Кубачинцы являются одним из коренных народов Дагестана и субэтносом даргинцев. С V по XX век село Кубачи, где живут представители народа, было центром одного из ранних государственных образований в Дагестане — Зирихгерана. За свою историю народ часто подвергался нападениям, пережил завоевание арабами, тюрко-монгольским полководцем Тамерланом, но не сдался и отстоял свою независимость.
По данным Росстата 2020 года в России проживает 559 кубачинцев. Большая часть (500 чел.) проживает в Дагестане, в селе Кубачи Дахадаевского района.
В древности народ исповедовал зороастризм, а в XIV-XVII веках кубачинцы подверглись исламизации. Они стали последними из всех дагестанских народов, которые приняли эту религию. Распространено было среди народности и христианство. Сегодня кубачинцы являются мусульманами-суннитами, но сохраняют языческие ритуалы.
До XX века у кубачинцев присутствовали доисламские традиционные верования, проводились обряды, во время которых люди вызывали дождь и солнце. Кубачинцы почитали священные деревья, существовал культ орла, различных животных. Проводились магические обряды для лечения от сглаза, народ носил амулеты, талисманы.
Лингвистические данные показывают близость кубачинского языка к даргинскому, но эта близость недостаточна, чтобы объявлять кубачинский язык диалектом даргинского.
До 1928 года кубачинцы пользовались общедагестанской системой письма, так называемым аджамским письмом на арабской графической основе; с 1928 года стала использоваться общедаргинская письменность – латиница, с 1938 года – русская графическая основа.
Существует литературный кубачинский язык, но он практически не используется. Преподавание в селах, где проживает народность, ведется на русском.
Костюм женщин состоит из туникообразного платья-рубахи, парчовой шубы с коротким рукавом. Головные уборы кубачинок: «чухта» — квадратная повязка с разноцветными нашитыми лоскутами, полотенцеобразная вышитая накидка-повязка (каза) белого цвета, шерстяной платок-накидка (кате). На ноги женщины надевали войлочные белые сапоги, узорные вязаные носки.
Свадебный наряд невесты состоял из белого платья, пошитого из восточной парчи, вышитой серебряными и золотыми нитями казы, различных украшений: серебряных цепочек на чухте, крупных перстней из золота, серебряных браслетов, нагрудных подвесок с отделкой из самоцветов, жемчуга.
Одежда мужчин общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, бешмет, черкеска, штаны прямого кроя, сапоги из войлока или сафьяна, овчинные папахи и шубы. Дополняли костюм наборным серебряным поясом, с черкеской носили газыри, кинжал. Сегодня национальный костюм кубачинцев вытеснен одеждой городского типа, но уникальный «каз» и сегодня остается обязательным элементом женского гардероба. Надевают его вместе с современной одеждой.
- Очень интересный обряд у кубачинцев — посвящение в батыри. Батырями называли смелых молодых парней, призванных на службу. Они были основой гарнизона крепости, где существовала своя структура правления. Посвящали в батыри юношей в возрасте 24 лет. Если родители хотели, обряд проводился чуть раньше, когда до 24-летия сына оставалось несколько месяцев. Молодые парни не имели права жениться до посвящения.
Праздник организовывался по решению Совета старейшин, чаще всего на 40-й день весны или осенью, по окончании полевых работ. Все расходы оплачивали родители. На посвящении присутствовали 3-4 группы воинов, в каждой по 20-25 человек. Приглашали представителей ближних селений, которые с собой пригоняли в дар несколько баранов.
Парень выходил из дома одетый в черкеску с серебряными газырями, кинжалом и кавказским поясом. На голову надевал каракулевую шапку. За ним шли родители, после них — родственники с большим подносами с едой. Женщины несли большой казан с пловом и тридцатью ложками, поднос жареной баранины. Один из молодых родственников нес молодое деревце, с подвешенными на нем вареными крашеными яйцами. Позади него шли музыканты. На месте торжества их встречали другие батыри и члены Совета старейшин. Председатель Совета произносил речь, которая была посвящена юноше и его родителям, поздравлял их.
Кадий после прочтения стихов из Корана давал парню наставления, смысл которых заключался в том, что он при необходимости должен отдать свою жизнь за свободу и честь родины. После посвящения начиналось застолье, один час уделялся для танцев молодого батыря с родителями и девушками. После начиналось посвящение следующего. В течение дня в батыри посвящали несколько парней. В конце праздника молодым батырям отдавали деревья с яйцами, которые они должны были съесть.
После посвящения проводились состязания юношей, победители получали подарки. Проводили парад батырей, к дому каждого прикрепляли зеленые ленты из парчи, которые оставались там неделю. За эти семь дней родители должны били по возможности сосватать сына. Если получалось, после первого срока службы, который длился 4 месяца, организовывали свадьбу.
- Свадьба была одним из самых примечательных событий в жизни кубачинцев. Она, как правило, продолжалась несколько дней и ночей, и в нее вовлекалось множество людей, зачастую все село. Свадебный ритуал состоял из трех актов: сговор, сватовство и, собственно, сама свадьба. Как правило, браки у кубачинцев заключались в возрасте 24-25 лет. Чаще всего право выбора невесты принадлежало родителям, хотя иногда юноша-кубачинец мог сделать самостоятельный выбор. В этом случае он доверительно сообщал об этом своим друзьям или родственникам, а те обсуждали его выбор с родителями парня. Каких-либо жестких требований к невесте кубачинцы обычно не предъявляли, для них главным было ее физическое здоровье.
Определенные требования предъявлялись и к юноше стороной невесты, чаще это касалось его мастерства, а также был ли он посвящен в батыри.
Когда родители юноши определялись с выбором невесты, начиналось сватовство, однако обычай не дозволял им самим вести переговоры с родителями девушки. Это делали за них посредники, как правило, близкие родственники. В назначенный день, выбрав маршрут и помолившись, они шли сватать.
Для того чтобы сватовство прошло успешно, в качестве сватов посылались как женщины, так и мужчины, умеющие хорошо говорить. В дом входили без предупреждения, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определенный лад, а невеста уходила с глаз долой. Даже при заведомо решенном деле родители невесты сначала пытались отказывать, мол, надобно подождать. Тогда сваты с еще большим азартом расхваливали жениха. Бывали случаи, когда, ничего не добившись, сваты засватывали старшую, засидевшуюся в «девках» сестру девушки, или же уходили, в другой дом и сватали другую девушку, порой даже помимо желания жениха. Сватовство у кубачинцев заканчивалось обещанием со стороны родителей невесты и определением даты свадьбы.
Для скрепления принятых сторонами обязательств родителям девушки вручались какие-либо ценные вещи, чаще всего это были золотые серьги, кольцо или браслет.
С этого времени жених получал право общения со своей невестой, но встречи эти, как правило, происходили в присутствии подруг или родственниц девушки. В Кубачах не были приняты характерные для остального Дагестана периоды так называемых избеганий и запретов, когда невеста должна была сидеть дома и прятаться от родственников жениха. Напротив, она приобретала большую по сравнению с другими незасватанными девушками свободу общения и передвижения.
Свадьбу кубачинцы играли очень красочно. Приглашались все односельчане, за исключением кровников (если таковые имелись), для этого заранее назначались ответственные, которые, обходя дом за домом, приглашали всех на торжество. Подготовкой самой свадьбы занимались, как правило, родственники, друзья, соседи. Они заранее готовили припасы, а затем угощения.
Свадьба длилась четыре дня. В первый день основные мероприятия проходили в доме невесты. Ближе к вечеру туда приходила представительная делегация родственников жениха с дарами для невесты (одежда, украшения). Очень интересен был сам обряд приношения даров. Возглавляла процессию ближайшая родственница жениха, которая несла вазу, наполненную доверху рисом, куда вкладывались золотые украшения для невесты. У ворот процессию встречали родители невесты, после взаимных приветствий принесенные дары складывались в центре кунацкой комнаты и начинался их осмотр стороной невесты. Это был своеобразный ритуал, нечто вроде импровизированного торга. Представители невесты пытались выторговать у пришедших определенную сумму, мотивируя это тем, что принесенные дары не совсем соответствуют их ожиданиям. Все это делалось в шутливой форме, носило чисто условный характер и не имело ничего общего с характерным для многих народностей Дагестана взиманием калыма. Весь этот спектакль был рассчитан, прежде всего, на то, чтобы рассмешить, развеселить гостей. По окончании торга подавалось богатое угощение, отведав которое делегация отправлялась обратно в дом жениха, захватив с собой блюдо с варениками, приготовленными невестой специально для жениха. Это символизировало ее окончательное согласие выйти за него замуж.
Веселье в доме жениха продолжалось до утра и сопровождалось песнопением и танцами. На второй день свадьбы, ближе к обеду, веселье возобновлялось. Обычно к жениху и к невесте приходили в зависимости от близости отношений, степени родства, но многие посещали как одну, так и другую сторону. В доме жениха все это время играла музыка, в дом невесты музыканты не приглашались, здесь на гармошке играли сами девушки.
В Кубачах в качестве музыкальных инструментов использовались чаще всего зурна и барабан, играли обычно одну-две мелодии, характерные только для кубачей, игра сопровождалась танцами, которые начинали друзья жениха и его родственники. Танец носил коллективный характер и составлял основу свадебного веселья.
Свадьбы в Кубачах играли, как правило, летом, и потому основное веселье проходило на специально подготовленных для этого площадках, куда из дома жениха, ближе к вечеру, перебиралась вся свадебная процессия. Таких площадок в селе было три: в нижней части, в средней и в верхней. В зависимости от того, к какой из них ближе располагался дом жениха, и проходила свадьба. Зрелище было удивительным, площадка не могла уместить всех желающих, и потому многие (особенно молодежь) взбирались на крыши близлежащих домов и оттуда наблюдали за этим своего рода театрализованным представлением. Обслуживали гостей, подносили им угощения, выпивку близкие родственники жениха, они же первыми начинали и танцы, затем к ним присоединялись приглашенные. Для увеселения публики появлялись «полтярс» (пялтарте) — ряженые в масках. Своими шуточными номерами они вносили своеобразное оживление. Помимо масок непременным атрибутом ряженых были кольчуга и кинжал.
Периодически танцы сменялись песнопением, тостами и т. д. Веселье продолжалось до темноты. С наступлением сумерек зажигались смоляные факелы, и вся свадебная процессия отправлялась за невестой.
Шествие представляло интереснейшую картину. Шли с музыкой, периодически останавливались для танцев, таким образом, подходили к дому невесты. Заблаговременно, до подхода свадебной процессии, молодежь забирала из дома невесты заранее приготовленную медную посуду и другое приданое, в том числе сундук для свадебной одежды, и относила все это по другой дороге в дом жениха. Перед тем как вести невесту в дом жениха, ее одевали в новую, принесенную от жениха одежду. Традиционное нарядное женское одеяние шилось из дорогих персидских, индийских и других парчовых тканей. Выводили невесту из дома в этом одеянии с закрытым лицом 2 мужчин и 4 женщины, перед этим отец давал ей свое благословение. Сопровождали невесту к жениху женщины — родственницы жениха. Спереди и сзади процессию «охраняли» вооруженные люди, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Когда свадебная процессия приближалась к дому жениха, его родственники выходили к воротам с приветствиями, а его мать посыпала голову невесты орехами.
Невесту приводили в отведенную ей лучшую комнату, а перед тем как ввести, смазывали ее губы медом. Радушно приняв невесту и ее провожатых, родня и друзья жениха начинали выпроваживать гостей. Жених, как правило, все это время где-то прятался, и только после ухода гостей друзья жениха тайком приводили его к невесте.
Утро следующего дня начиналось с поздравлений молодых, первыми это делали родители жениха, тогда же совершался обряд открывания лица. Невеста, в свою очередь, одаривала родственников, пришедших ее поздравить. К обеду в дом жениха приглашалась мать невесты с ближайшими родственницами, которые приносили с собой приданое невесты.
После ухода матери невесту вели за водой к роднику. Сопровождали ее родственники и родственницы, друзья с обеих сторон. В красивой одежде, с традиционными водоносными кувшинами эта процессия представляла собой яркое зрелище. Шли за водой с песнями под музыку, периодически в ходе шествия устраивали танцы, во время которых танцующим девушкам делались денежные подарки. У родника устраивался импровизированный пикник, на котором угощали всех присутствующих. Заполнив кувшины водой, процессия возвращалась домой.
Вечером того же дня отец невесты приглашал к себе в дом жениха. Сопровождали жениха его друзья и близкие родственники. К их приходу готовился хороший стол, подавалось обильное угощение. Здесь же совершался еще один традиционный свадебный обряд: родственники жениха всячески старались отвлечь внимание хозяев, чтобы «умыкнуть» какую-либо вещичку для жениха. Порой дело доходило до курьезов, когда уносили все, что можно унести, уводили даже скот, но, как правило, вещи потом возвращались родителям невесты, часть из них, с их согласия, оставлялась в доме жениха.
На следующий день в дом к жениху приглашался отец невесты с родственниками, они приносили с собой четырехяталовый котел и какое-либо украшение для невесты.
На этом свадебные торжества заканчивались, наступала будничная жизнь.
К сожалению, в последние годы в Кубачах все реже и реже устраиваются традиционные свадебные церемонии. Стало обычным непродолжительное проведение свадьбы. Иногда в день играют по нескольку свадеб, многие свадьбы справляют в городах. Все это постепенно приводит к утрате своеобразных кубачинских свадебных обрядов.
- Обряд погребения в Кубачах, его ритуалы во многом схожи с похоронами в других селах Дагестана. В древности же он был довольно своеобразным и больше напоминал языческий обряд Тибета. Об этом свидетельствуют записи испанского путешественника Абу-Хамида-Аль Гарнати. Вот что он писал: «Когда умирает у них человек, и, если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают их от мяса и собирают мясо его, которое дают на съедение черным воронам. Они стоят с луками, чтобы не дать другим птицам есть что-нибудь из мяса. А если покойник — женщина, то передают ее мужчинам над землей, которые вытягивают ее кости и дают мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы помешать другим птицам приближаться к ее мясу».
Трудно, конечно, сказать что-либо определенное на это, к сожалению, в Кубачах не проводились археологические раскопки, но то, что подобное все-таки могло иметь место, подтверждают раскопки Шаракунского могильника (Южный Дагестан), где были обнаружены следы подобного захоронения с признаками расчленения трупа.
В более позднее время для похоронного обряда кубачинцев стало характерным не столько избавление от покойника, сколько стремление сохранить его вблизи живущих, о чем свидетельствует и расположение могильников — все они находятся вблизи села. Умерших за пределами села кубачинцев привозят хоронить в село. Кроме того, произошла трансформация и самих погребальных сооружений. Наиболее характерными стали узкие вытянутые грунтовые могилы, стенки и перекрытия которых выложены из каменных плит.
Хоронят в Кубачах в послеобеденное время. Перед похоронами умершего обмывают, переодевают в чистую одежду, заворачивают в белый холст (саван), укладывают на специальные носилки, укрывают черной буркой и на руках несут до самого кладбища.
Вынос умершего из дома сопровождается плачами и причитаниями женщин, но в самих похоронах женщины не участвуют, все дни траура они читают Коран или же раздают садака. Если кто-либо из сельчан во время похорон не оказался дома, то он должен выразить соболезнование после возвращения.
Что касается самого обряда погребения, то по этому случаю мулла первым долгом произносит благословенное слово «фатиха» (соболезнование) и обращается к богу за упокоем души умершего, затем читает Коран (ясин, кулгьу). По завершении погребения мулла орошает могилу водой из кумгана.
После смерти родные и близкие отмечают третий день, сороковой, а также годовщину смерти. В эти дни проводятся поминки, на которые готовятся поминальные кушанья. В тризне участвуют все родственники и близкие друзья. Для увековечивания памяти усопшего ставится надгробный памятник с указанием имени и даты смерти. Памятники очень характерны для кубачей, они богато украшены резным орнаментом с включением в него различных надписей, изречений из Корана. По этим памятникам можно судить не только о том, что кубачинцы замечательные мастера, но и проследить историю села, развития декоративного искусства, принесшего кубачам мировую славу.
- Существовал и такой обычай. За крупную кражу или за убийство по решению судебной коллегии виновного высылали в одно из соседних сел — Урцаки, Сутбук, Киши, Дибгаши. А того, кто повторно совершал подобное преступление, сбрасывали с отвесной скалы, что расположена к юго-востоку от Кубачей, недалеко от родника Эцила. Это решение приводил в исполнение по жребию один из членов судебной коллегии. Редко кто оставался в живых. В истории Кубачей был случай, когда осужденный и сброшенный со скалы Идрис остался жив. Его навечно выслали из Дагестана без права на возвращение, а скалу с тех пор называют Идрисла муда.
Один из древних праздников кубачинцев — это праздник 40 дней весны. Его отмечали в хорошую погоду в первой декаде мая. В день праздника молодые кубачинцы в нарядной одежде (девушки с мучалами) шли к святому источнику «Улилла шинна къатта», который находился вблизи селения Шири. Когда возвращались, время от времени останавливались и устраивали танцы. Молодые кубачинцы старались в этот день выбрать себе невесту.
Фольклор кубачинцев близок с даргинским, но имеет свои особенности, которые обусловлены основной трудовой деятельностью народа. Из музыкальных инструментов популярна зурна, барабан.
Что касается танцев, то наиболее популярной у кубачиицев была лезгинка в местной интерпретации, танцевали и другие танцы, такие, как «кIукIдеркала» — танец, исполняемый вприсядку, и «аскайла» — групповой танец, который обычно исполнялся во время посвящения юношей в батыри.
С древних времен кубачинцы занимаются скотоводством, земледелием. Женщины вяжут, вышивают, ткут и производят сукно, войлок, обувь. Основные занятия кубачинских мужчин — ремесла: обработка металла, резьба по дереву, камню, строительное дело. Любое мастерство передается по наследству. Из всех ремесел самое высокоразвитое — металлообработка, включает несколько направлений:
Медно-чеканное дело;
Литье котлов и светильников из бронзы;
Изготовление оружия (холодного, огнестрельного) с художественной отделкой;
Изготовление женских украшений, предметов мужского костюма, деталей снаряжения для лошадей.
В те времена местные жители выплавляли железо из руды, добытой в двух десятках километров неподалеку от аула Чумли.
Все изделия издавна успешно продаются далеко за пределами края. Так, согласно преданиям, двурогий шлем Александра Македонского был отлит именно ими. Еще одна легенда гласит о том, что щит Александра Невского был выкован в Кубачи.
Из уст в уста передается история о том, как когда-то персы передали местному народу очень тонкую проволоку с просьбой сделать такую же. В ответ кубачинцы отправили такую же с отверстием внутри с запиской «У нас из такой делают трубы».
Известный факт: Александр III приобрёл у кубачинских мастеров подарок для королевы Виктории. Это был комплект холодного оружия. Коллекцию можно увидеть сегодня в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
У кубачинцев существовала форма социальной организации — территориальная сельская община джамаат, внутренней жизнью которой руководил шариат и адат. В общину входили свободные общинники уздени, большинство из них были ремесленниками. В собственности общины находились пастбища, сенокосы, выгоны, лесные угодья. Частной собственностью семей были земли, которые они возделывали — мульк, небольшие участки для сенокоса — мичил. Кубачинским обществом управляла организация Чине, это совет старейшин, состоящий из семи человек. Их выбирает на народном сходе джамаат. Организация не только знала обо всех внешних и внутренних делах, но и обладала исполнительной, судебной властью. Существовала у народа военная дружина батирте, которая охраняла население от грабежа, нападений, защищала леса, сенокосы, пастбища, скот.
Положение женщин раньше было бесправным, их поведение было строго регламентировано шариатом и адатом. Допускались браки между двоюродными, троюродными сестрами и братьями по воле родителей. С представителями других народов браки практически не заключались. Важное место занимали мужские союзы неженатых «гулалла ак букун», в которых были разные сложные обряды, церемонии. Каждый член союза должен был их строго соблюдать.
Перед тем как построить жилище, важно было правильно выбрать место, исходя из четырех факторов:
Близость к угодьям, источнику воды;
Максимальная экономия земли;
Надежная защита;
Южная солнечная ориентация.
Кубачинская традиционная кухня очень схожа с пищей народов Дагестана, но есть в ней особенности, связанные со способом приготовления, названиями, ингредиентами. Основные продукты в рационе народа — это мясо, масло, творог, сыр, крупы. Распространен хинкал, приготовленный из кукурузной, пшеничной муки. Из первых блюд готовят супы с добавлением фасоли, чечевицы, риса. Пекут пироги «чуду», «аля-кутце», делают вареники с различными начинками: мясом, яйцом, творогом, картофелем, крапивой, тыквой, требухой, домашним плавленым сыром. Из молока готовят супы с лапшой и рисом, каши. Когда кубачинцу предстояла дальняя поездка, жена пекла «кулчме» — печенье, которое не портится 5—6 месяцев. Тесто для «кулчме» делается на сметане с яйцами, потом поджаривается на топленом масле.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.