121
Мегрелы

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

Территориальное расположение и численность

Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживает 391 мегрел. Из них 82 — в  Краснодарском крае, 65 — в г. Москва, 36 — в Московской области.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Язык

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.

Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.

Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России мегрельским языком владеют 584 человека, при этом 330 из них используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Костюм

Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху — шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.

Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.

Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

026.jpg025.jpg027.jpg

Музыка

Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева.

Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы.

Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.

Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.            

Литература

Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.

Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.

Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей — все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Традиции и обычаи

Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.

Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.

Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Смерть у мегрелов оплакивается открыто и интенсивно. В сельских и городских регионах смерть подчеркивает родственную связь и единство рода. Для семьи покойного собирается финансовая помощь. Многие традиционные обряды, окружающие панихиду и погребение, все еще соблюдаются. С телом прощаются в течение четырех дней, во время которых никакая пища в доме не готовится, хотя для гостей родственники и близкие организуют поминки. Поминальные трапезы также проводятся на сороковой день и через год после смерти. По традиции близкий родственник-мужчина не будет бриться или работать по субботам в течение года. Траур может продолжаться от 10 до 15 лет, в течение которых на могилу приносят подношения, свечи и продукты. У мегрелов также есть свой эквивалент дня всех усопших (сунтаоба), когда семьи посещают могилы родственников.

Быт

Жизнь

Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Традиционно большинство семей у мегрелов занимается ткачеством из шелка и хлопка. Также было развито плетение корзин, гончарное ремесло и изготовление деревянной посуды. Горцы делают шерстяные ковры и одежду. Сегодня народные ремесла продолжаются, хотя и в гораздо меньших масштабах.

Раньше мегрелы грузинские славились своим торговым искусством на всем побережье Черного моря. Сегодня торговля контролируется государством и ведется в магазинах в западном стиле, хотя во всех городских районах есть рынки под открытым небом и крытые частные рынки, на которых местные фермеры продают свою продукцию.

В традиционном патриархальном обществе мегрелов разные мужские и женские качества принимаются как данность. В прошлом гендерное разделение труда подчеркивалось при рождении, когда мальчикам давали прикоснуться к плугу или мечу, а девочкам – к наперстку или ножницам.

Сельскохозяйственные обязанности были раздельными, хотя и мужчины, и женщины работали на полях. Работы в помещении, такие как сыроделие, уборка, приготовление пищи, уход за детьми и ткачество, были почти исключительно обязанностями женского пола. Мужчины занимались гончарством, плели корзины и делали кухонные принадлежности, но женщина – и до сих пор так считается – является хозяйкой дома. Сегодня слабый пол по-прежнему занимается домашним хозяйством, а мужчины делают ремонт дома, помогают совершать покупки и, до некоторой степени, ухаживать за детьми. Девушки до замужества выполняют легкие работы по дому. Рост числа занятых женщин свидетельствует об их равенстве в домашних условиях.

В советский период земля принадлежала государству в форме колхозов. Небольшие частные землевладения, фруктовые сады и огороды были разрешены, и много времени уходило на сельскохозяйственную деятельность. После смены власти в Грузии колхозы были добровольно расформированы, а земля приватизирована.

Семейный уклад

Свадьба не могла состояться, если пара имела одну фамилию, была связана через искусственное родство или принадлежала к одному роду. Кроме последнего случая, запреты остаются в силе и сегодня. Супружества с односельчанами избегали, и старшая дочь всегда выходила замуж первой. В течение одного года после свадьбы пары молодоженов не могли общаться друг с другом в общественных местах. Средний возраст вступления в брак в сельской местности был от 13 до 14 лет, и похищение невест было допустимым при условии, что соблюдался ряд сложных правил. Современные браки уже не устраиваются, и, хотя пары по-прежнему женятся рано и уже вскоре после этого имеют детей, в настоящее время минимальный возраст равен 17 годам. Развод случается редко, особенно в сельской местности, но добиться его несложно, и права женщин в любом населенном пункте соблюдаются и охраняются законом. Официальная церемония бракосочетания уже не религиозная, хотя пары часто венчаются в церкви. После свадьбы проживание патрилокальное.

Общество патрилокальное, патриархальное и патрилинейное. Линии родства основаны на родственных отношениях мужчин и экзогамны. Кроме того, существуют важные искусственные родственные отношения, такие как молочное родство детей, которые были на грудном вскармливании одной женщины, названное родство (которое также может иметь место между женщинами), а также статус крестного родителя, хотя только последние два являются по-прежнему распространенными.

Хотя женщины часто при вступлении в брак сохраняют свою девичью фамилию, дети принимают фамилию отца. Некоторые ученые предполагают, что элементы культуры бывшей материнской линии до сих пор можно обнаружить в грузинском и мегрельском обществе, как это отражено в некоторых религиозных обычаях и в языковых конструкциях. Патриархальные аспекты мегрельского общества были несколько ослаблены, особенно в городских районах. Отсутствие наследников мужского пола больше не является социальной трагедией, двустороннее родство постепенно заменяет исключительно мужские родственные отношения, а проживание с родителями невесты может иметь место без социального клейма.

Жилище

Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.жилище.jpg

Кухня

Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.

Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто.

Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный.

бажа.jpg

Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви.

сациви.webp

Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению.

Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.

гебжалия.jpg

Еще одна визитная карточка — эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.