Латгальцы — малочисленный народ, который проживает на территории Латвии и России.
Большая часть живет в Латвии. В других странах латгальцев живет не более нескольких десятков. Проблема подсчета заключается в отсутствии как таковой национальности. В Латвии латгальцев не записывают, а указывают общенациональный признак.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 371 латгальцев. Большинство представителей этой национальности — 170 человек, проживают в Красноярском крае.
Число латгальцев в других регионах России:
Новосибирская область — 76;
Томская область — 29;
Кемеровская область — 15.
Большинство латгальцев – католики. Некоторые религиозно относят себя к католической традиции. Среди латгальцев немало староверов.
Многоконфессиональность, пусть и в рамках общей Христианской культуры, стала неотъемлемой частью культурного кода сибирских латгальцев.
В бытовой жизни российские латгальцы с удовольствием празднуют обе рождественские даты и Пасху по всем календарям. Особенно если в одной семье есть, например, католики и православные или староверы и лютеране.
Одни языковеды придерживаются мнения, что латгальский — отдельный язык. Другие же включают его в состав латышского. Следует одновременно различать говоры, являющиеся диалектами.
В переписи 2020 года латгальский язык отдельно не выделен, однако на латышском языке в России говорят 8 565 человек.
В школах латгальский не преподают, только в некоторых ВУЗах и культурных центрах. Так что осваивают его носители самостоятельно, в семьях, где, как правило, в ходу еще латышский или русский, или все три языка сразу.
Система латгальского близка к латышской, однако ей свойственны некоторые архаичные черты: например, различие глагольных тематических гласных не только по долготе (a, ā), но и по тембру (i, e̅). Есть и некоторые инновации, например, ряд именных окончаний.
У латгальцев издавна принято разжигать большие костры. Раньше латгальские племена считали, что всему, что попадет в поле освещения костра, он принесет счастье. Поэтому костер должен гореть ночью и до самого утра. Прежде всего, такую традицию ввели для призыва урожая. Позже она стала использоваться в несколько ином ключе: вокруг костра бегали дети, а их родители верили, что тепло огня принесет им здоровье.
Традиции проникли и в пивоварение. Это ремесло имеет давнюю историю, ведь латгальцы очень любят пиво. Одной из традиций пивоваров является выдержка напитка в течение двух недель.
Латгальцы берегут традиции. Одна из них — банные процедуры. Люди трепетно относятся к банщикам — считается, что банщик сродни священнику, ведь ему человек доверяется полностью. Банщик в свою очередь должен уметь подобрать веник для каждого своего клиента индивидуально, понимая, что нужно конкретному человеку. В арсенале латгальских банщиков - традиционные березовые и дубовые веники, и еловые – для тех, кто часто простужается, и ольховые – от ломоты в костях, и кленовые – для душевного равновесия. Плюс к тому – лечебные травы, делающие банный ритуал лечебным и очень приятным.
При подготовке к свадьбе невесте следует связать носки, а мужу наколоть дрова для дома, в котором они проведут ночь после окончания свадьбы. Жених и невеста должны будут вместе разжечь очаг с помощью свечи. Свечку положено хранить как можно дольше, зажигая только в годовщину и при рождении каждого ребенка.
Огонь является олицетворением жизни в браке и символизирует домашний очаг. Молодые обязательно должны зажигать его вместе, ведь это обеспечит им взаимопонимание в браке. Обряд бракосочетания длится довольно долго — обычно целых семь дней и заканчивается в следующее воскресение. В течение всех дней жениху и невесте предстоит выполнить много ритуалов, посетить баню, а заканчивать процесс нужно в доме родителей невесты.
Национальный костюм латгальцев характеризуется наличием ярких цветов, пестрой гаммой, необычными орнаментами, которые перекликаются с промежуточными полосами. Уникальность одежды латгальцев заключается в наличии лентообразных манжетов, создающих особый шик. Эти кисточки могут образовывать косички. Иногда ленточки имитируют зубчики.
У латгальцев есть праздник стропил – момент, когда на высшую точку вновь возведенной кровли вешают венок. Он символизирует окончание капитального строительства, а также взаимопонимание между мастерами и хозяином будущего дома. Раньше венок обычно плела супруга хозяина дома, но в наши дни это чаще делают сами строители.
Отмечают латгальцы и Лиго, который также называют Яновым днем. Люди выезжают на природу, разводят костры, поют песни характерные только для этого праздника с припевом «Лиго-лиго». Российские латгальцы зачастую отмечают два праздника – традиции Лиго напоминают славянский День Ивана Купалы и отмечаются в один день – 24-25 июня.
Древние латгалы поклонялись Матери-природе, и языческие знаки, которые они использовали, сегодня переживают возрождение. Не только сами латгальцы, но и носители других культур, жители разных стран хотят заиметь изделие, украшенное языческими латгальскими знаками, или некий оберег. Каждое время года у древних латгалов олицетворялось своим божеством. Помимо этого, наши предки использовали много знаков, связанных с солнцем, звездами, Богом. Часто упоминаемая в Латгалии Мара – это, по сути, прототип Божьей матери, которая, как и Бог, жила на небесах. Мара – символ женского и семейного благополучия.
Часто встречается и знак Аусеклиса – звезды, которая появлялась на небосклоне перед самым рассветом, предвещая появление солнца.
Латгальцы испокон веков устанавливают вдоль дорог распятия. Когда человек проезжает мимо дорожного распятия, он делает крестное знамение, получая для себя, таким образом, божественное благословение на дальнейший путь.
Знаковым художником латгальцев считается советский художник Анатолий Васильевич Малиновский (1933 - 1992). Родился в Латгалии (Латвия) в деревне Воноги. Главные работы – картины «Весна» (1983), «Вечер» (1988), «Воскресное утро» (1986).
Вскоре после Октябрьской революции в Латгалии нашли приют несколько видных российских художников. В их числе был член знаменитого «Товарищества передвижных художественных выставок» Сергей Виноградов. (1869—1938). В Латгалии художник написал множество работ, признанных лучшими в его творчестве: «Усадьба летом», «Шоссе», «Усадьба осенью», «У озера» и другие пейзажи.
Начало латгальской письменности восходит к середине XVIII века и связывается с первой сохранившейся до наших дней книгой на латгальском языке — Евангелие для всего года.
Возникновение латгальской письменной традиции в латышском языке связано с исторической, административной и культурной обособленностью Латгалии, которая сначала была в составе Речи Посполитой, а с 18 века – в Российской империи (как часть Витебской губернии). Создатели латгальской книжности — деятели католической церкви, в первую очередь иезуиты, известные своим вниманием к языку местного населения, обращаемого ими в христианство. Поэтому издания XVIII — первой половины XIX в. в основном религиозного характера, это молитвенники, сборники песен, фрагменты Библии.
В СССР на латгальском языке издаются книги от «Спартака», выходившие в Пскове, позднее — московские и новосибирские издания культурно-просветительного общества «Прометей».
В связи с национальной политикой советского государства во второй половине 1920-х — первой половине 1930-х годов усиленное внимание уделялось развитию культуры национальных меньшинств России. Это касалось и латгальцев, заселивших внутренние губернии Российской Империи (в первую очередь, обширные территории Сибири). Для латгальцев разрабатываются учебники, создается (с определенной идеологической окраской) художественная литература, делаются переводы с русского и латышского языков.
Традиционная музыка латгальцев – духовные песнопения в честь популярной в Латгалии раннехристианской святой мученицы Аполлонии.
В 1983 в СССР была основана латгальская поп-рок-группа ELPA. Группа получила признание и выступала по всему Советскому Союзу, за 9 лет существования музыканты выпустили 3 альбома.
Еще одни знаковые латгальские музыканты – группа «Автопортрет» (или «Балтийский АукцЫон»). История началась в 2006 году в латгальском городе Резекне. Группа долгое время вела андеграундное существование, но с 2014 года активизировала свое участие в сборных концертах и фестивалях. С записью на студии «Добролет» в Санкт-Петербурге в 2017 году альбома «Цивилизация» стала еще более заметна в музыкальном пространстве. Санкт-Петербург стал для участников коллектива любимым городом для выступлений и записи, но от своего латгальского происхождения группа не отрекается.
Латгальские танцы родственны латышским. Их можно разделить на четыре жанра — «Rounders» (круговые игровые танцы), «Rounder dance» (круговой танец), «Народная игра», «Народный танец». Танцы бывают парные и групповые.
Парные обычно исполняют по кругу против часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также делятся на пары (чаще всего — 4 или 8 пар, а в некоторых — 3 пары). Основные движения в этих танцах простые: обычные шаги, бег, подскоки, галоп и т. д.
Наиболее распространен танец «Раундер». Это по сути групповые постановки с тремя обязательными элементами — хореография, текст песни и мелодия. Танцуют их в основном степенно, в умеренном темпе, с простыми танцевальными движениями. Особой отличительной чертой является то, что все участники танца подпевают.
Белокаменные барочные храмы, воздвигнутые по замечательным итальянским прототипам, алтари и капеллы в стиле рококо, хоры и органные прелюдии — те образцы прекрасного, на которых воспитывался простой латгалец на протяжении нескольких столетий.
Дворцовое строительство получает главный импульс в период, предшествующий первому разделу Польши в 1772 году и после него, когда Латгалия вошла в состав России.
Русские мастера возводили иезуитскую коллегию в Динабурге. Русский мотив проглядывает то тут, то там: на деревянном католическом двухбашенном костеле вдруг обнаруживаешь миниатюрную главку-луковичку над алтарной частью здания; в пространной напрестольной надписи вилянского костела находим несколько русских букв вместо латинских; готический портал заменен русским крыльцом в режицком соборе, на фасаде аглонской базилики красуются орнаменты московского барокко.
Основным ремеслом латгальцев испокон веков была керамика. Гончарные традиции передавались веками, а к 30-м годам XX века сложилась узнаваемая местная школа декоративной керамики, которая вскоре стала известна и за пределами СССР.
В 1937 году латгальскую керамику открыла для себя Европа. Два советских мастера из восточной Латвии – Андрей Пауланс (Andrejs Paulāns, 1896–1973) и Поликарп Вилцанс (Polikarps Vilcāns, 1894 – 1969) получили золотые медали Всемирной выставки, еще четыре серебряные медали достались латгальским мастерам. Часть изделий, созданных лауреатами из Латгалии, хранятся в Музее Человека в Париже.
Традиционным жилищем латгальцев была истаба. Это жилье мало чем отличалось от латышского и было популярно до конца 19 века. Сибирские латгальцы и латыши жили в деревнях.
Постепенно началось преобладание сеней, которые латгальцы называли намс.
Еще одним типом постройки была клеть, характерной особенностью которой стала постройка торцом к дороге. Клети строили так, чтобы между ними образовывался двор. В итоге получалась своеобразная постройка, двор которой имел ворота, выходящие на улицу. Для латгальских жилых построек Сибири, характерна русская печь.
Кухня латгальцев похожа на кухню других народов Прибалтики. Но есть несколько блюд, которые характерны только для латгальцев:
Овсяный кисель. Кисель еще использовался как одно из традиционных похоронных блюд, а также для угощения участников навозной толоки (так назывались коллективные работы по удобрению полей). Варится из молока, овсяных хлопьев и черного хлеба.
Фирменное блюдо – соус из зеленого лука. Главные ингредиенты – не переросший зеленый лук и сливки. Лук обжаривают на сковородке в сливочном масле. Обжаренный лук варят до жидкого состояния, получается соус.
Вейстекнис – разновидность ржаного хлеба, который традиционно выпекают в Латгалии. Тесто для этого хлеба готовят, проливая ржаную муку горячей водой, затем добавляют соль, сахар, тмин, опару, тщательно вымешивают и долго настаивают в теплом месте. В поднявшееся тесто добавляют мелко нарезанное копченое сало, некоторые хозяйки добавляют еще и нарезанный лук. Буханки формируют и выпекают в горячей печи.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.