305
Курды

Курды – древний народ без собственной страны, чья численность превышает десятки миллионов по всему миру. Это талантливые и гордые люди с богатой культурой и традициями, исповедующие самобытную религию.

Территориальное расположение и численность

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 24 657 курдов. Большинство представителей этой национальности — 5 609 человек, проживают в Краснодарском крае.

Число курдов в других регионах России:

Республика Адыгея — 5 233;
Саратовская область — 3 266;
Ставропольский край — 2 532;
Орловская область — 1 786;
Воронежская область — 1 112.

Диаспора проживает не только в России, курды также находятся в их историческом регионе, который сегодня разделен между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. По оценкам, население составляет 35 миллионов человек.

Религия

Многие представители народа по-прежнему хранят верность древней религии. По статистике большая часть курдского населения принадлежит к мусульманам, однако практически каждый курд исконной религией своего племени считает зороастризм. А целых 2 миллиона человек являются приверженцами езидизма, верований, что появились в доисламский период.

Несмотря на столь разнообразные взгляды, все курды терпимы и лояльны к представителям других религиозных направлений. К примеру, мусульманский пост, что длится в Турции, соблюдают практически все курдские общины, но длительность его зависит от религиозных убеждений. Курды не навязывают свое мировоззрение другим, но и не препятствуют установлению правил иных религий.

Язык

Курдский объединяет несколько групп языков. Условно группы можно разделить на:
Сорани
Лаки
Южнокурдский диалект
Севернокурдский диалект
Северный, или курманджи, является наиболее распространенным среди курдов, а сорани, по уверению самих носителей, имеет персидское происхождение. На лаки разговаривают преимущественно выходцы из Ирана и Ирака. Южный диалект тоже прижился в этих странах.

На курдском языке в России говорят более 31 703 человек. Практически все курды, проживающие на территории России, говорят на русском языке.

Традиционная и современная культура

Традиции

Уважение к старшим — одна из самых важных традиций. Наравне с ней стоит традиция гостеприимства, которая воспринимается у курдов как способ показать собственную состоятельность. Гостя принято потчевать так, чтобы он остался доволен и весел.

Кровная месть до сих пор распространена среди курдов. Причиной вражды могут стать личная неприязнь, нехватка воды, земли для выпаса скота. Сейчас курды стараются как можно реже прибегать к кровавым расправам, предпочитая брать плату за ущерб. Убийство считается серьезным проступком, за который будет отвечать вся община.
Если курд хочет придать весомость своим словам, он может воспользоваться клятвой бахта. Бахт означает счастье. Слова того, кто клянется счастьем, считаются непоколебимыми и сразу вызывают доверие.

Среди езидских курдов распространен обычай делать куклу, символизирующую мать дождя. С этой куклой нужно ходить вокруг деревни, распевая песни-молитвы, призывающие дождь. Довольно удивительным кажется обычай воровства, который тоже связан со стремлением избавиться от пагубного воздействия засухи. Красть должны женщины, переодевающиеся в мужчин. Украденное затем возвращают.Курдская свадьба.jpg

Свадьбы устраивают пышные, хотя это напрямую зависит от состоятельности семей. На проведение церемонии обычно зовут всех родственников, поэтому деньги на свадьбу копят месяцами. Главным подарком молодоженам являются деньги и овцы. Свадьбы принято праздновать весной, причем длиться она может целую неделю.
Гостей потчуют рисом и мясом, женщин и мужчин часто разделяют по разным помещениям. Обслуживанием взрослых мужчин занимаются юноши.

Национальный костюм

В женском национальном костюме предусмотрено несколько предметов:

Брюки-шальвары;
Жилетка хелак;
Накидка крас.

Джеркрасы у женщин представляют собой одеяние, похожее на кофту и рубашку одновременно. Брюки наденет только незамужняя женщина, тем самым показывая, что она является свободной. Сверху также накидывают крас — специальную прозрачную накидку, которая покрывает плечи. У женщин-курдов одежда вся яркая, контрастная, в ней могут использоваться такие цвета, как фиолетовый, зеленый, желтый, бирюзовый.

Национальные танцы.jpg

У мужчин костюм состоит из:

Сервала;
Пояса;
Национальных туфель;
Жилетки и рубашки стархани.Современный мужской национальный костюм.jpg

Стархани у мужчин — это верхняя одежда, которая напоминает рубашку и пиджак. Стархани всегда заправляют в брюки, ткань одежды довольно плотная, есть карманы и лацканы. Мужской пояс в длину может достигать 4 метров. Накручивают его обязательно против часовой стрелки. Брюки фиксируются не поясом, а веревкой.

Основной мужской головной убор — чалма. Он является составным, включает шапку клав и платок мшки. Одежда у мужчин блеклая, только на праздники они позволяют себе надеть более яркие варианты. Цвета преимущественно близкие к белому и песочному. На официальный прием курдский мужчина наденет только белую одежду. В повседневной жизни они носят одежду коричневого цвета, реже серого.

Национальные праздники

Праздники курдов связаны со временами года, сменой сезонных работ. Например, Хыдыр-Наби – праздник, посвященный покровителю скотоводства и сил плодородия. Его отмечают весной, по окончанию поста.  Женщины курдов-езидов в этот день готовят особенное жидкое тесто. С его помощью на притолоках дома они рисуют знаки-обереги. Чаще всего они выглядят как солнечный диск, фигуры человечка, коровы, точки и линии.Курдский праздник Хыдыр-Наби 2.jpg

Особенным днем у курдов считается пятница, что называется Джума (день собраний). Она может быть как выходным, так и рабочим днем, но занимает главное место среди прочих дней недели. Каждую пятницу курды посвящают молитвам и добрым делам. Обидеть кого-либо, поссориться или, тем более, совершить какой-либо проступок в этот день считается страшным грехом.

Мифология

Курды изначально поклонялись пантеону или классу богов, называемых dêw, хотя позже эти боги рассматривались как злые монстры, тролли или гиганты. Их заменили боги ахура, известные на английском языке как Асура, прежде чем они были объединены в Ахура Мазда. Курды верили в ужасающего дракона, которого они назвали эйдиха.

В курдской мифологии предки курдов бежали в горы, спасаясь от гнета царя по имени Заххак. Считается, что эти люди, подобные кузнецу Каве, который на протяжении истории прятался в горах, создали курдский этнос. Горы и по сей день остаются важными географическими и символическими фигурами в жизни курдов. 

Живопись

Картины курдских художников тонко передают культуру народного быта и состояние курдской души. Пейзажи родной природы, иллюстрации героев народных песен, портреты и художественные сюжеты в картинах известных живописцев, все это формирует  культуру, делая народным достоянием искусство курдской живописи.

Ежедневный труд курдских людей является одной из излюбленных тем для художников и наиболее часто встречающейся. На многих картинах детально изображен быт курдского труженика, словно художник незаметно подкрался к курдской домохозяйке и проследовал с ней весь путь — приготовление пищи, уход за домашними животными, уборка урожая, досуг среди живописной местности, при этом не забывая запечатлеть все увиденное на холсте.

На некоторых других картинах художник встречает пастухов, пригнавших стада с уютных высокогорных пастбищ для вечернего удоя, или следит за оживленным спором разгорячившихся мужчин на базарной площади, или пытается успеть запечатлеть основные отличительные знаки курдского торжества, пока празднующие увлечены танцами и песнопениями.

Быт курдского народа является основной темой в живописи курдских художников ХХ века, таких как: Аббас Каманди, Али Камал, Дилшад Исмаил, Хасан Фаттах, Хива Пашаи, Джафари Кази, Мухаммед Хадер.

Литература

Курдам удалось создать, сохранить и донести до наших дней богатую литературу, проникнутую глубоким лиризмом и наполненную любовью к родной земле. Одной из черт курдской литературы является связь ее с народной борьбой, ее художественным изображением. Своей идейностью и оптимизмом прогрессивная курдская литература тесно связана с передовой литературой мира, она питается живительными родниками народной поэзии.

Курды середины XX века пользовались развитыми языками Ближнего и Среднего Востока — арабским для сочинений по богословию и праву, фарси для исторических сочинений и турецким для поэзии.

Знаменитым турецким поэтом курдского происхождения является Фузули (XVI), курдская национальность которого оспаривалась турками.

Литературным языком Южного Курдистана (Иран) служит наречие «гурани», не являющееся курдским. На «гурани» существует развитая письменность, с помощью которой изложены знаменитые легенды Востока — «Хоршиди-Хавер», «Хосров и Ширин», «Лейла и Меджнун» и др.

До наших дней дошли сведения о восьми поэтах, писавших с начала XI века и до конца XVIII века. Из их произведений изданы в 1903 году одно из произведений Малаи Бате (XV) и в 1904 году сборник стихов шейха Ахмеда Малаи Джизри (XII).

Из старых поэтов наиболее известен Ахмед Хани (XVII), обработавший в стихах популярный эпос «Мам и Зин», напечатанный в Константинополе в 1920 году. Ряд поэтов XIX―XX веков упоминается в новейших курдских газетах, где приводятся образцы их поэзии. Под влиянием персидской поэзии курдские поэты применяют традиционные формы «газель» и «касыда».

Музыка

История курдской музыки уходит в глубину веков. Согласно некоторым источникам, основоположниками курдского фольклора был Авгер, который впервые сочинил народную музыку, а также Ибрагим Мосули, который открыл свою первую музыкальную школу в Багдаде.

Традиционная курдская музыка отличается от арабской, армянской и турецкой. Переданные в устной форме из поколения в поколение, песни, как правило, сохраняют первоначальные слова довольно точно. Мелодия является лишь дополняющей основу, роль инструментов относительно вторична. Инструментальное сопровождение, прежде всего, ставит слушателя в определенное настроение, чтобы сделать его более восприимчивым к вокальному сообщению.Курдский ансамбль.jpg

Несмотря на первостепенность вокала, курды используют много инструментов: тамбур, сетар, сантур; струнные щипковые: кеманча, канун, тар; духовые: блур, мэй, нэй, фик, дузала, шимшал; ударные дэф, дахол.

Курдский фольклор состоит из трех жанров: рассказчики (çîrokrej), барды (dengbêj) и популярные певцы (stranbêj). Существуют песни религиозной и сезонной музыкальной тематики. 

Танцы

Характерной чертой всех курдских народных танцев, которая резко отличает их от других ближневосточных культур, является отсутствие разделения по полу: мужчины и женщины танцуют вместе в одном ряду.Национальные танцы 3.png

Существует три типа рисунков пола: круг, полукруг, прямая линия. Как правило, танцоры связаны, держась за руки, стоя плечом к плечу, переплетая мизинцы или кладя руки на поясницу. Мужские танцы можно узнать по их скорости и спортивным достижениям, в то время как женские танцы отличаются более изящными движениями ног, плеч, колен и шеи.

Гованд – неотъемлемая часть культуры курдов. Танец, дошедший до нас в своем первозданном воплощении, стал зеркалом истории. Он сохранил в себе саму жизнь во всех ее проявлениях, отражая события, пережитые на протяжении многих веков. В танце раскрываются сюжеты былин о сражениях и отважных героях, лирика любви и красота традиций, радости и беды, особенности быта и мечтаний курдского народа.

Национальные танцы 2.jpg

Быт

Ремесла

Кочевая или полукочевая жизнь была нормой до установления Советской власти в 1920 году. У каждого племени были свои собственные пастбищные пути: весной до горных массивов, осенью снова вниз. Курды России в те времена были отличными пастухами.

Иногда курды отказывались от своей кочевой жизни и поселялись в деревнях в качестве фермеров. Архаичная племенная система и образ жизни дольше всего сохранялись кочевниками, которые горячо поддерживали старые обычаи.

Жилище

Типичной курдской постройкой на протяжении долгого времени являлся дом из глины. Возводили его в горах на уровне 900–1000 метров. Поселение курдов встречалось и на высоте свыше 1000 метров. В суровых условиях курды строили землянки. Покоряющие высоты свыше 2500 тысячи метров останавливались в маленьких шатрах.Местный житель селения Шальве у своего жилища, сложенного из камня, 1931 г., Закавказье.png

Жилье у курдов служит не только местом для обогрева и ночлега, но и обеспечивает безопасность. Дома строят так, чтобы они располагались как можно ближе друг к другу. Если же природный ландшафт сам по себе может обеспечить защиту, то жилище ставят порознь друг от друга. На «близость» домов может повлиять тип почв. Чем более почвы плодородны, тем ближе будут располагаться дома, чтобы люди могли держаться вместе для обработки земли.

Дома обычно одноэтажные, в подвалах устраивают конюшни и склады с кухней. Свет проникает естественным способом через окно. Иногда люди оставляют дома на зиму, чтобы хранить в них зерно, а сами живут в шатрах. Крышу делают из балок, которыми служат необтесанные бревна. На эту основу кладут смесь из земли, жидкой глины и травы. Под ней располагается заряд жердей. Несмотря на кажущуюся хлипкость, подобную крышу очень трудно разрушить. На крышах могут организовывать собрания, принимать пищу, отдыхать. Ее всегда убирают и держат в надлежащем состоянии.Внутреннее убранство шатра.jpg

Планировка жилища может быть разной. Наиболее распространенная включает прихожую, две комнаты и подвал. В прихожей могут хранить топливо и воду, предметы быта. Живут в комнате, где ставят глиняный очаг, представляющий собой сосуд, который вкапывают в землю. Стены утепляют коврами и паласами. В другой комнате хранят запасы: сыр, масло, сушеное мясо. В жилой комнате принято разделять пространство на мужское и женское. Дети спят с женщинами.

Кочевники старались использовать шатры, которые можно собрать максимально быстро. Шатер должен умещаться на спине лошади, поэтому их размер бывает весьма мал. Некоторые шатры похожи на юрты бедуинов. Полотнища их шьются из козьих шкур.

Опорой шатра служат 15 шестов, между которыми полотно растягивается, образуя плотное укрытие. Оно не только прочное, но и практически не намокает во время дождя. В шатрах устраивают иногда жилище более шикарное, чем в каменном доме. Пол устилают коврами, ставят лучшую посуду, раскидывают подушки и пуфы.

Семейный уклад и традиции

Курдов характеризует культ семьи. У них довольно большие семьи, причем люди живут целыми поколениями. Общение с братьями, сестрами, родственниками по линии матери и отца является каждодневным делом каждого курда. Даже дальние родственники всегда в почете.

Дети у курдов должны соблюдать строгие обычаи поведения. Девочкам запрещается покидать дом без сопровождения взрослых. Строгость действует и в отношении женщин — им нельзя открывать руки, ноги, колени и локти. Допускается отказ от платка, обычно покрывающего голову. Каждая девушка и мужчина должны помнить, что они являются членами своих семей, поэтому их поведение в обществе не должно нанести ущерб ее репутации.Курдская семья 2.png

Мужчины и женщины живут вместе только при заключении брака.

Мужчина в семье считается главой, а за женщиной закрепляется роль помощницы. Курды не воспринимают женщину, не имеющую мужа, всерьез. Это порождает для нее преграду в жизни — пока она не найдет супруга, ее жизнь не будет полноценной. Замужество является едва ли не единственным способом обеспечить себя. Вдове придется искать нового мужа, чтобы суметь прокормить детей. Причем сделать это довольно сложно, ведь далеко не каждый мужчина захочет на ней жениться. Однако это вовсе не значит, что курдские женщины беззащитны. В связи с многодетностью, их оберегают родители и братья. Если женщина овдовела, то брат ее мужа либо возьмет ее в жены, либо обязуется опекать.

Для заключения брака в курдском обществе необходимо получить одобрение от родителей, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Выкуп является обязательной частью, его платит жених за невесту. Мнение молодоженов тоже учитывается и зачастую является главным. Никто не вправе принудить их к заключению брака.

Кухня

Курды всегда вели преимущественно кочевой образ жизни, поэтому их пища должна была оставаться сытной и простой. Помимо мяса и молочных продуктов, регулярно употребляется хлеб и ели много овощей. Каждое блюдо сдабривается специями и травами.Катык, заправленный зеленью и огурцами.jpg

Блюдо катык готовится на основе топленого молока, которое предварительно заквашивают. Из топленого молока получают освежающий напиток. В него просто добавляют холодную воду. Топленое масло используется и для приготовления курдского сыра. Творог готовят из жирного молока. Хранят сыр и творог в специальных мешочках. В процессе приготовления молоко кипятят, затем добавляют в него закваску и продолжают кипятить до тех пор, пока не получат творожную массу. Из получаемых сливок можно сделать масло и сметану.

Курды пекут хлеб в тандыре, а из теста они заготавливают особую лапшу, которая называется реждия. Сама по себе такая лапша является очень сытной, ее обжаривают на сковороде в топленом масле. Наиболее популярным блюдом из мяса является хашлама, которая варится на бульоне с добавлением зелени, специй и картофеля.Толма.jpg

Курды часто едят толму с капустными или виноградными листьями. В нее кладут много специй, а начинкой может служить сало, рис, кинза, мята и другие ингредиенты.

Курды предпочитают плов, причем у них есть множество способов приготовления. Например, с добавлением мяса или чисто вегетарианский. В него кладут сухофрукты. К блюдам может подаваться особая подливка — бамия. Готовят ее из бобов. Есть бамию можно с хлебом, обмакивая лепешку.Суп Грар.jpg

По весне кочевники любили готовить грар — суп, похожий на русскую окрошку. Основой вместо кваса служил молочный остаток. К нему добавляли зелень и крупу.Рис шырбренж.png
Интересным блюдом является рис шырбренж. Готовят его на молоке, причем рис надо держать до тех пор, пока молоко полностью не выпарится. Затем добавляют новую порцию молока и дают рису остыть. В блюдо кладут масло, посыпают корицей и поливают медом.

Для вегетарианцев есть суп из баклажанов и чечевицы. Пьют курды обычно тархун или мятный компот. 

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.