Источник фото : dzen.ru
Лазы — народ, исторически проживавший на землях современных территорий Турции и Грузии. Древние греки называли страну лазов Колхидой: именно сюда в поисках Золотого руна направлялись мифические аргонавты. В последующие эпохи, несмотря на влияние османов, лазам вместе с легендарной царицей Тамарой удалось сохранить христианство в эпицентре распространения мусульманской веры. Сегодня народ возрождает утраченное национальное самосознание, язык и культуру.
Лазы — автохтонное племя, с древности населявшее причерноморские регионы Грузии и Турции. Заселение территорий будущего Лазистана народ начал еще в дохристианский период: первые его упоминания относятся к 65 году до нашей эры. В древности Лазистан входил в состав Колхидского царства. В последующий период государству удалось избежать арабского влияния. С 528 года начинается борьба Персии и Византии за обладание регионом. Правители Лазистана предпочли заключение союза с последней, поскольку в прежние времена переняли от нее христианскую веру. После падения Константинополя территории частично вошли в состав Грузии.
В 1204 году лазы и тюрки образовали ставшее впоследствии могущественным государство — Трапезундскую империю. Его основателем и первым правителем выступил Алексей из аристократического византийского рода Комниных. Он воспитывался при грузинском дворе, поэтому имел грузинский менталитет, религиозное и культурное воспитание. Алексей Великий Комнин был племянником легендарной грузинской царицы Тамары.
Именно по ее инициативе и при помощи Грузинского царства и была создана Трапезундская империя — главный оплот христианства на захваченных мусульманами территориях. Помимо духовной мотивации, помощь региону Грузия оказывала и по политическим соображениям, планируя сделать его своим форпостом в Причерноморье. Другая часть историков склоняется к версии, что в становлении империи активное участие принимали греки, объединившиеся с ослабленным после падения Византии Лазистаном.
В XIV веке государство пало: причиной стал переворот, который был произведен с помощью западных агентов влияния. В результате к власти пришли влиятельные греческие роды, а тюркская, грузинская и лазистанская аристократия была практически полностью уничтожена. Это привело к изменению положения коренного лазского населения и трансформации церковных обрядов. Началась миграция части коренного населения в регионы, где продолжало сохраняться православие, например, в Грузию. Оставшиеся на родине лазы стали все больше склоняться к принятию ислама, что сделало процесс установления турецкой власти в регионе менее болезненным.
В 1461 году Лазистаном овладели османы, что положило начало процессам исламизации лазов. В XVI веке регион был окончательно завоеван турками, а в XIX веке вошел в состав Российской империи. В начале XVIII столетия территория Лазистана была разделена на 11 владений. Управляли провинциями деребеи из числа местного населения, которые власть султана признавали лишь формально. Только к 1820 году османам удалось изменить ситуацию, поставив во главе регионов своих наместников. Население состояло из лазов и греков, его общая численность была 138 400 человек. В 1922 году Грузинская Республика пала, после чего в 1925 году Лазистан был поделен между Турцией и вновь образованной Грузинской ССР.
В годы Великой Отечественной войны отряды из числа лазских воинов охраняли грузинско-турецкую границу протяженностью 250 км. Благодаря их усилиям, за годы войны было выявлено более 30 германско-турецких агентов, пытавшихся провести разведывательные и вербовочные мероприятия на территории советской Грузии. Многие представители народа ушли добровольцами на фронт или попали в ряды Красной Армии по призыву. В 1949 году активисты из числа лазов выдвинули аджарским властям инициативу создания автономного национального лазского округа в составе Аджарии. Грузинское руководство старалось заморозить проект. В качестве объяснения, верхушке СССР выдвигались аргументы о том, что на границе с Турцией было бы опасно создавать какие-либо независимые объединения. Проект был отвергнут, а с 1953 года даже идеи подобных начинаний квалифицировались грузинским руководством как национал-сепаратистские.
В 1949 году началась и так называемая «вторая советская депортация». Первая волна пришлась на 1944 год, когда из кавказского региона по подозрению в заговоре и предательстве были выселены тысячи представителей местных народов.
Во время второй волны из Абхазии, преимущественно из сел Очамчирского и Сухумского районов, лазы были выселены в Среднюю Азию или переведены в места заключения. Известно, что только из Батумского района было выслано порядка 20 семей, общей численностью 160 человек. В связи с этим член аджарского правительства М. Ванлиши написал письмо Лаврентию Берии, в котором указал на ошибочность подобных действий и выдающийся вклад лазов в победу над фашизмом. Письмо было в короткие сроки рассмотрено и по указанию Берии проведен комплекс мер по возвращению выселенных лазов и предоставлению им нового места жительства в пределах района Чичхе. После реабилитации большая их часть мигрировала в Турцию.
В Турции и Грузии созданы центры колхской культуры, призванные сохранить традиции народа. Вместе с тем в обеих странах наблюдаются сильные ассимиляционные процессы, влияющие на национальную самоидентификацию лазов. Введенный с 1992 года безвизовый режим между Грузией и Турцией дает возможность проживающим в разных государствах родственникам чаще видеться.
Лазы Турции, совместно с другими национальными меньшинствами, добиваются у властей признания их прав на национальную самоидентификацию на законном основании. Это даст им возможность получать образование на родном языке, социальные льготы, при желании — иметь двойное гражданство.
Сохранились несколько лазских сел в Грузии. Там их не выделяют в отдельную народность и считают грузинами. Однако больше всего лазов живет на своей исторической родине в провинции Ризе на северо-востоке Турции. Их там насчитывается более ста тысяч человек.
По итогам переписи населения 2020 года в РФ проживает 94 лазов. В основном лазы проживают в Ростовской области (37 человек). Число представителей народности в других регионах России:
Краснодарский край — 20;
Республика Дагестан — 13;
Воронежская область — 6;
Москва — 4.
До XVII столетия лазы исповедовали христианство. Благодаря воздействию Византии и последующему нахождению в составе Грузии, народ не подвергся мусульманскому влиянию и сохранил единую веру. С приходом к власти в регионе Османской империи большая часть представителей народности переняла исламские традиции.
Сегодня 85% лазов Турции и Грузии придерживаются верований ислама суннитского толка, остальные 15% сохранили христианские традиции. До начала XVII века соотношение было обратным, однако длительное османское влияние привело к склонению чаши весов в пользу ислама. Доля лазов-мусульман в Грузии значительно ниже: не более 20% от общего числа представителей народности.
Лазский язык (устар. — чанский язык), язык лазов. Распространен в качестве языка бытового общения главным образом в Лазистане (причерноморская полоса северо-востока Турции) и в смежном с ним селении Сарпи (поделенном между Турцией и Грузией). Небольшие группы носителей лазского языка рассеяны по глубинным районам Турции, по ряду населенных пунктов черноморского побережья Аджарии, а также в Германии.
Лазский язык относится к грузинско-занской ветви картвельских языков. Выделяются 3 диалекта (атинский, вицско-архавский и хопский), подразделяющиеся на ряд говоров. Фонетика этого языка имеет минимальные отличия от мегрельского языка: наличие j, h и f, процессы q̇>ʕ>ø, r>ø, ударение с элементами тона. Морфологии свойственны некоторые черты, присущие языкам балканского языкового союза. В глаголе специфичны состав и образование временных форм, развиты категории потенциалиса и взаимности. В имени есть аналог притяжательной формы. Для синтаксиса характерно введение придаточных предложений путем оформления их глагола формой генитива. В словообразовании деривация господствует над композицией. Объем исконного словарного состава резко сокращен за счет множества турецких заимствований (более древний пласт заимствований — грецизмы).
В 1930-х гг. в Грузии предпринимались попытки введения письменности для лазского языка на основе грузинского алфавита, не имевшие успеха. В Германии и Турции ограниченно используется письменность на латинской графической основе.
Источник фото : old.bigenc.ru
Одной из основных традиций лазов является вера в духовный мир и связь с природой. Такие символы, как горы, реки, звезды и животные, также являются объектами их поклонения и молитв. Они верят, что духи природы создают свою собственную энергию, которая может принести благополучие и здоровье.
Лазы сохраняют свою уникальную культуру и особенности благодаря своим традиционным занятиям, таким как пастбищное животноводство и сбор традиционных трав. Также народ лаз нередко подвергается влиянию современных общественных и культурных тенденций.
Музыкальными инструментами лазов были дуда (разновидность волынки), зурна, барабан и струнная кеманча.


Источник фото : dc113.ru , shamanic.ru
Под эту музыку лазы плясали хорон — танец многих причерноморских народов, грузинский вариант которого известен как хоруми. Впрочем, от грузинских отличались у лазов не столько мужские танцы, сколько женские — более быстрые и более близкие к греческим.

Источник фото : www.culture.ru
Лазское население Трабзона и Ризе долгое время проявляло национальную материальную культуру в особенностях традиционного костюма, появившегося еще до захвата региона турками. Женщины носили длиннополые светлые, просторные рубахи, под которые надевали шаровары.
Обязательный элемент костюма — долайлык. Фартук или передник обматывали вокруг талии и декорировали широкими полосами ярких оттенков. По их цветам можно было определить, из какого региона родом женщина. Красные и черные полосы означали принадлежность к Сюрмену, кремовые и бордовые оттенки предпочитали девушки Акчабата, а коричневые и черные цвета выбирали дамы в Тонье.
Не менее важный элемент традиционного женского костюма лазов — платок кешан. Предмет гардероба представлял из себя великолепную по красоте хлопковую шаль, которой принято было покрывать голову и плечи. Изысканный головной убор был декорирован замысловатыми узорами белого и черного цветов на красно-коричневом фоне. Сегодня кешан — единственный сохранившийся в гардеробе женщин Лазистана национальный предмет одежды. Носят его в основном представительницы старшего поколения. Также ткань с приметным узором используют для декора помещений: делают из нее чехлы для подушек, прихватки, используют в качестве обшивки.



Источник фото : islamnews.ru , pokazuha.ru , dzen.ru
Основными занятиями лазов были рыболовство, скотоводство и сельское хозяйство. Этому способствовала природа региона: множество рек и озер, близость Черного моря и обилие плодородных земель. Выращивали рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, занимались садоводством. Из ремесел были сильны в деревообработке, жили в добротных домах, построенных из этого материала. Важным занятием во все времена, в том числе в период советской власти, выступало табаководство.
Лазы считались искусными моряками и кораблестроителями. До первой половины прошлого столетия народ продолжал заниматься судостроением и мореходством, активно развивалась морская торговля. Один из видов морских промыслов — добыча дельфинов. Известно, что после установления власти Османской империи народ регулярно поставлял завоевателям лучших моряков из своих рядов для службы на турецком флоте. И сегодня в морских войсках Турции служит значительное число представителей народности.
Главный фирменный продукт кухни лаз, безусловно, хамса (анчоусы), ее называют «хлебом лаз», доступная с октября до мая. Кухня лаз относится к кухне северо-восточного черноморского региона (ил Ризе, историческая область Лазистан), и находится, если можно так выразиться, во власти хамсы, кале и молочных продуктов. Капуста «кале» и хамса являются практически обязательными компонентами в любом блюде. Жареная хамса, хамса с яйцами, плов с хамсой, хлеб из хамсы, жаренный на плеки. Пюре из капусты, капуста с рисом, жареная капуста в масле.

Источник фото : journeying.ru
Хамсили экмек, хлеб из хамсы, очень древняя пища в регионе, из кукурузной муки, мангольда, фарша из хамсы, лука-порея, сливочного и растительного масла, петрушки, мяты, разных специй.
Источник фото : journeying.ru
Хамси бореги — истинный кулинарный шедевр, хамса-кукурузная смесь, наполненная рисом, луком, кедровыми орешками, черной смородиной и петрушкой. Хамси кайгана, хамса с яйцами и разными овощами, напоминает рыбный омлет.
Экшили (кислый) — блюдо из тушеной рыбы с овощами. Рыбу, как правило, употребляют жирную (черноморский морской ёрш, красный окунь, редко, но и кефаль). В регионе, как известно, на рыбоводческих фермах разводят форель (алабалик). Многие признают, что черноморско-лазская форель — самая вкусная в мире.
Одно из популярных и основных блюд на протяжении веков в Восточной Черноморской области — мухлама — турецкое фондю в черноморском стиле. Кукурузная мука обжаривается в масле, затем добавляется вода и большое количество соленого творожного сыра. Блюдо едят с лепешкой из кукурузной муки.
Молочные продукты, известные на лазском языке как пуджиши, занимают важное место в кухне региона. В традиционном лазском доме первый этаж занимает хлев. В прошлые времена в каждом хозяйстве было три-пять коров, к которым относились с большой заботой. Из молока делали сыр, масло, минджи (творожный сыр, приготовленный из свежего молока, которое наливают в сыворотку, оставшуюся после создания сыра), айран. Айран и сютлач (рисовая каша), те блюда, которые ели каждый день.
Что касается мяса, то оно используется произвольно, как дополнительный компонент, в лазской кухне. Мясо, приготовленное с сухими или маринованными бобами, маринованной или свежей зеленой фасолью, некоторые блюда из рубленого мяса. Как пример, рубленое мясо, завернутое в листья кале, типа голубцов. Блюдо подают с охлажденным айраном. Однако мясо не основной продукт и, вообще, не фаворит лазской кухни. Мясо без косточки, приготовленное в собственном жире, — исключительно праздничное блюдо. Нельзя сказать, что и мясо домашней птицы употребляют в пищу постоянно. Цыпленок, также в большой степени праздничное блюдо, например, в те дни, когда жених приглашен в дом невесты обязательно в хозяйстве будут резать птицу. В былое время цыплят разводили, чтобы удовлетворить мясо-яичные потребности, но в сегодняшние дни в деревнях количество домашней птицы ничтожно мало.
Очень вкусный готовят в регионе суп из лесных орехов, напоминающий суп из чечевицы, сливочной консистенцией и отличительным бесподобным ароматом (фундука). Мерулджан, еще одно популярное блюдо региона, соте из зеленой фасоли с луком-пореем и зеленью. Его едят в холодном виде с кукурузными лепешками.
Среди сладостей следует упомянуть сказочно вкусную халву, приготовленную из зерна, масла и местного меда.
Лазистан является родиной всемирно известного турецкого чая. Турецкая чайная промышленность базируется в Ризе, где для выращивания чая идеально подходят климатические условия (влажный и умеренный климат). В то время как зеленый чай идет преимущественно на экспорт, в Ризе, Трабзоне, Гиресуне, вероятнее многим доводилось наслаждаться сладким черным чаем, который турки предлагают гостям практически в любом общественном месте.


Источник фото : journeying.ru , www.babyblog.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения