68
Мордва-мокша

Мокша — один из древнейших коренных народов России. Этноним «мокша», которым представители народа пользовались с древних времен для самоназвания, пришел из древних индоевропейских языков. Мокша продолжают настаивать на национальной самоидентификации, трепетно сохраняя аутентичные традиции и память предков.

Территориальное расположение и численность

Первые официальные данные о численности этого народа зафиксированы в документации первой половины прошлого века. Тогда мокшан было около 300 тысяч человек. Со временем показатель значительно уменьшился, однако в наше время вернулся к изначальным данным.

По данным переписи населения 2020 года около 11 801 человек идентифицировали себя как мордва-мокша. Большая часть мокшан (10 099 человек) живет в республике Мордовия.

Отдельные представители и диаспоры мокшан проживают в следующих российских регионах:
Ульяновская область — 342;
Пензенская область — 323;
Московская область —  288;
г. Москва —  255.

Религия

Религиозные взгляды мокшан за свою историю претерпели влияние раннего зороастризма и народного христианства.

Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.к религии мокшан.jpg

Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющие двор;
Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
Вазава — хранительница скота;
Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
Масторатя — божество подземной сферы мира;
Модава — бог земли;
Кудава — бог дома;
Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
Ведява и Ведяля — ундина и водяной.

Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: белая рыба, белая береза, белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.

Основными культовыми мероприятиями были моления, делящиеся на 3 основные группы:
Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей, совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода.
Случайные: совершались во имя какого-то события, например, засухи или наводнения, проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле.
Общинные: были приурочены к календарным праздникам, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах, проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. 

Язык

Часть лингвистов считают, что у мордвы был один язык, но со второй половины I-го тыс. н. э. он разделился на эрзянский - им владели эрзяне и мокшанский – мокшане. Мокшанский язык относится к финно-волжской группе уральской семьи языков.

По мнению ученых, мокшанский язык смешал в себе татарский, чувашский и тюркский. В нем много букв «ы», «э» и большое количество татарских сложных слов. 

Большая часть мокшанской и эрзянской лесики имеет общее происхождение (например, мордовское «кядь» и эрзянское «кедь» — «рука», мордовское «кяль» и эрзянское «кель» — «язык», мордовское «сяське» и эрзянское «сеське» — «комар», мордовское «тяште» и эрзянское «теште» — «звезда», мордовское «шумабраши» и эрзянское «шумабрачи» — «добрый день»).

Несмотря на близость мордовских языков, можно отметить различия на уровне лексики, фонетики, морфологии (например, мордовское «пуня» и эрзянское «пов» — «пуговица»).

Несмотря на то, что языки разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Согласно переписи 2020 года, на мокша-мордовском языке говорит  19 911 граждан России. 

Традиционная и современная культура

Мифология

У мокши верховный бог-творец носит имя Шкай («Творец»), Шкай-пас, Шкабаваз (пас или паз — «бог»), Вярдя-Шкай. 

Согласно мокшанскому мифу о сотворении человека, сначала Шкай создал великанов ростом в 99 аршинов: но в конце истребил их, наслав великий потоп. Когда Шкай создал человека, он всего его покрыл роговой оболочкой и поставил собаку охранять свое творение, но Шайтан оплевал его, и оболочка осталась только на концах пальцев. Вместе с болезнями Шайтан вселил в человека злобу, корысть и зависть. Шкай заключил со своим противником договор о том, что живые люди будут принадлежать богу, а мертвецы — Шайтану. Тогда Шайтан создал смерть, и все люди стали попадать к нему. Шкай подослал к нему своего помощника, и тот выкрал договор, спрятанный Шайтаном на дне моря в камне: так бог стал распоряжаться судьбами людей и после смерти.

Богу нужны были помощники, и он стал создавать их, ударяя камнем о камень. Шайтан и тут стал подражать богу и творить злых духов, но Шкай произнес заклятие, и вместо духов у Шайтана стали получаться искры — так был сотворен огонь. 

Из камней бог сотворил звезды, в том числе Млечный путь, который опоясывает Землю. По Млечному пути проверяют свой полет перелетные птицы.

Загробный мир, преисподняя — это область тьмы, где заря отделяется от звезд, куда не заглядывает солнце и куда Нишке не посылает ветров.

Национальный костюм костюм мокши.jpg

Традиционный мужской костюм мокшан отличался простотой: холщовая длинная рубаха и штаны, а также валяная белая или черная шапка. Женские наряды были более разнообразны, богато украшались вышивкой, монетами, раковинами каури и шерстяными нитками. Основа платья была похожа: просторные штаны, поверх которых надевалась рубаха длиной чуть ниже колен. Шилась она из трех кусков холста: первый перекидывали пополам, делая дыру для головы, а оставшиеся два сшивали в боках. Спереди, для удобства ходьбы, делали разрез длиной 10-20 см. Вырез горловины был неглубоким и имел форму овала. Вышивкой с геометрическими узорами декорировали подол, ворот, рукава и лопатки рубахи.одежда мокша.jpg

В XIX столетии у мордвы распространилась новая деталь одежды, ставшая впоследствии одним из наиболее узнаваемых элементов костюма. Речь идет о переднике, имевшем разнообразные вариации: с нагрудником, закрытый с рукавами или традиционный. Носить его были обязаны даже дома и во время полевых работ, несмотря на то, что вес аксессуара мог доходить до нескольких килограммов. Его богато украшали монетами, металлическими деталями, раковинами каури, бисером, кружевом, лентами, шерстяными нитями, позументом и вышивкой.Нац костюм женский. мокша.jpg

Дополняли наряд безрукавкой, которая у мокшан была сдержанного и практичного черного цвета. Покрой подчеркивал достоинства фигуры: сужался в талии, а сзади в поясе для декора делали множество складок. Верхняя распашная одежда «мушкас» имела праздничные и повседневные варианты. По покрою своеобразные платья-кафтаны напоминали нательные рубахи. Шили их из плотного материала, по большей части использовали для полевых работ в межсезонье. Праздничные варианты богато украшались лентами, вставками цветной материи и вышивкой. Мокшанские женщины, как никто, тяготели к всевозможным украшениям: несколько рядов бус, кольца, браслеты, височные украшения, богато декорированные головные уборы делали образы максимально яркими.

Музыка

В жизни мокшан музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама. Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края. муз инструменты .jpeg

Среди музыкальных инструментов мокшан наиболее часто встречаются колотушка (шавома), деревянный ксилофон (кальхциямат), варган, скрипка (гарьзе, стрелка), флейты (вяшкома); волынка (фам, уфам). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Обычаи и традиции

Одним из основных направлений мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. После традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые не четырех пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.

У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Вода, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.

После известия о гибели в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке: от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живется в подземном мире. «Актер» должен был отвечать, что все хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.

Мокша в традиционных костюмах.jpg

Национальные праздники

Акша келу - главный мокшанский общенациональный праздник. Его название переводится как «Праздник белой березы». Традиционно он отмечается в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии и совпадает с православной Троицей. Основным развлечением этого памятного дня является мордовская борьба на поясах, когда соревнующиеся не должны отрывать рук от кушака. Победителем объявляется тот, кто уложит противника на землю три раза.Борьба. Акша келу.jpg

Роштувань куд («Рождественский дом») — национальный земледельческий праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту. Праздник начинался вечером, в сочельник, продолжался 10—14 ночей. Его обрядовые действа посвящались духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел, злаков и священных деревьев. Колядующим парням и девушкам жители села делали пожертвования в виде продуктов и денег, которыми первые расплачивались за предоставляемый для проведения обряда дом. По народным поверьям, чем больше людей сходилось в нем, тем действеннее становились просьбы к покровителям.роштувань кудо.jpg

Пасха - праздник обновления и возрождения жизни. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и простить обиды. Мокшане сбрасывали в реку копны горящего сена, молодежь бегала в этот день вокруг села с зажженными факелами в руках или спускала с гор горящие колеса. Многие исследователи связывают эти ритуальные огни с солярным культом. Они являлись олицетворением света и тепла. 

Троица. Девушки всю троицкую неделю ходили в венках из листьев и цветов. Центральным предметом троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события. Береза (келу) в народности мокша - символ трех миров: ушедших предков, мифологических покровителей и земных жителей. Связью с потусторонним миром считают обычай сажать березу на могиле. В свадебном обряде она символизирует красоту, стройность невесты. Традицию хлестать по спине березовыми прутьями, украшать ветками свадебный поезд считали оберегом от нечистой силы, гнева богов. К священной березе ходили с мольбой о здоровье.Троица. мокша.jpg

Ее славили в песнях, считали священным деревом, называли «кизэнь чи» (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Перед этим ее несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву – богиню воды – «вымыть летний день», чтобы она стала белой и красивой. Затем березку проносили по всему селу.

Быт

Вплоть до 30-х гг. XX в. у мокши бытовали обе формы семьи: малая и большая. 

Для успешного функционирования больших семейных коллективов была  необходима строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина — кудазор, по отношению к младшим дед или прадед. Кудазор руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи. В случае совершения проступка кем-либо из домочадцев, он платил за него штраф.

Несмотря на большое уважение к старости, главу могли сместить, если он действовал не в интересах семьи. В этом случае собирался семейный совет. По обычаю, он устраивался за обедом, причем ставился один лишний прибор для последнего умершего домохозяина, чем подчеркивалось его согласие с решением семейного совета. После смерти кудазора (покштя) мокши приступали к выбору нового главы семьи по истечении шести недель. Считалось, что покойный до этого срока еще принимал участие во всех семейных делах. Выбор кудазора осуществлялся по принципу старшинства и семейного положения. Впрочем, нередко бывали и исключения из правил, когда главой выбирали молодого, обладающего природной смекалкой, хозяйственной хваткой, расторопностью, честностью, правдивостью. Это те качества, которые ценились и были необходимы для успешного функционирования домашней экономики.

Высокий статус имела и жена главы семейства — кудазорава. Эффективность домашнего хозяйства, атмосфера внутри семьи, характер взаимоотношений между ее членами зависели от ее характера и личных качеств. Кудазорава ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Все члены семьи почитали и слушались главной хозяйки так же, как самого большака.

Традиционно работы между женщинами домохозяйка распределяла согласно их склонностям и возрасту, но поровну, без обременения той или другой более тяжелой работой. Определенные поблажки допускались в отношении к беременной женщине и кормящей матери. В компетенцию хозяйки входили выпечка хлеба, приготовление будничной и праздничной пищи. Она была также полновластной хозяйкой кладовой со всеми продовольственными запасами, которые расходовались и распределялись по ее усмотрению. В ряде случаев у нее в руках оказывалась семейная касса. От умения кудазоравы рационально организовать домашний обиход в значительной степени зависело благосостояние семьи. Мир осуждал ее, если она проявляла нерадение к своим обязанностям.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмерной занятости матери в хозяйственной и повседневной жизни, ее заботы о ребенке брала на себя кудазорава. Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. На свадьбе ее одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почетный и значимый дар невеста подвергалась осуждению. Высокий статус старшей женщины определялся и ее исключительной ролью в обрядовой жизни семьи и общины. В религиозных воззрениях мордвы доминировали женские божества, им же принадлежала главная роль в ряде молений, обрядов. В силу базовых мировоззренческих установок мужчины не могли совершить моленье некоторым божествам или участвовать в нем. В традиционной культуре хозяйка семьи считалась хранительницей домашнего очага.

Мокшанская женщина была вправе самостоятельно распоряжаться своим паем, даже отдать его дочери и пойти к ней жить. Однако при наличии общесемейной собственности все же члены семьи могли иметь и определенную личную собственность, каковой являлось приданое или наследство, праздничная, ритуальная, повседневная одежда. Личной собственностью считались вещи, предметы, полученные в дар. Обычай дарения был довольно частым явлением, особенно у мокши. В основном дарили движимое имущество, причем в рамках семейного коллектива. Традиционно дед при смерти своей завещал младшему внуку свои ульи, а бабка передавала младшей внучке две-три овцы. Эти дары — их собственность, но шерсть, мед составляли общее достояние. Если получатель не ухаживал за ними, то они переходили к тому, кто осуществлял эту работу.

В мордовской семье каждая девушка имела свое личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны и т. п. Из семейного бюджета дочерям выделялась определенная сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей. 

Кухня

Мокшане в основном пользовались продуктами, производимыми в собственном хозяйстве: хлеб, различные виды выпечек из пресного и кислого теста с различной начинкой. В качестве начинок использовались картофель, каши, капуста, лук, морковь, грибы, фрукты, ягоды с огорода и лесные, по великим праздникам - мясо, рыба.

Одним из самых любимых блюд мокшан являются блины пачат из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Ели их с молоком, маслом, медом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. В начале ХХ века они были вытеснены тонкими блинами из пресного теста.

Некоторые ритуальные мучные изделия были восприняты мордвой после обращения в христианство. Так, в марте пекли «жаворонки», а в среду на четвертой неделе поста — «кресты», в которые запекали монетки, крестики, угольки, зерна. мокшнский суп.jpg

У мокшан, продукты животноводства в основном употреблялись для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Мясо (сиволь) в вареном виде как самостоятельное блюдо употреблялось довольно редко. Чаще его использовали в качестве начинки к мучным блюдам. Мясо также употреблялось для приготовления супов (шонгарям). Его также тушили с картофелем, капустой. Ливер в основном шел для начинки пирогов, пельменей, но он также иногда использовался для приготовления первых блюд. Головы и ноги шли на холодец. Из свиной головы готовилось блюдо «золотая борода»: голову варили, затем сушили на сковороде в печи, прежде чем подать на стол, клали в рот крашеное яйцо и распаренный березовый прутик с листьями, под свиную голову снизу расстилали в виде бороды пучок окрашенных в красный цвет ниток. Это блюдо готовилось на Рождество.

Важное место в питании мордвы занимало молоко (лофца). Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока шапама лофца.

Традиционным мокшанским напитком является поза, напоминающая брагу. В современном мире его бы назвали свекольным пивом: именно этот корнеплод выступал основой для приготовления сусла. Предварительно свеклу слегка обжаривали и в течение суток распаривали в печи. После заготовку смешивали с хмелем, солодом, сахаром, ржаной мукой, водой и закваской из дрожжей. Иногда свекольные заготовки обваливали в ржаной муке: это увеличивало срок хранения и давало возможность готовить позу при необходимости.поза.jpg

Напиток был важен не только для бытового использования, но и для применения в сакральный обрядах. Наряду с пуре, позу пил жрец и все члены общины после завершения молений. У женщин существовал особый обряд «авань поза», или «женская брага». Он проводился в весеннее время, через неделю после Пасхи. Участницы собирались в одном из домов селения, веселились, пели песни и варили свекольное пиво. После устраивали всеобщее угощение, а один кувшин торжественно уносили в дом, где будут проводить обряд в следующем году.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.