интересен народный календарь. Названия суйунч-ай — радостный месяц (февраль-март), эйнэкун — день большой чистоты (пятница) и йухкун — святой день (воскресенье) так же звучали у половцев. Слово йухкун близко к названиям карачаевцев и балкарцев, а название канкун — день крови (среда) — у чувашей и башкир.

Быт

Жилище

•    Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранению устойчивого типа традиционного караимского жилища.

•    В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские. Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стены с деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характерен портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом.14955.jpg

Источник фото : bigenc.ru

•    Дома караимов строились в полтора - два этажа, верхний из которых предназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводился под хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота. Крыши — черепичные.

•    Дома строились обычно внутри двора, но если они выходили на улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящие во двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцо дома, украшались тонкими колонками. Двор обносился высоким каменным забором, калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.big845.jpg

Источник фото : dzen.ru

•    Двор делился на две половины: черную — для хозяйственных нужд (содержания скота, птицы) и белую, мощенную, — для семейных нужд. Вся жизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимым атрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасов в зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семья проводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлось тутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейны и даже специальные помещения для бани.

•    Характерная особенность богатого караимского жилища — наличие дополнительного помещения для гостей: просторной парадной гостиной и примыкавшей к ней небольшой спальни с двумя входами.

•    В холодную погоду для обогревания комнаты употребляли переносную медную жаровню — мангал. В него клали древесный уголь, уже не имеющий угара. Вокруг мангала собиралась семья или гости, на нем же в медном кофейнике варили кофе для гостей.

•    Отличительной чертой караимского жилища была печь тандыр, в которой готовили пищу, пекли хлеб, а в зимнее время она служила местом времяпровождения: вокруг, по краям, усаживались члены семьи, спустив ноги в печь.тандыр.jpg

Источник фото : dzen.ru

•    Особое значение в доме придавалось казану: он был разной величины и использовался не только для приготовления пищи, но и символизировал единство семьи.

Жизнь

Древние профессии караев: садоводство, виноградарство, скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля. Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Осенью возвращались в постоянные поселения, занимались ремеслами. В фамилиях отражены профессии: чабан, охотник, ловец диких зверей, садовод, пчеловод, молочник, бузник, пекарь, сыровар, возчик, знаменосец, чумак, слесарь, шорник, чеканщик монеты, кожевник, вышивальщик по коже, бондарь, дровосек, привратник, носильщик, глашатай, учитель и др. Караимов причисляли к лучшим садоводам. Сады и виноградники располагались в долинах Альмы, Качи, Салгира, Карасу. Бытовала поговорка: «Потрудился — сад встречает, поленился — одичает». Некогда славились сады С. Крыма, А. Бабовича, Прика. Их владельцы получали награды всероссийских выставок.виноградство.jpg

Источник фото : dzen.ru

Большой известностью пользовались кожевенники. Особое пристрастие караи испытывали к лошадям. Отсюда поговорки: «Хорошая лошадь — караиму сила», «Без коня, как без рук» и др. На лошадях и волах отправлялись из Крыма чумаки-караимы к соплеменникам в Галицию и Литву. От слова «чомача» — путы, ярмо — происходит караимская фамилия Чомак. В почете были военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии — тарханам. В Литве караи входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 г. служили 700 караимов, из них 500 офицеров. Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов. Отличались патриархальностью и беспрекословным подчинением главе дома. 

Кухня

Кулинарные традиции караимов схожи с традициями крымских татар и крымчаков. В кухнях этих народов множество подобных по составу и приготовлению кушаний, носящих одни и те же или схожие названия. Но караимская кухня богата и собственными, самобытными блюдами.

Самым популярным блюдом, имеющим национальный статус, является хамур-долма. Она похожа на маленькие пельмени, которые варятся в бульоне.хамур-долма 2.jpg 

Источник фото : modawomen.ru

•    Основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты. Баранину употребляли в вареном, жареном, тушеном, вяленом, сушеном виде. Почетному гостю всегда подносили вареную баранью голову.

•    Жареная баранина готовилась и к столу, и впрок, то есть на зиму и весну. Ее укладывали в керамическую посуду и заливали курдючным топленным жиром, храня в сухом прохладном помещении до пяти - шести месяцев.

баранина по караимски.jpg

Источник фото : blog-food.ru

Одним из самых экзотичных блюд караимской кухни является тавук долмасы. Это курица, фаршированная зеленым горохом и вишней.

Деликатесом считается каймак, требующий не менее 4 литров жирного молока для приготовления маленькой порции. Если каймак считается деликатесом, то катык — приправа, хотя тоже готовится на основе молока.

•    Мучные блюда — обязательный атрибут караимского стола. Наиболее древним является пирог с сырой бараниной и различные пирожки. Их готовили на тандуре, закрывая казаном, покрытым углями. Позже наряду с печеными пирожки стали жарить в курдючном смальце из баранины в казанах, а затем в глубоких жаровнях. Такие пирожки назывались чыр-чыр и подавались к столу в горячем виде.Karaimskie.jpg

Источник фото : ecookie.ru

•    Тесто для пирожков замешивалось на бараньем жире, иногда к мясу добавляли рис или картофель. Караимы знали и дрожжевое тесто, из которого готовили гырдачык — многослойные лепешки, а также хлеб. Наиболее популярным было слоеное тесто, которое использовалось для приготовления лепешек, пирогов и пирожков.

•    Бобовые и овощи караимы употребляли в качестве самостоятельного блюда.

•    В качестве закусок популярны были печеные яйца, которые и сегодня часто подаются к столу.

•    Среди популярных блюд караимской кухни следует отметить халву, которую подавали как к повседневному, так и к праздничному и ритуальному столу. Белая халва, которую в Крыму называли «караимская», имела вид круглого пирога из стекловидной массы с вкраплением ореха, поскольку ее готовили из яичных белков с добавлением жареных орехов. Караимская халва может долго храниться в закупоренных сосудах, в сухом и прохладном месте.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения