Logo
388
Кряшены

Кряшены – этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, их еще называют крещеными татарами.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения 2020 года - 29 978 кряшен проживает на территории РФ. Наибольшее количество проживает в Республика Татарстан – 25 189 чел.

Также кряшены проживают  в Республике Башкортостан – 3801 чел., в Удмуртской Республике – 277 чел., в Кировской области – 168 чел. и в Самарской области – 163 чел.

Религия

После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно. Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан. Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.

В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.

Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.

Язык

У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:
1.    Говор молькеевских кряшен (западный диалект татарского);
2.    Говор заказанских кряшен (средний диалект татарского);
3.    Говор чистопольских кряшен (средний диалект татарского);
4.    Говор кряшен Нижнего Прикамья (средний диалект татарского).

Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.

В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден. В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита. Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.

Традиционная и современная культура

Национальные праздники

В старину отмечался праздник Семик (Симет бәйрәме или яфрак бәйрәме — праздник зелени), который приходился на четверг перед Троицей.

Перед «Питрау» (Петровым днем) кряшены варили жертвенную кашу «корман», а также вязали веники из целебных трав, а потом всей деревней собирались возле реки и читали молитвы, чтобы был хороший урожай. По их поверьям, в этот день всегда идет дождь.

питрау.jpgпитрау 2.jpg

Накануне «Качману» (Крещения) кряшены празднуют Нардуган, посвященный культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни, ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением также собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством и якобы отбеливал кожу.

На «Раштуа» (Рождество) кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол с чистой скатертью и молча едят, а потом заставляют детей залезать под стол и цыкать, чтобы в доме было больше куриц.

Накануне Рождества кряшены также воруют у соседей сани, впрягают в них своих лошадей и катаются, а назавтра возвращают кражу.

На Масленицу («Май бяйряме») кряшены катались с горок, на второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя, в том числе устраивали состязания («сурян»).

Обряды

1.    Свадебный обряд
Свадебные обряды кряшен восходят к очень древним традициям татарского народа. В них сохранились необычайно древние элементы.
Раньше свадьба у кряшен называлась «красной» (Кызыл) и проводилась совсем иначе. Молодежь за стол не сажали (они находились там же, но не на виду). Гости по очереди звали их и дарили подарки. Хозяева угощали своих приглашенных. Потом все приглашенные по очереди приглашали всех гуляющих на свадьбе к себе домой и угощали их. И так в каждом доме эти «походы» сопровождались музыкой, песнями и плясками. Такая свадьба была очень веселая и шумная.

На кряшенскую свадьбу каждый гость должен принести какое-нибудь угощение. Дом жениха к свадьбе украшает невеста: она стелет на столы скатерти и вешает на окна занавески, сотканные и вышитые собственными руками.

2.    Погребальные и поминальные обряды.
На поминки кряшены всегда приносят подушку, которая символизирует душу умершего. Старики сперва несут эту подушку на кладбище и читают над ней молитвы, а потом приносят в дом, кладут на стул и ставят перед ней еду. В завершение церемонии подушку встряхивают, чтобы душа покойного отлетела.

3.    Обряды, связанные с рождением ребенка.
Во время торжества в честь рождения ребенка собирается много народа, приносят подарки. Раньше дарили маленький кусок ситца.

Если в семье умирал ребенок, то над новым ребенком, с целью «охранения» его, совершали обряд «продажи новорожденного». Ребенка через окно «покупала» соседка или родственница, после чего он назывался ее сыном или дочерью, хотя и оставался у своих родителей. Ребенку давали имя Сатукай, Сатый (от слова сату-продавать) или Сатыбал (покупай). Этот обряд был широко распространен у всех народов Среднего Поволжья. Им пытались обмануть злых духов, внушить им, что ребенок принадлежит не той женщине, которую они преследуют.

Музыка

У кряшен также сохранились старинные обрядовые напевы к различным праздникам. Их календарные песни обычно многоголосные. От Троицы до Петрова дня кряшены водили хороводы с песнями. Предки кряшен на работу уходили с песней, возвращались с песней, в будни умели трудиться, в праздники веселиться.  Песни кряшен делятся на две группы: первая — песни, исполняемые лишь в определенных обстоятельствах: трудовые, гостевые, свадебные, рекрутские; вторая — песни, не обусловленные местом и временем, любовно-лирические, протяжные, умеренные, скорые и деревенские напевы, такмаки. Песни кряшен исполняются в относительно высоком регистре, преимущественно первой и второй октавы. Большую роль играла обрядовая жанровая система напевов.

1615880552_7-p-natsionalnaya-odezhda-kryasheni-7.jpg

Национальный костюм

Традиционная одежда кряшен имела некоторые самобытные особенности. Прежде всего, это относилось к женской одежде. Национальный женский костюм кряшен очень похож на удмуртский. Это длинное красное платье, фартук и головной убор, по которому можно прочесть статус женщины. В частности, девушки носили головной убор из хлопка («ак калфак») разноцветный или белый (по праздникам). Замужние женщины повязывали платок поверх специального головного убора, который называется «суряке».

1615880622_16-p-natsionalnaya-odezhda-kryasheni-17.jpg1615880606_29-p-natsionalnaya-odezhda-kryasheni-31.jpg

Перед свадьбой невесте надевали на голову белый «калфак», а во время обряда накидывали на голову покрывало с вышитым оберегом. Этот оберег она должна была носить следующие девять месяцев, чтобы он защищал ее брак и будущего ребенка от сглаза, а уже потом могла начинать носить «суряке», как все замужние женщины.

Женщины постарше повязывали на голову тюрбан.

Кряшенские женщины вообще носили много украшений из монет: перевязь через плечо («девет»), браслеты, накосники, ожерелья («челбыры»).
Кряшенские мужчины традиционно носили подвязанную узорчатым поясом из шерсти рубаху-косоворотку, а также в холодное время года войлочные шляпы серого цвета, а летом фуражку.

На ногах кряшены носили суконные чулки и лапти, реже онучи, позже переняли у русских сапоги и туфли. Зимой кряшены надевали поверх одежды тулупы и шубы.

80117833.jpgКостюм.jpg1615880618_61-p-natsionalnaya-odezhda-kryasheni-63.jpg

Быт

Кряшены исторически занимались животноводством и пашенным земледелием. Они также выращивали лен и коноплю, чтобы изготавливать себе одежду и ткани.

Жилье

Традиционные жилища кряшен представляют из себя дома северной-среднерусской планировки в один или два этажа с сенями («ой алды») и трехкамерной избой («ой»).

У входа ставилась печь, в красном углу («кояш почмак») размещались иконы и священные книги. Самое почетное место («тур») располагалось у передней стены, спали кряшены на нарах («сэке»).

Кряшенские избы отличают лавка, которую делали вдоль боковой стены и полати над дверью. Наличники, ворота и углы дома кряшены украшали резьбой с зооморфными и геометрическими мотивами.

Кухня

Национальное кряшенское блюдо — вареники. Готовят их с начинкой из творога, лука, яйца, сахара, соли. В основу рациона входят мучные, крупяные блюда. Из мяса едят баранину, говядину, гусей, уток, кур, готовят студень (койка), православные едят свинину. В пищу употребляют и кровь животных. Из молока готовят различные продукты: сметану, творог (сезмэ, эремчек), масло, кислое молоко (катык), сыр «чыгыт». Широко используют кряшены в своей кухне грибы, капусту, овощи. Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста. Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран), пиво (сыра), квас, самогон (кумышка), напитки из меда, в том числе алкогольные.

Вареники.jpg
Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.