429
Лакцы

Территориальное расположение и численность

В сельской местности лакцы живут компактно в Лакском, Кулинском, а после насильственного переселения в 1944 г. на земли чеченцев-аккинцев — и в Новолакском (бывшем Ауховском) районах Республики Дагестан. Часть лакцев проживает в ряде селений, но основная масса лакцев (около четырех пятых от общего числа) проживает в городах Дагестана, России и СНГ. Высокая степень их урбанизации восходит к традиции развитого в прошлом отходничества.2.jpg

Территория лакского этноса представляет собой центральную часть Нагорного Дагестана. Вся территория проживания лакцев изборождена множеством ущелий, извивающихся преимущественно в направлении с юга на север. Представляя собой труднодоступный горный край, территория проживания лакцев все же достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между ее отдельными частями.

По данным переписи 2020 г., численность лакцев в России составляет 173 416 человек. Большая часть из них — 162 518 человек, проживает на территории Республики Дагестан. Численность Лакцев в других регионах России:
В Ставропольском крае - 1 615;
В Тюменской области - 1 239;
В Москве - 1 167.

Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома. 

Когда-то в прошлом, лакцы исповедовали христианство. Об этом свидетельствуют изображения крестов на древних камнях в горах Лакии, и христианские древние храмы.

Язык

Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. По данным переписи населения 2020 года, в РФ лакским языком владеет 87 957 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.

В лакском языке есть 10 диалектов:  
Вицхинский;  
Кумухский;  
Ааракульский;  
Каялинский;  
Шалибский;  
Вачи-кулинский;  
Балхарский;  
Шаднинский;  
Вихлинский;  
Уринский.

До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы — на основе латинского, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.

Традиционная и современная культура

Национальная одежда

Сегодня лакцы практически перешли на городскую одежду, но традиционную одежду все еще можно встретить. Мужчины носят кавказский пояс и головные уборы, паранджу. Старшие лакцы носят бешмет и черкесские плащи. И женщины, и мужчины иногда все еще носят вязаную обувь. Пожилые женщины носят длинные брюки, которые носили все лакские женщины.

Винтажное свадебное платье для женщин состоит из длинного белого шелкового платья с широким вырезом на груди и разрезом в центре. Вырезы обвязаны белыми шелковыми шнурками. Рукава платья длинные, разрезанные по всей длине. Под платье надевается белый шелковый свитер с узкими рукавами и воротником-стойкой.

1644666105_53-o-tendencii-com-p-obraz-natsionalnii-kostyum-laktsev-foto-59.jpg

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.национальный костюм.jpg

В Кулинском районе многие женщины и дети зимой носят короткие дубленки. В других районах дети носят короткие куртки из разноцветных тканей. Серебряные монеты нашиты на спинку и плечи верхней одежды. Дети носят на головах плоские парчовые шляпы. С спинки шляпы падает кусок сшитой ткани. Волосы девочек заплетены в небольшие косички.

1.jpg

Фольклор

История и культура лакцев корнями уходит в фольклор. Вся история народа, его думы, мечты, переживания воплощаются в чудесных произведениях, начиная с эпоса, кончая сказками, загадками. Они нам помогают представить жизнь предков, узнать, чем жил народ, что любил, а что осуждал. Идеалы добра, осуждение зла, обмана, уважение к старшим, забота о младших – все это выражено в фольклоре.

Лакский фольклор – лирика, басни, сказки, сатира, юмор, притчи – показывают природный талант народа, жизнеутверждающий оптимизм и живость ума. В легендах, преданиях четко видна народная оценка исторических событий, отношение к историческим личностям и явлениям природы.

Лакские сказки – это сказки о диких животных, волшебные сказки, где находят невест, а бездетные родители чудесным образом обретают детей.

национальный костюм 3.jpg

Литература

В лакской литературе в период средневековья и эпохи русского завоевания основное место занимала религиозно-дидактическая литература и религиозная поэзия. Писатель-революционер Саид Габиев не только был основателем первой лакской газеты «Заря Дагестана», но и стал автором ряда стихотворных и прозаических произведений, написал на лакском языке первую социальную драму. Первую дагестанскую драму «Лудильщики» написал революционер, лакский писатель и публицист Гарун Саидов. Новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами, создал лакский поэт Абуталиб Гафуров.

Музыка

Лакцы использовали в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.

4.jpg

Танцы

Традиционное хореографическое искусство лакцев включает в свой арсенал, как общие для всех горцев формы, так и свои, национальные, глубоко специфичные. Черты самобытности также заметны в технологических приемах, отдельных движениях, танцевальной осанке. Среди типично лакских танцев особой популярностью пользуется танец «ньиссу» (танец-присядка). Он имеет свою мелодию.

Также своеобразен танец «чаргу», который любят исполнять в основном молодые парни и девушки. Он часто исполняется на свадьбах. Это живой и технологически сложный танец. Он носит шуточный характер, так как его танцуют под песню, в которой говорится о том, как надо танцевать «чаргу». В исполнении этого танца ценится собранность и мастерство танцующих. Здесь много сложных притопов, быстрых переборов. Все они часто чередуется с прыжками. Особая технологическая сложность видится в быстрой смене положений рук, как бы закрепленных за каждым новым движением ног.7.jpg

Наиболее интересной жанровой разновидностью является танец «гиргичи». Танец можно считать акробатическим, так как здесь можно прямо указать на элементы циркового искусства. Например, прежде чем начать танец, некоторые юноши этого селения делают несколько кульбитов. Это служит показателем ловкости и мастерства.

Традиции и обряды

Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя — почетное дело для каждого лакца. 

Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал. Когда после дальнего путешествия горец возвращался домой, к нему приходили все соседи, желали ему здоровья, сохранности в пути и исполнения желаний. Если за время его отсутствия у соседей произошло несчастье, по приезде он должен навестить их со своими родственниками. На прощание они говорят следующие слова: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».

До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.

Очень важно у лакцев сохранить хорошую репутацию перед своей семьей и всем селом. Если в семье был вор даже 200 лет назад, этот позор останется в семье навсегда. 

Свадебные традиции

У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.

Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.

Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.

Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.

Новорожденный до 40 дней находился под тщательным присмотром взрослых, в качестве оберега от злых духов служила метла или нож. К роженице и ее ребенку нельзя было подходить мужчине с оружием и женщине с украшениями из золота. Купали ребенка только в емкости из дерева. На полу очерчивали круг углем, в него ставили емкость и только после этого купали. Так младенца защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в компании родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котел плова и приданое для ребенка.

У лакцев есть обычаи на каждое время года. Лето встречают рано утром 22 июня на горе Вацила, просят здоровья и благополучия. Осенью, пред уборочными работами проводится день «хлебной жертвы». Люди молятся и едят баранину. Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

свадебное платье.jpg

Быт

Жилище

Лакцы проживают селениями «шар», которые расположены в горах. Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях кроме мечетей есть школы, читальни, клубы, медицинские учреждения. жилище 3.jpg

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты. жилища.jpg

Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.

Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Ремесло

Ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное искусство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.ремесло 3.jpg

Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Наиболее распространенные кустарные промыслы были связаны с обработкой металла. Изделия лакцев — ювелиров, медников, оружейников — пользовались спросом у всех народов Дагестана.

Наибольшего мастерства лакцы достигли в обработке драгоценных металлов. Они изготавливали из золота и серебра всевозможные украшения для женщин: кольца, серьги, пояса, ожерелья, браслеты, головные и нагрудные украшения и т.д. Изделия лакских мастеров славились на Кавказе и за его пределами, в центральной части России, Средней Азии, Турции, Иране и других странах, где по многу лет жили и работали отходники. 

Кухня

Основными продуктами питания, как и у других народов Дагестана, были продукты земледелия и животноводства. Фрукты в давние времена были привозными, очень много блюд готовилось из дикорастущих трав урттущин (Лакский район), хьхьути (Кулинский район).

Дикорастущие травы заменяли фрукты и овощи, особенно весной. Молодую зелень очень любили дети. Хозяйки на зиму запасались сушеными травами. В летнее время собирали лесные ягоды и фрукты.

Большое место в питании горцев занимало мясо. Баранина была самой любимой и наиболее часто употребляемой, затем следовала говядина. Домашняя птица использовалась довольно редко.

В каждой семье были молоко и молочные продукты. Молоко в свежем виде пили редко: – из него готовили масло, творог, сыр. Из овечьего молока чабаны на альпийских лугах готовили брынзу. Самым вкусным считался карщул нис (сыр в одеянии, дословно «в платке).

Наиболее древним блюдом у лакцев является щивщу – поджаренные без масла на горячей каменной плите очищенные зерна. Их ели при подготовке зерна для толокна. Щивщу – это своего рода лакомство, и его часто брали с собой в поездку дети и молодежь. 

А для приготовления толокна (ини): прожаренное зерно щивщу перемалывали, и получалось толокно, из которого готовили различные блюда или добавляли к другим блюдам. Кроме того, делали еще къяс – слепленные вытянутые кусочки, которые ели вместо хлеба. 

В давние времена одним из главных блюд было толокно с мелко измельченным сыром-брынзой. А ещё в каменных домашних ручных жерновах крупно перемалывали ячмень, кукурузу, пшеницу и готовили хъурунхъусса – густую кашу с молоком.

Самое популярное блюдо лакцев – хинкал ххункIру, который чаще всего едят со свежим или сушеным мясом. Древнейший вид хинкала - хIюхчил ххункI – чабанский хинкал или хъат рирщу ххункI – сплющенный ладонью из раскатанного колбаской пресного теста. Ели такой хинкал с мясом и сыром.

хинкал.jpg

Ну, а любимый всеми гьавккури – один из видов хинкала, который подают с бульоном, куда добавляют чеснок, уксус из сыворотки кьурчIисса.

На свадьбах и праздниках готовили сладости. Варили мед или сахарный сироп до загустения и затем смешивали с поджаренными ядрышками ореха, сладких абрикосовых косточек, лапшой, и получался вкусный натIюхI.

В весенний праздник интнил хьхьу была традиция готовить ницIал къахъну (медовая перепелочка). Тягучая масса из густого вареного меда с гвоздикой, мускатным орехом, корицей закручивалась в виде птицы. Это же лакомство готовилось и в доме невесты и посылалось в дом жениха. Точно так же готовились кIиянна – медовые конфеты, которые раздавали в доме невесты гостям, пришедшим от имени жениха. 

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.