Коряки, или нивхи, являются коренным народом, проживающим на северо-востоке России, в основном на территории Хабаровского и Приморского краев. Они имеют свою уникальную культуру, язык и традиции. Коряки традиционно занимались охотой, рыболовством и собирательством, а также вели полукультурное хозяйство. В настоящее время большинство коряков живет в городах и занимается различными профессиями, однако они все еще сохраняют свою культуру и традиции.
Коряки проживают преимущественно в Корякском округе Камчатского края, образованного 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Территория округа включает северную часть полуострова, Камчатский перешеек и прилегающую к нему часть материка.
Численность коряков в РФ по данным Всероссийской переписи населения (ВПН) 2020 г. составляла 7 485 чел., из которых 6 413 чел. жили в Камчатском крае, 742 – в Магаданской области.
Когда русские заселяли Камчатку в XVII веке, на полуострове жило до 11–13 тысяч коряков. Они рыбачили, пасли оленей и охотились на моржей. Так пишут в некоторых источниках. На самом деле подсчитать точное количество жителей Камчатки в XVII веке не могли из-за кочевого образа жизни коренного народа и отсутствия подходящих средств учета.
Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж — Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон — создатель всего сущего, вместе с тем — плут и проказник, попадающий в нелепые истории.
Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах — аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов — аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.
Языковая семья коряков относится к чукотско-камчатской языковой группе. На данный момент известно об 11 корякских диалектах, среди которых:
чавчунский;
карагинский;
апукинский;
алюторский;
паланский;
кахтанинский;
рекинниковский;
каменский;
итканский;
пареньский;
гижигинский языки.
Различить их можно по звучанию. Основные отличия в диалектах заключаются в большей степени в фонетике. Так, есть «тыкающе-рыкающие» и «якающие» диалекты. Больше представителей народа используют карагинский, алюторский, паланский и чавчувенский диалекты. В основу корякской письменности легла кириллица.
Несмотря на множество диалектов, значительная часть народа разговаривает на русском языке: корякским владеют не все представители этноса. На данный момент в РФ корякским языком владеют 2 633 человека, из них используют в повседневной жизни 2101 чел.
Нательная одежда мужчин — штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин — комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые — из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов — кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы — мехом внутрь и наружу.
Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, — аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.
Праздники, преимущественно сезонные, промысловые, различались по отдельным группам. У кочевых коряков весной, когда большинство оленей сбрасывают рога, устраивали Праздник оленьих рогов Килвэй. Весной же, в период отела оленей, проводили праздник молодого оленя Каюю («Олененок»), Коявгыегык («Олени телятся»). Во время праздников широко практиковались жертвоприношения. В конце декабря – середине января оленные коряки праздновали «Возвращение солнца». В феврале продолжением праздника становился массовый забой оленей, после которого хозяин стойбища устраивал гонки на оленях и другие спортивные состязания.
У береговых коряков праздничные церемонии проводились в честь добытого кита. Праздник проводился осенью, когда у морских охотников заканчивался промысловый сезон. В корякских мифах упоминаются праздники «Встреча кита» и «Проводы кита». До настоящего времени весьма популярным остается осенний праздник Хололо (Ололо), связанный с проводами нерпы. Его проводили карагинские, лесновские и др. коряки, обычно с середины ноября до начала января. Организацией праздника занималась по очереди каждая семья селения. На праздниках проводились (и проводятся) специальные обряды. Они сопровождаются играми, плясками, пением.
В семьях, имеющих близнецов, устраивали особый «волчий праздник», так как близнецы считались родственниками волков.
В группу семейно-бытовых корякских обрядов входят ритуалы, связанные с заключением брака, с рождением и смертью человека.
Родильный обряд включал запреты и предписания для беременной женщины и ее окружения. Женщина рожала в закрытом пологе, принимали роды старые женщины. Во время родов ей запрещалось кричать, дабы не привлекать внимания злых духов. На другой день после появления ребенка на свет благодарили Верховное божество, приносили в жертву собаку или оленью важенку, приглашали гостей, устраивали гонки на оленях. Имя новорожденного определяли с помощью гадального камня – аняпэля. Если ребенок болел, ему нередко меняли имя.
Умерших хоронили в специальной погребальной одежде белого цвета, сшитой из шкур личных молодых оленей. С умершим старались обращаться как с живым – ставили у его изголовья продукты, играли с ним в карты. Спать в помещении, где находится умерший, запрещалось.
Основным способом погребения было трупосожжение. Вместе с умершим на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и подарки, предназначенные ранее умершим родственникам. У кочевых коряков важным элементом поминального обряда считался забой личных оленей умершего. После проведения годовых поминок места погребения посещали редко.
У части коряков западного побережья Камчатки, где христианство начало распространяться еще в XVIII в., была распространена православная семейно-бытовая обрядность с элементами архаических дохристианских ритуалов и обычаев.
Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.
Традиционный образ жизни у кочевых и оседлых коряков существенно различался.
Кочевые оленные коряки совершали в течение года несколько перекочевок. Весной, перед отелом важенок, их перегоняли на пастбища, защищенные от ветра и богатые мхом. Здесь оленихи и рожденные ими телята содержались до конца мая. Вместе с ними для присмотра и ухода за оленятами находились все члены стойбища. Вскоре важенок вместе с окрепшими телятами пастухи перегоняли на летние пастбища – в горы или на морское побережье. В октябре пастухи с оленями возвращались к стойбищу, где устраивался праздник забоя оленей и происходила заготовка на зиму мяса и шкур животных. По окончании праздника стойбище перекочевывало с оленями на зимнее пастбище.
Зимой оленей выпасали недалеко от стойбища, преимущественно в речных долинах с неглубоким снегом, защищенных от ветров. В течение зимы стадо перегоняли несколько раз. Для перекочевок использовали грузовые нарты и упряжных оленей. По свидетельству В.И. Иохельсона, для перекочевки среднего стойбища требовалось 40-45 нарт. Впереди ехал глава стойбища. Сам же караван возглавляла женщина. К ее нарте была привязана кибитка для грудных детей. Далее следовал ряд грузовых нарт с посудой, одеждой, покрытием для яранг и пр. Замыкали обоз нарты с шестами для яранг. Рядом с обозом пастухи гнали оленей.
Иной образ жизни вели оседлые коряки. Ведущее место в комплексе их жизнеобеспечивающего хозяйства занимало прибрежное рыболовство. Морскую рыбу, главным образом лососевую, ловили при заходе ее в реки во время рунного хода. Лососевую икру заготавливали на зиму. Летний рыболовный сезон продолжался с конца июня до конца августа. В это время производилась массовая заготовка вяленой рыбы на зиму для людей и собак. Зимой коряки занимались подледным ловом наваги.
Морские животные Берингова и Охотского морей: нерпа, лахтак и (до начала XX в.) кит – традиционный объект охоты всех групп береговых коряков. В наибольшей степени морской зверобойный промысел был развит у пенжинских коряков: каменцев, пареньцев, итканцев. По свидетельству В.И. Иохельсона, пенжинские коряки в начале XX в. добывали за сезон одного-двух китов. Охотились на морских животных весной и осенью. Весенний охотничий сезон начинался у пенжинцев во второй половине мая. Во время промысла жители перемещались в летние селения, расположенные на побережье, или же ставили на берегу моря палатки.
На морскую охоту выезжали в кожаных лодках – байдарах. Использовали также каяки. В каждой промысловой байдаре обычно находилось 9-12 охотников. Орудиями охоты на нерпу, лахтака, ларгу в XIX – начале ХX вв. служили гарпуны, ружья, колотушки.
Осенний охотничий сезон у пенжинских коряков включал конец сентября и октябрь. В это время охотились сетями на тюленей. Заготавливали их мясо и жир на зиму.
Из сухопутных животных коряки промышляли горного барана, дикого оленя, бурого медведя. Со времени прихода на Камчатку русских важным промысловым занятием для всех групп коряков стала пушная охота. Охотились на соболя, лисицу, горностая, белку. Пушнина в прошлом использовалась для уплаты ясака, ее активно покупали русские купцы. Сухопутная охота до настоящего времени является одним из важных хозяйственных занятий коряков.
Жизнеобеспечение коряков с древности и на протяжении многих веков поддерживала и такая форма хозяйственной деятельности, как собирательство. Корни, листья, плоды съедобных растений коряки употребляли в пищу и заготавливали впрок. Некоторые растения использовались в лечебных целях.
В системе традиционного жизнеобеспечения оседлых коряков важное место занимало собаководство. Долгое время они разводили только транспортных собак, но эти собаки использовались и в охотничьем промысле. Так, карагинские коряки на собачьих упряжках охотились на морских животных.
В советский период береговые коряков стали в личных хозяйствах держать коров, свиней, заниматься растениеводством.
Из традиционных домашних промыслов коряков известны обработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство. Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались еще в начале XX века, а скребки для выделки шкур используют и поныне.
Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги — полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.
Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.
Коряки, как охотничье-собирательный народ, имеют свою уникальную кухню, основанную на доступных им ресурсах и традиционных методах приготовления пищи. Вот некоторые особенности кухни коряков:
Основными источниками пищи для коряков являются мясо и рыба. Оленина, моржевое и китовое мясо, а также рыба, включая лосось, щуку и горбушу, играют важную роль в их питании.
Одним из традиционных способов приготовления пищи коряков является варка и тушение. Они могут готовить мясо и рыбу в котлах или на открытом огне, используя камни для регулировки температуры приготовления.
Коряки традиционно утилизируют все части убитых животных. Они используют внутренности, такие как внутренние органы и кишки, для приготовления различных блюд, таких как супы и наливки.
Важным элементом коряцкой кухни является моржовый жир, который служит источником энергии и витаминов в условиях сурового климата. Они могут употреблять его в пищу как самостоятельный продукт или добавлять в другие блюда.
Коряки также применяют методы сушки и засолки для сохранения пищи. Они могут сушить рыбу и мясо, а также засаливать их, чтобы обеспечить запасы на зиму.
Коряки собирают различные ягоды, травы и корни, которые используются в качестве добавок к пище или для приготовления отваров и настоев.
Традиционная кухня коряков отражает их способ жизни и зависимость от окружающей среды. Сегодня многие коряки также употребляют современные продукты, но традиционные элементы кухни по-прежнему играют важную роль в сохранении своей культуры и наследия.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.