98
Китайцы
Территориальное расположение и численность

Большинство представителей китайцев проживают на территории Китая.

По данным переписи 2020 г., численность китайцев в России составляет 19 644 человека.

Большая часть из них — 3 544 человека, проживает на территории Республики Саха. Численность китайцев в других регионах России:
В Омской области - 2 470;
В г. Санкт-Петербург - 1 856;
В Приморском крае - 1 644;
В г. Москва - 1 224;
В Амурской области - 1 089.

Религия

Основные – буддизм, ислам, католицизм, протестантство, традиционная китайская религия – даосизм. Есть последователи православия, восточного палийского буддизма и шаманизма.

Буддизм проник в Китай в 1-ом веке до нашей эры. В 14 веке началось его повсеместное распространение, вскоре буддизм стал самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма и получил распространение в Тибете и Внутренней Монголии. В настоящее время в стране имеются около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. монахов совершили постриг.

Ислам проник в Китай примерно в середине 7 века. В эпоху династий Тан и Сун арабы и персы сухопутным путем проникли в Северо-западный Китай, а морем дошли до приморских городов Юго-восточного Китая и поддерживали с ними торговые связи, одновременно принося в страну традиции ислама. В эпоху династии Юань ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в стране имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. служителей культа – имамов и мулл.

Католицизм первоначально проник в Китай в 7 веке, но масштабное его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за «опиумными войнами». Ныне католическая паства насчитывает около 4 млн. прихожан, несут службу 4 тыс. священников, имеется 4,6 тыс. костелов и других богослужебных мест. Христианство (протестантство) проникло в Китай в начале 19 веке, особенно много миссионеров прибыло сюда после «опиумных войн». Сегодня протестантская община насчитывает примерно 10 млн. человек, более 18 тыс. священников. Имеется 12 тыс. церквей и 25 тыс. приходов.

Даосизм зародился в Китае во 2 веке. Он уходит своими истоками в древнее колдовство. Последователи даосизма считают философа Лаоцзы, жившего в 6 веке до нашей эры, своим учителем, а несколько мистифицированные основные положения о «дао» в его философском трактате «Даодэцзин» – своими канонами. Даосы поклоняются сверхъестественному, верят, что человек путем самосовершенствования может обречь бессмертие, вечную молодость. В стране 1,5 тыс. даосских храмов и монастырей, более 25 тыс. даосских монахов и монахинь.

Язык

В Китае многие города, уезды и даже деревни говорят на своем диалекте, который зачастую больше похож на самостоятельный язык, а не вариацию китайского. Однако, согласно недавнему распоряжению властей, на едином стандартном китайском к 2025 году должно говорить 85% китайцев.

Стандартный китайский язык, на котором официально ведут документацию, говорят дикторы в СМИ и чиновники, называется путунхуа. В прямом переводе это означает «простая речь», а на западе его часто называют «мандаринским». В нем нет букв, а есть слоги, у каждого из которых может быть по четыре тона.  На путунхуа сегодня говорит около 80,72% населения Китая.

Исторически китайцы называли свой общий язык «гуаньхуа», что переводится как «речь официальных лиц». Английское же слово «мандарин», означающее «бюрократ», заимствовано из португальского. 
При последней маньчжурской династии Цин «мандарин» был официальным языком императорского двора, тогда его называли «гоюй» — государственный язык. Поскольку столицей династии Цин был Пекин, произношение «гоюй» основано на пекинском диалекте.

После падения династии Цин в 1912 году Китайская Республика, а затем и КНР, столкнулись с проблемой: в разных регионах Китая говорили на разных диалектах. Иероглифы были одинаковыми, но вот прочтение их различалось.

Тогда власти решили привести государственную речь к единому стандарту. В 1955 году в разные уголки Китая отправили группы лингвистов. Они должны были собрать данные о местных произношениях и выявить наиболее легкие для понимания, которые можно было бы стандартизировать и сделать общепринятыми.

Одним из таких мест была деревня Луаньпин в провинции Хэбэй, расположенная неподалеку от Великой китайской стены. С диалектом луаньпинцев совпадает 95% звуков путунхуа. В деревне даже есть музей местного наречия. И сейчас, спустя более 60 лет после введения стандарта, многие люди не понимают, почему жители Луаньпина, расположенного вдали от столицы, так бегло говорят на путунхуа, ведь у многих провинциалов до сих пор есть свой говор.

Конечно, не все разделяют уверенность луаньпинцев в том, что именно из их деревни происходит современный стандартный китайский язык. Однако ученые не сомневаются, что путунхуа основан главным образом на говоре северо-восточных китайцев и пекинцев.

По данным переписи 2020 г., китайским языком в России владеет 59 249 человек.

kitajskij-jazyk3.jpg
Традиционная и современная культура

Национальный костюм

В Китае национальная одежда во все времена была яркой и пестрой. Постепенно сформировался традиционный облик костюмов для мужчин и женщин. Мужская одежда включала брюки и рубашку. Штаны мешкообразные скрывались за низким подолом, поскольку считались фактически нижним бельем. Под ними, однако, были еще одни штаны под названием «таоку». В зависимости от времени года они могли быть плотными или тонкими.

Китайские рубашки обрели популярность во всем мире. На родине их параметры регламентируются государством. В целом все они имеют короткую длину и носятся навыпуск. Впервые рубашки стали носить при династии Тан, отсюда название «танские». Цвета китайцы предпочитают спокойные, ближе к нейтральным. Часто одежда декорируется вышивками. Примечательно, что существует четкое разделение на повседневные и деловые наряды.

Женские национальные китайские костюмы чрезвычайно разнообразны. Для девушек из знатного рода при пошиве одежды использовали шелк, декорирование происходило с использованием золота, драгоценных камней, жемчуга. В традиционном виде китайский женский костюм подходит скорее для праздников, чем для повседневной носки.

Платье ципао, напротив, можно носить каждый день. Оно характеризуется облегающим кроем и разрезами вдоль боков. Родиной ципао считается Маньчжурия. Сегодня оно получило популярность далеко за пределами Китая. Звезды Голливуда, девушки из богатых семей, любительницы востоковедения — все стараются приобрести хотя бы одно такое платье. Шьется ципао из плотного натурального шелка, поэтому его можно носить довольно долго. Для всех китайских костюмов характерно использование воздушных петель, изысканных и одновременно простых форм.

hanczy.webp82906180.png

Традиции

- Необычное отношение у китайцев к рукопожатиям. Подавать можно левую и правую руку — для них это не имеет значения. Сам процесс рукопожатия может проходить произвольно: китаец то покрутит руку, то потянет вниз или просто похлопает по запястью другой руки. Китайцам просто незнаком такой ритуал, хотя молодые люди уже успели его освоить. Некоторое время даже в государственных газетах публиковались правила рукопожатия.

- В знак особого уважения китайцы хлопают друг друга по плечам, теребят за рукав или локоть. Раньше подобное проявление симпатии порицалось законом и строгими нравами. Сейчас настали другие времена, людям стало легче проявлять друг к другу дружелюбие и теплоту.

- Рассказывая о себе, китайцы указывают пальцем не в грудь, а на нос. Использовать пальцы для указания на других людей считается неприличным — так делают в спорах во время потасовок.

- Услышав обвинение, человек из Китая может улыбнуться. Это вовсе не означает насмешку, китайцы так сообщают о чувстве вины. В знак извинений человек демонстрирует открытую правую ладонь. Именно такой жест покажет прохожий, случайно толкнувший другого.

- Распространенной привычкой является вращение карандаша, ручки или маленьких шариков. Упражнение хорошо разрабатывает мышцы кисти, снимает нагрузку с закрепощенных суставов.

- Язык жестов в китайском обществе развит очень сильно. Если вы приложите большой палец к верхней фаланге мизинца, то покажете таким образом неодобрение. Сложив пальцы обеих рук, укажете на романтическую связь между двумя людьми. Во время праздников взрослые китайцы поздравляют друг друга жестом «сжатый кулак открытая ладонь». Его часто используют бойцы ушу в знак приветствия зрителям и уважения друг к другу.

- При употреблении риса пиалу держат одной рукой, а другой удерживают палочки. Это не только особенность, но обычай, берущий корни с древних времен. Чашка риса всегда символизировала благополучие, которое нужно крепко держать.

- Китайские чайные церемонии 
В современном Китае традиция чайных церемоний немного теряет популярность, хотя по стране расположены многочисленные чайные дома, которые посещают миллионы туристов. Для чая используют небольшие пиалы, которые, по традиции, не должны оставаться пустыми. В них часто подливают чай, на что гостям полагается благодарить хозяина стуком пальцев по столу.

Принято считать, что этот жест появился в XVIII в. во времена путешествий императора Цяньлуна по территории Китая. Он инкогнито общался с простыми людьми и проводил чайные церемонии, в которых участвовали и переодетые слуги. Когда он доливал им напиток, за проявленное великодушие они должны были падать на колени, но, чтобы не открыть личность императора, просто стучали двумя согнутыми пальцами (как символ согнутых коленей). Сегодня жест немного изменился: китайцы могут стучать просто кончиками пальцев.

чайные церемонии.jpg

- Бинтование ног 
Вплоть до начала ХХ в. в Китае существовала жуткая традиция – бинтовать ноги девушкам. Начиная с 4-5-летнего возраста девочкам заламывали пальцы на ножках и фиксировали их тугим бинтом, а поверх каждые 2 недели надевали туфли меньшего размера. В результате таких экзекуций к 10 годам у девочек формировалась так называемая «стопа лотоса» длиной до 10 см. Иногда девушки даже могли самостоятельно передвигаться с большим трудом, а еще чаще исключительно с посторонней помощью или на специальных носилках.

Размер ступни был одним из важных критериев престижа невесты в Китае и показателем достатка семьи. Китаянки со стандартными ногами вызывали ассоциации с простонародным происхождением. По предварительным подсчетам за время существования традиции обладательницами «лотосовой ступни» было около 1 млрд. женщин. К счастью, бинтование ног было запрещено после падения последней императорской династии Цин в 1912 г.

бинтование ног.jpg

- Погребальный обычай «Минхунь»
Китайцы считают, если мужчина умирает холостым или его вдова вступает в повторный брак, усопшему нужно подобрать пару, чтобы не скучать в загробном мире. С этой целью родственники ищут ему подходящую невесту. Требования при этом могут быть разными, но главное, чтобы «потенциальная невеста» была мертвой и незамужней. Но самым необычным и шокирующим является тот факт, что для проведения обряда женский труп нужно откопать и перезахоронить в мужской могиле.

Традиция предполагает организацию настоящего празднования с гостями, подарками и обедом. При этом все приглашенные должны быть одеты в одежды белого цвета, который считается в Китае цветом траура.

Несмотря на то, что проведение таких церемоний запретили на законодательном уровне в 1949 г., в некоторых провинциях загробные свадьбы проводятся до сих пор. Только теперь цена за тело невесты может достигать 7000 долларов, а их продажа превратилась в организованный бизнес на черном рынке.

- Рыбалка с бакланом
Необычные традиции китайской культуры могут быть не только шокирующими, но и относительно гуманными по сравнению с некоторыми другими. К таким относится старинный обычай рыбалки с помощью бакланов. Предварительно для молодых птиц на протяжении нескольких дней проводят специальные тренировки. Уже спустя пару недель они привыкают к своему хозяину и выполняют определенные команды подобно дрессированным собакам.

Процесс рыбалки выглядит достаточно просто. Баклану надевают специальное нашейное кольцо, и он ныряет в воду, чтобы поймать рыбу. Но если мелкий улов птица легко может проглотить, то более крупных рыбешек ему мешает заглатывать то самое кольцо. Когда баклан возвращается к хозяину, тот просто вытаскивает из горла «рыбака» крупную рыбину.

рыбалка с бакланом.jpg

- Сегодня палочки для еды используются не только в Китае, но и во многих странах мира. Они могут изготавливаться из бамбука, пластика, дерева, серебра, железа, слоновой кости и даже оленьего рога. Но железные варианты обычно берут для приготовления пищи, поскольку считается, что палочки необходимы, чтобы не поцарапать зубы металлом. Именно в Китае чаще всего соблюдается целый ряд традиций пользования палочками, которые отражены в соответствующем своде правил.

- Стучать по столу/тарелке, чтобы позвать официанта;
- Трясти, чтобы быстрее остудить пищу между ними;
- Передавать еду кому-либо;
- Ковыряться в подаваемом блюде;
- Накалывать еду;
- Указывать на что-либо или размахивать в воздухе;
- Укладывать поперек чаши;
- Втыкать в еду (характерно для погребальных церемоний).

- Отношения к цифрам 
Китайцы славятся своей суеверностью и очень серьезно относятся к цифрам. Во-первых, они считают нечетные числа признаком неудач и бед. К примеру, здесь никогда не назначают дату свадьбы на нечетное число. Исключением считаются числа 9 (символ бессмертия и счастья) и 7 (символ единства), но последнее может рассматриваться как счастливым, так и несчастливым.

Во-вторых, здесь очень любят четные числа. На праздники в Китае обычно дарят четное количество вещей.  Это правило распространяется и на денежные подарки, поскольку иначе он будет ассоциироваться с пожертвованием на похороны.
Но и здесь нужно быть предельно внимательным, поскольку в китайских традициях самой несчастливой считается 4, в том числе и другие числа, которые заканчиваются на 4. Объяснение тому очень простое: ее произношение в китайском языке звучит практически одинаково со словом «смерть». Ее использования стараются всячески избегать: в отелях часто отсутствуют комнаты под номером 4, в нумерации этажей ее также пропускают.

Цифра 6 имеет похожее произношение на слово «течение», что может символизировать гладкое завершение дела или события. Цифра 8 звучит подобно слову «становиться» (к примеру, становиться богатым, счастливым и т. д.), поэтому она остается одной из самых любимых.

- Не менее необычные традиции связаны в Китае с восприятием цветов. Желтый цвет на протяжении многих столетий считается символом благородства, власти и процветания. Долгое время его могли использовать только правящие особы. Сами жители Китая гордятся принадлежностью к желтой расе и происхождением от Желтого Императора.

Вторым по популярности и предпочтениям является красный цвет, символизирующий солнце, огонь, веселье. Женщины часто надевают на праздники красные наряды. Такой же цвет используется для украшения ресторанов и улиц, открыток, бумаги для подарков, конвертов с деньгами, которые дарятся на свадьбу.

Белый издавна считается траурным, но в последнее время в крупных городах его стали дополнять черными элементами (повязкой, лентой). По этой же причине не принято носить белую одежду в повседневной жизни.

траурный цвет.jpg

Отдельно стоит выделить зеленый цвет – символ измены, предательства. В отдельных провинциях даже туристы в зеленой одежде будут вызывать сочувственные взгляды или с ними попросту не захотят общаться местные жители.

Фольклор

Китайский фольклор состоит из таких типов произведений, как: мифы, легенды, басни, анекдоты, сказки и сказания о жизни, о животных. А также произведений, которые описывают известных исторических деятелей, воспевают любовь к родине; в текстах четко прослеживаются мотивы восхищения героями, даются положительные оценки трудовых навыков, анализируются характеристики местных традиций, обычаев и быта.

Фольклор является неотъемлемой частью традиционной китайской культуры. Он воспитывает, формирует мировоззрение, мораль и этику китайского народа. Фольклорные произведения становятся своеобразной сценой, на которой разыгрываются жизненные коллизии негероического существования рядового человека с простыми культурными запросами (например, общение, участие в ритуалах, гостеприимство и проч.).

povsednevnaya-zhizn-v-kitae-1-1.jpg

Танцы

История китайского танца начинается в IV тысячелетии до н.э. Сначала это были просто групповые движения по кругу во время различных ритуалов и религиозных действий. Постепенно танец начинает превращаться в искусство, появляются определенные каноны и требования.

В первом тысячелетии н.э. в Китае появляется две разновидности танца: гражданские (ритуальные) и военные. Военные танцы больше походили на сражение, очень часто в военных танцах можно проследить элементы китайских и других восточных единоборств.

3604e96b-ca76-47bd-8334-7639ebb8644d.jpg

Традиционные китайские танцы разнообразны по своему характеру. Некоторые из них поражают своей яркостью и динамичностью, другие же, наоборот, медлительностью и плавностью движений. Очень часто в танцах используют дополнительные предметы, такие как веера, шарфы и т.д. Почти все традиционные танцы в Китае имеют какое-то значение: их посвящают богам, часто они символизируют события из истории Китая. Каждый танец имеет свое название: танец роз, танец с мечами, танец льва или танец дракона. Не стоит забывать о национальных меньшинствах, которые проживают в Китае. Каждый из этих народов также имеет свои танцевальные традиции.

povsednevnaya-zhizn-v-kitae-1.jpg

Самым известным символом Китая в мире является дракон. Сами китайцы называют себя «детьми дракона», так как это мифическое существо ассоциируется с небом и высшими силами. Ни один китайский праздник не обходится без представления и танца дракона. Это традиционно китайское танцевальное представление уходит корнями вглубь веков и является неизменным атрибутом Китайского Нового года.

Дракон всегда ассоциировался с силой и достоинством, народы Юго-Восточной Азии называют это мифическое животное «приносящим удачу», поэтому неудивительно, что в Китае ему посвящен отдельный танец.

В представлении участвуют около 50 человек, которые должны действовать абсолютно синхронно. Они держат на специальных шестах тело дракона, которое иногда достигает 40-50 метров в длину. Кто хоть раз в жизни видел танец дракона, никогда не забудет это поразительное зрелище. Наиболее эффектно танец дракона выглядит ночью, когда при помощи спецэффектов дракон будто бы оживает, начиная светиться и изрыгать пламя.

Танец дракона – один из многих китайских танцев, который заставит вас окунуться в неповторимую атмосферу загадочного Китая.

Танец Дракона 2.jpg

Архитектура

Восток привлекает оригинальностью культурного наследия. Среди него важное место занимает китайская архитектура, которая традиционно развивалась своим путем.

Археологические раскопки открыли миру богатство форм архитектуры Древнего Китая. Зодчие, творившие на заре нашей эры, старались подчинить свою деятельность силам природы. Как говорят китайцы, в строительстве не должно быть видно следов человеческих рук, присутствует только естественность.

Жилища в Китае строились в соответствие с традициями и климатическими условиями:
- В северной части страны преобладали постройки массивные, из камня и глины.
- Южные районы с жарким и влажным климатом были застроены домами из дерева, бамбука, легкими, ажурными.
- Основная ось строящихся зданий проходила с севера на юг. Фасад всегда смотрел на южную сторону.
- Располагались дома китайцев двумя способами. Тип планировки саньхэюань предполагал размещение вокруг дворика прямоугольной формы трех жилых зданий. Постройка обносилась сплошной оградой. При выборе планировки сыхэюань требовалось замкнуть дворик четырьмя постройками. А пройти внутрь можно было через южный павильон.
- Дома строились в форме прямоугольника, разделенного колоннами на три части (дань), на высокой платформе из земли с облицовкой из камня (тай). Встречались многоэтажные здания, обнесенные террасами и галереями с юга (лоу).
- В основе сооружений – четыре столба с балками перекрытий. Их обрабатывали, чтобы защитить от гниения. Между ними возводили стены из досок, кирпичей, камня.

Архитектура.jpgАрхитектура с садами.jpgАрхитектура 2.jpg

Характерным для жилых помещений было или отсутствие окон, или их небольшие размеры с северной стороны дома. Южным ветрам были открыты окна, забранные решетками либо заклеенные бумагой. Это позволяло дому активно «дышать». И внутри никогда не было душно, царила прохлада. Дому в Китае отводилась роль временного пристанища, ширмы. Ураган мог снести стены, но при этом оставив прочный деревянный каркас. На котором после строили новое жилище.

Особенно узнаваемы крыши китайских зданий, они, как птицы, распластались над городами. Удобство такой конструкции крыш заключалось в том, что она отлично выдерживала порывы ветра, в ней не скапливалась вода, да и опора на основу здания была минимальной. Считают, что такая форма крыши возникла в результате того, что китайские зодчие хотели зрительно облегчить массу высокой кровли, сделать ее «летящей». Строгой регламентации подвергался цвет крыш. В строительстве четко разделялись зоны административного, торгового характера, садово-парковые.

Архитектура Китая, которая основывалась на народных традициях, придерживалась принципа ветер-вода – фэн-шуй. Ось планировки зданий связана с тем взглядом даосского учения, что «солнце всегда смотрит на юг». При выборе места для застройки учитывалось сочетание рельефа с положением небесных тел, пульсом земли в этом месте. В структуре конструкции сочетались круг и квадрат, инь и ян.

Для китайского зодчества характерным являются такие принципы создания садов и парков, как естественность, создание эффекта сгущения растительности от центральной части усадьбы к ее периметру. Во время прогулки по китайскому саду бросается в глаза кривизна линий, силуэтов.  Также искусно подбирались для сада растения. Кипарисы создавали величественное настроение, бамбук связывали с грустью, одиночеством, под сакурой хорошо было помечтать.

Архитектурным задумкам зодчих Востока присуща простота исполнения. Излишества в китайском градостроительстве по минимуму. У каждого элемента, используемого в зодчестве, есть своя смысловая нагрузка (Обезьяна – слух, зрение, обоняние; Стрекоза – возрождение; Черепаха – долголетие; Журавль – счастье, удача; Лев у входа – могущество, сила).

Образцом китайских храмовых построек является пагода. Форма строений, предназначенных для поклонения Будде, привнесена в Китай из Индии. Но архитектура культового храма отличается от источника. Храм напоминает дерево, и все детали его выполнялись из кедра, бамбука, ели. Пропитка материала позволяла постройкам сохраняться веками. Характерным для китайской пагоды является вертикальное расположение, где каждая ступень заканчивалась изогнутыми карнизами. 
В XXI веке города в центре страны и на окраине выглядят душевно, наполнены зданиями, приятными для глаз. В современной архитектуре Китая постройки представляют собой сложные конструкции с углублениями, полуколодцами, нишами. Здания всегда вверху завершены, украшены необычной кровлей. На крыше устраивают площадки, где можно обозреть город и окружающий пейзаж, устроить сад, посидеть жителям дома с друзьями.

сады.jpgАрхитектура с садами 2.jpg

Литература

История китайской письменности насчитывает около пяти тысяч лет. Некоторые исследователи-востоковеды повышают эту оценку до семи тысяч лет, что делает китайскую письменность древнее шумерской клинописи, часто считающейся наиболее ранней известной формой письменности. Это привело к раннему развитию китайской литературы, так же считающейся одной из самых древних в мире литературных традиций.

Основной литературный источник, сохранившийся с древнекитайского периода, — это свод фольклорных песен и древних гимнов под названием «Шицзин». Известно, что великий китайский мудрец Конфуций наставлял своему сыну читать и изучать этот сборник.

История средневековой китайской литературы начинается с распада ханьского государства. На период конца династии Хань и начала Троецарствия приходится деятельность поэтической группы, называемой Семь литераторов Цзяньань. Наиболее известным поэтом из этой группы является Ван Цань, живший с 177 по 217 гг. н.э. Он является создателем жанра малых фу.

Фу - китайский литературный жанр, сочетающий в себе традиционные черты прозы и поэзии. Малые фу, созданные Ван Цанем, отличаются большим вниманием к психологизму.

К IV веку н.э. сформировался важнейший поэтический жанр под названием ши. Ши использует присущую китайскому языку тоновую систему и использует ее для создания стихотворений, состоящих от четырех до семи слогов.

В средневековье, к XIII веку, зарождается и китайская драма.

В XVI–XVII веках часть прозы начинает писаться на байхуа — разговорном языке того времени. Литература на байхуа относилась к повествовательному жанру, рассвет которого в китайской литературной традиции так же пришелся на XVI–XVII века. Также создаются первые произведения в жанре городской прозы.

Музыка

Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками ее считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах. Для жителей самой густонаселенной страны мира народные песни, танцы, игра на инструментах имеют огромное значение. Показательно, что слова «музыка» и «красота» обозначаются одним иероглифом, только произносятся чуть различно.

Китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты, среди которых:
- Ведение мелодии в унисон (одноголосное изложение);
- Деление всей музыки на два стиля – северный и южный (в первом случае главенствующая роль отводится ударным инструментам; во втором же тембр и эмоциональная окраска мелодии важнее ритма);
- Преобладание созерцательных настроений над изображением действия; 
- Особая ладовая организация: вместо привычных уху мажора и минора;
- Особым образом устроенная семиступенная гамма и, наконец, система «люй-люй» из 12 звуков; 
- Вариативность ритма – частая смена четного и нечетного, использование сложных составных музыкальных размеров;
- Единство поэзии, мелодики и особенностей фонетики народной речи.

В основе китайской философии лежит гилозоизм – учение, подразумевающее всеобщую одушевленность материи. Это отражается и в музыке Китая, главная тема которой – единство человека и природы. Так, согласно представлениям конфуцианства, музыка являлась важным фактором воспитания людей и средством достижения общественной гармонии. Даосизм отводил искусству роль фактора, способствующего слиянию человека и природы, а буддизм выделял мистическое начало, помогающее духовно совершенствоваться личности и постигнуть сущность бытия.

Стиль, манера и красота исполнения никогда не являлись главными аспектами китайских народных песен. Творчество отражало особенности регионов страны, образа жизни народа, а также удовлетворяло пропагандистские нужды правительства.

Произведения, исполнявшиеся еще до нашей эры, чаще всего воспевали природу, жизнь, окружающий мир. Многие китайские песни посвящались четырем животным – дракону, фениксу, цилиню (чудо-зверь, своего рода химера) и черепахе. Это отражается и в названиях произведений, дошедших до наших времен.

Позже песен стало больше с точки зрения тематики. Они подразделялись на:
- Трудовые песни (сопровождавшие полевые работы, рыбацкую деятельность);
- Протестные (разоблачающие взяточничество, жестокость помещиков);
- Любовные и семейные (об отношениях мужчин и женщин, их жизни; в новых песнях отражено изменение семейного уклада после революции);
- Игровые, шуточные (описываются забавные ситуации, радостные моменты); 
- Лирические (описывает конкретное событие, делая его понятным всем слушателям; в лирических китайских песнях у героев отсутствуют имена).
Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых уже исчезла. Классифицируются китайские музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения:
- Струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн;
- Струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал; 
- Струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху; 
- Деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка); 
- Ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).

кунхоу.jpgгучжэн.jpg

Быт

Семейный уклад

В сравнении с особенностями европейского жизненного уклада Китай может показаться другой планетой. У китайцев не принято делать комплименты девушкам при первой встрече, особенно в плане внешности. Отношение к женщинам в принципе особое: жена главы семьи принимает гостей, но не участвует в застолье, а только ухаживает за всеми. Гости же не должны уделять хозяйке внимания больше, чем ее мужу. Постепенно в крупных городах обычай уходит в прошлое, что регламентируется Конституцией КНР. Женщина имеет равные права с мужчиной во всех отношениях. Пускай пока номинально.

Китай относится к тем странам, где семейные ценности считаются одним из основополагающих принципов, а семья – одним из условий для обретения жизненного спокойствия. Ее глава должен заботиться о непрерывности рода, поэтому самым большим счастьем для семьи считается рождение ребенка. При этом еще в древнем Китае больше «ценился» именно мальчик, который считается продолжателем рода. На третий день после рождения ребенку давали «малое» имя: си (счастье), фу (богатство), лэ (радость) и т. д.

При этом рождение девочки не считалось счастливым событием, поскольку она потом выходит замуж и становится частью чужой семьи. Их могли называть Сань-до (третья – лишняя), До-цо (большая ошибка) и пр. Теперь в качестве имен девочек часто используют названия цветов, иногда птиц или бабочек.

204193-1697x1131-multigenerationfamily.jpg

Жизнь

С древности китайцы считали, что человек своим ремеслом может не только следовать природным образцам, т.е. воспроизводить «работу небес», но и дополнять ее и совершенствовать, «раскрывая природу вещей». Уже в 3-м тыс. до н.э. китайские мастера создавали замечательные изделия из глины и дерева, а позднее – из металла, слоновой кости, лака, камня. Примерно тогда же сложилась традиция литья бронзы, а железные предметы научились делать только в VII–VI вв. до н.э. Они считались «важнейшим предметом потребления народа». Из железа и других металлов изготавливали оружие, воинские доспехи и части сельхозорудий, а также посуду, кухонные плиты, черепицу для дворцов и статуи.

На базе гончарства развилось производство фарфора и фаянса; совершенствовались и другие виды ремесел: обработка дерева, плетение циновок, корзин и других предметов из гибкого лозняка, камыша, травы, соломы; прядение, ткачество, вышивка и т.д. В древности и в средние века ремесленники хранили в тайне секреты мастерства и передавали их от учителя к ученику. Средневековые ремесленники объединялись в профессиональные корпорации, которые ведали производством и сбытом продукции, регулированием цен и т.п. В новое время в крупных центрах ремесленного производства выделились отдельные отрасли производства и сбыта изделий. В ХХ в. прежние объединения ремесленников преобразовались в профессиональные союзы нового типа.

Жилище

Размеры традиционного сельского дома в Северо-Восточном Китае, фанцзы, зависят от благосостояния семьи; обычно в нем два-три помещения. Каркас возводят из дерева прочных пород; опорные столбы чжу укрепляют на устойчивых основаниях. Столбы подпирают крышу, крытую соломой или черепицей. Стены из кирпича, деревянных плах, жердей или других материалов, обмазывают глиной; в дождливых районах их защищают соломенными навесами – «дождевиками». Пол также промазывают смесью глины и соломы.

Входя в дом со двора, попадают прямо в кухню, где на кирпичных печах с вмазанным в них котлом зимой готовят еду. Теплый воздух от печей поступает в комнаты по кирпичным дымовым каналам, которые составляют основание кана. Кан представляет собой длинную широкую лежанку, идущую вдоль южных стен через все комнаты. Днем на нем обедают, играют, занимаются домашними делами, а на ночь застилают циновками и матрацами и превращают в постель. Выражение «светлые окна и теплый кан» было символом домашнего уюта. Почти все предметы интерьера, от кроватей и подставок до платяных шкафов, изготавливались из бамбука, дешевого, прочного и красивого материала. К жилому дому обычно примыкают хозяйственные помещения, образующие усадьбу или домохозяйство – ху.

На Юге, особенно в горных районах, семейные усадьбы и деревни отличались более свободной планировкой. Дома иногда ставили на длинных сваях, а пространство под полом служило загоном для скота. На крайнем юго-востоке Китая раньше существовали дома облегченной конструкции: столбы каркаса не имели каменных баз подставок, крышу делали из пальмовых листьев, стены из бамбуковой щепы. В провинциях Фуцзянь, Гуандун и Цзянси возводили укрепленные усадьбы, образующие концентрические круги, напоминавшие, по местному выражению, «свернувшегося дракона». С глубокой древности у китайцев Лессового плато распространены подземные (пещерные) жилища, вырытые в склонах оврагов и холмов.

sykhyeyuan-Pekin.jpgIMG_7086A_edorig.jpg

Кухня

Китайская кухня является одной из самых популярных во всем мире. Она поражает не только разнообразием блюд, но и оригинальным способом их подачи. Так, например, все продукты должны быть нарезаны как можно мельче, чтобы комфортно было есть их с помощью палочек и исключить дополнительное разделывание пищи непосредственно на тарелке.

Для китайцев важно чтобы еда обязательно была привлекательна внешне, имела хороший вкус и приятный аромат. Особенностью китайской кухни можно назвать и то, что здесь выделяют не пять общепринятых вкусов, а целых восемь. Помимо сладкого, кислого, острого, горького и соленого, китайцы различают еще и ароматный (правильно приготовленное блюдо имеет особый аромат), пресный (таковы для них рис и хлеб) и даже золотой вкус (похожий на вкус кумквата).

В связи с тем, что Китай располагается на огромной территории, климатические условия во многих регионах этой страны значительно отличаются друг от друга, различны их флора и фауна. А это, в свою очередь, повлияло на особенности рациона в разных китайских провинциях. Традиционно в национальной кухне Катая выделяют четыре кулинарные школы — пекинскую кухню, которую еще называют императорской, катонскую, сычуаньскую и шанхайскую. Соответственно, присущи они северу, югу, западу и востоку страны.

- Пекинская 
На севере страны большей частью выращивают рис, поэтому он составляет основу местной кухни. Рис подают как самостоятельное блюдо на завтрак, так и в дополнение к мясу, рыбе или овощам, он может быть рассыпчатым или вязким. Также в пекинской кухне особое внимание уделяется мясным блюдам, в частности баранине и знаменитой утке по-пекински. Для приготовления этого блюда используют особую породу птиц, выращенных на специальных фермах с соблюдением определенного режима питания, в результате чего мясо утки становится достаточно мягким и сочным, а шкура очень тонкой.

По традиции, утку по-пекински нужно разрезать непременно на сто двадцать кусочков, в каждом из которых должно быть и мясо, и жир, и хрустящая корочка.

утка по пекински.jpgкапуста-с-золотистыми-краями.jpg

- Катонская 
Катонская, южная кухня отличается обилием блюд из рыбы, а благодаря проживавшей здесь династии Мин, многие из них еще и крайне изысканны, и необычны. Помимо этого, катонская кухня славится своими нетрадиционными рецептами, среди ингредиентов которых мясо кошек и собак, змей и различных насекомых. Правда, встречаются они довольно редко и в местных ресторанах вам, скорее всего, предложат попробовать что-нибудь попроще. Еще в этом регионе распространены чайные дома, где не только можно выпить традиционный китайский зеленый чай, но и почитать газету, назначить деловую встречу или просто отдохнуть с семьей.

кантонская кухня.jpgКантонская кухня 1.jpg

- Сычуаньская 
Сычуаньская кухня считается едва ли не самой лучшей в Китае. Этот регион удивительно плодороден и здесь есть все для того, чтобы приготовить пищу, достойную самих императоров. Тут особенно часто используют различные специи и пряности, а основным способом приготовления является паровая обработка или копчение. Самые популярные блюда этой кухни — молодой цыпленок с арахисом, утка, запеченная в листьях зеленого чая, а также своеобразные китайские пельмени, разновидностей начинок для которых насчитывается более двухсот.

Сычуанская.jpgсычуанская кухня.jpg

- Шанхайская 
Шанхайская кухня полностью переняла все кулинарные традиции двух соседних провинций — Чжэцзян и Цзянсу. Здесь предпочитают мясные блюда с добавлением рисовой водки, а также различных специй, придающих мясу (как правило, свинине) темно красный цвет. Популярна здесь и различным способом приготовленная утка. Блюда из угря, осьминогов, мохнатого пресноводного краба и других экзотических морепродуктов являются традиционными для шанхайской кухни. Именно здесь готовят знаменитый тофу — соевый творог, который имеет довольно специфический запах.

bd1fa3aa917f86ef43d396bd8cdf35ff.jpgшанхайская кухня.jpg

- Основные ингредиенты 
Вообще же, китайскую кухню невозможно представить себе без риса, различных круп, лапши и мучных изделий, и, конечно же, сои. Соя содержит очень ценный белок растительного происхождения, и является прекрасной альтернативой мясу. Из сои делают не только популярный во всем мире соус, но также молоко, масло и творог.

В Китае стараются есть как можно больше овощей, особое место среди которых занимает пекинская капуста. Особенностью кулинарных предпочтений в этой стране можно назвать и употребление в качестве пищи молодых побегов бамбука. Что касается мяса, то в особенном почете у китайцев свинина и мясо домашней птицы, в частности утятина и молодая курятина.

В Китае принимают пищу строго три раза в день, причем обед приходится непременно на полдень, а ужин на шесть часов вечера. Справедливости ради стоит отметить что рацион местных жителей довольно скромный, какие-либо кулинарные изыски обычный китаец может позволить себе только по особо торжественному случаю.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.