Источник фото : www.ap22.ru
Кумандинцев называют необыкновенно поэтично: люди-лебеди, дети Алтая, сыновья гор. Согласно одной из версий, народ приплыл на Алтай на плоту во время Всемирного потопа и остался здесь жить. Интересна и кумандинская версия сотворения мира: считается, что земля и люди появились из яйца, которое лебедь достал со дна моря.
Древние предки кумандинцев составляют коренное население алтайского региона.
Согласно одной из версий, их предками были носители андроновской и афанасьевской культур бронзового века. Преобладающие европеоидные черты внешности кумандинцев позволяют предположить связь их формирования с кетскими племенами. Исследователь Грум-Гржимайло выдвинул гипотезу о происхождении кумандинцев от динлинов — коренных светлокожих голубоглазых европеоидов Азии, Алтая, Дальнего Востока и Монголии. Известно, что кумандинцы проживают в алтайских землях с III века до нашей эры, сформировавшись в результате взаимодействия кетских и угро-самодийских племён. Первые свидетельства формирования общности относятся к IX веку — времени создания Кимакского государства. С VI по XVII век кумандинцы находились под значительным влиянием тюркских народов. Они жили в зависимости от Первого и Второго Тюркских каганатов, уйгурских и кыргызских правителей, империи Юань, Белой Орды.
После прихода в регион в XVI веке отрядов Ермака положение кумандинцев не улучшилось. Из-за передела сфер влияния они долгое время оставались двоеданцами: платили ясак как Российскому государству, так и Джунгарии. Лишь во второй половине XVIII века, после поражения джунгарцев от Цинской империи и Казахского ханства, народы Алтая добровольно вошли в состав России. Кумандинцы были признаны кочующими и закреплены за Бийским уездом.
Источник фото : travelask.ru
По данным переписи 2020 года, численность кумандинцев в России составляет 2 408 человек.
Основная зона расселения кумандинцев — бассейны рек Катунь и Бия. Территориально эта местность относится к юго-восточным районам Алтайского края (1 037 чел.) и Кемеровской области (123 чел.). Крупные поселения располагаются южнее и восточнее Бийска, в верхнем течении Катуни, на расстоянии порядка 100–150 км от города.
Источник фото : aidatoure.ru
Традиционные религиозные представления кумандинцев пронизаны анимистическими воззрениями, в рамках которых особенно почитаются духи-хозяева воды (суг-эзи), огня (от эне), гор и тайги. Развиты промысловые культы, связанные с обращением к хозяевам тайги (каным, шалыг) с просьбой о благополучной охоте. Им совершались бескровные жертвоприношения, в основном брагой. Влияние скотоводческих племён нашло отражение в культе коня и одном из его проявлений — жертвоприношении лошади духу-покровителю рода (тайэлга). Среди земледельческих обрядов особое место занимает эротическая игра-обряд кочо-кан. 
Источник фото : ok.ru
Значительную роль в религиозной практике играл шаман (кам) — посредник между людьми и духами, а также верховными божествами — Ульгенем и Эрликом. Шаман считался важнейшим членом общества, без которого не обходилось ни одно важное событие. Считалось, что шаманы получали силу, когда в них вселялся дух теса; это сопровождалось сильными физическими страданиями, психическими переживаниями и глубоким внутренним преображением.

Источник фото : travelnext.ru
С первой трети XIX века кумандинцы были обращены в православие. Однако христианство полностью не вытеснило традиционных верований, которые сохраняются и в настоящее время.
Источник фото : factoman.ru
Кумандинское наречие — язык кумандинцев, одно из двух (или трёх) наречий, составляющих северноалтайский язык. Варианты самоназвания: къуманды / къубанды / къуўанды / къувандыг.
Традиционно кумандинское наречие считалось диалектом алтайского языка. Согласно новейшим классификациям тюркских языков, южноалтайский и северноалтайский языки рассматриваются как два разных языка, и кумандинское наречие относится ко второму, наряду с челканским. Ситуацию усложняет то, что и кумандинский, и челканский по отдельности официально признаны отдельными языками малочисленных народов России, для которых разрабатываются самостоятельные учебные программы.
Кумандинское наречие распространено в среднем течении реки Бия.
.
Источник фото : travelnext.ru
В начале 1930-х годов была предпринята попытка обучения кумандинцев на родном языке. В 1933 году был издан «Куманды-буквар» на латинице под редакцией Н. А. Каланакова и К. И. Филатова. Однако на этом дело остановилось. С тех пор преподавание в школах ведётся на русском языке, а в качестве предмета изучается алтайский литературный язык, основанный на собственно алтайском наречии южноалтайского языка, который фактически является иностранным для кумандинских детей.
В последние годы возобновилось движение за преподавание кумандинского языка. В настоящее время факультативное обучение кумандинскому языку ведётся в школах города Бийска. Разработаны программа и учебные пособия, а в 2005 году для детей издана азбука кумандинского языка «Азбука кумандан». Помимо словарного материала по основным темам, в азбуку включены пословицы, поговорки и загадки. Тем не менее, по данным переписи населения 2020 года, кумандинским языком владело 476 человек, и дети и молодёжь практически не используют его в повседневной жизни.
Источник фото : travelask.ru
Мужская одежда кумандинцев состояла из белых холщовых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом. В холодное время года кумандинцы носили несколько тёплых халатов или шубу из овечьих шкур. Головными уборами служили колпаки и меховые шапки, а с начала XX века — шляпы и фуражки. Обувью мужчинам были кожаные сапоги с кожаным или холщевым голенищем.

Источник фото : logostitul.ru
Женская одежда включала длинные холщовые рубахи и штаны. Верхней одеждой служили тёплые халаты, подпоясывавшиеся тонкими шерстяными поясами. Голову подвязывали матерчатыми платками. Обувь (чарык) шилась из кожи и прикрывала только ступни.
Поверх нательной одежды женщины надевали платье из разноцветной материи, чаще домотканой. Зажиточные кумандинки покупали шёлк и кашемир. Популярные фасоны:
• Платье прямого кроя из цельного куска ткани.
• Двусоставное платье, включающее лиф и нижнюю часть.

Источник фото : kikunikonserv.ru
Отличительная особенность женского наряда — надставной подол из широкой полосы материи в виде оборки, причём передняя часть короче задней. Горловину снабжали небольшим разрезом, застёгивающимся на пуговицы, и дополняли нагрудником с лёгким растительным орнаментом. Простыми узорами украшались рукава, по краю пришивалась чёрная лента.
Кумандинские девушки заплетали волосы в 3–7 кос, украшенных лентами с ракушками и бисером, свисавшими ниже пояса. После свадьбы женщина носила две косы и обязательно покрывала голову платком. Мужчины собирали волосы в одну косу или носили прическу «горшок».
Источник фото : le-kole.ru
Самым распространённым у кумандинцев, как и у южных алтайцев, был обряд жертвоприношения лошади («таилга»). Лошадь белой масти приносилась в жертву Ульгену, чёрной — Эрлику. Первоначально шаман определял, угодна ли лошадь Ульгену. Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадёт. Если чашка падала вверх дном, жертва считалась неприемлемой. Если же чашка падала дном вниз, обряд продолжался. Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен, чтобы «поймать душу» животного. Затем лошадь уводили к жертвеннику.
Устное народное творчество кумандинцев, как и их искусство, изучено недостаточно. Наиболее распространёнными жанрами фольклора в прошлом были песенные четверостишия (такпак), бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай). Особое место в культуре занимали мастера-исполнители сказок и эпосов — кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор — шорчи.

Источник фото : kikunikonserv.ru
К XVIII веку у кумандинцев сложился патриархальный уклад семьи. Родословная велась по мужской линии, наследство передавалось младшему сыну, остававшемуся с родителями. Старшие сыновья после женитьбы уходили в собственные жилища, построенные перед свадьбой. Практиковались левират, сорорат и групповые семьи.
Брачный возраст юношей составлял 16–17 лет, девушек — 13–15 лет.
Распространены были свадьбы по сговору, сопровождавшиеся выплатой калыма и пышными празднествами. Также практиковалось похищение невесты — как по предварительному согласию, так и тайно; такой способ позволял избежать затрат на торжество.

Источник фото : travelobzor.ru
У кумандинцев соблюдалась строгая экзогамия, поэтому выбор партнёров происходил на общих родовых сборах и праздниках. В день свадьбы невесту, лицо которой окутывали тканью, привозили в дом жениха, для чего строили специальный свадебный шалаш. По традиции молодожёны варили в шалаше мясо, которым затем угощали гостей. На следующий день они ехали к родным невесты для обряда «прощения».
Молодожёны вместе с родственниками жениха садились на пороге родительского дома девушки, привезя оговорённый калым и подарки. Суть обряда — дождаться прощения со стороны родителей невесты за её уход из дома; иногда ожидание длилось двое суток.
В то же время женщин в кумандинской семье не притесняли, относились к ним с почтением и уважением. Они принимали участие в обсуждении общих вопросов и могли выступать в роли шаманов. Почтительное отношение к женщинам имеет глубокие корни, восходящие к материнскому культу, когда главой семьи могла быть женщина. Это отразилось в фольклоре: в легендах часто упоминаются рыжие девушки — духи-хранительницы тайги, являвшиеся охотникам и становившиеся их жёнами, даруя удачу в промысле.
Кумандинцы проживали в разных зонах предгорий Северного Алтая — степной, лесостепной и таёжной, — отсюда и разнообразие их жилищ, строившихся из местных материалов. Различают несколько типов жилищ: временные промысловые шалаши, полуземлянки с плетёными или срубными стенами и двухскатной крышей, небольшие срубные четырёхстенные избы, саманные дома и охотничьи шалаши — временные укрытия под кроной пихты или ели.
С начала XX века кумандинцы, проживающие в таёжной и лесостепной зонах, начали строить рубные избы — переходный тип жилища от землянки к избе. Срубы были прямоугольными, невысокими — 6–12 венцов в зависимости от толщины брёвен. Размеры сруба небольшие, за единицу измерения служил человеческий рост. Жилище однокамерное, крыша покрывалась тёсом и пластинками дерна. Дощатая дверь располагалась на южной стене.
Источник фото : visit-altairepublic.ru
Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя. Основным средством передвижения по заснеженной тайге были лыжи (шана), подбитые камусом. Охота на крупного лесного зверя обеспечивала мясо, шкуры шли на обувь, а пушной промысел служил основным источником для уплаты ясака. Охотились на маралов, косуль и медведя. Наиболее подходящим месяцем для охоты на медведя считался декабрь — время его спячки. На охоте слово «медведь» не произносили, называя его «дедушка».

Источник фото : factoman.ru
Существенным дополнением хозяйства были мотыжное земледелие на небольших участках, расчищенных вырубкой и огнём, а также скотоводство — разведение лошадей и мелкого рогатого скота.
Во второй половине XIX века под влиянием русских крестьян у кумандинцев произошли существенные изменения в хозяйстве: распространились более совершенные сельскохозяйственные орудия, пашенное земледелие и молочное животноводство.
Кумандинцы сеяли пшеницу, рожь, овёс, гречиху. В быту использовали каменные зернотёрки «пасак» и деревянные ступы «соко». В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили. В деревянной ступе (соко) толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда — «кyче».
В местных реках и озёрах ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася, применяя специальные рыболовные снасти. В августе и сентябре, когда вода становилась светлой, кумандинцы выходили лучить рыбу острогой.
Важное место в хозяйстве занимал сбор кедрового ореха. Тёрка «пасак» использовалась для перетирания шишек. Также занимались пчеловодством. Диких пчёл находили, выставив миску с мёдом — пчёлы напивались и летели в дупло, за ними следил охотник. Затем для пчёл изготавливали специальные «дуплянки» — колоды, в которые их переселяли.
Большое значение в хозяйстве имели изделия из дерева, преимущественно из берёзы. Из неё делали посуду (чашки, ложки, корытца), сани и предметы культа.
Берёза считалась священным деревом — аналогом Мирового древа, соединяющего мир богов, людей и мир предков. Много посуды изготовляли из бересты, которую заготавливали в июне. Деревянную чашку вырезали из корня берёзы — такая посуда не трескалась от горячей пищи.
Пищей кумандинцев служили мясо диких и домашних животных, дичь, рыба и молочные продукты. Из растительной пищи употребляли хлебные злаки и различные дикорастущие растения: кан-дык, черемшу, сарану, дягиль, полевой тук, дикий чеснок, ягоды и др.
Выкопанные летом луковицы кан-дыка слегка обмывали, нанизывали на тонкие бечёвки и сушили на солнце. Сушёные корни варили в молоке, добавляя для вкуса сметану и яйца.
Черемшу широко использовали в пище — в сыром виде, в похлёбке, тушеной, в пирогах и варениках. Многие научились солить и сушить её на зиму. Сушёную черемшу добавляли в мясной фарш для пельменей.
Из ягод собирали клубнику, землянику, малину, красную и чёрную смородину, черёмуху, калину. Ягоды ели свежими и сушёными. Сушёную черёмуху мололи на каменной зернотёрке и использовали как начинку для пирожков. Калину ели парёной и пекли с ней пироги.
В. В. Радлов отмечал, что кумандинцы готовили талкан из ячменя (муку из поджаренных зёрен), а из пшеницы и ржи — маленькие хлебцы (тертмек) и пресные лепёшки.
С развитием земледелия, скотоводства и огородничества характер питания стал более разнообразным. Русские женщины научили кумандинок печь хлеб из кислого теста, пироги, блины, готовить лапшу и др. К концу XIX века основными культурами стали:
• Пшеница;
• Ячмень;
• Просо;
• Рожь;
• Овёс;
• Гречиха.
Повседневной пищей бедноты был суп из картофеля с пшённой или ячменной крупой и чай с хлебом или талканом. У зажиточных семей урге (суп) всегда варили с мясом. Вечерняя еда богатых семей была мясной: лапша с мясом, суп или пельмени. По утрам пекли пироги с начинкой (картофель, черёмуха, клубника), реже — оладьи, блины, шаньги, а также ежедневно — калачи и булки. Яйца варили вкрутую или готовили яичницу.
По сравнению с южными алтайцами, у кумандинцев молочная пища играла незначительную роль. Им были известны такие продукты, как курут, чегень и кумыс, но они редко их готовили.
Будучи таёжными охотниками и рыболовами, кумандинцы не умели заготавливать рыбу впрок и готовили её преимущественно свежей и варёной. Из рыбы варили уху, заправляя мучной болтушкой. Жарили рыбу редко, иногда запекали на сковороде. Из мелкой рыбы (чебак, пескарь, окунь, хариус) пекли пироги.
Мясная пища занимала важное место в рационе. Употребляли мясо домашних и диких животных — оленей, лося, косули, медведя, барсука, а также дичь: глухаря, тетерева, рябчика, дикую утку, гуся и др.
Источник фото : www.infpol.ru
Особенно ценным блюдом считались варёные мозги с кровью, тщательно перемешанные с жиром из навара мяса. Это блюдо разрешалось есть только взрослым мужчинам и старикам; женщинам и детям до 17 лет его употребление было запрещено. Считалось, что при употреблении этого блюда у юношей может закружиться голова, когда он будет лезть на кедр за шишками. Беременным женщинам запрещалась пища из мяса диких животных и мелкой сушеной рыбы. Мясо в супах и бульонах варили большими кусками, а подавали, мелко нарезав, вместе с бульоном (мун) или супом.
Источник фото : dzen.ru
Зимой части туши лошади подвешивали в замороженном виде в амбаре. Весной, в марте, когда мясо начинало оттаивать, его мелко рубили, солили и набивали тонкую кишку вместе с подбрюшным салом и гусятиной. Получалась своеобразная колбаса, которую подвешивали на чердаке для вяления.
Кумандинцы питались обычно три раза в день: утром (эртен) пили чай без сахара или с молоком; к чаю подавали пироги, булки или калачи. Обед (туште) у некоторых повторял завтрак. Чаще всего к обеду готовили суп (урге) или кочё. Вечером пили чай с теми же продуктами или варили лапшу или суп. Таков был рацион подавляющего большинства кумандинцев.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения