Logo
295
Мордва

Мордва (мордовцы или мордвины) принадлежат к финно-угорским племенам, что по сей день помнят старинные обряды и верования, поклоняются языческим божествам и духам. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У мордвы есть литература, но мордовского языка не существует.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения России в 2020 году, численность мордвы составило 484 450 человек. 
Почти 290 750 человек живут в Мордовии. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:
Самарская область — 29 659;
Пензенская область — 28 361;
Ульяновская область — 22 437;
Оренбургская область — 18 300;
Республика Башкортостан — 10 970;
Республика Татарстан — 12 065;
Московская область — 9500;
Москва — 6 992.

Религия

Большинство представителей современной мордвы являются православными христианами. Однако многие мордовцы частично соблюдают местные народные обычаи.

mordva_budet_prosit_boga (4).jpg

На основе язычества, так называемого «народного христианства» сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой - одно из древних языческих верований. Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющее двор;
Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
Вазава — хранительница скота;
Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
Масторатя — божество подземной сферы мира;
Модава — бог земли;
Кудава — бог дома;
Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
Ведява и Ведяля — ундина и водяной.

Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.

Для проведения общинных ритуалов вместо шамана выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

деревянные идолы.jpg

В XVIII веке произошло приобщение мордвы к христианству. В это же время появляются первые монастыри, которые являются оплотами христианской веры.

Язык

Часть лингвистов считают, что у мордвы был один язык, но со второй половины I-го тыс. н. э. он разделился на эрзянский - им владели эрзяне и мокшанский – мокшане. Оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных.

Большая часть мокшанской и эрзянской лесики имеет общее происхождение (например, мордовское «кядь» и эрзянское «кедь» — «рука», мордовское «кяль» и эрзянское «кель» — «язык», мордовское «сяське» и эрзянское «сеське» — «комар», мордовское «тяште» и эрзянское «теште» — «звезда», мордовское «шумабраши» и эрзянское «шумабрачи» — «добрый день»).

Стоит отметить различия на уровне лексики, фонетики, морфологии. (например, мордовское «пуня» и эрзянское «пов» — «пуговица».

Несмотря на то, что языки разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Согласно переписи 2020 года, на мордовском языке говорит  220 090 граждан России. 

Традиционная и современная культура

Мифология

Согласно мордовской мифологии, мир представляет собой огромный океан. А бог, который имел облик утки, нырнул в этот океан и достал из него землю. Есть три мира (скорее всего, они эквиваленты Нави, Яви и Прави). А предками человека были полуживотные-полулюди, полуптицы-полулюди, полурыбы-полулюди. После смерти душа попадает в загробный мир, находящийся под землей, где нет рая и ада.

Национальный костюм

Национальная одежда мордвы была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.

Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

1685007932_mykaleidoscope-ru-p-narodnii-kostyum-mordvi-instagram-38.jpg3aae720d3cad66c3d1546bc259716129_XL.jpg1685007860_mykaleidoscope-ru-p-narodnii-kostyum-mordvi-instagram-29.jpg

Музыка

Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие. 

Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например, в одной из мордовских загадок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком.

Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба – торама, звуки которой были слышны далеко в окрýге. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка, деревянный ксилофон, колокольчики, скрипка, флейты, волынка, труба. Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

В современной Мордовии звучат и народные песни, и классические симфонии. В столице республики - городе Саранске проходят фестивали джазовой музыки, детские конкурсы и спортивные соревнования. Традиционная культура обогащается новыми, современными ритмами.

торама.jpg

Обычаи и традиции

Обычаи и традиции мордвы были основаны на единении человека и природы. Они связаны с рождением ребенка и созданием новой семьи. Семьи создавались несколькими способами:

Сватовство. Жених кидал хлеб в окно молодой и быстро скрывался с места. Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, этими блюдами просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.

Сговор. Когда предполагаемые родственники договариваются о браке молодых между собой.

Похищение. При этом способе большие застолья не устраивали.

Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.

Также существуют обычаи и поверья, относящиеся к почитанию усопших предков и похорон. Например, праздник «Балтай» проводится в первое воскресенье после Святой Троицы. В основу положены моления в честь хозяина леса. В начале проводят состязания и определяют самого шустрого и крепкого мужчину, наряжают его в медвежье одеяние и водят в лесу хоровод. У реки накрывают стол и празднуют. По окончанию праздника вырывают прутья из костюма медведя, бьют ими друг друга, желая крепкого здоровья.

Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых.

Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Народные праздники

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Особенно это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

Роштовань кудо - национальный земледельческий праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту. Праздник начинался вечером и продолжался 10—14 ночей. Обряды праздника посвящались духам-покровителям домашних животных, птиц, пчёл, злаков и священных деревьев. Колядующим парням и девушкам жители села делали пожертвования в виде продуктов и денег. Этими деньгами молодежь расплачивалась за предоставляемый для проведения обряда дом. По народным поверьям, чем больше людей сходилось в нём, тем действеннее становились просьбы к покровителям. Поэтому хозяева считали за честь и хорошим предзнаменованием выбор их дома. Магическое значение придавалось праздничным нарядам. Приходить сюда небрежно одетым было плохой приметой, поэтому на этот праздник старались одеться как можно наряднее.

Очень интересный праздник отмечался в октябре на Покров и назывался Покров-баба. Главным действующим лицом на этом празднике являлась женщина. Пожилая женщина надевала вывернутую наизнанку шубу, иногда маску, обувалась в лапти, на шею вешала пучок пеньки, из неё же делала бороду. Покров баба «объезжала» на метле все дома селения, проводила ею по стенам и потолку, как бы выметая из жилища тараканов и сверчков. В некоторых местах она «ездила» на палке, используя для выметания банный веник. Им же она наказывала непослушных детей и ленивых женщин.

В основе другого праздника «Балтай», который сейчас имеет статус республиканского, лежат древние языческие корни. В древности он был связан с молениями в честь хозяина леса – медведя. Затем принял несколько иную форму. По преданию в начале XX века на краю леса поселился дед Балтай. Однажды, чтобы повеселить ребятишек он нарядился в ветви от деревьев и прошелся по деревне. Так и возник праздник. Традиционно праздник начинается на лесной поляне, где участники и гости выбирают «медвежью семью» — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Чтобы стать «медведем», на «Балтае» нужно пройти испытания в веселых народных играх, самая популярная среди которых — это сбор с завязанными глазами лыковых шариков. Те из участников, кто больше соберет шариков, становятся «медведями». Их обвязывают кленовыми ветками так, чтобы получилась пышная шуба. Головной убор делают из папоротника, украшая его цветами. Вокруг «медвежьей» семьи водят хоровод, а затем все вместе отправляются в деревню пировать.

Праздник балтай.jpg

Танцевальная культура

Народная хореография мордвы связана с трудовыми процессами, традиционными обрядовыми и необрядовыми праздниками. В танцах и хороводах изображали общение с покровителями, свадебные пантомимы с участием символических фигур природы, карнавальные пляски в дни святок, пантомимические танцы ритуального характера.

Мордовский танец.jpg

Быт

Основы народных промыслов на территории Мордовии закладывались в глубокой древности. В 7—13 вв. древнемордовским племенам были известны ткачество, гончарство, художественная обработка металла и дерева и другое.

Основные направления, которыми занималась мордва: плетение из лозы и бересты, бисероплетение, мордовская национальная вышивка, гончарное дело.

В трех сёлах Ардатовского района – Жабино, Урусово и Старое Ардатово – развит валяльный промысел. Многие жители изготавливают чесанки, домашние и детские. Нередко их украшают геометрической вышивкой. В этих сёлах валяльный промысел возник во второй половине XIX века. Из поколения в поколение передавались премудрости этого мастерства.

Декоративная резьба по дереву – традиционный промысел мордвы. Занимались им в основном мужчины. Резьбой украшали наличники, карнизы, фронтоны, фризы, лобовые доски, ворота домов, делали игрушки.

Главным занятием мордвы было земледелие. В основном выращивали рожь, ячмень, овес, горох, просо, коноплю. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.

С древних времен мордва занималась бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Славились представители народа и как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Мордовцы самостоятельно изготавливали музыкальные инструменты из дерева, берёсты, стеблей растений, листьев, травы, стволов и ветвей деревьев.

Семейный уклад

У мордвы господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.

Брачный возраст у мужчин и женщин отличался: невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.

В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

original.jpg

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.

Селения мордвы редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

жилище. интерьер.jpg

Кухня
кухня .jpg

Основу питания мордвы, как и других земледельческих народов, составляли продукты земледелия. Хлеб (кши) выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже - ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие листья.

По праздникам готовили лепешки из сдобного теста, замешанного на сметане, масле, яйцах. Кроме этого пекли пироги с разнообразной начинкой: овощной, мясной, ягодной, из каш, картошки и т.п. Блины делали довольно толстым из пшеничной, пшенной, гречневой, гороховой муки. Их ели с молоком, маслом, медом.

Распространенным блюдом из пресного теста была салма: крутое тесто раскатывали полосками, затем отрезали кусочки и бросали в кипящий бульон.

салма.webp

Повседневным и обрядовым блюдом были разнообразные каши, которые варили на молоке или воде, а затем заправляли коровьим или растительным маслом. Из ржаной муки готовили кулагу: муку разводили водой и ставили в печь томиться, для улучшения вкуса в нее добавляли ягоды.

Рыбу употребляли вареной, жареной, готовили из нее уху. Также было распространено соление, сушение, вяление рыбы.

Мед употребляли в основном при приготовлении обрядовых и праздничных блюд. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, хмельное пиво - пуре.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.