170
Марийцы

Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 года порядка 423 803 марийцев проживает на территории России.

Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки.

марий эл.jpg

Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.

Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.

Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.

Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Проживают:
В Республике Марий Эл  —  246 560;
В Республике Башкортостан —  84 988; 
В Кировской области — 18 766;
В Республике Татарстан  — 15 666;
В Свердловской области  — 13 995;
В Тюменской области  — 7 610;
В Удмуртской Республике —  5 983.

Религия

Марийцы верующие, преимущественно православные и приверженцы «марийской веры», сочетающие христианство с традиционными верованиями. Восточные марийцы в основном придерживаются традиционных верований. У марийцев была развита традиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. В традиционных обрядах и верованиях существуют культы предков и божеств (верховного божества Кугу Юмо, божеств, обитающих на небе, земных и водных божеств и духов).

Традиционные обряды и верования в последние годы возрождаются. В рамках Централизованных религиозных организаций Марийской Традиционной Религии («Марий Юмыйӱла») Республики Марий Эл и Республики Башкортостан проводятся моления в священных рощах. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева. Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

проводятся моления в священных рощах 4.jpgпроводятся моления в священных рощах 5.jpgпроводятся моления в священных рощах 3.jpg

Развитию национального самосознания и политической активности марийцев способствуют Межрегиональное общественное движение марийского народа («Марий калык толкын»), Марийская региональная общественная организация «Марий Ушем» («Союз мари»), региональное общественное движение «Марийский национальный конгресс» и другие марийские национальные общественные организации. Раз в четыре года созывается Съезд марийского народа («Марий калык погын»).

Язык

Говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Письменность разработана на основе русского алфавита.

Согласно переписи 2020 года, в РФ на марийском языке говорит более 318 495 граждан.

Традиционная и современная культура

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

шувыр волынка.jpgволынка (шувыр).jpg

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Ansambl_Marij_Jel_6_dek_2014.jpg805807.jpg

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них: льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»; ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир; скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути, ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащую вход в царство мертвых, кусок холста, по которому как по мосту душа через пропасть попадает в загробный мир и т.п.

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Национальный костюм

Комплекс традиционного костюма включает рубаху туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы − войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь − лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца. Существовали три вида головных уборов замужних женщин: шымакш − конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас; сорока, заимствованная у русских, и тарпан − головное полотенце с очельем. Высокий женский головной убор шурка (на берестяном каркасе, напоминающий мордовские и удмуртские уборы) вышел из употребления в XIX в. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Сейчас традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности. Широко распространены модернизированные виды национальной одежды − рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лентами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

DSC_6268.jpgscale_1200.jpgd4c257e6fcb5a3fbcadd668c7db694b1.jpeg

Изобразительное искусство

Художественные традиции народа издавна существовали в форме различных видов и жанров народного декоративного искусства. Свое стремление к красоте, богатство творческой фантазии марийский народ проявлял в оформлении предметов быта и ритуала, одежды, в мелкой пластике и ювелирных украшениях. Начальный этап изобразительного искусства в Марийском крае был связан с обращением исследователей, художников к этнографии, культуре и быту народа.

Быт

Жизнь

Основное традиционное занятие марийцев − пашенное земледелие. Главные полевые культуры − рожь, овес, ячмень, просо, полба, гречиха, конопля, лен; огородные − лук, капуста, редька, морковь, хмель, картофель. Репу сеяли в поле. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.

С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Жилище

Разбросанная планировка селений во 2-й пол. XIX в. стала сменяться уличной: начал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище − срубная изба с двускатной крышей – двухраздельная (изба-сени) или трехраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу − стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери − деревянная кровать или нары, над окнами − вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.). В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) − срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

i (1).jpgМар-изба.jpg

Семейный уклад

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.

Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Кухня

Основу традиционной марийской пищи издавна составляла продукция земледелия и животноводства, немалое место занимал в ней и древний пласт, представленный продуктами охоты, рыболовства и собирательства. В марийской пище выявляются общие и сходные с кухней народов Поволжья и Урала черты, однако она имеет определенную специфику в составе потребляемых продуктов, в способах приготовления и в наборе блюд.

В марийской национальной кухне распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи. Широк ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, меда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, овсяный кисель, колобок, караваец особый, пирог с клюквой.

Щи из квашеной капусты.jpgсуп с клецками.jpgСуп с калиной.jpg


При изготовлении первых блюд используют говядину, свинину, баранину, рыбу, овощи, изделия из муки (лапшу, лашку), весной употребляют раннюю зелень (щавель, сарде), очень распространен квас - для изготовления первого блюда и как напиток.

вареники c топленным маслом.jpgслоёные блины команмелна.jpgсочень с толчёным картофелем.jpg


Марийская кухня богата по количеству и разнообразию супов (щей). Они бывают чисто картофельные, с зеленью (капуста, сныть, борщевик, щавель, крапива), с мясом, с рыбой, с калиной, с клецками и т.д.

Для кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушёной рыбы, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей и голубей, в некоторых местностях − на журавлей.

кыравец.jpgПулашкамуно.jpgватрушки (перемеч).jpg

Национальные блюда марийской кухни:

Щи из квашеной капусты;
Суп с простоквашей или окрошка крестьянская;
Суп с капустой и коноплей;
Суп с калиной;
Похлебка (простой постный суп-похлебка); 
Шокта (кровяная колбаса);
Пура (Квас свекольный);
Колан лашка (рыбная лапша);
Паренге перемеч ( ватрушки с картошкой);
Ржаные лепешки с медом;
Шурашан студень (студень с крупой);
Брюква пареная;
Пироги со щавелем и ревенем;
Салат из стерляди;
Шергинде, эгерче (лепешки);
Пироги с сырым картофелем и мясом (Шыл дене ыштыме паренге когыльо);
Тыквенная каша; 
Пулашкамуно (омлет с картошкой, запеченный в печке);
Слоеные блины команмелна.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.