Ижемцы, язвинцы, пермяки, зюздинцы и зыряне, говорящие на разных языках и диалектах — все это народ коми. Когда-то в Раннем Средневековье у них было свое государство, что отличает их от многих других представителей финноугорских этносов Российской Федерации. Позднее коми образовали княжество Пермь Великая, которое одно время успешно соперничала даже с самой Москвой.
Коми до сих пор остаются одним из самых загадочных народов России, несмотря на то, что они были христианизированы чуть ли не одними из первых. До сих пор в своем внешнем облике и культуре они сохранили финские черты, русские старинные обычаи и культуру населения Крайнего Севера, с которым граничит их территория.
В России живут более 143 тысяч человек, являющихся представителями народа. Из них в Республике Коми проживает 127 тысяч человек. Остальные распределились весьма неравномерно.
Например:
• Тюменская область – 5 646 тыс. чел.
• ЯНАО – 3 490 тыс. чел.
• Архангельская область – 2 855 тыс. чел.
• НАО – 2 431 тыс. чел.
• ХМО – 1 558 тыс. чел.
• Мурманская область – 1174 тыс. чел.
• Кировская область – 526 чел.
Некоторые проживают в крупных городах, в том числе Санкт-Петербурге – 839 чел. и Москве – 393 чел.
Главной религией народа является православие. Обращение в христианство произошло во время епископа Стефана. Он проводил богослужения на языке коми, что привело большое количество людей в православие. Также в республике есть староверы, которые живут на территории Нижней и Средней Печоры. До появления христианства народ исповедовал язычество и поклонение природным стихиям: огню, воде и другим явлениям. Например, перед тем как выгнать пасти скот, его прогоняли между двумя кострами, а чтобы пойти на успешную рыбалку, сеть держали над огнем. Особо трепетно коми относились к огню и печи в доме, которая давала возможность готовить еду и греться.
Среди народа также был популярен тотемизм. В тотемах можно встретить различные изображения зверей и птиц. Самым могущественным был тотем медведя. Также коми верели в реинкарнацию, в перевоплощение человека в животное и наоборот.
В духовном мире, считали коми, находится добро и зло. Оленеводы и охотники верили, что в лесу живет леший, а у водных берегов - васа, водяной монстр. Домашние духи назывались алыся. В каждой деревне были свои знахари и колдуньи, которые могли общаться с духовными миром. По старому поверью, если на человека нападает икота, значит, кто-то навел на него порчу. Также среди коми существовало поверье, что икоту может напустить лягушка.
В связи со многими поверьями в народе были популярны амулеты из когтей диких зверей, птичьих лапок или зубов рыбы. Самые распространенные - когти медведя, лапки утки и зубы щуки. Некоторые могли навешивать амулеты на входе в дом, чтобы защитить его от злых духов. Несмотря на то, что сегодня большинство коми христиане, у некоторых представителей старшего поколения до сих пор бытуют языческие поверья и обряды.
Государственный язык - коми, который относится к финно-угорской группе. Лексика сформировалась под влиянием различных соседних языков: славяно-русских, ханты-мансийских, иранских, индоиранских, булгарских и карело-вепсских.
В зависимости от территории проживания коми можно разделить на 10 диалектов:
• Печорский;
• Присыктывкарский;
• Вымский;
• Ижемский;
• Нижневычегодский;
• Среднесысольский;
• Верхнесысольский;
• Верхневычегодский;
• Удорский;
• Лузско-летский.
Различаются они по произношению слов и написанию. Несмотря на такое разнообразие диалектов, коми прекрасно понимают друг друга.
Литературный язык коми стал формироваться только в XX веке. Язык применяется как в общественной, так и повседневной жизни. В 1920 году был выпущен первый букварь, а в 1926 году было открыто 257 школ, преподавание в большинстве из которых велось на языке коми. Спустя 5 лет в г. Сыктывкаре открылась первая школа среднего образования и педагогический институт. В 1938 году преподавание на родном языке велось в 70% школ, в 20% на русском, а в 10% – на обоих языках. Сегодня язык коми преподается в начальных классах в поселках, а в старших является обязательным предметом. В 1992 году было принято постановление об утверждении двух государственных языков: русского и коми.
На данный момент, коми языком владеют 108 958 тыс. человек, из них используют в повседневной жизни 91 595 тыс. человек.
Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство. Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу. Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому гражданину.
Во всем творчестве коми можно видеть интересную черту. Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считают период молодости, которую они называют солнцеликой жизнью.
Развитие узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ сумел освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты, участниками которых являются животные и люди.
Танцы у коми — отдельное искусство. Существуют танцы праздничные, танцы-гулянья и другие виды. Были популярны балы, которые сопровождались частушками, но самыми зрелищными стали хороводы. Они могли насчитывать сотни участников. Начинались из одного села и шли по всему району, постепенно увеличиваясь с каждым новым участником.
Традиции коми коснулись многих жизненных аспектов. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Неизменным почетом пользуется культ предков, оберегающих дом. Среди коми до сих пор можно встретить магов и шаманов, знающих заговоры и владеющих колдовством.
У коми получили популярность праздники, связанные с традиционными занятиями. Например, народ отмечает день рыбака, день оленевода, кулинарных искусств, посвященных рыбному пирогу и другим блюдам. Самыми масштабными праздникми в республике считаются «Луд», который отметают в Ижевском районе, Усть-Цилемская Горка, керчомский «Пыжа гаж», гонки на оленьих упряжках в Воркуте и Инте и др. Принято устраивать театрализованные представления. В праздник проводят народные гулянья, прыжки через костер, исполнение народных песен. Всюду можно видеть запевал, импровизирующих под играющую гармонь.
В костюмах коми прослеживаются отблески ненецких и северорусских традиций. Самой главной одеждой для женщины являлся сарафан, для мужчины – рубаха. В традиционном костюме женщин также имеются короткие рубашки, которые надевают в ветряную погоду. На работу летом надевали дубник, а зимой - шубу.
Для особых торжеств коми заранее шили одежду и украшали ее. Использовали преимущественно шелковые ткани. На голову девушкам было принято надевать парчовую ленту и подвязывать к ней другие небольшие ленточки.
Мужская рубаха всегда подпоясывалась ремнем. Штаны делали из плотной ткани, заправляя в носки из шерсти. Летом мужчины надевали кафтан, а зимой шубу. Также на зиму у мужчины была шапка из овчины. На ноги надевали кожаные туфли – башмаки. Вся мужская одежда украшалась национальным орнаментом. В северных районах предпочитали носить максимально теплую одежду, большая часть из которой имела олений мех, в том числе сапоги — пимы.
В повседневной жизни коми наиболее важными занятиями были: оленеводство, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство.
Оленей коми часто заимствовали у ненцев, одновременно перенимая ценные знания и привнося собственные навыки в оленеводческое дело. В начале ХХ века они стали крупнейшими оленеводами на всем европейском севере. В одном стаде оленевода может быть до 2 тысяч голов. За животными следят круглосуточно с помощью особой породы собак.
В земледелии коми сохранили традиции предков, которые берут свое начало еще с Х века. Сейчас также используются современные методы и техника, что позволяет получать хороший урожай. Коми выращивают многие культуры, причем если раньше огородничество практически не было развито, то сейчас при домовых участках можно видеть хорошо знакомые картофель, лук, редьку и другие культуры.
Предки коми использовали особые орудия труда, среди которых была кичига — деревянное молотообразное оружие, имеющее выгнутый конец. В посевах участвовали мужчины. Пахота считалась чисто мужской работой, поскольку требовала много сил. В южных и северных районах постоянно мололи зерно. На севере использовали ручные жернова, а на юге — мельницы. Популярность круп требовала использования деревянной ступы практически в каждом хозяйстве. В связи с тем, что северные жители не располагали достаточным количеством орудий, им приходилось приобретать их у южан.
Скотоводство развивалось регулярно. Для коми повседневным занятием стал выпас овец, коров, разведение лошадей. Скотоводческую продукцию употребляли сами, при этом молочный скот был малопродуктивным. В отличие от развитого оленеводства, выпас у коми был не настолько хорошо налажен. Проблема заключалась не только в отсутствии знаний, но и угодий. Сейчас эту проблему компенсирует экспорт животноводческой продукции из других регионов. Наравне с оленеводством важным занятием считается рыболовство. Запасы рыбы всегда были велики: ее сушили, вялили, засаливали.
Для добычи меха и кожи коми занимались охотой. Промысловой охотой занимались даже в период ХХ века, когда наблюдался значительный спад. Добычей охотников становились дикие звери и птицы.
Собирательство тоже приобрело большую популярность. Коми заготавливали грибы, кедровые орехи. Ягоды позволяли готовить пироги, а с помощью пихтовой коры создавали суррогат, который служил основой для муки.
Собирательство помогало в сложные времена года, когда продуктов становилось мало. Обычно этот период выпадал на весну и лето.
Чаще всего в быту использовалась деревянная посуда. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой.
До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции.
Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.
Женщины коми – мастерицы в гончарном ремесле. Для изготовления различных предметов они использовали ленточно-жгутовый метод вместо общепринятого гончарного круга.
Раньше распространенным типом жилья коми была наземная постройка. Дома представляли собой конструкцию из сруба сосновой породы. При каждом доме был хлев, двор, а также поветь, которая соединялась помостом. Крыша у жилья всегда была односкатная. Обыкновенно коми строили две избы (зимнюю и летнюю). Крыша для них была общей, причем второй скат предназначался для укрытия двора. На юге строили одноэтажные дома, а в северных регионах были распространены двухэтажные.
Внутри изб располагалась печь, рядом с которой всегда находился красный угол. Восточные коми располагали над печью маленькое окно. До второй половины XIX века коми топили по-черному.
Многие коми строили амбары, которые называются житниками, погреба, бани. Иногда возле традиционных домов можно видеть колодцы. Часто бани строят рядом с рекой.
Жилье украшают просто, но со вкусом. Для этого используют ткани, украшенные орнаментом, на оконных ставнях вырезают красивые узоры. Из предметов декора практически в каждом доме можно найти деревянные фигурки птиц и коней, вырезанные вручную. У оленеводов обязательным украшением являются оленьи рога.
Для коми характерно обильное питание. В пищу люди используют мясные, рыбные и растительные продукты.
Различаются и кулинарные традиции: у охотников и оленеводов на столе обычно есть мясо, а обед земледельца трудно представить без густых похлебок и каш.
Кухню коми можно охарактеризовать как горячую. Пищу готовили в печи. Кухня северных и южных коми существенно отличается. Например, ижемцы ели оленину и строганину, но мало грибов и овощей.
Один из самых любимых продуктов коми – рыба. Рыбу варили, сушили и вялили, но редко жарили и солили.
Любят коми и кисло-соленую рыбу. Готовят ее следующим образом: свежую рыбу солили. Но бочки оставляют при теплой погоде на солнце, а в холодную погоду заносят в избу. Готовность такой рыбы устанавливается по специфическому запаху. Такая рыба считается хорошим средством против цинги.
Мясо употребляется любое: говядина, баранина, свинина, мясо лося, медведя, оленя и дичь.
Мясо варили, тушили, сушили и вялили. При массовых забоях оленей мясо солили. Печорские коми очень любили строганину из свежей оленины. К мясным и рыбным блюдам подавали гарнир из картофеля с различными овощами. Также пища несла символическое значение. Например, на свадебный стол ижемцев по обычаю подавали лебедя. Все остальное время существовал строгий запрет на употребление этой благородной птицы в пищу.
Из овощей использовали в пищу картошку, репу, брюкву, морковь, капусту. Большой популярностью пользуются супы c большим содержанием мяса, капусты, картофеля, крупы, а также супы – грибные, холодные, на квасе, уха из речной рыбы.
На второе подавали каши. В зависимости от того, как варили крупу - на открытом огне или в печке, каши бывают заварные и распаренные. В каши добавляли ягоды и овощи. Повсеместно использовали в пищу молочные продукты – молоко, простоквашу, творог, сметану, масло. Грибы и ягоды сушили. Бруснику и морошку замачивали в деревянных кадках, а бруснику и клюкву хранили и в замороженном виде.
Хлеб в рационе был ограничен, его пекли нередко с различными добавками из рябиновой коры, листьев рябины и малины, соломы, борщевика (азьгум) и лебеды (пoттурун).
Из муки (пызь) и крупы (шыдoс) варили каши (рок). Ячменная и ржаная мука использовалась для приготовления выпечных изделий: ярушников (ид нянь), шанег (кыз ку, рыська шаньга), сочней, пирогов, а также пельменей (пельмень). Особенность выпечки коми в том, что хозяйки редко добавляли в тесто яйца. Это связано с тем, что коми не везде держали кур.
Традиционные напитки коми: хлебный квас (ырoш, сюкoсъ), сусло (чужва) с добавлением черники, морошки, клюквы, брусники, черемухи, пиво (сур), отвар шиповника, брусничного листа, березовый сок (зарава). Из пареной репы варили взвар. Повсеместно был распространён чай, который заменяли растительные настои. Пиво готовили из солода, для которого отбирали лучшие зерна ржи и ячменя. На десерт готовили густые кисели, компоты, подавали свежие ягоды с сахаром, молоком, сметаной и сливками.
Использовались молоко и молочные продукты: молоко (йoв), творог (рысь), сметана (нoк), простокваша (шома йoв), масло (вый). На зиму заготавливались дикорастущие ягоды и грибы. В пищевой рацион входили овощи: редька, лук, репа и капуста, со второй половины XIX в. - картофель.
Имелись обрядовые блюда. Так, после завершения сенокоса, из ячменной муки, обжаренной на масле, варили обрядовую кашу (чомор, косаа рок), готовили жареные колобки и калачи (печенича).
Вот три традиционных блюда, которые стоит попробовать в Республике Коми:
Йола чери — буквально переводится как «рыба в молоке». Разделанную рыбу — например, форель, треску или судака — укладывают в посуду, заливают молоком (иногда пополам со сметаной) и отправляют в печь томиться. Крышкой не закрывают — выступающая из молока рыба должна подрумяниться сверху, а подливка — покрыться золотистой корочкой. Используют как форель, так и треску или судака.
Шома капуста (капуста по-коми) — традиционная холодная закуска, которую подают к картошке или мясу. Особым образом надрезаные кочаны доводят до кипения и недолго варят с солью, смородиной, укропом и другими травами. Такую капусту уже можно есть — раньше в деревнях ее готовили в больших чанах и угощали соседей. Однако чаще ее сохраняют на зиму: укутывают в марлю, выкладывают сверху подсушенный ржаной хлеб и убирают в теплое место, где капуста должна забродить. Потом убирают в холодильник или холодный погреб и едят с наступлением зимы.
Ыроша кушман — что-то вроде окрошки на квасе, но без мяса и с редькой. В буквальном переводе это и есть «редька с квасом». Тертую редьку, порезанный кусочками вареный картофель и рубленый лук посыпают солью и заливают квасом, а подают со сметаной. Такой суп едят летом и осенью, а для православных коми это еще и одно из главных блюд осеннего поста.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.