101
Коми-ижемцы

Коми-ижемцы – это народность, проживающая в России, в Республике Коми. Они относятся к финно-угорской группе народов и являются одним из малочисленных народов Севера. Исторически они связаны с ижемскими коми, населяющими восточную часть Республики Коми. Коми-ижемцы имеют уникальную культуру, традиции и язык, который относится к коми-пермской группе финно-угорских языков. Однако, как и многие другие малочисленные народы, коми-ижемцы сталкиваются с вызовами сохранения своей культуры и языка в современном мире.

Территориальное расположение и численность

Большинство коми-ижемцев проживает в Ижемском районе (Ижма) Республики Коми в бассейне среднего течения реки Печора и по берегам ее притоков — Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Ловозерском районе Мурманской области; а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и, немногочисленно с кочевьями, в Ненецком АО.

В целом в России по переписи 2020 года было выделено 4748 коми-ижемцев. Из них в Республике Коми — 4313 тыс. человек, в Мурманской области — 348 человек, в ЯНАО — 21 человек и ХМАО — 4 человека.

Примечательно, что раньше, в том числе в переписи 1989 года, как отдельную этническую группу их вообще не выделяли.

Все цифры во многом являются условными, потому что коми-ижемцы не отделяются от основного народа коми и в переписях себя указывают без дифференциации. На это оказало влияние осознание культурной, исторической самобытности народа.

Религия

Традиционная религия коми-ижемцев была связана с шаманизмом и верованиями, основанными на природных силах и духах. Они почитали различных духов природы, таких как духи рек, лесов, гор и животных. Шаманы играли важную роль в коми-ижемецкой религиозной практике, выступая в качестве посредников между людьми и духами. Особое значение среди календарных обрядов имеет Ильин день. В этот праздник оленеводы возвращаются с севера на юг, устраивают спортивные состязания. Оседлые ижемцы отмечают Иванов день, который ассоциируется с началом сенокоса.

религия.jpg

С ростом христианства и влиянием православной церкви в России, многие ижемцы приняли христианство, особенно православие. Это привело к смешению христианских и традиционных религиозных элементов в их верованиях и практиках.

В настоящее время коми-ижемцы могут исповедовать разные религии. Религиозная практика может отличаться в зависимости от индивидуальных предпочтений и образа жизни каждого коми-ижемца.

Язык

Язык коми-ижемцев относится к коми-пермской группе финно-угорских языков. Он известен как коми-ижемецкий или ижемский язык. Этот язык используется ижемцами в их повседневной коммуникации и является важной частью их культурного наследия.

Коми-ижемский язык отличается от других диалектов коми и имеет свои уникальные особенности. Он обладает богатым набором звуков, грамматическими особенностями и лексикой, которые отражают специфику коми-ижемецкой культуры и окружающей природной среды. В 2014 году был подготовлен к изданию коми-ижевский букварь.

Формирование ижемского диалекта началось в XVI веке, с появлением на реке Ижма первых переселенцев. Базой для него стал вымский диалект языка коми. Полностью ижемский диалект сложился уже к концу XVIII века.

Однако, как и многие другие малочисленные языки, коми-ижемецкий столкнулся с угрозой исчезновения и утраты. В современном мире многие коми-ижемцы переходят на использование русского языка в повседневной жизни и общении, особенно среди молодого поколения. В связи с этим проводятся усилия по сохранению и оживлению коми-ижемецкого языка через создание языковых программ, издание литературы и организацию языковых курсов.

Традиционная и современная культура

Музыка и танцы

Ижемцы имеют свои традиционные музыкальные инструменты, такие как гусли и барабаны, и исполняют народные песни и мелодии. Традиционные танцы отражают их связь с природой и включают элементы имитации животных и природных явлений.

традиции. праздник луд3.jpeg

Народные ремесла

Коми-ижемцы владеют мастерством в создании различных изделий ручной работы. Это включает вышивку, плетение лыка, резьбу по дереву, создание керамики и другие ремесла. Эти изделия часто украшаются народными узорами и символами.

Национальный костюм

Коми-ижемцы имеют свою традиционную национальную одежду, которая отличается яркими вышивками, узорами и декоративными элементами. Она может включать вышитые рубашки, юбки, головные уборы и украшения.

Традиционный костюм ижемцев схож с одеждой северно-русского населения. У оленеводов народ заимствовал основные виды ненецкой зимней обуви и одежды из меха оленя. Не обошлось без творчества, ижемцы к этим костюмам добавили различные усовершенствования. Меховую малицу носили женщины, мужчины и дети. Надевали ее поверх тканевой. Летом, если было холодно, в качестве верхней одежды использовали суконный совик.

Женщины носили сарафанный комплекс, состоящий из рубахи, поверх которой надевали прямой или косоклинный сарафан. Верх рубахи делали из пестряди, цветной ткани, кумача, низ был из белого холста. Украшали этот предмет одежды вставками из ткани другого цвета, вышитым узором (пельпом пас) в области плеч. По вороту и на оборках рукавов делали цветную кайму. Обязательно поверх сарафана женщины и девушки надевали передник. Подпоясывали сарафан плетеным, тканым узорным поясом. Сарафаны ижемских женщин отличались от русских. На сарафанах коми крупные складки, между бретелями в передней верхней части продевали шнурок, затягивающийся в передней части под грудь. Крепление лямок сзади тоже значительно отличалось.

На праздники наряды надевали из лучших тканей: сукна, тонкого холста, покупного шелка. Покупные ткани начали распространяться с середины XIX века. Головные уборы ижемок отличались разнообразием. Девушки носили повязки из ленты, обручи с лентами (бабюар), шали, платки. Замужние голову покрывали платками, надевали кокошники (чышъян).

Мужчины носили туникообразную рубаху из домотканого белого холста, пестряди. Праздничные были из тонкого холста, фабричных тканей. Украшали их вышивкой черно-красного цвета, полосками узорного бранного тканья, узкими вставками кумача в области груди, ворота и на оборках рукавов. Рубахи были со стоячим воротником или вообще без него. Носили их всегда на выпуск, подпоясывали плетеным, тканым поясом, завязывая узел на левом боку. Штаны носили нижние и верхние. Нижние были более широкими, шили их глухими, из сурового холста. Между штанинами вставлялись два клина, закреплялись штаны в области пояса шнуром на вздержке-гашнике.

нац.костюм.jpgбыт2.jpg

Национальные праздники

У ижемцев есть праздник Луд, во время которого отмечают наступление весенне-летнего цикла. Это один из интересных и масштабных праздников в Республике Коми. В какой-то период времени его перестали отмечать, но в 1991 году он возобновился. На протяжении многих лет организаторы проведения праздника воссоздают весь материал. В результате был создан сценарий лугового гулянья, куда все приходят в традиционных ижемских костюмах. На праздник приезжали даже гости из Франции и Индии.

традиции. праздник луд.jpg

Свадебные традиции

У народа было 3 формы заключения брака:
1.    С похищением;
2.    С калымом;
3.    С приданым.

На свадьбах раньше проводилось очень много различных церемоний. На кровать молодоженам стелили шубу, пошитую из овечьей шерсти. Перед венчанием невесте сажали на колени ребенка. Эти манипуляции были с целью обеспечить молодой семье хорошее потомство. Перед тем как дать добро на женитьбу, родственниками тщательно проверяли друг друга.

Прочие обряды

Родильные обряды направлены были на удачные роды. Называли новорожденных необычным словом «чурка», которое происходит от «пращур». Народ верил, что дети приходят из мира предков. В течение 7 дней после родов мать с новорожденным жили в хлеву или бане, так как считались нечистыми. Ребенку в возрасте 1 года показывали впервые зеркало, отстригали волосы.

Похоронные обряды отличались особой сложностью. Когда умирал человек, в доме завешивали все окна, иконы, картины, предметы с глянцевыми поверхностями. Обмытого усопшего клали в гроб из ели или сосны.

Быт

Жизнь

У народа издавна существовали ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях не было ни одного крестьянина, который не сумел бы из куска дерева сделать нужный в быту предмет. Развито было замшеделье, кожу выделывали в специально построенных «замшевых избах». В некоторых областях занимались выделкой валенок. Женщины издавна владели гончарным ремеслом, но не использовали гончарный круг, а предпочитали ленточно-жгутовый старинный способ. Обжигали посуду в русской печи. Занимались узорным ткачеством, шили скатерти, полотенца, одежду. Все это входило в приданое невесты.

Выращивали репу, лук, редьку, брюкву, с XIX века начали сажать картофель. Из зерновых сажали ячмень. Землю до XI века обрабатывали вручную, в XII веке стали использовать тягловую силу скота. Пахали в основном мужчины, бороной занимались подростки, на жатву ходили только женщины. Часто по причине ранних заморозков урожай приходилось собирать еще зеленым. Зерно мололи специальным инструментом, который назывался цепом. Было развито животноводство, в хозяйстве держали лошадей, овец, крупный рогатый скот. Традиционным занятием коми-ижемцев является оленеводство. Они продают оленину, замшу из оленьих шкур.

быт.jpg

Жилище

Традиционное жилище народа — дом-двор северо-русского типа, пятистенок. Часто северные ижемцы строили жилища с верхними и нижними этажами. Во время кочевания жили в чумах ненецкого типа, которые отличались большими размерами, отсутствием центрального шеста. Внутри чум был поделен на 3 части, перегородками были занавески. Первая часть «общая» с очагом, красным углом, расположенным напротив входа, где находилась икона-складень. Остальные две половины жилища (чомбэк) предназначались для двух семей.

жилище.jpg

Кухня
кухня.jpg

На традиционную кухню ижемцев оказали влияние соседние регионы и их культура, обычаи местного населения. В каждом регионе, где проживают представители народа, существуют свои кулинарные традиции. В рационе всегда было много мяса, овощи. Ижемцы Прилузья в кухне активно использовали злаковые культуры, так как климат позволял им успешно выращивать их.

В целом кухня народа простая, для приготовления блюд требуется немного ингредиентов. Из мяса едят дичь, оленину, употребляют молочные продукты, рыбу, каши. Если в семье есть охотники, часто на столе мясо дикой птицы и животных. В то же время в некоторых семьях для приготовления каш используют молоко и масло вместо мясных подлив.

В кухне коми по традиции принято есть мясо лебедя. В этих местностях он считается символом любви и верности. Блюда из лебединого мяса употреблять в пищу можно только на свадьбу. В остальное время это строго запрещено. Национальный напиток народа «сур» — домашнее пиво. На юге Коми его часто готовят и пьют, в других регионах считают ритуальным напитком.

В основе рациона народа есть сытная и ароматная выпечка, которую всегда готовят в каждой семье. Хлеб пекут на основе ячменной муки, в качестве начинки иногда добавляли солод, картофель. Особенно любят такой хлеб дети. Из оленины делали строганину (айбарч), с добавлением оленьей крови готовили лепешки вир шаньга.

строганина.jpg

В печи готовили не только каши, но и практически все блюда. Часто ижемцы пили топленое молоко. Здесь любят и другие молочные продукты:
●    Простокваша (шомйцв);
●    Масло (вый);
●    Сметана (нцк);
●    Творог (рысь).

Существует даже свадебная традиция, согласно которой молодожены на второй день свадьбы едут «к теще на сметану». Часто ижемцы занимались продажей злаковых культур, молочных продуктов в тех областях республики, где в них нуждались. Благодаря развитию в разных окрестностях торговли, у народа на столе были разнообразные продукты.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.