Литовский народ и его историческое территориальное расположение в России имеют свою сложную историю. Начиная с XIV века, Литва была крупным государством, которое включало значительную часть современной Литовской, Белорусской и Украинской территории.
Однако в XIX веке Литва стала частью Российской империи. После Первой мировой войны и развала Российской империи, Литовская ССР была образована в составе СССР. В 1990 году Литва обрела независимость от СССР и стала самостоятельным государством.
По данным переписи 2020 года порядка 13 230 литовцев проживает на территории России.
В Калининградской области — 4279;
В г. Москва — 761;
В Санкт-Петербурге — 625;
В Красноярском крае — 485;
В Московской области — 401.
Основная масса населения исповедует христианскую веру, часть – католическую, часть – православную, есть и протестанты. Как и у многих народов, есть свои традиции и обычаи, традиционные праздники, которые трансформировались, но остались с дохристианских времен.
Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Алфавит составлен на латинской основе. В языке выделяют два наречия: жемайтское и аукштайтское.
Согласно переписи 2020 года, на лезгинском языке говорит более 10 733 гражданина России.
В литовской мифологии существует множество богов, духов и героев.
Одним из главных богов является Перун, который считается богом грома и молнии. Он был важным символом силы и был объектом многочисленных обрядов и культов.
Еще одним из важных богов является Вельнас, который был богом подземного мира и считался покровителем умерших. Литовцы верили, что Вельнас был защитником душ умерших и обеспечивал им безопасное путешествие в загробный мир.
Также в литовской мифологии представлена богиня Земына, символизирующая плодородие и рост. Она была отождествлена с материнской землей и считалась источником жизни.
Кроме богов, в литовской мифологии также присутствуют различные духи и существа. Например, литовцы верили в лесных духов, которые были ответственны за природные явления и защиту лесов. Также существовало поверье о домовых духах, которые защищали дома и помогали их обитателям.
Литовская мифология также включает в себя множество легенд о героях, которые сражались с врагами и защищали народ. Их истории были передаваемы устно и служили важной частью культуры и идентичности литовского народа.
Сегодня литовская мифология продолжает жить в памяти и традициях народа, хотя христианство стало доминирующей религией в Литве. Однако мифологические символы и обряды все еще играют важную роль в национальных праздниках.
Литовский фольклор основывается на сельских обычаях и традициях. Песни и танцы — неотъемлемая часть народной традиции. Народная музыка — основа культурного наследия Литвы. У литовцев есть песни на любой случай — семейные, исторические, военные, песни протеста, песни литовских эмигрантов, колыбельные, свадебные и многие другие. В Литве создано немало песен, сопровождавших различные виды сельских и домашних работ. Литовцы пели на сенокосе, во время уборки урожая и обработки льна, на мельницах, за прялкой.
Военные и исторические песни менее конкретны, в них не всегда упоминаются исторические факты, названия городов, деревень или рек. Обычно они связаны с судьбой солдат и страданиями ожидающих их женщин.
Литовцы всегда любили танцевать. Летом молодежь танцевала на полях, зимой — в сельских домах. В этих празднествах принимали участие и старики, и дети. Люди собирались, общались, пели, танцевали. Танец — центральный элемент литовского фольклора. Литовская народная хореография часто представляла собой полифоническое пение с танцами, хороводы и игры.
Народные танцы пробуждали художественное воображение народа с помощью ритмических движений и вокальной или инструментальной музыки. Каждое движение и каждый шаг народного танца имеет строго определенное значение. Танцевальные движения — это зримое выражение эмоций. Даже легкое изменение движения может символизировать перемену настроения. Литовские танцы подобны испанскому фламенко, хотя совершенно не похожи по стилю. Создавая свои танцы, литовцы творили собственную историю.
Уникальность литовской народной хореографии отражается и в характере используемой музыки. Ритм литовского танца спокоен и уравновешен, темп умеренный. Танцы чаще всего очень лиричны и даже повествовательны.
Первое упоминание о народном искусстве балтийских пародов относится к концу IX в. и принадлежит путешественнику Вульфстану. Другие путешественники также рассказывали о том, что жители Пруссии и Литвы любят петь и танцевать. Вплоть до XX в. о народных танцах писали редко. Сохранились лишь фрагментарные описания танцев. Очень часто мы знаем лишь название и общий настрой. Музыка, шаги и движения не записывались.
Примерно с середины XX в. в Литве начали развиваться два совершенно отдельных жанра народной хореографии. Появился новый тип: стилизованный народный танец, поставленный профессиональными хореографами на музыку, специально написанную профессиональными композиторами. Однако сохранился и живой народный танец. Молодежь училась ему у своих родителей, бабушек и дедушек.
Литовская литературная традиция началась в 1547 г., начала развиваться уже в XIX в. одновременно с ростом национального самосознания.
Расцвет литовской литературы приходится на начало XX в. Поэты и писатели стремились поднять людей на борьбу за независимость.
Многие лучшие литовские писатели XX в. были вынуждены эмигрировать во время Второй мировой войны, другие попали в концлагеря и тюрьмы и погибли.
C древнейших времен до XIII—XIV вв. основным видом искусства литовцев была декоративная резьба по дереву. Однако после принятия христианства в стране начало развиваться религиозное искусство. Появились портреты священнослужителей и аристократии, иллюстрированные книги и изображения библейских сюжетов.
Одежду для всей семьи изготавливали женщины. У мужчин костюм состоял из рубахи, штанов, безрукавки, в холодную погоду надевался кафтан. Грудь и манжеты рубашки украшались вышивкой. Штаны шили из холста летом, зимой — из сукна. Они были однотонными, а также в полоску или в клетку. Безрукавку делали из такого же материала, как и штаны. Праздничный вариант отделывали тесьмой, растительными орнаментами. Кафтаны шили длиной до колен, приталенными, полочки и воротник обрабатывали бейкой. Зимняя одежда изготавливалась из меха овцы. Летом мужчины носили соломенные шляпы, зимой — шапки из овчины. У крестьян обувью служили лапти, кожаные поршни.
Женский костюм имел такие детали:
Блуза
Юбка
Передник
Жилетка
Платок или венок
Башмаки
Женский национальный наряд состоит из блузки-туники с широкими рукавами. Полочки и рукава расшивают цветами, веточками, украшают кружевом, шитьем. Литовские искусницы использовали цветные нитки, вышивая гладью или крестом. Юбки кроили широкими, длиной почти до пола, у пояса собирали в сборку. Девушки надевали по несколько юбок одновременно: под верхнюю 3-4 нижних. Использовали ткани с орнаментом, полосатые, клетчатые. Фартук также был цветным или расшитым цветами. Короткий цветной жилет носили на праздники, он выполнял декоративную функцию. Юбка подпоясывалась многоцветным поясом, плетенным или тканым. Концы отделывали бахромой. Замужние женщины покрывали голову чепцом или платком. Молодые девушки надевали венок, украшенный цветами, лентами, тесьмой. Наряд дополнялся коралловыми, янтарными бусами.
Праздник «Семена»
В начале сентября отмечался праздник «Семена», люди пели грустные песни и сушили лен. Также существовал обычай, который помнят только пожилые люди - из репы делали ящик и ловили в него мух, потом закапывали в землю. Непосредственно перед праздником селяне кормили тараканов, мошек и мух, чтобы те не докучали им зимой.
День Льна
К последнему осеннему месяцу весь урожай должен был быть убран. По обычаю 10 ноября, селяне праздновали день Льна. В этот день прочесывали коноплю, рвали и гладили волокна. Молодые и незамужние девицы занимались гаданием на суженого, хвалились своими ткацкими работами, показывали белые холсты.
Существовало 2 типа поселений, некоторые делились на виды:
Хутора. Начали появляться в XVI в. Основная масса появилась позже.
Деревни. Они делились на 2 вида:
Уличные – когда улица проходит прямо по всей деревне;
Кучевые – усадьбы расположены в хаотичном порядке.
Вид поселения обуславливал и тип постройки жилища. У деревенских домов была четкая планировка. Они стояли парадной частью к улице. Перед домом высаживали цветник, а постройки для хозяйства ставили вокруг двора. Усадьба хуторского типа имела другую форму. Крестьяне не имели четких границ приусадебного участка, что позволяло им свободно располагать хозяйственные постройки. В центре двора строили дом длинной стороной к югу или западу.
Усадьбы всех видов и типов огораживались забором, который украшали резьбой. Некоторые дворы делились на несколько частей для удобства хозяина. Фасады домов тоже украшали резьбой и высаживали цветы.
Издревле занятиями литовцев были скотоводство, пашенное земледелие. Земледельческая система была трехпольная. Культивировали такие зерновые, как: овес, пшеница, ячмень, рожь. Для ткачества выращивали лен, коноплю. Вплоть до 20 века применялись деревянные орудия труда, сделанные из еловых, орешниковых палок. Бороны, сохи крестьяне делали самостоятельно. Для изготовления железных наконечников обращались к кузнецам. Тягловыми животными были лошади, волы. Также разводили овец, коз, свиней. Некоторые крестьяне имели огород, где выращивали морковь, свеклу, огурцы, лук, картофель. Охота не имела большого значения, ей в основном занимались в помещичьих усадьбах ради развлечения. Летом жители деревень рыбачили на местных водоемах. Многие жители были пчеловодами. Тогда существовала система общего владения пасекой. Заготовка меда превращалась в праздник, ей занимались всем селом, делали угощение.
Многие литовцы были народными умельцами. С древних веков развивались такие ремесла:
Художественная резьба на деревянных изделиях, обуви, музыкальных инструментах.
Изготовление скульптур, гравюр из дерева.
Ткачество. Ткани окрашивали природными красителями, а позднее — искусственными.
Пошив одежды. Существовали портные и женского, и мужского пола.
К 19 веку у литовцев сложился мелкий тип семьи (родители с детьми). Главным фактором при заключении брака служила материальная обеспеченность. Союз заключался при одобрении отца, самовольная женитьба, несогласованная с родителями, могла закончиться лишением наследства и уходом из дома. Старший сын был обязан содержать престарелых родителей, ему передавалось их имущество. В семье всем распоряжался мужчина, жена была помощницей.
У литовцев было 2 типа приданого: созданное своими руками (одежда, постельные, кухонные принадлежности, утварь) и имущество отца. Первое считалось личной собственностью невесты, с которым она приходила в дом жениха. Вторым являлись: земельный надел, скотина, денежные средства. Их давал отец по своему желанию. При заключении брака жених старался получить побольше приданого второго типа, поэтому на сватовстве были распространены торги за невесту. Встречался такой тип брака, когда жених приходил в дом к будущей супруге и жил у нее. Обычно так поступали бедные крестьяне, не имевшие имущества.
При рождении ребенка устраивали обряды. Женщине дарили подарки, ее муж угощал гостей вином. Предпочтительным всегда считалось появление сына, особенно, если это был первенец. Когда ребенку давали имя, устраивался праздник Крещения. Он проводился с участием священнослужителя. Родственники приносили подарки, деньги.
В литовских поселениях была распространена взаимопомощь. Если хозяин заболевал, случался пожар, ему выделяли необходимые вещи, средства. Также помогали при уборке урожая, строительстве жилья. У женщин был обычай совместного пользования ткацким станком. Соседи часто делились едой друг с другом, приносили угощения. При забое скота раздавали части туши, угощали колбасой.
Литовской кухне присущи славянские черты. Она имеет много общего с кухнями соседних стран, а также российской. На ее особенности оказали влияние местоположение страны, климат. Современная литовская кухня характеризуется простыми рецептами, обилием муки и крахмала, небольшим содержанием специй. В рационе литовцев много овощей, молочных продуктов, а также ягод, грибов. Популярным гарниром является картофель. Из него делают множество блюд типа запеканок, клецек, оладий, блинов. Распространены такие супы, как борщ, свекольник, щи, грибница. Из мяса применяется свинина, иногда баранина. На столах литовцев популярна кровяная колбаса, вареники, пельмени.
Другие интересные блюда национальной кухни:
Цеппелины
Визитная карточка литовской кулинарии. Похожи они на огромные картофельные котлеты с начинками.
Ведарай
Картофельная колбаса, обжаренная до золотистой корки.
Шведейкис
Яблочный пирог
Кугелис
Запеканка на основе картофеля с салом, яйцами, луком. Подается со сметаной, сладкими соусами.
Жемайчю блинай
Блины из картофеля, начиненные мясным фаршем.
Кумпис
Запеченный в специях свиной окорок.
Шюпинис
Каша на основе гороховой и ячневой крупы, с добавлением сала, овощей, ветчины.
Шакотис
Свадебный торт, приготовляемый на открытом огне. Представляет собой высокое сооружение вытянутой формы с множественными зубцами. Занесен в Литовский национальный фонд кулинарного наследия.
Известные напитки — это пиво, квас из ржи, травяные чаи.
Суктинис
Настойка, готовится она на медовой основе с добавлением ягод и имеет крепость около 50ᵒ.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.