Лезгины являются одним из коренных и многочисленных народов Восточного Кавказа. Они занимают четвертое место по численности в Дагестане и второе в Азербайджанской Республике. По данным переписи 2020 года на территории России проживает 488 608 лезгин. В Азербайджанской Республике по данным переписи 2010 г. проживало 180300 лезгин. При этом, фактическая численность лезгин в этой стране экспертами оценивается примерно в 350000 человек – такая цифра приводится в издании Российской академии наук «Народы Дагестана» (Москва, Издательство «Наука», 2002) из серии «Народы и культуры».
Численность лезгин в регионах России:
Республика Дагестан — 358 479;
Тюменская область — 17 694;
Ставропольский край — 5 462;
Московская область — 3 136;
Москва — 2 782;
Санкт-Петербург — 1 959.
Лезгины исповедуют ислам суннитского толка. Верующие лезгины соблюдают все основные требования ислама, такие как пятничная молитва, закят, пост в месяц Рамадан, отмечают праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам и т.д. При этом они также следуют национальным обычаям и традициям – адатам. Они проявляются в различных сторонах семейной жизни и быта, в том числе, в песнях, танцах и ритуалах, которые исполняются на свадьбах, похоронах и других торжественных мероприятиях.
Лезгинский язык с его большим числом падежей и трудными для произношения звуками, наряду с остальными кавказскими языками, считается достаточно сложным. На письме лезгины используют кириллицу. В прежние времена в ходу был арабский алфавит, а еще раньше – особое, собственное агванское письмо.
Язык лезгин относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи и является одним из официальных языков Дагестана. Он имеет несколько диалектов, которые отличаются произношением, лексикой и грамматикой. Лезгинский язык используется в повседневной жизни лезгин, а также в литературе и СМИ. В настоящее время ведется работа по сохранению и развитию лезгинского языка, в том числе с помощью интернет-проектов. Согласно переписи 2010 года, на лезгинском языке говорит более 402 173 граждан России.
В лезгинских семьях традиционно было принято беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Традиция кровной мести у лезгин постепенно исчезла в связи с новым укладом жизни на рубеже XIX-XX вв.
В советское время женщины получили существенную эмансипацию – стали устраиваться на муниципальные и государственные должности, работать в различных учреждениях и организациях. Несмотря на это, патриархальный уклад в лезгинских семьях в той или иной степени сохраняется. Например, во многих семьях женщины до сих пор не принимают вместе с мужчинами пищу при посторонних. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.
Одним из важнейших событий, как и у других народов, в жизни лезгинской является рождение ребенка. До появления сети роддомов женщины рожали только дома и могли применять магические средства для облегчения родов.
Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, ему иногда меняли имя.
Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить местные священные места – в некоторых районах подобные традиции сохраняются и поныне.
Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.
Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает.
В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Перед свадьбой проводилось сватовство.
Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой разбить тарелку, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен был весь день провести у друга или родственника дома.
Сегодня лезгинская свадьба претерпела изменения. Уже нет калыма, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей.
Свадебная церемония практически не изменилась, только теперь невесту везут не на коне, как раньше, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Также в наше время очень часто свадьбы проходят не в доме, а в банкетном зале.
Одна из основ традиционной жизни лезгин и других народов Кавказа – обычай гостеприимства. Гостям принято отдавать самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.
Когда на протяжении длительного времени не было дождя, лезгины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.
Огромное значение придавалось традиции взаимной помощи, коллективному труду – мел. Помочь соседу, родственнику, сельчанину, попавшему в беду, или в случаях, когда семья не может справиться своими силами с работой, каждый считал священным долгом. Кроме того, совместная работа сближала людей, облегчала труд.
К взаимной помощи прибегали при уборке урожая, в которой в основном участвовали женщины. Убирали в первую очередь участок, где раньше созревал урожай. Каждая женщина приходила со своим серпом (мангалом). Несмотря на то, что предстоял нелегкий труд, все, особенно молодые, одевали красивую одежду, так как работа проходила в праздничной обстановке. Женщины становились в ряд, и каждая старалась завершить свой участок быстрее других. Ленивых беззлобно высмеивали, а ловких хвалили в сложенных экспромтом стихах. Работа сопровождалась весельем, танцами, песнями. Хозяева готовили еду и угощали участников мела.
Мужчины помогали во время сенокошения. И здесь каждый приходил со своим инструментом – косой (лезг. «дергес»). Работа проходила в более сдержанной, деловой обстановке. Косили в ряд, стараясь не забегать вперед, но и не отставать. Помогали и при строительстве дома. Постройка нового жилища – большое событие в жизни каждого человека, и поэтому хозяин обсуждал этот вопрос со своими родственниками, друзьями, односельчанами. Оказывали помощь и при изготовлении ковров, сумахов. Здесь участвовали только женщины.
Приготовив шерсть, хозяйка приглашала ближайших родственниц, соседок и сельчанок, отличающихся сноровкой. Все приносили с собой железный гребень с деревянной ручкой (лезг. «регъ»). Работали до тех пор, пока не расчесывали всю шерсть. Часто мел длился всю ночь, но, несмотря на это, собирались с охотой.
Работа сопровождалась песнями, шутками, в перерывах устраивались танцы. Заглядывали и пожилые женщины – послушать песни, посмотреть на танцы, рассказать о своей молодости. Такой мел давал возможность юношам, которые из-за строгости нравов не могли общаться с девушками, увидеть или даже перекинуться словом с избранницей. В комнату заходить запрещалось, потому сторожили у дверей и окон. Бросали реплики, шутки, старались стащить кусочек цкена (лезгинский слоеный пирог), который обязательно пекли к мелу.
Все родственники, соседи, сельчане принимали самое активное участие в свадьбах. Один из уважаемых людей села руководил свадьбой. Помогали и материально: приводили барана, приносили пшеницу, муку, масло, мед, посуду. Помогали с приданым и калымом для невесты: дарили золото, платки, дорогие ткани, постельные принадлежности.
Морально и материально поддерживали при похоронах. Выразить соболезнование приходили все, даже жители близлежащих селений. В день похорон гостей из других селений приглашали и угощали родственники и односельчане умершего.
Обязательной по адату была материальная помощь при несчастных случаях – пожаре, падеже скота.
Недаром лезгины большое внимание уделяли гостевой комнате – «тавдин кIвал». В ней хранили неприкосновенный запас постельных принадлежностей для гостя. Пол застилали сумахами (безворсовыми коврами), а стены увешивали лучшими коврами. Двери и шкафы украшали резьбой. В кунацкой обязательно устраивали очаг, возле которого всегда хранилось топливо.
Не только в прошлых веках, но и сегодня у лезгин можно заметить необычные обряды. Например, круговые движения ладонью с солью вокруг больного, читая при этом суру из Корана. Затем половину соли бросают в воду, вторую часть в огонь. Это пример удивительного сочетания ислама с полумагическими ритуалами. Конечно, в наши дни мало кто верит в магические обряды, но их все равно по традиции нередко придерживаются.
На землях лезгин нередко можно увидеть деревья, увешанные кусочками ткани разных цветов. Также такими кусками ткани обвешиваются небольшие каменные строения над могилами почитаемых духовных лиц. Это своего рода святилища - пиры (лезг. «пIир»). Так народ называет священные места, куда приходят помолиться.
Курбан-байрам
Религиозный праздник всех мусульман, отмечаемый и лезгинами. Отмечается после окончания хаджа (паломничества) в Мекку. В этот день люди совершают закалывают жертвенный скот и раздают мясо нуждающимся, готовят традиционные блюда.
Яран сувар
Это аналог Нового года, который праздновался в день весеннего равноденствия. Большое значение имела подготовка особых богатых угощений, сладостей. По обычаю к столу необходимо было пригласить как можно больше родственников, соседей, друзей. Часто празднование проводилось всем селом.
Молодежь облачалась в овечьи шкуры шиворот-навыворот, а дети брали специальные сумки, в которые соседи складывали сладости. Застолье было днем, а вечером по селению разжигали костры, вокруг которых танцевали народные танцы. Молодежь прыгала через огонь, чтобы отогнать от себя нечистые силы, не болеть и не знать неудач.
Также любили играть в «кражу огня». Нужно было выхватить горящее полено из чужого костра и принести в свой, но при этом не допустить потерь в своем костре. Тот, кому это удавалось, считался самым умелым, ловким и смелым.
По традиции на Яран сувар нужно было надевать новую одежду, а самым бедным можно было отделаться пришиванием новой заплатки из ткани на старый наряд, чтобы одурачить богов. В качестве оберега детям на шеи привязывали красные шерстяные веревки, такие же амулеты навешивали в эту ночь и домашней скотине.
Традиционная одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.
Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с длинными ложными рукавами (лезг. «кавал»).
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материи темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками.
Женский головной убор — чухта, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот.
Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.
Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.
Центральным элементом лезгинской мифологии является героический эпос «Шарвили». Он представляет собой эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках. Центральной фигурой эпоса выступает воин-пастух, живший на заре нашей эры и защищавший родную землю от захватчиков. Представления о доисламских божествах к настоящему времени практически полностью выпали из народной культуры ввиду давнего принятия ислама.
Лезгинский народ имеет богатое художественное наследие, которое включает в себя живопись, литературу, музыку и архитектуру.
На культуру лезгин в последние несколько столетий большое влияние оказал Ближний Восток – это прежде всего воздействие персидской, арабской, тюркской культур. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки.
Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Самый известный народный танец - лезгинка. Этот ритмичный парный, сольный или групповой танец распространен на всём Кавказе. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизат Ханум, Бахтавар, Ахты-Чай и др.
Лезгинская музыка тесно связана с традиционными танцами этого народа. Она характеризуется использованием различных инструментов, таких как барабаны, флейты и струнные инструменты.
Живопись лезгинского народа характеризуется использованием ярких красок и узоров, вдохновленных природными особенностями и древними, зачастую забытыми культурными элементами.
Особый вид традиционного лезгинского изобразительного искусства и одновременно крупнейший народный промысел – ковроткачество. Именно в районах современного юга Республики Дагестан и севера Азербайджанской Республики находились крупнейшие исторические центры ковроткачества во всем регионе.
Лезгинская литература имеет давнюю историю, начиная с поэтических произведений, созданных еще в средние века. В настоящее время лезгинская литература продолжает развиваться, и в ней отражаются традиции и культура этого народа.
Традиционная лезгинская архитектура характеризуется использованием камня, дерева и саманного кирпича. Она отражает традиции этого народа и включает в себя такие сооружения, как крепости, мечети, оборонительные сооружения, жилые дома.
Основной тип поселения у лезгин называется «хюр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома расположены тесно друг к другу. Село делится на кварталы, которые зачастую формировались по родовому признаку (лезг. «сихил» - род). В каждом селении была мечеть и главная площадь «ким». На ней взрослое мужское население села собиралось на сход для обсуждения и решения самых важных вопросов общины.
Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Нередко это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один или два этажа, который строят из камня или сырцового кирпича.
Традиционные дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь («хьар»), в которой пекут хлеб. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создавали закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.
Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Занимались в основном скотоводством, собирательством, выращиванием зерновых и овощей, рыболовством и охотой.
Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Там, где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.
После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.
Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары.
Для выпаса крупного рогатого скота назначали пастухов.
Основной традиционный род занятий лезгин – сельское хозяйство, включая и земледелие, и разведение мелкого и крупного рогатого скота.
С конца 19 – начала 20 вв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.
В прошлом лезгинский народ массово занимался ремеслами, такими, как ковка металла, изготовление ковров и национальной одежды. До сих пор можно найти мастерские, где продолжают создавать эти изделия.
Самое широкое распространение имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.
Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.
Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану.
Позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.
Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.
С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике благодаря своим высоким декоративным качествам занимают блюдца и кувшины, изготовленные в селении Испик. Местные жители еще в 15 веке создали этот центр производства керамических изделий.
Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. В каждом лезгинском селении были кузнецы – «чатухъан», которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи, изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески и т.д.
Лезгины в основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом – больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное.
Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба – хьар, тандыр или садж. Хлеб в основном пекли из пресного теста – он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили «цкIан» – вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, лука, картофеля, сыра. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей.
Другой вид пирогов – «афарар» – делали в основном весной, летом и осенью. Тесто тонко раскатывали и начиняли зеленью, тыквой или творогом.
Ну и, конечно, хинкал во всех его видах – тонкий или с начинкой из мяса, творога, свежей зелени и даже вишни. У лезгин хинкалы с начинкой называются «пичIекар». Это те же курзе или пельмени.
Широко распространено было толокно («сав») – мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, которую можно было брать с собой в дорогу.
При рождении ребенка готовили лакомство «исида», напоминающее щербет или халву. Для этого растапливали сливочное масло, смешивали с пшеничной мукой, затем все это жарили до появления аромата и добавляли мед. Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей.
Из напитков у лезгин распространен и поныне «тIач» – приятный на вкус кисловатый напиток. Для него по-особенному готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами (теплыми овчинными шубами). Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Для приготовления тIач муку разбавляли водой и размешивали до образования жидкой кашицы. Затем добавляли закваску – такую же кашицу, что оставили с предыдущего раза. Квасили тIач вечером, а утром варили на медленном огне, постепенно помешивая. Затем разливали в тарелки, добавляли толокно и ели. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Хотя тIач отдает немного хмелем, из него не делали алкогольных напитков. И вообще, помимо чачи, хмельные напитки у лезгин не имели распространения. Пили родниковую воду, молоко, кефир («мастI») и травяной чай.
Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения.
Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате – хзандин кIвал (семейная комната). На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос (сини) с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку, и из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым. Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился.
В наше время, в период глобализации, современная общемировая культура затронула и лезгин. Всё меньше жизнь лезгин связана с сельским хозяйством, вокруг которого формировались образ жизни, житейские понятия, мировоззрение и привычки на протяжении веков. Многие обычаи, связанные с прошлым жизненным укладом, потеряли актуальность и уходят в прошлое. Тем не менее, лезгины стараются беречь свои язык и культуру, поддерживать те из обычаев, которые помогают сохранить себя как народ. Именно в этом направлении работает крупнейшая лезгинская общественная организация России – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.