Курманчи или курманджи — батумские курды, этнотерриториальная группа курдов, сформировавшаяся в пределах области Батуми в современной Грузии. Курманджи — историческое самоназвание курдского народа. В настоящее время так себя называют несколько этнических групп курдов, которые говорят на диалекте курманджи.
Основной ареал распространения — турецкая, иранская и сирийская части Курдистана.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 4 представителей народа курманч.
Краснодарский край — 2;
Республика Коми — 1;
Свердловская область — 1.
Их количество сокращается, т.к. по данным 2005 года батумских курдов в России проживало более 1000 человек.
Большинство представителей этноса исповедуют ислам суннитского толка.
Курдский язык делится на несколько крупных диалектов, одним из них является диалект курманджи (севернокурдский), на котором также говорят и курды бывшего Советского Союза. Несмотря на то, что диалект сорани является диалектом центральной части Курдистана, бабаны продолжают называть себя «курманджи». Курды племени мукри также называют себя «курманджи», хотя их разговорный диалект — соранийский и является диалектом центрального Курдистана.
Курманджи – законодатели мод среди курдов. С древних времен женщины курманджи не стеснялись экспериментировать с яркими цветами и новыми тканями, создавая эклектичный, но узнаваемый и сегодня стиль.
Ежегодно 21 марта, в день весеннего равноденствия у народа курманч принято отмечать Новруз Байрам. Праздник связан с земледелием и считается началом сельскохозяйственного года. Приход весны принято отмечать в кругу родных, накрывать пышный стол и загадывать желания. В центр стола помещают большой каравай − сангак. В качестве украшения ставят сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист. Также обязательными элементами торжества считаются сэмэни (чаша с проросшей пшеницей), тарелки с крашеными яйцами, свечи и зеркало, символизирующие возрождение природы, завершение старого года и начало нового.
Одним из особых ритуалов является обряд бракосочетания Пир Шаляр, который проводится два раза в год. Ритуал начинается в среду и длится три дня, включая в себя жертвоприношение коровы или овцы, приготовление супа и мяса, игру в даф, исполнение танца, раздачу пищи в знак благотворительности, молитву и бессонную ночь.
Первый день нового года по персидскому календарю приходится на 21 марта (на 20 марта – в високосные годы), поскольку совпадает с весенним равноденствием. В последний вторник года (в ночь со вторника на среду) курманч отмечают Чахаршанбе-сури. С наступлением заката на улицах разжигают костры, которые горят до раннего утра. Курманч верят, что перепрыгнув через огонь, можно очиститься и передать огню все болезни и проблемы. В этот день хозяйки кладут на стол аджиль — смесь орехов и ягод. Люди переодеваются и ходят от дома к дому, стучась в двери. Обычно их одаривают аджилом, но могут и облить водой.
Национальные блюда: грар, нохат шурак, палау.
Национальный молочный суп грар готовится из пшена или риса с добавлением перечной мяты и гатыха (кефир, разбавленный водой). Разливают суп в глубокие тарелки и подают со свежим домашним хлебом.
Блюдо нохат шурак курманджи позаимствовали из узбекской кухни. Это плов из нута с бараниной, который традиционно подают с кусочками лепешки, или даже на лепешке вместо тарелки.
Еще одна вариация плова народа курманч — палау. Такой плов имеет отличительную особенность — в него, помимо классических ингредиентов, таких как рис и мясо, добавляют сушеные яблоки или урюк. Палау получается очень вкусным, ярким, рассыпчатым и ароматным.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.