Источник фото : str-rdk.ru
Название народа в русском литературном языке – мордва, название для мужчины – мордвин, для женщины – мордовка.
Название «мордва» - общий экзоэтноним, которым называют и эрзю (мордву-эрзю), и мокшу (мордву-мокшу). Этноним «мордва» имеет древнюю историю, впервые он был зафиксирован в письменных источниках в VI веке н.э.в труде Иордана «О происхождении и деяниях гетов» (Mordens). В X веке упоминание страны Μορδια встречается в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей». Это наименование принадлежит к кругу этнических названий финно-угров, таких, как меря, мари, мурома, удмурты. Лингвисты полагают, что их основа восходит к иранским языкам: новоперсидское mard – мужчина; древнеперсидское martiya – мужчина, человек. Этот же иранский корень прослеживается в мордовских словах, обозначающих «муж» или «мужчина» (эрз. мирьде, мокш. мирде), а также в финно-угорских языках, например, в удмуртском мурт и коми морт («человек, мужчина»).
На мордовских языках общего единого самоназвания фактически не существует. Только в ХХ веке появилось составное наименование «мокшат-эрзят» (буквально «мокшане-эрзяне»), которое восходит к названиям «мокша» и «эрзя».
Согласно археологическим и историческим данным, этническая общность мордвы формировалась в Сурско Волжском междуречье в период примерно II–IV вв. н. э. Считается, что прародина мордвы локализуется на правом берегу средней Волги, в бассейнах правых притоков Оки и Суры. Корни формирования мордвы связывают с племенами городецкой археологической культуры (VII в. до н. э. - I в. н. э.). К концу I тыс. н. э. произошло вычленение двух главных территориальных групп древнемордовского населения: в южной (присурской) зоне - верховья Мокши и Суры с дальнейшим распространением на долину Цны; в северной (приокской) зоне - междуречье Оки и Суры, бассейны Теши и Пьяны. На базе этих различий исследователи делают вывод, что южная группа стала основной для формирования мокшан, а северная - для эрзян. В историческом развитии и мокшане, и эрзяне поддерживали интенсивные контакты: на южных рубежах - с ираноязычными и тюркоязычными племенами, на севере и западе - с балтоязычными общностями и славянскими племенами.
Военные походы киевского князя Святослава и падение Хазарского каганата коренным образом изменили политическое положение мордвы: она оказалась в сфере влияния русских князей.
В 1237-1239 годах земли мордвы были опустошены войсками Батыя: татаро монгольское нашествие серьёзно ослабило эрзянские территории, подчинив их мурзам Золотой Орды; мокшанский союз оказался вассалом Орды.
По мере ослабления Орды и роста освободительного движения в XV веке военно политические связи между мордвой и русскими княжествами укреплялись. После падения Казанского ханства в 1552 году мордва вошла в состав Российского государства.
В 1928 году в составе Средневолжской области создан Мордовский округ с центром в г. Саранске, который в 1930 году преобразован в Мордовскую автономную область, преобразованная в 1934 году в Мордовскую АССР, и в 1991 году в составе России была провозглашена Республика Мордовия.
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. мордвой (мордвой, эрзей, мокшей) себя назвали 484 тыс. человек. Большая часть мордвы (290 тыс. из 484 тыс.) проживает в Республике Мордовия. Около 29 тыс. мордвы населяют северо-восточные районы Самарской области, более 28 тыс. мордвы проживают в Пензенской области (преимущественно на юго-востоке), 22 тыс. человек – преимущественно на юге Ульяновской области, около 18 тыс. – на северо-западе Оренбургской области, более 16 тыс. – в Москве и Московской области, 12 тыс. и 10 тыс. мордвы проживают в Республике Татарстан и Республике Башкортостан соответственно, свыше 7 тыс. – в районах Республики Чувашия, примыкающих к Мордовии, менее 7 тыс. – в Нижегородской области.
Мордовские языки – эрзянский (эрзянь кель, эрзякс) и мокшанский (мокшень кяль, мокшекс) - относятся к волжско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Каждый из них делится на говоры, которые группируются в территориальные диалекты (наречия) различного типа. В структуре мордовских диалектов заметную долю составляют смешанные говоры, имеющие смешанное мокшанско‑эрзянское или эрзянско‑мокшанское происхождение, отражающие длительные контакты и взаимные влияния обеих языковых групп. До распада на отдельные языки мокшанский и эрзянский имели общий праязык, который можно назвать мордовским праязыком. Этот праязык существовал до середины I тысячелетия н. э., когда начался процесс отделения мордовских племён и их языков. Процесс обособления отдельных мордовских языков шел в первую очередь в области словарного состава, и поэтому лексические различия в них особенно заметны.
Мордовские языки относятся к старописьменным. Самая ранняя известная публикация на мокшанском языке относится к концу XVII века, а первый текст на эрзянском языке был опубликован в конце XVIII века. Алфавиты эрзянского и мокшанского литературных языков основаны на кириллице и полностью совпадают с русским.
Основными частями мужского костюма являлись туникообразная рубаха (панар) и штаны (понкст). Повседневную рубаху в XIX в. шили из небеленого посконного холста, праздничную и подвенечную - из более тонкого, предпочтительно льняного. Грудной разрез делали большей частью на правой стороне, как у удмуртов и марийцев, но встречались рубахи с разрезом на левой стороне, как у русских, или посредине, как у татар. В старину мужчины носили летом поверх штанов и рубахи белую распашную одежду из холста с небольшой вышивкой, окаймляющей ворот, полы и концы рукавов. Из мужских головных уборов были распространены валяные шляпы белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Зимой носили шапки из мерлушки, а также шапки типа малахая, сшитые из овчин и покрытые сукном. Со второй половины XIX в. широко входит в быт фабричный картуз, который постепенно вытесняет валяную шляпу.
Традиционный женский костюм мордвы разделяется на эрзянский и мокшанский подтипы, включающие не менее полутора десятка разновидностей. Основной нательной одеждой женщин, независимо от их возраста, имущественного и социального положения, была рубаха (панар) туникообразного покроя. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного льняного или посконного холста, будничные - из более грубого. Возрастные различия отражались в расцветке и характере вышивки, ее расположении на рубахе, в материале и общей отделке. Эрзянская рубаха (панар, паля) сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперек. Она имела четыре шва: два посередине груди и спины и два по бокам. Внизу передние полотнища не зашивались до конца на 12—15 см, так как узкая в подоле рубаха была неудобна при работе.
Главным украшением рубахи служила вышивка, выполняемая шерстяными нитками. Она была плотной, фон холста почти не просматривался. Отличительной чертой женского эрзянского костюма был особый пояс пулагай, который женщина впервые надевала на свое совершеннолетие и носила до старости. Покрой рубахи мокши (панар, щам) отличался от эрзянской: перед и спину рубахи составляло полотнище холста, перегнутое поперек, бока делались из двух более коротких холстин. Рубаху богато вышивали шерстяными нитками красного и черного цвета. Одевая рубаху, мокшанки делали большую пазуху – пов. Как и у других народов Поволжья мокшанки носили штаны – понкст. Поверх рубах носили верхнюю распашную одежду из холста, которая у эрзянок называлась руця, у мокшанок – паньжат, мушкас.
Головной убор соответствовал возрасту женщины и служил показателем ее положения в семье и обществе. В зависимости от головных уборов находились и прически. Девушки обычно делали прямой пробор и заплетали волосы в одну или несколько кос, оставляя темя открытым. Девушки-мокшанки и молодые замужние женщины делали локоны: подрезали концы волос около ушей, смазывали их маслом и завивали. Прическа замужней женщины состояла из прямого пробора и двух кос, закрученных на висках в два узла; волосы убирались под головной убор. В некоторых, по преимуществу эрзянских деревнях, где замужние женщины носили высокий головной убор, волосы собирали на темени, плели косу и укладывали ее в виде конуса на голове несколько выше лба. Головные уборы замужних женщин резко отличались от головных уборов девушек. Их существовало несколько видов: 1 - высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и круглой формы; 2 - сложные головные уборы (из не скольких самостоятельных частей) типа сороки; 3 - шапки, чепцы, повойники; 4 - полотенца, покрывала, платки, повязки.
Женский праздничный костюм дополняли многочисленные украшения из бисера, бус и стекляруса, блесток, раковин-каури, монет, металлических бляшек и цепочек, которые дополнялись различными шнурами, кистями, поясами и вышитыми полосами ткани. Одним из своеобразных украшений являлась нагрудная застежка сюлгамо, которой скрепляли нагрудный вырез женской рубахи.
Традиционной обувью мордвы были лапти (м. карьхть, э. карть) из липового, а иногда из вязового лыка. Праздничным видом кожаной обуви были сапоги со сборами и острыми носками (м. кемот, э. кемть). Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.



Источник фото : rgdb.ru , 1001zaponka.ru , eurokat70.ru
Устно-поэтическое творчество мордовского народа богато по идейно-тематическому и художественному содержанию, разнообразно по своим жанрам.
Мифы эрзи и мокши близки, хотя существуют различия в наименовании некоторых персонажей и в сюжетах. Так, у мокши верховный бог Шкай - демиург в дуалистической космогонии, у эрзи Нишке - демиург и культурный герой, заповедавший человеку труд. Нишке вместе с богом Норов-пазом или Вере-пазом и включённым в пантеон Николой Угодником изображается в народных песнях распределителем человеческих судеб (счастья, доли), сидящим на дубе - мировом дереве. В родственных отношениях с Нишке состоит громовник Пурьгине-паз - приёмный сын или зять бога. Характерная черта мордовской мифологии - представления о духах - «матерях» (ават) явлений природы, растительности и разных сфер человеческой жизни: Вирь-ава - мать леса, Ведь-ава - мать воды, Варма-ава - мать ветра, Мода-ава - мать земли, Тол-ава – мать огня, Норов-ава - мать полей, Юрт-ава - мать дома, Нар-ава - мать лугов и др. (реже упоминаются соответствующие мужские персонажи, атят «отцы»).
В мордовском фольклоре большое место занимают песни разных жанров. Мордовское народное пение отличается сложной системой хорового многоголосия, которым исполняется большинство песен. В одиночной традиции исполнялись погребальные, поминальные, рекрутские и свадебные плачи, песни свахи, колыбельные песни и детские потешки. Особенностью мордовского фольклора является разнообразие эпических песен с хорошо развитым сюжетом, согласно которому они делятся на героико-мифологические, семейно-бытовые и исторические. Другим хорошо разработанным жанром являются календарно-обрядовые песни, которые были приурочены к конкретным праздникам годового цикла и в другое время не исполнялись.
Свадебная поэзия мордвы разнообразна по своему жанровому составу, но основное место здесь занимали причитания, песни-величания и песни-укоры. Стихотворные и прозаические заклинательные формулы исполнялись речитативом при совершении обрядов в честь хранительницы двора, дома, воды, урожая. Все они начинались с обращения к божествам и к умершим предкам, а в основной части содержали призыв принять участие в свадебной трапезе и просьбу оказать покровительство хозяйству.

Источник фото : union-travel.ru
Календарь праздников и обрядов, обусловленный земледельческими работами, делился на три цикла: зимний, весенне-летний и осенний. Каждый праздник сопровождался молением (озкс), с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей общины – первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая – и семейными. Некоторые молитвы возносили только мужчины, некоторые – только женщины. Семейные моления совершались старшими в доме, например, хозяйкой дома. а на общественных молениях для совершения обрядов и молитвы каждый раз выбирались уважаемые пожилые односельчане.
Основной темой зимних обрядов было предугадывание нового урожая. В этих целях практиковались многочисленные колядования, различные игры, гадания, устраивались специальные моления с просьбой о даровании урожая.
Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (м. кштиме куд, роштувань куд, э. роштувань кудо), когда солнце начинало подниматься выше и снова давать тепло. Праздник сопровождался разнообразными святочными обрядами, песнями, увеселительными играми, в которых участвовала главным образом молодежь.
Большинство земледельческих обрядов приходилось на весенне-летний период. В первый день Пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами Весенний цикл земледельческих обрядов начинался с «моления плуга» - кереть озкс. По своему содержанию и внешней форме это моление имеет много общего с аналогичными обрядами других народов Поволжья. На Петров день женщины устраивали моление под названием «бабань каша» или «бабань озкс». Под руководством одной из старух молились Мастор-пазу, Мода-аве и просили у них плодородия почвы, хорошего урожай. По окончании молитвы к роднику ставили яйца, лепешки, кашу, в родник выливали немного вина и начинали обедать.
Через две недели после Покрова (14 октября), обычно по окончании всех полевых работ, в мордовских селах проводился большой праздник вель-озкс («сельское моление»), посвященный покровительнице села Вель-аве. Он был самым торжественным, многолюдным и наиболее общественным праздником мокшанских и эрзянских крестьян.

Источник фото : unreal-beauty.ru
Мордва является народом древней земледельческой культуры. Пашенное земледелие стало развиваться с середины I тысячелетия. На рубеже I и II тысячелетий у мордвы применялись подсечно-огневая, переложная и парово-зерновая системы земледелия, которые с XVII века начинают сменяться трехполья. Существенную роль в хозяйстве мокши и эрзи играли скотоводство, охота и рыболовство.
Основными возделываемыми культурами являлись рожь (м., э. розь), овес (м., э. пинем), ячмень (м., э. шуж), горох (м. снав, э. кснав), просо (м. сура, э. суро), полба (м., э. виш). Из технических культур выращивали коноплю (м. каньф, э. кансть) и лен (м. льяназ, э. лияназ). Со второй половины XIX века прочное место среди культур занял картофель (м., э. модамарь). Важное место в хозяйстве мордвы занимали скотоводство, птицеводство и пчеловодство. Лошадь (м., э. алаша) с древнейших времен играла важную роль в хозяйстве как основная тягловая сила, от состояния которой зависело благополучие крестьянской семьи. Разведение крупного рогатого скота составляло вторую основ ную отрасль животноводства. Коров (м. тракс, э. скал) держали главным образом для нужд личного хозяйства. Мелкий рогатый скот состоял главным образом из овец (м. уча, э. реве), от которых получали мясо, шерсть, овчину. Свиноводство у мордвы появилось в глубокой древности. В некоторых местах даже в начале XX в. сохранился очень древний способ летнего содержания свиней: их выгоняли в лес, где они находились практически без присмотра до самой осени. Птицеводство у мордвы развито с давних пор. Разводили кур, уток и гусей. Крестьяне держали кур в основном для своих потребностей. Продавались только яйца, часто их обменивали на спички, соль, мыло, разнообразные украшения и ситец у разъездных торговцев. Пчеловодство - древнейшее занятие мордвы. В своем развитии оно прошло три основных этапа: дикое (или бортевое), колодное и рамочное.
Охота является одним из древнейших занятий мордвы. Охотилась она на мясных и пушных зверей, на птиц. Вплоть до XVI–XVII веках мордва продолжала пользоваться луками и стрелами, использовала ловчие ямы, разнообразные ловушки, капканы. К XIX веку среди охотников стали распространяться охотничьи ружья. Но продолжали использоваться и традиционные орудия охоты. Например, на медведя часто охотились при помощи рогатины. Хищническое уничтожение лесов привело к упадку промыслового значения охоты. Рыболовство являлось подсобным занятием многих групп мордовского крестьянства. Среди жителей селений, расположенных вдоль Суры и Мокши, создавались рыболовецкие артели. Обыкновенно пойманная рыба делилась между членами артели поровну. Рыбные угодья принадлежали целым обществам. Ими могли пользоваться все однообщинники, а иногда и жители других селений.
В ХIХ - начале XX в. у мордвы сохранялись в основном домашние промыслы по обработке дерева, шерсти, растительного волокна. Дерево шло на изготовление многочисленных предметов домашнего обихода, утвари, средств передвижения и деревянных частей орудий труда. Прядением, ткачеством и вышивкой занимались женщины в каждой семье. В ХIХ происходит выделение некоторых ремесел в отдельные кустарные промыслы. Среди них особенно широкое распространение получили плотничий, кожевенный, бондарный, овчинный, шерстобитный, саночный и тележный.

Источник фото : humus.livejournal.com
Поселения мордвы в XIX веке характеризуются значительной типовой дробностью и разнообразием форм. У мордвы-мокши в прошлом была типична локализация патронимии в одном поселении; она занимала обычно группу соседствующих дворов. У мордвы-эрзи она либо локализовалась на каком-то конце поселения, либо занимала близко расположенные деревни. Различный характер расселения патронимий обусловил преобладание у мордвы-мокши кучевых, а у мордвы-эрзи концевых беспорядочных форм поселений. К началу XX в. преобладающими становятся уличные формы.
Наиболее распространенными формами жилища были двухкамерные и трехкамерные постройки. Двухраздельный дом состоял из жилой избы (м. куд, э. кудо) и сеней (м. кудонголь, э. кудыкелькс), трёхраздельный – из жилой избы, сеней и горницы или клети. Основным строительным материалом для возведения жилых и хозяйственных построек исстари являлось дерево. Саманные, глинобитные и глинолитные постройки встречались лишь в южных районах, где было мало лесов. Внутренняя планировка жилища представляла собой различные варианты расположения печи, переднего угла и входа. В конце. у мордвы-эрзи преобладала среднерусская планировка. Она же бытовала наряду с южнорусской и западнорусской планировками и у мордвы-мокши, но в западных уездах значительно уступала последним. В комплекс зажиточного крестьянского двора помимо хозяйственных помещений для скота, хранения инвентаря и домашнего имущества входили постройки для сушки, обмолота и хранения хлеба. Практически каждое большое семейство имело баню, которую чаще всего строили в отдалении от жилых построек.

Источник фото : gorelka-optimus.ru
Традиционная кухня зависела от продуктов, получаемых в хозяйстве, и обуславливалась основными занятиями народа: земледелием и животноводством. Несмотря на некоторые особенности по отдельным районам, в видах пищи и способах приготовления блюд не наблюдалось серьезных различий между мокшей и эрзей. В течение столетий вырабатывались определенные традиции, связанные с набором и технологией приготовления блюд: так, при заготовке впрок пищевые продукты солились, молоко употреблялось большей частью сквашенное, отсутствовали острые специи, были характерны подливы из сметаны, кислого молока, конопляного масла либо толченой массы конопляного семени. Основой рациона был хлеб (кши), который пекли на закваске. Пироги (м. пярякат, э. прякат) выпекали преимущественно из кислого теста с самой различной начинкой, чаще всего - с кашей. В качестве начинки использовались также картофель, капуста, лук, морковь, грибы, фрукты, ягоды, реже - мясо. Толстые пышные блины (м. пачат, э. пачалксеть) пекли из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Важное место среди традиционных кушаний занимала лапша. Из картофеля, капусты, щавеля варились щи (м. капста лем, м., э. капста ям). Из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы (м. шонгарям, э. вецаям). Продукты животноводства в основном употреблялись для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Мясо (м., э. сивель) в вареном виде как самостоятельное блюдо употреблялось довольно редко. Чаще его использовали в качестве начинки мучных блюд.

Источник фото : mordoviatv.ru
Наиболее древним напитком мордвы являлось пуре (м., э.), приготовляемое из меда. Старинным напитком мордвы, как и других земледельческих: народов, была брага (м., э. поза, брага), входившая, как и пуре, в состав обрядовой пищи. Из безалкогольных напитков был широко распространен квас. Из напитков часто употреблялось разведенное водой кислое молоко и пахтанье.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения