70
Мишари
Территориальное расположение и численность

Мишари относятся к татарскому народу. Являясь субэтносом, они начали свое формирование в Среднем Поволжье и Приуралье, в дальнейшем расселившись по территории России. По данным Переписи населения 2020 года на территории РФ количество мишар составляет 787 человек.  Большая часть проживает на территории Республики Татарстан – 374 чел.  Мишари в других регионах:
Республика Башкортостан – 149 чел.;  
Москва – 26 чел.;
Санкт - Петербург – 10 чел.

Религия

Мишари в большинстве своем исповедуют ислам, однако сохранилось и старое верование, имеющее целый ряд особенностей.

Многих духов мишари отождествляли с животными. Так, сама душа представляла собой бабочку или птицу, а всякая враждебность представала в виде огненного змея, который мог обратиться в человека. Мишари считали, что злой муж — это и есть огненный змей, принявший человеческое обличье. Нечистые люди после жизни превращались в колдунов, которые вредили всем живым.

Большое значение в старых верованиях имел дух земли Джир Иясе, которому нужно было приносить подаяния. Весной этим подаянием становилась овца, кости которой закапывали в землю. Мишари верили, что осквернение земли могло повлечь за собой страшные последствия. Духу воды Су Иясе приписывали негативные качества. Именно он устраивал наводнения, засухи, размывал реки. Йорт Иясе, напротив, был добрым духом, оберегающим дом. Однако являлся он только тем, кого искренне любил, представая в образе зайца. Все болезни тоже происходили от духов, которых могли навлечь злые колдуны.

мишари.jpg
Язык

Мишари говорят на особом диалекте — западном. В нем прослеживаются древние черты, присутствует множество говоров. Исследователи относят мишарский диалект к кыпчако-половецкой группе. Говоры во многом близки друг к другу, что обусловлено длительным пребыванием различных групп мишарей в непосредственной близости.

Морфология мишарского диалекта сохранила древние формы, восходящие к кыпчакскому языку. Отмечается влияние древнетатарского литературного, что видно на примере наклонений повелительного, желательного времени, а также причастия. Универсальность касается только грамматики, охватывающей все говоры. Например, наречие образуется с помощью слова «ката». Глаголы в 3 лице сохранили древнюю форму. 2 лицо единственного числа в повелительном наклонении тоже представлено в древней форме.

В лексике мишарей есть много слов из огузского и кыпчакского. Прослеживается наличие заимствований из мордовского языка. Очень велико влияние русского. Удивительно, но мишари сохранили даже древний лексикон русского народа и активно используют его в собственной лексике. В мишарском есть также арабские и персидские слова, которые в настоящее время не используются ни арабским, ни персидским народами (современные персы).

Традиционная и современная культура

Обычаи и обряды

К обрядам и праздникам весенне-летнего цикла относится один из ярких эпизодов, связанных с весенним пробуждением, – ледоход.

Смотреть на ледоход выходили все жители. Молодежь шла нарядной: юноши приходили с гармонистом, устраивали танцы. Как правило, по воде на льдинах пускали зажженную солому.

Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны был подворный сбор крашеных яиц. Их сбор приурочивался к Сабантую, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни об этом дне оповещали заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Красили их в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. Обряд бытовал под названием «Кызыл йомырка» – праздник яйца. Считалось, что если в этот день в дом первым войдет человек с «лёгкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т. е. чтобы было много живности. Заходя в дом, обязательно произносили благопожелания.

Накануне посевной было принято топить баню, чтобы выйти в поле очистившись. Сеятель обязательно надевал чистое белье. В день сева встречному давали яйцо, чтобы посев был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал в пашню и яйца. Пригласив всех соседей по участку, начинали трапезу, которую завершали следующими пожеланиями: пусть будут благодатные дожди, пусть будет мирным год, пусть в уборочную будут погожие дни, пусть зерна будут крупными, как яйца. Во время роста хлебов перед колошением зерновых с пожеланиями плодородия земле, хорошего приплода скоту, мира, благополучия в целом проводили общественное жертвоприношение. У мишарей, как правило, бытовало жертвоприношение овец, количество которых зависело от собранных у населения денег. Повсеместно жертвоприношение совершалось практически одинаково. Мужчины резали жертвенное животное и готовили в больших котлах густой суп: в бульон опускали собранные подворно крупы (пшено, полбу, гречиху), картофель. Женщины, как правило, допускались лишь к обработке кишок. В назначенное время на место жертвоприношения собирались все жители аула.

В осенне-зимних общественных обрядах и праздниках особое место занимали помочи, устраиваемые для быстрого проведения трудоемких работ в хозяйстве, в том числе молодежные. Среди молодежи наиболее ожидаемыми были помочи по обработке заколотых гусей – гусиные помочи. Проводили их почти в каждом доме поздней осенью. Процесс труда был праздником, так как давал возможность продемонстрировать умение, сноровку более опытным в этой работе девушкам, получавшим соответствующую оценку хозяек, пожилых женщин. Гусиные помочи становились местом активного общения. Иногда девушки заранее договаривались с хозяйкой, чтобы она не обошла их приглашением. Девушки собирались с утра. Работа спорилась под разговоры, шутки, смех, любимые песни. Затем обработанных гусей несли на коромыслах на родник, чтобы промыть их в ключевой воде. Девушек сопровождали юноши с гармонистом. Ко времени возвращения работниц хозяйка готовила оладьи на гусином жиру (каз коймагы) и устраивала чаепитие, после которого все расходились по домам. А вечером их снова собирали в этом доме на угощение. Сюда приглашали и девушек, гостивших в деревне. Вечерние посиделки сопровождались исполнением песен, завершались играми.

Национальные праздники

Одной из главных мишарских традиций является Сабантуй — традиционный праздник в честь окончания полевых работ.

Мишарский Сабантуй являлся разновидностью праздника завершения полевых работ татар и башкир, но с одной лишь разницей — мишарский Сабантуй устраивали служилые татары, наличие военной подготовки которых определяло их положение в иррегулярных войсках Российской империи, особое внимание уделялось военной подготовке, в которую входила борьба, байга с джигитовкой и с борьбой на поясах верхом и поднятие камней (в последующем их заменили на гири). Историки Татарстана полагают, что во время боевых походов и обороны территории служилые татары применяли приемы из видов борьбы, состязания по которым проводились на мишарских Сабантуях.

Изначально проводили просто традицию схваток (бэрелеш), но вскоре увлечение переросло в нечто большее и затем это мероприятие собирало огромную толпу зевак, основным количеством которых были дети.

Важным праздником является Курбан-байрам.
В данный праздник совершается ритуальное заклание животного (барана), посредством которого человек имеет возможность приблизиться к своему Господу. Сакральный смысл праздника заключается не столько в пускании крови жертвенного животного, сколько в искреннем сострадании и помощи бедным и нуждающимся людям.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо.

Мясо жертвенного животного можно разделить на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено.

Фольклор

Мишари посвятили много сказок и легенд самым разным событиям жизни. Большую роль всегда играл персонаж Койгорыш, олицетворяющий счастье (птица счастья). В сказках мишари описывают различных зверей, выступающих в роли сказочных персонажей.

Мишари придумали баиты — произведения разного рода жанров, которые исполнялись игрой на музыкальных инструментах и речитативом в случае большой трагедии. Чаще всего баиты исполняли во время войны.

Мишари долго развивали поэзию, создавая сюжетные песни, включающие общие по смыслу куплеты. У песен мишарей мелодия припевов обычно отличается от основной. Поэтические и музыкальные произведения часто посвящались любви.

Национальный костюм

Раньше мишари шили одежду из холста и алачи. Утепленную одежду делали из сукна, состоятельные мишари покупали одежду, сотканную мастерами из шерсти и шелка. Зимняя одежда шилась из меха различного зверя: выдры или лисицы. Для украшения использовали ленточки, шнуры и тесемки.

mishar-kostyum.jpg

Мужской костюм включает тюбетейку, длинную рубаху, на груди которой делают прямой разрез, а ворот оставляют стоячим. Штаны у мишарских мужчин широкие, в качестве верхней одежды носят кафтан чапан. Женский костюм состоит из льняной рубахи, имеющей большую длину, фартука, камзола, лаптей чабата, шапки тайки. Иногда головным убором служит колпак из бархата, который называется калфак. Шею закрывают шерстяной шалью. Важным женским украшением является кулмак, представляющий собой амулет, многие мишари верили, что в таких амулетах живут духи.

mishar-kostyum1.jpg

Национальные игры

В мишарских деревнях среди подрастающего поколения были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. Дети и подростки состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Многие народные игры проводились на улице, на свежем воздухе. Это способствовало тому, чтобы дети росли сильными и здоровыми, умели быстро бегать, стали крепкими и выносливыми. Между ребятишками часто устраивали соревнования – кто быстрее добежит, дальше и выше прыгнет, попадет издалека в мишень и т.д.

Мишарские народные игры часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Здесь так же есть совпадения с башкирскими и татарскими национальными играми.

В мишарских деревнях дети играли в такие игры, как:
«Йөзек салу» (Колечко), «Бармак» (Палец), «Яулык бәйләше» (Завязывание платков), «Шар сугу» (игра с мячом), «Чыпчык, чык», (Воробушек), «Самавыр» (Самовар) и другие.

Молодежь собиралась на «Аулак» - молодежные посиделки. Обычно их устраивали в доме, где в этот вечер взрослые уезжали на ярмарку или в гости, а дома оставались только дети и молодежь на выданье. Все приходили нарядные и приносили угощение к общему столу, а девушки брали с собой какое-нибудь рукоделие. За песнями и разговорами засиживались до поздней ночи. Аулак не обходился без игр.

Особенно популярна была игра «Йозек салу» («Колечко»). Правила игры были несложными: все участники садились в ряд со сложенными, как для приветствия, ладонями. Выбирали двух ведущих, один из них обходил каждого участника и, прикасаясь к их рукам, старался незаметно вложить в них колечко. Иногда он делал обманный маневр, задерживаясь возле кого-то, чтобы отвлечь внимание второго ведущего, которому полагалось сказать, у кого находится колечко. Если он угадывал, обладателю украшения полагалось исполнить шутливый «приказ» - спеть, станцевать, что-то изобразить.

Быт

Жизнь

Благодаря благоприятным климатическим условиям мишари всегда могли заниматься земледелием и натуральным хозяйством. Выращивали зерно, овес, рожь, ячмень, чечевицу и другие культуры. Сложности у мишарей начались с начала правления Петра I, который отменил множество привилегий, фактически сделав людей крестьянами. Многих привлекали для работ по лесозаготовке, люди лишались земель, оказывались вынуждены отдать их помещикам. Восстановить земледелие удалось только к 20 веку, когда началась промышленная революция. Сейчас мишари активно используют современные достижения в области сельскохозяйственной техники, чтобы заниматься пахотой, по-прежнему есть люди, знакомые со старыми орудиями труда. Возделывание ведется по методу правого трехполья.
Помимо земледелия, мишари занимаются скотоводством, разводя большие стада овец. Налажены ткачество и пчеловодство.

Жилище

Традиционное поселение — большая деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трехкамерного типа.

Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен — узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы также имел лавку и назывался «путмар». Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар (тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трехкамерных домов выполняла функцию чистой избы.

Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения — чебелдек, чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца — кашага.

Жилище.jpg

Кухня
суп.jpg

Типичным супом стали щи, которые могли есть без мяса, добавляя к блюду лапшу салму. Дополнительно в суп накладывали клецки. Мишари ели каши, картофель, приготовленный разными способами. На столе всегда были ягоды и различные плоды, собранные в лесу.
Хлеб имел крайне важное значение. Пекли его из муки пшеничной или грубого помола. Булки делали пресные, с начинками, в том числе картофелем.

Знаменитые эчпочмаки — пирожки с мясом — сменялись корнеками. Эти пирожки с начинкой из яблок и разных ягод уплетали и взрослые, и дети. Как и все татары, мишари употребляют мясо. Говядина, баранина, конина являются наиболее распространенными. В связи с широким распространением ислама свинина запрещается к употреблению. Также нельзя есть мясо тех животных, которых закололи без соблюдения обряда. Остатки ритуальной пищи запрещены к дальнейшему употреблению.

эчпочмк.webp

Коровье молоко используется для приготовления сыра, творога и масла. Масла делают и из растений, например, конопли. Весьма специфичным по вкусу может показаться конское масло, которое у мишарей в большом почете. Самым распространенным напитком является чай.

Трапезы мишари разделяют на повседневные, праздничные и ритуальные. Пищу принимают обычно 3 раза в день, причем больше всего съедают в обед. Перед походом в мечеть пищу не принимают, а завтракают только после совершения обрядов. Хлеб на столе оставлять не принято, поэтому его съедают до последней крошки.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.