397
Коми-пермяки

Коми-пермяки - это этническая группа, проживающая на территории Коми и Пермского края в России. Они являются потомками пермяцких племен, которые населяли эти земли задолго до прихода русских. Коми-пермяки имеют свой уникальный язык, культуру и традиции. Они также исповедуют православие, смешанное с элементами языческих верований. В настоящее время численность коми-пермяков составляет около 55 тысяч человек.

Территориальное расположение и численность

Коми-пермяки проживают главным образом в Пермском крае России. Их территориальное расположение охватывает северо-западную часть Пермского края, а также часть Кировской области. Основные населенные пункты, где проживают коми-пермяки, включают города Пермь, Чусовой, Березники, Краснокамск, Кунгур, а также ряд сельских районов и поселков.

Важно отметить, что коми-пермяки также проживают за пределами Пермского края, в других регионах России. Однако, большинство этнических коми-пермяков сосредоточено именно в Пермском крае, где они составляют значительную часть населения и имеют свою культурную и историческую привязку к этой территории.

По всероссийской переписи населения 2020 г., численность коми-пермяков в России составляет 55 786 тыс. человек, в Пермском крае составила 50,1 тыс. человек, в Тюменской области 1 328 чел., в ХМАО 1 060 чел., в Свердловской области 604 чел.

Религия

Религия коми-пермяков традиционно была языческой и связана с верованиями в духов мира природы. Они поклонялись различным божествам, таким как бог леса, бог реки, бог огня и другие. Важным аспектом их религиозной практики было общение с предками и уважение к ним.

С приходом христианства в регион в XVI-XVII веках, многие коми-пермяки приняли эту религию. Однако, даже после христианизации, они сохранили некоторые элементы своей традиционной веры. Например, они продолжали проводить ритуалы и праздники, связанные с природой и уважением к предкам.

Современные коми-пермяки могут исповедовать как православие, так и язычество. Для них важно сохранить свою культуру и традиции, включая религиозные верования.

Язык

Язык коми-пермяков относится к коми-зырянской группе пермских языков. Он является одним из двух основных диалектов коми, наряду с коми-зырянским. На момент переписи 2020 года, в РФ коми-пермяцким владело 41 447 человек. Язык коми-пермяков используется в коми-пермяцком районе Пермского края России.

Известны наречия: 
●    Южное; 
●    Северное; 
●    Верхнекамское; 
●    Коми-язьвинское; 
●    Отдельные диалекты.

Основой литературного языка в конце тридцатых годов ХХ столетия был кудымкарско-иньвенский диалект.

Он имеет свою собственную грамматику и лексику, которые отличаются от других коми диалектов. Язык коми-пермяков является официальным языком в коми-пермяцком районе и используется в образовании, массовых коммуникациях и культурных мероприятиях.

Однако, как и многие другие языки малых народов, язык коми-пермяков сталкивается с проблемами сохранения. В результате многие молодые коми-пермяки говорят на русском языке, а использование языка коми-пермяков сокращается.

Организации и сообщества работают над сохранением и развитием языка коми-пермяков через создание учебных материалов, организацию культурных мероприятий и проведение языковых программ. Усилия также направлены на привлечение молодежи к изучению и использованию языка коми-пермяков, чтобы сохранить его живым и развивающимся.

Традиционная и современная культура

Фольклор и музыка

У коми-пермяков богатое наследие народных песен, танцев и инструментальной музыки. Они играют на традиционных инструментах, таких как гусли, куомус (коми-пермяцкая скрипка) и другие. Песни и музыка часто передают исторические события, образы природы и повседневную жизнь этнической группы.

нац. костюм2.jpg

Традиционные ремесла

Коми-пермяки известны своими ремесленными навыками, включая вышивку, плетение, изготовление керамики, изготовление народных кукол и других изделий. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются важной частью культурного наследия коми-пермяков.

На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.

В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва,  Коса, Юксеево.

Богатейшее историко-культурное наследие придает своеобразный колорит современной коми-пермяцкой профессиональной культуре.

Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами: натуральный характер хозяйства диктовал необходимость овладения навыками обработки природных материалов.

Современные коми-пермяцкие мастера не только сохраняют традиционные виды промыслов и ремесел, но и развивают новые.

Пяти мастерам округа в 2008—2009 гг. присвоено почетное звание «Народный мастер Пермского края».

Деревянной резьбой украшали крестьянский дом (охлупни в виде коньков), предметы утвари: столы, люльки, части ткацкого станка, деревянную посуду. Так в изображении на охлупне отразились древние представления о родовом божестве, которое в давние времена покровительствовал роду. Мифологические образы обожествленной природы сохранялись в резьбе деревянных ковшей, сосудов, солониц-уточек. Было распространено изображение гусей, лебедей, коней, лосей, баранов. Солонки-уточки, входившие в приданое невесты, были символом продолжения рода, связи с древними культами поклонения силам природы. Образ утки олицетворял мифологическую созидательницу мира.

Широкое распространение получило изготовление прялок. Коми-пермяки называют их печкан, язьвинские пермяки – коба. Контурной и угловой резьбой украшались лопасть и ножка прялки. Популярными были геометрические мотивы: уголки, косые кресты, круги, розетки, параллельные линии, из которых мастера составляли разнообразные композиции.

утка-солоница.jpg

Национальный костюм

Одежда коми-пермяков похожа на облачение северорусского населения, а на севере – у нее много общего с ненецкой. Основной наряд женщин – холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку, поверх рубахи – косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетеным пояском с бахромой на концах, поверх сарафана – цветной или белый фартук (запон).

Зимой коми-пермяки надевали овчинные шубы. Разнообразие создавалось за счет вида и расцветок тканей. Ткани использовали домашней выделки. В волосах женщины носили ленты, которые были их головным убором летом. До свадьбы женщины носили одежду из красного сукна, а после свадьбы – кокошник, сороку и уже в пожилом возрасте – темный платок.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая ее узким плетеным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: самшура (чепец с твердым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твердым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блестками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Шили шапки из овчины. Обувь - лапти (нинком), сплетенные из липового лыка и бересты. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем. Одежда, как и деревянные изделия, украшалась орнаментом.

нац. костюм.jpgнац. одежда.jpg

Праздники и обряды

Традиционные праздники и обряды коми-пермяков тесно связаны с православным календарем, сменой сезонов года и сельскохозяйственными занятиями населения, а также с сохранившимися языческими представлениями. Они пронизаны идеями добра, противостояния злу, продолжения рода, благополучия, богатства; в них заложен большой эстетический, нравственный, эмоциональный заряд.

В зимний период значительную роль играют обряды, направленные на сохранение жизненных сил природы. В это время особенно ярко проявляется магия Святок. В весенний период и в начале лета обрядности присуща магия плодородия. Специальные обряды сопровождали уборку урожая в надежде на будущее урожайное лето. В характере осенних обрядов просматривается желание людей обеспечить сохранность урожая и скота. По этому поводу коми-пермяки знали немало гаданий и магических действий – как индивидуальных, так и коллективных.

Очень значимо, что коми-пермяки еще на ранней стадии сложения в народность близко познакомились с культурой и бытом русского населения, происходившего из Северо-Двинского бассейна и Заонежья.

У двух народов появилось много общих черт в культуре и быту, что во многом определялось природными условиями и религиозными убеждениями. Коми-пермяки и русские исповедовали православие и жили по единой схеме календарных обрядов, соблюдали во многом общие семейные обычаи. Но у коми-пермяков осмысление среды проживания и собственного круга жизни выстраивалось, еще в соответствии с древними, языческими верованиями, которые сохраняются и в наше время. Религиозный синкретизм воспитал в коми-пермяках особое самоощущение, особый взгляд на собственные деяния.

Обожествляя природу, коми-пермяки создали своих богов и духов. У них Ойпель — могущественная сила, способная уберечь людей от болезней и отводить вражескую напасть. Верили в лесного царя, лешего — Вöрись, которому были Подвластны звери и птицы. Женское божество Луншёрика (Луншерка) гуляло по ржаному полю и ускоряло действие плодоносящих сил. Фантастическим лесным духом, рогатым и ушастым предстает Сюра-пеля.

Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»

Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.

Под влиянием православных и языческих традиций сформировался уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Одни из них повсеместно соблюдаются и в наши дни (Семик), другие сохранились в отдельных местах (обряд Быкобоя и день смены травы в с. Большая Коча, Зажинки в с. Архангельское), третьи используются фрагментарно (элементы старинного свадебного обряда), о четвертых известно лишь по воспоминаниям старожилов и архивным данным (обряды, связанные с культом предков, «старых»). Среди коми-пермяков сохранилось почитание священных деревьев, святых родников. До сих пор весьма распространены мифологические представления о духах природы и народе чудь, лешем, водяном, домовом и др.

Из бытующих до настоящего времени языческих обрядов особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с корзинами и пестерями, нагруженными различной снедью и подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег.

Сохранились обряды, связанные с поклонением огню, воде, священным источникам, «чудским» местам, кулям (Куль - главный дух в стране сил зла).

Современная культура коми-пермяков также развивается и приспосабливается к современным условиям. Современные коми-пермяки сохраняют свою культурную идентичность через события, фестивали, народные конкурсы и мероприятия, где представляются традиционные песни, танцы, ремесла и кулинарные традиции. Они также активно участвуют в сохранении и продвижении коми-пермяцкого языка и литературы.

традиции и обычаи.jpgтрадиции и обычаи2.jpg

Быт

Быт коми-пермяков традиционно связан с сельским хозяйством и рыболовством. Они занимались выращиванием овощей, зерновых и скотоводством. Рыболовство также было важной отраслью, особенно в речных районах.

Жилище

Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. Подклет на севере сооружался высоким, на юге - низким. В каждой избе три окна: два на торцевой стене и одно на боковой. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Создавались зимние и летние жилые части избы. Соединялись они посводом-сенями. Половину такого жилого комплекса составлял скотный двор, имевший два яруса, связанных помостом. Избы украшали пропильной резьбой. Орнамент применялся геометрический. В жилой части устанавливали для украшения фигурки коней и птиц.

Помимо избы в усадьбу коми-пермяков входят амбар, погреб, хлев и навесы.

В быту используется различная деревянная посуда и утварь: резные и долбленые из дерева, плетеные из лозы и лыка. Особое место занимают утки-солонки, считающиеся символом семейного счастья. Широко применяются изделия из бересты: пестери, люльки, корзины для ягод и грибов, туеса.

Распространены также изделия из глины и металла. Среди предметов домашнего обихода еще несколько десятилетий назад преобладали изделия собственного производства.

жилище 2.jpgтрадиционный интерьер.jpg

Кухня
кухня.jpg

Традиционная кухня коми-пермяков включает в себя разнообразные блюда из мяса, рыбы, овощей и ягод. Одним из самых популярных блюд является «корьяк» - это жареная или запеченная рыба, которая обычно подается с картофелем или овощами.

Еще одно известное блюдо – «толмезь», это густой суп, приготовленный на основе рыбного бульона с добавлением овощей, зелени и специй. Он обычно подается с хлебом или картофелем.

Также популярными являются пироги с ягодами и медом, которые готовятся из слоеного теста и начинки из свежих или консервированных ягод, а также с добавлением меда для сладости.

Молочные продукты также играют важную роль в коми-пермяцкой кухне. Кисель из ягод или молока, творог, сметана и йогурты часто используются в различных блюдах.

В целом, кухня коми-пермяков отличается натуральностью и простотой приготовления, а также использованием местных продуктов. Она отражает традиционный образ жизни и близость к природе этого народа.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.