88
Карачаевцы

Территориальное расположение и численность

Карачаевцы – это народ на Северном Кавказе, коренное население Карачаево-Черкесии, которое в основном проживает в ее горных и предгорных районах по долинам рек: Кубань, Теберда, Подкумок, Малка, Джегута, Большой и Малый Зеленчук, Большая Лаба, Уруп и их притокам.

По данным переписи 2020 г., численность карачаевцев в России составляет 226 271 человек. Большая часть из них — 205 578 человек, проживает на территории Карачаево-Черкесской Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
В Ставропольском крае - 15 649;
В Кабардино-Балкарской Республике – 804;
В Москве – 793;
В Краснодарском крае – 660.
Карачаевцы живут также в Турции, Египте, Сирии, США и др. 

Религия

В Карачае (как и в Балкарии) было множество фетишей, поклонение которым имело общественный характер. Например, в местности Худес карачаевцы поклонялись камню «Къарачайны Къадау Ташы» (Краеугольный камень Карачая).«Къарачайны Къадау Ташы».jpg

Самым главным в языческом пантеоне карачаевского народа, самого многочисленного в КЧР, был бог Тейри (Тенгри) - центральная фигура тюрко-монгольской мифологии и религии. Бог Тейри (Тенгри).jpg

С упоминания Тейри начинаются благожелания (алгышы) и проклятия (каргышы). Позже само слово тейри становится синонимом бога. А богов у карачаево-балкарцев было немало. К примеру, Кюн Тейриси - бог солнца, Ай Тейриси - богиня луны, Жер Тейриси - бог земли и другие.Желмаууз.jpg

Ислам

Мусульманская религия появляется на территории современной Карачаево-Черкесии в XI веке. К данному времени относятся найденные две каменные надгробные плиты с надписями на арабском языке, сделанными куфическим шрифтом (поселок Нижний Архыз). 

Однако активная исламизация народов Северного Кавказа прежде всего была связана с политикой Османской империи, когда турки проникли в приморские районы Северного Кавказа (конец XV века), и в глубинные – в начале XVI столетия. 

Исламизация адыгских и абазинских племен проходила в течение XVI–XVII веков. Чаще всего муллы и кади были выходцами из Крымского ханства, Османской Турции и дагестанских княжеств. Среди карачаевцев мусульманская проповедь проводилась в XVIII–XIX веках, результатом чего стало появление в Кабарде и Карачае к началу XIX столетия духовенства и мечетей. Среди прочего, были созданы и мусульманские суды (мехкеме), система мусульманского налогообложения и социальной защиты, начальное исламское образование.

Язык

Официально язык называется карачаево-балкарским. Он считается национальным достоянием карачаевцев, балкарцев. Филологи установили, что наречие принадлежит к тюркским языкам, а если быть точнее – к кыпчакской группе. В настоящее время язык используется в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкессии. Можно встретить говорящих на рассматриваемом языке в турецких регионах и некоторых среднеазиатских государствах. Иногда носители встречаются в ближневосточных странах. 

Внутри языковой структуры филологи выделяют два диалекта, для простоты обозначенные как «ч» и «ц». Официальные их наименования: карачаево-баксано-чегемский, малкарский. 

Русско-карачаевский язык известен своей специфической системой исчисления, базирующейся не на десяти, как это привычно нам, а на двадцати. 

Исследование корней используемых населением слов показывает, что многие термины были заимствованы. Преимущественно обмен происходил с носителями осетинского языка. Немало слов пришло из адыгейских наречий. 

Литературный язык сформирован уже после революции 1917 года. Фундаментом для него взяли карачаево-баксано-чегемский диалект. Первое время (в 1924-1926 годах) письменность базировалась на арабской вязи. В 1926-1936 годах были введены новые правила, для записи слов использовали латиницу. С 1936-го и по сей день население пользуется кириллицей. 

Традиционная и современная культура

Национальная одежда

Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:

Рубашка в виде туники.

Келек, который шьют из черной или белой ткани. Праздничный вариант может быть полосатым.

Чепкен — верхняя одежда, которую сейчас называют черкеской. Это преимущественно праздничный вид одежды, изготавливаемый из сукна. Чепкен украшали серебряными монетами. Характерной особенностью этого элемента одежды стали специальные вырезы, в которых хранили заряды. Называют их газыри.

Пояс у карачаевцев обычно узкий, делается из кожи, украшается бляшками из серебра. Пояс всегда является важным элементом одежды, без него мужчине не положено появляться на людях.

Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кенчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.1663152786_1-damion-club-p-natsionalnaya-odezhda-karachaevtsev-oboi-1.jpg

Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.

Головной убор карачаевок претерпел большие изменения на протяжении длительного исторического периода. Самыми древними в Карачае головными уборами были всевозможные шапочки из войлока, круглые или граненые с конусообраным верхом, обшитые дубленой кожей. По своей основной форме эта шапочка близко подходила к мужской.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1,2, а иногда и 3 - х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданное и служили свадебными подарками.

1682072936_kartinki-pibig-info-p-karachaevskie-kartinki-arti-vkontakte-12.jpg

Вышивка

Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой.1615877851_55-p-natsionalnaya-odezhda-karachaevtsev-64.jpg 

Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты. 

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен был в любом случае играть роль сопроводителя. 

Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей. Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.

Семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку — его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.

Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз — до свадьбы, второй раз — после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.

Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама.

Другим свадебным обрядом было обережение — жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность. Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.

Карачаевская свадьба всегда требовала соблюдения в пределах одной семьи. Это означает то, что младшая не может выйти замуж раньше старшей. Аналогичное правило было распространено и на мужскую половину; имеется запрет на браки внутри одной фамилии или родственных, которые входят в единую группу под названием «къауум» и имеют общего предка. Ранее даже доходило до изгнания из селения; многоженство. По факту муж мог иметь двух жен при том раскладе, когда первая не могла ему родить детей, или если она по старости или болезни не способна выполнять работы по дому. Первая пользовалась особым уважением, а вторая лишь была в ее подчинении, и вся самая тяжелая работа ложилась на ее плечи.

Фольклор

Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. 

Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен. Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.

61e19578457ad175839762.jpg

В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.1663152806_38-damion-club-p-natsionalnaya-odezhda-karachaevtsev-oboi-45.jpg

Песни и танцы 

Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев. Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы — голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др.  Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

сандракъ танец.jpgтанец голлу.jpg

Быт

Жизнь

Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева. Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.

Семейный уклад

До начала 20-го века у карачаевцев преобладали большие семьи, состоящие из нескольких поколений, во главе которых стояли отец и мать. Нередкими были и семьи, состоящие из женатых братьев, с сестрами и детьми, которые возглавлял один из старших братьев. Такие семьи назывались у карачаевцев «уллу юйдеги». Во главе семьи стоял отец, если он скончался, то его следующий старший брат, если нет такого брата, то старший из сыновей. Каждое семейство от прадеда и до последнего поколения жили вместе. Хозяйственные работы, имеющееся материальное состояние, продукты питания было общим.семья.webp

Глава семьи, был демократичным и в своих решениях он считался с мнением членов семьи. Он заботился о каждом из них, пользовался большим авторитетом и уважением в семье, его жизненный опыт и мудрость обеспечивали ему такое положение. Главе семьи не положено было безрассудно распоряжаться семейным имуществом, вмешиваться в женские дела семьи. Эти вопросы находились во власти супруги главы семьи, которую карачаевцы называли «юй бийче».

«Юй бийче» распоряжалась почти всеми вопросами домашнего хозяйства Она на женской половине пользовалась таким же авторитетом и уважением, как старший мужчина в семье. Но ей запрещалось вмешиваться в мужские дела, то есть строго придерживались разделения труда. Она считалась хранительницей домашнего очага.

Жилищеd5639398-03a0-11eb-8c44-6e22cd2409bf.800x600.jpg

Дома карачаевцы строили из бревен, причем бревна могли иметь различную длину. Из-за большой толщины каждый дом казался монументальным. Некоторые жилые постройки носили оборонительный характер. Например, арбазы представляли собой множество соединенных вместе корпусов, в центре которых располагался двор. У каждого такого корпуса был выход в арбаз. Здесь складировали все оружия и припасы, причем двор был накрыт сверху. Главным входом во двор служили ворота из прочных пород дерева. Чтобы свет попадал внутрь дома, использовали дымоход. Очаг располагали возле стены, а сам дымоход выходил на крышу. Карачаевцы селились вместе, даже женатые сыновья жили с родителями в специальных помещениях. Для приема гостей выделяли особое помещение, иногда его роль играл целый дом.7431d522adabc42592e3a811cc8ff5bc.jpg

Кухня

Национальные блюда карачаевцев разнообразны, основаны на богатых национальных традициях. Издавна для скотоводов-карачаевцев основой питания служили молочные и мясные продукты. Из молока карачаевцы готовили качественные масло, кислое молоко, сметану, сливки, из кипяченого молока делали замечательный — каймак.

каймак.jpg

В большом количестве заготавливался кисломолочный айран, который употреблялся, как повседневные еда и питье. Не меньшее значение на столах карачаевцев имел сыр-бышлак, который традиционно хранили в кадушках с рассолом.

сыр-бышлак.jpg

Способы приготовления молочных продуктов карачаевцами исторически традиционные и весьма интересны. Так, масло карачаевцы сбивали обычно в бурдюках (емкости из натуральной овечьей шкуры). В бурдюке также заквашивали и кислое молоко. Айран и сыр хранили в долбленых деревянных кадушках.айран.jpg

Чаще всего карачаевцы готовят и употребляют мясо жареном и вареном виде. Бульон от мяса в карачаевской кухне — полноценное второе блюдо. Карачаевцы варят мясо в абсолютно несоленой воде, чтобы сохранить больше, витаминов), или не досаливают (в целях сохранения запаха мяса).

Мясо также вялят на солнце или над очагом, а овечьи курдюки солят или вытапливают из них жир, который добавляют при приготовлении в различные блюда. Из внутренностей карачаевцы готовят всякие колбасы, которые вялят, жарят или варят.жареный ягненок на вертеле.jpg

Раньше у карачаевцев растительные продукты занимали в питании меньше места - земледелие было развито слабо. Излюбленными мучными блюдами были жареные на животном жире или масле кусочки теста (лакум).

лакум.jpg

В золе выпекали лепешки из кукурузной и ячменной муки — кыржын. Также делали пироги с мясом, сыром или зеленью — хычин. Недостаток витаминной растительной пищи карачаевцы восполняли употреблением дикорастущих растений: щавеля, корней лопуха, различных съедобных трав, диких фруктов в свежем виде.

Народы Северного Кавказа часто заимствовали друг у друга приглянувшиеся рецепты приготовления пищи, особенно если блюда носили здоровый характер. Так, например, карачаевцы с удовольствием дополняли свой стол хычинами с мясом, сыром и травами, и с листьями сахарной свеклы (традиционно осетинское блюдо). В меню карачаевцев также вошли блюда из черкеской, абазинской и ногайской кухни.карачаевские хычин.jpg

Многие блюда сегодня носят интернациональный характер. Всем народам Северного Кавказа по вкусу - «гедлибже», «лициклибже», «боурсак», «калмыцкий чай» и др. Межнациональное признание нашли сегодня карачаевские - айран и сыр-бышлак, карачаевские хычин, жареный ягненок на вертеле, сохта по-карачаевски, и другие блюда.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.