Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.
Кеты — одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2020 года, составляет 1 088 человек.
Основная их зона обитания— северная часть Красноярского края (911 чел.). Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края.
В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает.
Официально кеты считались обращенными в христианство, но фактически у них бытовали пантеистическая идеология и анимистические, тотемические, промысловые и семейные культы.
В их представлениях об окружающем мире выделяются два временных этапа: первый — собственно сотворение мира, появление земли, первых людей, животных; второй включает прошлое, настоящее и будущее уже созданного мира. Есь — верховный персонаж, олицетворенное небо, бог; популярны мифический Альба и легендарный шаман Дох. Отрицательное начало представляют Хоседам (жена Еся), Доттет, а в сказках — злая Кэлбэсам. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов. Мир мертвых и вредоносных существ находится ниже каждого реального поселения; в верховьях реки обитает ведающий охотничьим счастьем Кайгусь в облике медведя и т.д. Кеты верили, что среди людей находятся охранители семьи и сородичей — «старухи» (алэл), заместители умерших (фигурки, изображения усопших людей, в которых, как считалось, находилась одна из душ покойного, обычно возрождающаяся после смерти), а также многочисленные хозяева мест и промысловых объектов.
Шаманство у кетов не было профессиональным. Известно несколько категорий шаманов. Сферой действия одних считались Земля и Нижний мир (шаманы, олицетворявшие при камлании медведя или медведеподобное существо), за другими, олицетворявшими важенку (самку) оленя, признавалась способность достигать неба и Верхнего мира. Облачение и набор атрибутов шамана соответствовали его силе.
Кеты были и остались истинными детьми природы. Они верят, что душой обладает все сущее на земле – рыба, трава, зверь, каменный утес. В кетском языке даже растущее дерево обозначается как одушевленное, а срубленное становится неодушевленным. Только кеты верят в то, что есть среди людей такие, которые слышат, как говорят неодушевленные предметы. Страшная судьба ждет таких чутких людей. Потому что слышат они каждый стон, каждый крик деревьев, которые срубает безжалостная рука человека. Потому эти люди гибнут от голода, не в силах выдержать жалоб гибнущих растений.
Особым образом этот народ почитал птиц. В первую очередь лебедя, орла и гагару. Их мясо никогда не употреблялось в пищу. Причина проста: по вере кетов, первым в мире шаманом был орел. Именно он научил сибирский народ своему искусству. Все великие волшебники превращались в лебедей. Кеты верят, что во время камлания шаман превращается в птицу и может облететь полмира.
Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.
До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х — 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного. Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.
По данным переписи 2020 г., кетским языком в РФ владеет 61 человек.
Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет. Зимой халат заменялся такого же покроя шубой на заячьем меху — бесем (от бесь — «заяц»), а чирки — камусной обувью с длинными суконными голенищами. Внутри обуви были стельки из мягкой травы, расчесанной специальным гребнем. Зимние шубы-халаты по бортам и подолу обшивались лапками белок и других мелких животных в виде широкой (в 3— 4 пальца) меховой каймы. Пояса были из материи, орнаментированные шитьем из оленьего волоса. Халат и шуба запахивались и подпоясывались. Эта халатообразная кетская одежда резко отличается по покрою от одежды всех народов Восточной Сибири и сближается с одеждой южно- и западносибирских народов. Но, кроме халата и шубы, у кетов была зимняя парка (хагыт), короткая, с завязывающимися спереди полами, без воротника, выкраивавшаяся целиком из одной оленьей шкуры.
Головным убором мужчин и женщин служил и зимой, и летом ситцевый платок, совершенно не защищавший от холода. Шея оставалась открытой. Иногда носили шапку с длинными загнутыми вперед ушами, сделанную из шкуры, снятой с головы теленка оленя. Во время поездок на оленях мужчины надевали ненецкого покроя малицы и сокуй с капюшоном. Малицу покрывали сверху грубошерстными сукнами ярких цветов. Женщины, так же как мужчины, носили летом суконные халаты, а зимой — заячьи шубы.
Часть мужчин носила длинные волосы, заплетенные в одну косу, с подвешенными к ней специальными украшениями; женщины заплетали две косы и украшали голову повязками, вышитыми бисером.
Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.
В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное, хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется «Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура – это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец – в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен. У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических ритуалов превращают в медведей и других людей.
Кроме медведя кетские шаманы особенным образом почитали птиц – лебедя, орла и гагару. Во время обряда Камлания шаман кричал, подражая птицам, и пел особые мелодии – считалось, что у каждой птицы есть своя песня. Кеты были уверены в том, что первым в мире шаманом был орел – именно он и научил людей шаманить. Считалось, что все великие маги были лебедями. Во время Камлания многие шаманы превращались в птиц и могли облететь полмира. Не случайно шаманская одежда содержала птичьи элементы – конец плаща сзади напоминал птичий хвост, плащ был украшен перьями, а головной убор имитировал голову орла с длинным клювом. Самые главные шаманские обряды, в том числе и ритуал посвящения в шаманы, кеты проводили весной, с прилетом пернатых.
Когда шаман умирал, шаманский дар наследовала его дочь, а потом дочь могла передать эти способности только сыну или внуку – строгое чередование мужчин и женщин как преемников шамана соблюдалось неукоснительно. Если одежда шамана рвалась или портилась каким-то иным образом, это сразу же сказывалось на его здоровье – шаман мог заболеть и даже умереть. Поэтому шаманы берегли свой плащ и головной убор как зеницу ока, считая их своим вторым телом.
Традиционные занятия кетов — охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта. Езда на собаках является древним, исконным способом транспортировок у кетов. Собаки летом впрягаются по одной или по 2 в илимку и медленно буксируют последнюю вдоль берега, а зимой они тащат по одиночке небольшие нарты (суль, в отличие от оленьих нарт— буончаль).
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.
Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.
Традиционное летнее жилище кетов — конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полуземлянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.
Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.
Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей — 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.
Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины — обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.
Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.
Традиционная пища кетов — вареная и жаренная на рожне рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.
Популярными у кетов были и остаются мясные бульоны, которые варят из необескровленного мяса. В них добавляли луковицы сараны. Уху и рыбу подавали отдельно. Особым лакомством считалась вареная рыбья печень и икра. Из них делали котлеты, которые жарили в котлах. Из растительной пищи прежде потребляли только съедобные дикорастущие ягоды. Теперь стали использовать и овощи.
Зимой кеты ели мясо лося, оленя, пушных зверьков, боровую дичь, рыбные припасы. Из покупной муки пекли лепешки (нан) в глинобитной уличной печи или раскаленной золе костра. Летом питались рыбой, в конце сезона в рацион входила дичь. Мясо и рыбу варили, жарили на рожнах, ели в мороженом и сухом виде.
Впрок заготавливали в основном рыбу. Готовили рыбную муку (порсу), вяленую рыбу (юколу), «варку» (вываренные в рыбьем жире рыба, икра и (внутренности), рыбий жир. При успешной добыче копытных излишки мяса сушили или замораживали. В рацион включали ягоды, клубни сараны, черемшу, сушеные листья растений.
В голодные периоды, особенно весной, когда кончалась мука, ели лепешки из порсы, смешанной с толченой еловой корой; чай заменяли отвары трав.
С едой были связаны многочисленные запреты, особые требования к разделке, обработке и приготовлению добытого. Например, запрещалось есть мясо лебедя или орла, поскольку они воспринимались как давно жившие люди. При разделке туши нельзя было проливать кровь животного, нарушать целостность костей (скелет расчленяли по суставам). Это было связано с представлением о воскрешении добытых животных. Кеты верили, что через пищу можно получить желаемое (или нежелаемое) свойство или качество: съевший сердце глухаря приобретет особую осторожность; сумевший проглотить, не жуя, глаза медведя, будет долговечным и т.д.
В отношении ритуальной еды особенно соблюдали половозрастные предписания: голову медведя, лося, рыбу первого улова ели только мужчины; некоторые части туши были запретны для женщин и т.д. Еще в первой половине ХХ в. кеты обходились самодельной посудой и утварью. Покупными были медные котлы и чайники, реже фаянсовая чайная посуда (ею пользовались в особых случаях, считая предметом роскоши).
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.