136
Каратинцы

Каратинцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически вошедший в определенной степени в ассоциацию с аварцами.

Территориальное расположение и численность

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживают 7 343 каратинцев. Проживают они в Республике Дагестан. В Ахвахском районе каратинцы живут в селах Карата, Анчих, Цумали, Арчо, Нижнее Инхело, Верхнее Инхело, Маштада, Рацитль, Рачабулда и Тукита. В Ботлихском районе они проживают в селе Нижнее Инхело. В Хасавюртовском районе каратинцы живут в селах Сиух, Тукита, Анчих-кутан (Андуз, Индира, Гавриил-кутан), Кирпич-Кутан, частично в Кокреке и Муцалауле, а также на многих прикутаных хозяйствах. Каратинцы-переселенцы также живут в Бабаюртовском, Кизилюртовском и Кизлярском районах Дагестана.

селение Карата 2.jpg
Религия

Каратинцы — мусульмане-сунниты, но при этом у них сохранились пережитки языческих верований (обряды вызывания дождя на вершинах гор, магические амулеты и заговоры от сглаза и порчи людей, животных и урожая и т. п.)

Язык

Говорят на каратинском языке, входящий в состав андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской семьи языков. Наиболее он близок к ахвахскому языку. Каратинский язык делится на два диалекта: собственно каратинский и токидинский. Каратинский диалект в свою очередь распадается на анчихский поддиалект, арчоевский, рачабалдинский (с маштадинским), рацитлинский (с чабакоринским) говоры. В силу ряда особенностей, анчихская речь стоит близко к ботлихскому языку, и представляет собой как бы связывающее звено между каратинским и ботлихским языками с одной стороны, и между каратинским и багвалинским языками с другой. Среди каратинцев распространены также аварский и русский языки.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года каратинским языком в России владеют 10 303 человек, при этом 9 945 из них используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

В современном быту сохраняются многие элементы традиционной культуры (почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи гостеприимства и др.).

Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культами природы, ее объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов - носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и др.

Национальный костюм

Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: туникообразная рубаха; штаны с узкими штанинами, без карманов и ширинки, на вздержке; бешмет, черкеска, тип войлочной куртки, бурка; различные овчинные шубы и папахи; обувь из сыромятной кожи, из местных сортов хрома, войлочная, деревянная. На поясе носили кинжал, нож. Женская одежда: различные платья-рубахи, отрезные по талии и распашные платья; пояс-повязка; чепец-накосник чухту; одна-две разновидности меховых шуб; платки, шали; такая же, как и у мужчин, обувь (за исключением сапог и ноговиц). Женщины носили серебряные украшения.

Быт

Жизнь

Основные занятия - отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов. На небольших террасных, во многих случаях орошаемых участках выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овес, просо, полбу, бобы, с 19 века кукурузу и картофель.

Развиты были ремесла: обработка шерсти, металла, дерева, камня.

В селении Карата умение ткать ковры передавалось из поколения в поколение. Это дело считалось обязанностью каждой женщины. Был даже создан ковровый цех.. А домашнее обучение девушек этой профессии остается традицией каждой каратинской семьи.

Жилье

Характерны два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного. Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так, чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило - по узкой тропе. Постройки внешнего ряда селения располагались впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и наиболее уязвимые места укреплялись каменными трех-четырехъярусными боевыми башнями.

Наиболее типичное жилище - прямоугольное в плане двухэтажное каменно-саманное или каменное строение с хозяйственными службами на первом и жильем на втором этажах. Широко применялись арочные конструкции, декоративная кладка («елочкой», «лесенкой» и др.), кладка из полированного камня, применялось декорирование каменными рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей, лабиринтов, сложной арабской вязи и др.). Распространена резьба по дереву.

селение Карата.jpgЖилой комплекс в селении Арчо.jpg

Общественный уклад

До начала 20 века в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин - джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины. Семейный уклад До 20-х - 30-х годов 20 века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х годов в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделенной семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сестры отца (преимущественно), матери и их дети.

Кухня

Традиционная пища каратинцев - мучная и мясомолочная. Основные блюда: разновидности хинкала, лепешки, кислый и пресный хлеб, тесто толокна, каши, похлебки, сыр, масло, колбасы, пироги типа чуду (с зеленью, творогом, мясом) и др.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.