67
Монголы

Территориальное расположение и численность

Монголы  - основное население Республики Монголия. Этнические группы халха-монголов живут во Внутренней Монголии КНР.

Несмотря на то, что в Монголии показатели рождаемости превышают уровень смертности в среднем в четыре раза, в целом численность населения в стране падает. Происходит это за счет внешней миграции.

Сейчас основными направлениями внешней миграции граждан Монголии являются Южная Корея, США, государства Европы и Россия. Ключевые причины эмиграционных процессов — безработица, экология и низкий уровень жизни. Кроме того, монголы обладают достаточно высоким уровнем адаптивности благодаря знанию языков и в силу этнокультурных особенностей. Потому мигрируют они достаточно легко и безболезненно.

По данным переписи 2020 года порядка 1 318 монголов проживает на территории России, наибольшее количество в Республике Бурятия (232 чел.), в г. Москва (209 чел)., в г. Санкт-Петербург (149 чел.)

Религия

Сегодня в Монголии исповедуют буддизм, ислам, шаманизм, христианство и другие конфессии. 
Религией большинства верующего населения в Монголии является тибетский буддизм традиции Гелуг «Добродетель», основанной в Тибете в XIII веке. Она также известна в монголосфере как шара шашин «желтая вера».

На начало 2020 года приблизительная статистика распределения религий в Монголии в процентах такова:
Буддизм - 55,1%;
Шаманизм - 3,5%;
Ислам - 3,2%;
Христианство — 2,3%.

41ea031b7399ca06f66af4f79ec674b1.jpg

В древности и до прихода буддизма предки монгол были шаманистами. В 1271 году в результате распада Монгольской империи на несколько империй и государств, образовалась империя Юань, официальной религией которой стал буддизм традиции Сакья, позаимствованный у тибетских монахов. Империя просуществовала, по историческим меркам, недолго, в 1368 году ее не стало, а монголы вновь вернулись к шаманизму.
В самом конце XV столетия, монгольские ханы начали активно насаждать своим подданным традиции сразу двух буддийских школ Гэлуг и Кагью. В итоге, философия первой школы победила и к концу XVI века шаманизм в Монголии был почти полностью вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.

К XX веку приличная часть жителей Монголии относилась к буддийскому духовенству, благодаря традиции в монгольских семьях - отдавать третьего ребенка на обучение и служение в монастырь. Монастыри оказывали значительное влияние на власть и хозяйство страны.

1320806380_10.jpg

Но создание Монгольской Народной Республики, начатое в 1924 году с подачи пролетарской России, повлекло за собой конфискацию ценностей, гонение и репрессии буддийского духовенства, закрытие и разрушение храмов, а также полное искоренение философии. Пострадали и шаманисты, которые подвергались масштабным репрессиям в 1937-38 годах.

Во времена перестройки первый и последний президент СССР М.С. Горбачев призвал руководство Монголии снять запрет на буддизм и шаманизм, а также закрепить в Конституции страны свободу вероисповедания. Ограничения на религиозную деятельность, в итоге, были сняты в 1989 году.
В настоящее время основных религией в Монголии несколько — буддизм, исламизм, шаманизм и христианство. Более 44 тысяч монгол называют себя неверующими.

Современный монгольский народ в России преимущественно исповедует буддизм, который был принят в Монголии в XIII веке. Также среди монгольского населения в России есть представители традиционной шаманской веры, которая имеет глубокие корни в монгольской культуре. Кроме того, существует небольшое количество монголов-мусульман, которые исповедуют ислам.

Язык

Монгольский язык в его различных вариациях используется в Монголии (халхасский, ойратский и южномонгольский диалект), Автономный Район Внутренняя Монголия КНР (южномонгольский диалект), Синьцзян-Уйгурский Автономный Район КНР (среди кукунорских монголов), на территории РФ в Бурятии, Иркутской области (бурятский язык), в Калмыкии (калмыцкий). Также, есть небольшие языковые ареалы… в Афганистане. На нем говорят некоторые общины афганских хазарейцев- людей, являющихся потоками монгольских воинов, которые пришли в Афганистан в 13 веке. Но эти общины очень маленькие, и большинство хазарейцев сейчас говорят на дари или пушту.
Основные отличия монгольского и бурятского языка возникли в первой половине 20 века. Дело в том, что Монголия существовала в это время как независимое государство. В свою очередь Бурят-монгольская АССР входила в состав Советского Союза.

Поэтому бурятский язык попал под масштабную программу советских лингвистов начала 1920-х годов, в ходе которой ряд малых языков СССР получили свои письменности, словари, своды норм и правил. В это время бурятский язык получил свои современные «очертания».

Монгольский же язык реформировался в 1940-е годы. Советские лингвисты участвовали в процессе, но, в основном, его осуществляла монгольская интеллигенция.

Получилось, что оба языка к середине века обрели кириллическое письмо, но переводились на него по-разному. В итоге, в обоих языках больше половины слов звучат очень похоже и имеют отчетливо различимый единый корень, но пишутся совсем по-разному. Также есть отличие и в произношении: буряты не любят оглушать безударные гласные звуки, в отличие от монголов. Впрочем, понимать друг друга им очень легко.

По данным переписи 2020 в РФ монгольским языком владеют 4 502 чел., а бурятским – 306 857 чел.

Традиционная и современная культура

Традиции и обычаи

Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма — монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.

Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.

Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

Запрещается ругаться при родителях, показывать злость, бросать косые взгляды.
Сын обязан беречь имя отца.
Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
Острые предметы и ножи дарить не принято.
Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Самым уязвимым звеном в семье здесь считаются дети, а потому родители всячески защищают их от злых духов.

Для защиты используются различные обряды — например, детям даются специальные имена, мальчиков одевают в одежду девочек, а лоб маленьких детей мажут сажей или углем. Считается, что это позволит обмануть духов, и они не тронут ребенка.

Самый первый и важный праздник в жизни ребенка — это первая стрижка. На него приглашаются все родственники, каждый из которых тоже участвует в стрижке, а также дарит малышу подарок. Если ребенок будет монахом, то его стригут наголо.
На этом празднике обязательно должны присутствовать молочные блюда, которые у кочевых народов особенно любимы и почитаемы, а проводит торжество специально выбранный для этого человек.

Национальный костюм

Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.

Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек не замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.

Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.

Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.

Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

1615874415_29-p-mongolskii-natsionalnii-naryad-31.jpg1644689990_8-o-tendencii-com-p-obraz-mongoli-v-natsionalnoi-odezhde-foto-8.jpg66a2629bd96506f836341213f84b3c9e.jpg

Национальные праздники

Праздники монголов – это особенный аспект культуры. Их не слишком много, однако, все торжества отмечаются пышно и масштабно. Один из самых любимых праздников в Монголии – Надом. Отмечают его в середине лета, а на открытии и закрытии фестиваля присутствует президент страны.

История Надома связана с прошлым, обычаями времен Чингисхана. Надом подразумевает проведение соревнований, в которых мужчины демонстрируют свои силу и ловкость. Несмотря на то, что с появления праздника прошло много веков, и сегодня участники состязаний стремятся украсить себя традиционными деталями костюма или выбирают старинные наряды.

Наряду с мужчинами в соревнованиях принимают участие и женщины. Чаще всего это лучницы, что хотят показать меткость в стрельбе.

Не менее веселый праздник монголов – Цагаан Сар (Белый месяц). Начинается он с Нового года и продолжается до самого февраля. В это время жители Монголии дарят друг другу подарки, собираются большими семьями на праздничные обеды, посещают пожилых родственников. В это время дети получают каникулы, а взрослые отправляются в отпуск, чтобы познакомиться со всей родней, хорошо отдохнуть в начале года.

В Белый месяц принято готовить обильное количество национальных блюд, одним из которых являются буузы и хушур. Последнее напоминает жареные пельмени, которые подают с соленым монгольским чаем. Кстати, монголы, живущие в сельской местности, считают, что чай с коровьим молоком – это лишь суррогат. Они добавляют в напиток только молоко верблюдов.

Танцы

«Биелгээ» – это уникальный жанр национального традиционного танца монголов и отражает обычай и образ жизни кочевников. До сегодняшнего дня из поколения в поколение этот вид танца передавался среди родственников и семей, что и мешало развитию данного вида танца. В связи с этим правительством Монголии была принята новая программа под названием «Биелгээ» — монгольский традиционный народный танец.

В течение большей части танца участники сидят на полу, скрестив ноги. В это время танцоры используют только верхнюю часть своего тела, демонстрируя ритмичные движения рук. Кроме этого в танце очень часто используются наклоны корпуса.

Танцем-пантомимой «Биелгээ» жители западной Монголии, одетые в этнические костюмы, отражают особенности своей жизни, быта, кочевого образа жизни и, конечно же, самого распространенного занятия в Монголии — животноводства. Танцоры обычно отображают несколько сцен из повседневной жизни пастухов, таких как доение коров, приготовление еды, охота и т.д.

Исполняется «Биелгээ»  под музыку монгольских национальных музыкальных инструментов, таких как морин хур и йочин. Первая часть танца «Биелгээ», которая называется «Элкхендег», ритуально-торжественная. Во время ее танцовщицы медленно вскидывают руки, изящно ими взмахивают и плавно двигают плечами.

Во время второй части танца, которая называется Джору Мори, характер танца неожиданно меняется. Ритмичные раскачивания танцоров превращаются в более резкие движения, которые имитируют бег лошади.

танец биелгээ 6.jpgтанец биелгээ 5.jpgтанец биелгээ 4.jpg

Литература

Монгольская литература находится под большим влиянием устных произведений, передаваемых кочевниками из уст в уста на протяжении многих веков. «Три глыбы» монгольской литературы: Сокровенное сказание монголов, Гэсэр и Джангар отображают многовековые традиции героического эпоса Евразийской степи. Монгольская литература также является отражением общества в тот или иной момент, уровня политического, экономического и социального развития, а также ведущих интеллектуальных тенденций.

Устные произведения имеют различные формы: сказки, легенды, пословицы, мудрые изречения, учения, загадки, стихи, поэтические стихи, героические эпосы и оды. Поскольку это устная форма, все они передавались или исполнялись под аккомпанемент национальных струнных инструментов, таких как морин-хуур и товшуур.

Самым древним произведением, дошедшим до нас наиболее полным, считается «Сокровенное сказание монголов», которое также является и самым известным произведением монгольской литературы за рубежом.

Работы, которые ярко сохраняют дух и стиль «Сокровенного сказания монголов», включают в себя такие выдающиеся памятники монгольской прозы и поэзии XIII века, как «История двух коней Чингисхана», «Легенда об Аргасуне, Рапсоде» и «Мудрый спор мальчика-сироты с девятью военачальниками Чингисхана». Также одним из сокровищ монгольской литературы считается стихотворение монгольского солдата Золотой Орды Монгольской империи, посвященное его матери и написанное на бересте.

Самая большая форма в отечественной литературе называется «туульс» или «эпопея», она возникла много веков назад.

В поздней половине XIX века в произведениях поэтов Д.Равжаа хутугта (1803-1856), В. Инжиннаша (1837-1892), Б. Гулранса (1820-1861), Гэлэгбалсана (1846-1923) и Р.Хишигбата (1899-1916) было выражено новое направление в монгольской письменной литературе.

Современная монгольская литература началась в 1920-х годах и представлена произведениями известных поэтов и писателей: Д. Нацагдорджа, Ц.Дамдинсурэна, Б.Ренчина, С.Буяннэмэха, Д.Цэвэгмэда, Д.Намдага, Ч.Лодоидамбы, Б.Явуухулана, Ч.Чимэда, Л.Тудэва и Д.Пурэвдоржа.

Музыка

Монгольская музыкальная культура имеет древние традиции, носителями которых были хуурчи (исполнители на хууре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучин (певцы-солисты), хөгжимчин (музыканты-инструменталисты). Монгольская народная музыка построена на пентатонике, разделяется на песни, эпос и инструментальную музыку.

В монгольской музыке преобладает вокал, которому аккомпанируют различные инструменты. Существуют различные стили вокала, которые передавались из поколения в поколение и сохранились до наших пор. 

В общем, монгольская музыка делится на 2 жанра: тууль (эпическая песня), главным элементом которого является повествование и ардын дуу (фольклорная песня), где главный элемент это – вокал. Музыка является отражением природы.

Своеобразна монгольская музыка — протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни монголов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня — победителя в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласные распевы и восхваления победителей во время наадама.

Речитативное пение было формой исполнения улигеров. Музыкальные инструменты делились на смычковые (морин хуур, шанза), ударные (барабан, цан), духовые (разного вида и назначения трубы).

Громкозвучные инструменты, судя по древним сказаниям и легендам, употреблялись во время облавных охот и перекочевок: ими загоняли в ловушки диких зверей, собирали скот. Самый популярный инструмент – трехструнный смычковый моринхуур. Согласно легенде, сотворенный из гривы и хвоста крылатого коня, издававшего при полете чарующие мелодии.

Народные песни

Народные песни одноголосные, двух видов: медленные «протяжные» (Уртын дуу), отличающиеся большим диапазоном, богатой орнаментикой, и «короткие» (богино дуу), более простые по ритму и построению. Песни исполняются в сопровождении народных инструментов: лимбэ (род флейты), морин хуура, хучира (струнные смычковые), шанзы (плекторный), ёочина (род цимбал) и др.

Уртын дуу одна из богатейших ценностей древней культуры монголов. Тональные пределы для певцов-мужчин необычны: 3 октавы, включая высокие тона как фальсетто. Наиболее удивительные черты «уртын дуу» - это орнаментальные мелизматические пассажи. Чем их больше, тем шире и мелодичнее линии и свободнее в ритме, изображая свою, изогнутую линию. Чем длиннее и шире эти вокальности, чем запутаннее орнаментация, тем выше награда слушателей.

Песня поется во весь голос, дыхание нужно переводить быстро, чтобы не нарушить эффект музыки.

Богино дуу. За много лет кочевой жизни монголы развивали свои специфические техники ухода за домашним скотом. Одна из этих техник – специальные «уговоры», которые произносятся или даже скорее поются, чтобы уговорить животных самок, которые отказываются от своих детенышей. При этом для овец произносят «тойг», для коз «чойг», для верблюдиц «хөөс». Слова стали не просто уговаривающим средством, но переросли в поэмы и песни.

Горловое пение

У монголов есть своеобразный, оригинальный музыкальный жанр – хоомий или горловое пение: уникальный вокальный стиль, использующий голосовые связки. Мелодии возникают при изменении объема ротовой полости, который является резонатором вибрации вокальных аккордов, для подчеркивания и упрощения которых произносятся только гласные.

Есть несколько техник хөөмий, когда используются нос, горло, грудь или живот.
Хөөмий исполняется мужчинами, т.к. для этого требуется большая физическая сила, хотя табу для женщин исполнять хөөмий нет. Говорят, хөөмий стар как сама природа, начинается с того времени как человек придумал мелодии имитирующие журчание ручья или эхо гор. Хөөмий распространен на западе Монголии. Этот стиль пения известен также среди других народов Центральной Азии как Тыва, этническим группам Алтайских гор, Башкирии и Урала.

Музыкальная культура 20 века

Современная монгольская музыка начала развиваться после революционных преобразований 1920-30-х гг. Первая монгольская революционная песня «Шивэ Кяхта» («Взятие крепости Кяхта») создана в 1921. Вслед за ней появились: «Красное знамя», «Песня об аэроплане». Профессиональное музыкальное искусство Монголии зародилось и получило развитие в годы народной власти.
В песнях 40-х гг. преобладала военно-патриотическая тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодежные, лирические и др. песни; их писали композиторы Л. Мөрдорж, Б. Дамдинсүрэн, С. Гончигсумлаа, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др.

В 1942 в Улаанбаатаре начал работать Государственный музыкально-драматический театр, где ставились музыкальные драмы. В 1945 создан первый симфонический оркестр, преобразованный в 1950 в Государственный симфонический оркестр. Этот оркестр пропагандирует классические и современные симфонические произведения, способствует созданию новых сочинений монгольских композиторов.

В 50-х гг. тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика. В 1940—50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижеры и хормейстеры получили музыкальное образование в СССР и других социалистических странах. В 1950 создан Народный ансамбль песни и танца Монголии. При ансамбле работал оркестр народных инструментов, в составе которого были реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгүүр, эвэр бүрээ, их бүрээ и др.), струнные смычковые (хуучир, кобыз, морин хуур, бас кобыз, их хуур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные.

В 60-е гг. в связи с общим подъемом культуры в Монголии и растущими эстетическими запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы - хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасүрэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.).

Становление профессиональной музыкальной культуры проходило под влиянием европейской музыки. Первые образцы музыкальной драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей.

В 1963 из Государственного музыкально-драматического театра была выделена отдельная группа, преобразованная в Государственный театр оперы и балета. На его сцене в 1960—70-е гг. поставлены многие европейские классические и современные оперы и балеты, а также произведения монгольских композиторов.

В 60-70-е гг. в его репертуаре классические и современные оперы на монгольском языке. Это оперы «Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст», «Чио-Чио-сан», и так далее. Шла также постановка балета «Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Эсмеральда», «Золушка» и др. Наши же композиторы тоже занялись созданием балета и оперы. В их числе опера «Үнэн» или «Правда», балеты «Сельский праздник», «Три печальных холма» и так далее.

Национальный спорт

Монгольская борьба (бех) - самый популярный вид спорта. Для многих мужчин это значимая часть жизни, поскольку символизирует высокий статус. Если в семье рождается мальчик, родные молят небеса о том, чтобы он стал борцом. Чисто мужской вид спорта отражает силу, волю, ловкость и смекалку. Борцы одеваются в особый костюм, неизменной частью которого является открытая рубашка. Существует мнение, что такой фасон возник после того, как одним из участников поединков оказалась женщина.

спорт бех3_.jpgспорт бех-10.png

Суеверия

Монголы - народ весьма суеверный. В древние времена приметам, знаковым событиям уделялось особое значение, да и сейчас многие серьезно относятся к ним.

Популярным является суеверие, говорящее о том, что если человек наступил на ногу другому, то он должен тут же пожать ему руку. Если этого не сделать, то можно на всю жизнь стать врагами.

Монгольские всадники всегда подходят к своим лошадям исключительно с левой стороны, и отсюда же садятся на них верхом. Этот обычай настолько укрепился в народе, что даже лошади все к нему приучены. Если подойти к скакуну справа - это вызывает агрессивную реакцию животного и может быть опасно для здоровья и жизни человека.

Одним из самых главных запретов в Монголии является свист в закрытом помещении. Люди искренне верят в то, что такие манипуляции призывают в дом злых духов, которые приносят беды и несчастья.

Быт

Жизнь

Основными занятиями монголов были кочевое скотоводство (коневодство, верблюдоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота), земледелие, охота.

Издавна они охотились на птицу и дикого зверя, а также собирали и заготавливали впрок ягоды, грибы, дикий лук, чеснок, ароматические травы, луковицы лилий, корневища горца живородящего и другие растения. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, просо.

Племена монголов-скотоводов, сыгравшие впоследствии столь значительную роль в мировой истории, обитали к югу от Байкала и до Алтайских гор. Главной ценностью степняков-кочеводов были тысячные табуны лошадей.

Сам образ жизни и среда обитания воспитывали в монголах выносливость, стойкость, способность легко переносить дальние походы. К верховой езде и владению оружием мальчиков-монголов приучали в раннем детстве. Уже подростки были отличными наездниками и охотниками. Не удивительно, что повзрослев, они становились и великолепными воинами. Суровые природные условия и частые нападения недружественных соседей или врагов формировали характерные для «живущих в войлочных кибитках» черты: мужество, презрение к смерти, умение организоваться для защиты или нападения.

В период до объединения и завоевательных походов, монголы находились на последней стадии родового строя. Они кочевали «куренями», т.е. родовыми или племенными объединениями, насчитывавшими от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. С постепенным распадом родового строя из «куреней» выделялись отдельные семьи, «аилы».

После революции в середине 1930-х годов в Монголии стала развиваться промышленность, а индивидуальные кочевые хозяйства объединялись в кооперативные. Сейчас животноводством занимается немногим более половины населения страны; его начали переводить на индустриальную основу. В 1950-х гг. приступили к освоению целинных земель, и земледелие стало второй крупной отраслью народного хозяйства. В конце ХХ в. в Монголии наметился возврат к кочевничеству как к самой оптимальной форме ведения хозяйства.

Общественный уклад

Главную роль в общественной организации монгольских племен играли народные собрания и совет племенных старейшин (курултай), но постепенно власть сосредоточивалась в руках нойонов (военачальников) и их дружинников (нукеров). Удачливые и добычливые нойоны (со временем превратившиеся в ханов) со своими верными нукерами, возвышались над основной массой монголов – рядовыми скотоводами (ойратами).

Жилище

Монголы — кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом, создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:
Посещение юрты без спроса;
Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
Разговор через порог;
Посещение юрты с оружием;
Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
Заходить в юрту во время родов;
Забирать из юрты молоко или огонь;
Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.

mn-1.jpg

Семейный уклад

Материнство являлось неизменной ценностью в монгольском обществе и имело сакральное значение. Главной характеристикой материнской роли является любовь к детям. Будучи матерью, женщина заботится о них, следит за физическими нуждами (еда, пища, кров), помогает им; вместе с тем предоставляет детям определенную самостоятельность, не навязывая своих взглядов. Женщина-мать пользовалась уважением в семье и обществе, имела влияние на своих детей. Мама Чингисхана была единственным человеком, который мог его критиковать.

После смерти мужа представительницы монгольской элиты часто исполняли функции главы семьи, особенно если дети находились в юном возрасте. Примеры, когда жена возглавляет семью после смерти мужа, встречаются в летописи Рашид-ад-дина. Он пишет об Мунулун-хатун, жене Дутум-Мэнэна, предка Чингисхана в седьмом колене. После смерти мужа она осталась с девятью сыновьями, которые «взяв [в жены] девушек из различных мест, из разных племен, переезжали [от племени к племени] на установленных обычаем правах зятьев». Вероятно, она осталась за главу семьи и следила за хозяйственной жизнью племени.

Положение монгольской женщины не всегда и не во всем зависело от воли мужчины. В средневековой монгольской семье сложились гармоничные поло-ролевые образцы поведения мужчины и женщины, которые прививались им с детства. Женщине это позволяло реализовать свои «природные» потребности (сосредоточиться на семье и рождении детей). Однако во внутрисемейных и общественных отношениях допускались также черты «мужского» поведения для женщины, когда она имела к этому склонности или была в этом необходимость. Со стороны женщины мы видим покорность своей «женской доле» (в случае похищения невесты или брака, заключенного по воле родителей), верность своему долгу жены, матери. Со стороны мужчины – готовность признать равенство с женщинами в некоторых сферах, прислушаться к женским советам и уважение к ее мнению. Повседневная жизнь кочевого общества требовала от женщины исполнения публичной роли в хозяйственной деятельности. Она имела большее влияние и автономность, чем женщины в других оседлых обществах. Женщина пользовалась уважением главным образом как жена и мать семьи. Одновременно с этим она была для мужа соратником, мудрым советчиком, к которому он обращался при решении сложных вопросов. В межплеменных союзах дочери часто играли важную роль, связывая разные племена между собой. Хотя после вступления в брак они теряли связь со своей семьей, тем не менее, способствовали установлению политических, экономических отношений между своим племенем и другим.

dsc_9713.jpg

Кухня

Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.

Буузы 
Это манты (или большие пельмени особой формы), сваренные на пару, у них есть не характерное отверстие наверху, из которого проглядывает начинка. Наполняют буузы рубленым мясом с луком. По праздникам готовят национальное блюдо мантуун бууз. От повседневного оно отличается тестом – по особым случаям принято делать дрожжевую, а не классическую пресную основу.

Буузы.jpg

Хорхог
Вкусное мясо барашка, приготовленное на камнях в особом металлическом котле. Мясо на камнях было любимым блюдом Чингисхана, в его времена барашка готовили не в котле, а прямо в шкуре. Мясо помещают в казан с раскаленными камнями и заливают бульоном, а затем тушат на медленном огне.

Хорхог.jpg

Борц
Вяленое мясо, рецепт которого был создан кочевниками. Чтобы приготовить борц, мясо нарезают небольшими полосками, а затем сушат на открытом воздухе в течение месяца. В результате оно приобретает коричневато-красный цвет. Снаружи закуска достаточно твердая, а внутри приятно волокнистая.

Борц.jpg

Батан
Монгольский суп с простейшим составом. Его готовят на крепком мясном бульоне из баранины или говядины. Дополнительно добавляют немного муки и овощей. Из специй в традиционный монгольский суп кладут только соль и перец. Если батан готовят из баранины, иногда в бульон добавляют молоко, чтобы сделать блюдо более нежным. В Монголии этот суп считают лечебным.

Батан.jpg

Цуйван
Домашняя лапша с крупными кусками мяса и овощей. Лапша получается из тонких полосок теста – она тушится вместе с мясом. Из овощей всегда добавляют лук и морковь, реже – картошку, капусту, перец. Специи почти не используются. Цуйван в Монголии обычно готовят из баранины, но говядина тоже популярна.

Цуйван.jpg

Боодог
Монгольский деликатес готовят из козлятины, однако иногда используется дичь, мясо сурка. Если боодог готовят из мяса козы, оно запекается в оболочке из козлиного желудка. Если в ход идет сурок, его запекают в предварительно выпотрошенной собственной шкуре. Подается мясо обычно с отварными корнеплодами.

Боодог.jpg

Хушур
Румяные жареные пирожки из тонкого теста с большим количеством начинки – они не слишком большие, но очень сытные. Готовят их не с фаршем, а с рубленым мясом (обычно с бараниной). К нему добавляют лук или чеснок, соль, немного ароматных специй.

Хушур.jpg

Боорцог
Это небольшой аппетитный пончик, который подают в качестве закуски к шурпе или чаю. «Правильный» боорцог жарят во фритюре до румяной корочки, используя животный жир. Пончики совсем небольшие, хрустящие снаружи и мягкие внутри. Их нередко посыпают сахарной пудрой или поливают жидким медом.

Боорцог.jpg

Ааруул
Самый популярный монгольский молочный продукт – сыр ааруул. Он может быть приготовлен из любого молока: овечьего, козьего, коровьего или даже верблюжьего. Сыр напоминает хорошо спрессованный высушенный творог. В Монголии этот продукт готовят с небольшим добавлением соли, а иногда делают сладким. На вкус он напоминает сухое молоко. Местные жители уверены, что ааруул полезен для желудка и укрепляет зубы.

Ааруул.jpg

Сутэй цай
Традиционный зеленый чай с молоком, который готовится с добавлением топленого масла, соли, муки и риса. Для национального монгольского напитка обычно используют овечье молоко, но иногда берут коровье или верблюжье. Чай принято брать не рассыпной, а прессованный, в «кирпичиках». Вместо топленого сливочного масла иногда используется курдючный жир. В этом случае блюдо превращается в суп, в него иногда добавляют баранину.

Сутэй цай.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.