Источник фото : tera-realty.ru
Мокша — один из древнейших коренных народов России. Этноним «мокша», которым представители народа пользовались с древних времён для самоназвания, происходит из древних индоевропейских языков. Мокша продолжают настаивать на национальной самоидентификации, трепетно сохраняя аутентичные традиции и память предков.
Основная версия происхождения мокшан отсылает к племенам Городецкой культуры, существовавшей в период VII века до н. э. — II века н. э. на территории современной Центральной России, а также республик Чувашия, Марий Эл и Мордовия. На протяжении исторического развития регион был захвачен скифскими племенами, имевшими иранское происхождение. Существует версия, что именно древние иранские племена выступают предками мокшан или оказали существенное влияние на этногенез народа в процессе захватнических войн и ассимиляции. После захвата скифов сарматскими племенами часть мокшанских родов оказалась под их властью.
В XII–XIII веках существовало влиятельное раннефеодальное мокшанское государство — Пурешева волость. Названо оно так по имени легендарного царя Пуреша, объединившего разрозненные племена и земли, включавшие бассейны рек Сура, Мокша, Вада и Цна. В русских летописях сохранились сведения о постоянных военных действиях Пуреша с Пургасом — царём эрзянского народа, государство которого именовали Пургасовой волостью.
В 1220 г. Пуреш заключил союз с Владимирским князем Юрием, совместно с которым ввязался в битву за устье Оки против болгарского хана Алмуша и своего заклятого врага Пургаса. В 1229 г. болгары вознамерились отомстить Пурешу, однако, узнав о разграблении земель Пургаса, повернули назад. Продолжил дело отца и сын Пуреша по имени Атямас, который в 1230 г. во время похода на Пургасову Русь полностью опустошил здешние земли.
В 1236 г. на мокшанские земли вторглись татаро-монгольские войска. Пуреш потерпел сокрушительное поражение в битве у Чёрного леса. Это вынудило царя заключить с монголами мир и стать их вассалом. В 1241 г. Орда выдвинулась на захват Центральной Европы, мокшане были в авангарде при захвате Завихоста и Люблина. При взятии Кракова и Сандомира войско мокшан понесло значительные потери, и Пуреш принял решение о заговоре с немцами и богемцами против монголов. Однако его замысел был раскрыт, и в ночь на 9 апреля 1241 г. царь, его сын и значительная часть войска были убиты.
Мокшане в составе Темниковского войска участвовали в захвате Иваном Грозным Казани, после чего присягнули государю на верность. С целью освоения региона и насаждения христианства в Мордовию были направлены русские переселенцы. В этот же период многие знатные мордовские роды перешли в новую веру, что позволило им сохранить княжеские титулы. Однако обычным представителям народа такое положение вещей не нравилось, чему свидетельством являлись многочисленные бунты. Известно об участии народа мокша в бунте Емельяна Пугачёва во второй половине XVIII века. Однако столетие спустя процесс обрусения этноса практически завершился, а серьёзных попыток изменить сложившееся положение не предпринималось.

Источник фото : ru.pinterest.com
Первые официальные данные о численности этого народа зафиксированы в документации первой половины прошлого века. Тогда мокшан было около 300 тысяч человек. Со временем показатель значительно уменьшился, однако в наше время вернулся к изначальным данным.
По данным переписи населения 2020 года около 11 801 человек идентифицировали себя как мордва-мокша. Большая часть мокшан (10 099 человек) живёт в Республике Мордовия.
Отдельные представители и диаспоры мокшан проживают в следующих российских регионах:
• Ульяновская область — 342;
• Пензенская область — 323;
• Московская область — 288;
• г. Москва — 255.
Религиозные взгляды мокшан за свою историю претерпели влияние раннего зороастризма и народного христианства.
Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных верований. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия — Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.
Источник фото : nazaccent.ru
Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
• Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющие двор;
• Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
• Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
• Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
• Вазава — хранительница скота;
• Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
• Масторатя — божество подземной сферы мира;
• Модава — бог земли;
• Кудава — бог дома;
• Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
• Ведява и Ведяля — ундина и водяной.
Также в пантеон входили божества, представлявшиеся в виде священных животных и растений: белая рыба, белая берёза, белый лебедь, ольха, дуб. Почитались небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.
Основными культовыми мероприятиями были моления, делящиеся на три основные группы:
1. Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей, совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода.
2. Случайные: совершались во имя какого-либо события, например, засухи или наводнения, проходили в месте, с которым оно было связано: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле.
3. Общинные: приурочивались к календарным праздникам, совершались обычно в священных рощах или других сакральных местах; проводили их жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников.
Часть лингвистов считает, что у мордвы был один язык, но со второй половины I тыс. н. э. он разделился на эрзянский — им владели эрзяне — и мокшанский — мокшане. Мокшанский язык относится к финно-волжской группе уральской семьи языков.
По мнению учёных, мокшанский язык вобрал в себя элементы татарского, чувашского и тюркского языков. В нём много букв «ы», «э» и большое количество татарских сложных слов.
Большая часть мокшанской и эрзянской лексики имеет общее происхождение (например, мокшанское «кядь» и эрзянское «кедь» — «рука», мокшанское «кяль» и эрзянское «кель» — «язык», мокшанское «сяське» и эрзянское «сеське» — «комар», мокшанское «тяште» и эрзянское «теште» — «звезда», мокшанское «шумабраши» и эрзянское «шумабрачи» — «добрый день»).
Несмотря на близость мордовских языков, можно отметить различия на уровне лексики, фонетики и морфологии (например, мокшанское «пуня» и эрзянское «пов» — «пуговица»).
Несмотря на то что языки разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Согласно переписи 2020 года, на мокшанском языке говорит 19 911 гражданин России.
У мокши верховный бог-творец носит имя Шкай («Творец»), Шкай-пас, Шкабаваз (пас или паз — «бог»), Вярдя-Шкай.
Согласно мокшанскому мифу о сотворении человека, сначала Шкай создал великанов ростом в 99 аршинов, но в конце истребил их, наслав великий потоп.
Когда Шкай создал человека, он всего его покрыл роговой оболочкой и поставил собаку охранять своё творение, но Шайтан оплевал его, и оболочка осталась только на концах пальцев. Вместе с болезнями Шайтан вселил в человека злобу, корысть и зависть. Шкай заключил со своим противником договор о том, что живые люди будут принадлежать богу, а мёртвые — Шайтану. Тогда Шайтан создал смерть, и все люди стали попадать к нему. Шкай подослал к нему своего помощника, и тот выкрал договор, спрятанный Шайтаном на дне моря в камне: так бог стал распоряжаться судьбами людей и после смерти.
Богу нужны были помощники, и он стал создавать их, ударяя камнем о камень. Шайтан и тут стал подражать богу и творить злых духов, но Шкай произнёс заклятие, и вместо духов у Шайтана стали получаться искры — так был сотворён огонь.
Из камней бог сотворил звёзды, в том числе Млечный путь, который опоясывает Землю. По Млечному пути проверяют свой полёт перелётные птицы.
Загробный мир, преисподняя — это область тьмы, где заря отделяется от звёзд, куда не заглядывает солнце и куда Нишке не посылает ветров.

Источник фото : 1001zaponka.ru
Традиционный мужской костюм мокшан отличался простотой: холщовая длинная рубаха и штаны, а также валяная белая или чёрная шапка. Женские наряды были более разнообразны, богато украшались вышивкой, монетами, раковинами каури и шерстяными нитками. Основа платья была похожа: просторные штаны, поверх которых надевалась рубаха длиной чуть ниже колен. Шилась она из трёх кусков холста: первый перекидывали пополам, делая дыру для головы, а оставшиеся два сшивали по бокам. Спереди, для удобства ходьбы, делали разрез длиной 10–20 см. Вырез горловины был неглубоким и имел форму овала. Вышивкой с геометрическими узорами декорировали подол, ворот, рукава и лопатки рубахи.
Источник фото : spafesta.ru
В XIX столетии у мордвы распространилась новая деталь одежды, ставшая впоследствии одним из наиболее узнаваемых элементов костюма. Речь идёт о переднике, имевшем разнообразные вариации: с нагрудником, закрытый с рукавами или традиционный. Носить его были обязаны даже дома и во время полевых работ, несмотря на то что вес аксессуара мог доходить до нескольких килограммов. Его богато украшали монетами, металлическими деталями, раковинами каури, бисером, кружевом, лентами, шерстяными нитями, позументом и вышивкой.

Источник фото : gagaru.club
Дополняли наряд безрукавкой, которая у мокшан была сдержанного и практичного чёрного цвета. Покрой подчёркивал достоинства фигуры: сужался в талии, а сзади в поясе для декора делали множество складок. Верхняя распашная одежда «мушкас» имела праздничные и повседневные варианты. По покрою своеобразные платья-кафтаны напоминали нательные рубахи. Шили их из плотного материала, по большей части использовали для полевых работ в межсезонье. Праздничные варианты богато украшались лентами, вставками цветной материи и вышивкой. Мокшанские женщины, как никто, тяготели к всевозможным украшениям: несколько рядов бус, кольца, браслеты, височные украшения, богато декорированные головные уборы делали образы максимально яркими.
В жизни мокшан музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток и общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама. Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернётся и встанет на защиту родного края. 
Источник фото : dzen.ru
Среди музыкальных инструментов мокшан наиболее часто встречаются колотушка (шавома), деревянный ксилофон (кальхциямат), варган, скрипка (гарьзе, стрелка), флейты (вяшкома); волынка (фам, уфам). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.
Одним из основных направлений Мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. Позже традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые на четырёх пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.
У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Воду, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, что если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.
После известия о смерти в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке — от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живётся в подземном мире. «Актёр» должен был отвечать, что всё хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.

Источник фото : belarusstrana.ru
Акша келу — главный мокшанский общенациональный праздник. Его название переводится как «Праздник белой берёзы». Традиционно он отмечается в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии и совпадает с православной Троицей. Основным развлечением этого памятного дня является мордовская борьба на поясах, когда соревнующиеся не должны отрывать рук от кушака. Победителем объявляется тот, кто уложит противника на землю три раза.
Источник фото : madeinmordovia.ru
Роштувань куд («Рождественский дом») — национальный земледельческий праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцестоянию. Праздник начинался вечером, в сочельник, и продолжался 10–14 ночей. Его обрядовые действия посвящались духам-покровителям домашних животных, птиц, пчёл, злаков и священных деревьев. Колядующим парням и девушкам жители села делали пожертвования в виде продуктов и денег, которыми первые расплачивались за предоставляемый для проведения обряда дом. По народным поверьям, чем больше людей сходилось в нём, тем действеннее становились просьбы к покровителям.
Источник фото : www.mordovmedia.ru
Пасха — праздник обновления и возрождения жизни. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и простить обиды. Мокшане сбрасывали в реку копны горящего сена, молодёжь бегала в этот день вокруг села с зажжёнными факелами в руках или спускала с гор горящие колёса. Многие исследователи связывают эти ритуальные огни с солярным культом. Они являлись олицетворением света и тепла.
Троица. Девушки всю троицкую неделю ходили в венках из листьев и цветов. Центральным предметом троицкого цикла была украшенная берёзка, вокруг которой развивались основные события. Берёза (келу) в народности мокша — символ трёх миров: ушедших предков, мифологических покровителей и земных жителей. Связью с потусторонним миром считают обычай сажать берёзу на могиле. В свадебном обряде она символизирует красоту, стройность невесты. Традицию хлестать по спине берёзовыми прутьями, украшать ветками свадебный поезд считали оберегом от нечистой силы, гнева богов. К священной берёзе ходили с мольбой о здоровье.
Источник фото : www.vremyan.ru
Её славили в песнях, считали священным деревом, называли «кизэнь чи» (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Перед этим её несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву — богиню воды — «вымыть летний день», чтобы она стала белой и красивой. Затем берёзку проносили по всему селу.
Вплоть до 30-х гг. XX в. у мокши бытовали обе формы семьи: малая и большая.
Для успешного функционирования больших семейных коллективов была необходима строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина — кудазор, по отношению к младшим — дед или прадед. Кудазор руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи. В случае совершения проступка кем-либо из домочадцев он платил за него штраф.
Несмотря на большое уважение к старости, главу могли сместить, если он действовал не в интересах семьи. В этом случае собирался семейный совет. По обычаю, он устраивался за обедом, причём ставился один лишний прибор для последнего умершего домохозяина, чем подчёркивалось его согласие с решением семейного совета. После смерти кудазора (покштя) мокши приступали к выбору нового главы семьи по истечении шести недель. Считалось, что покойный до этого срока ещё принимал участие во всех семейных делах. Выбор кудазора осуществлялся по принципу старшинства и семейного положения. Впрочем, нередко бывали и исключения из правил, когда главой выбирали молодого, обладающего природной смекалкой, хозяйственной хваткой, расторопностью, честностью, правдивостью. Эти качества ценились и были необходимы для успешного функционирования домашней экономики.
Высокий статус имела и жена главы семейства — кудазорава. Эффективность домашнего хозяйства, атмосфера внутри семьи, характер взаимоотношений между её членами зависели от её характера и личных качеств. Кудазорава ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Все члены семьи почитали и слушались главную хозяйку так же, как и самого кудазора.
Традиционно работы между женщинами домохозяйка распределяла согласно их склонностям и возрасту, но поровну, без обременения той или другой более тяжёлой работой. Определённые поблажки допускались в отношении беременной женщины и кормящей матери. В компетенцию хозяйки входили выпечка хлеба, приготовление будничной и праздничной пищи. Она была также полновластной хозяйкой кладовой со всеми продовольственными запасами, которые расходовались и распределялись по её усмотрению. В ряде случаев у неё в руках оказывалась семейная касса. От умения кудазоравы рационально организовать домашний обиход в значительной степени зависело благосостояние семьи. Мир осуждал её, если она проявляла нерадение к своим обязанностям.
Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмерной занятости матери в хозяйственной и повседневной жизни её заботы о ребёнке брала на себя кудазорава. Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. На свадьбе её одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почётный и значимый дар невеста подвергалась осуждению. Высокий статус старшей женщины определялся и её исключительной ролью в обрядовой жизни семьи и общины. В религиозных воззрениях мордвы доминировали женские божества, им же принадлежала главная роль в ряде молений и обрядов. В силу базовых мировоззренческих установок мужчины не могли совершить моление некоторым божествам или участвовать в нём. В традиционной культуре хозяйка семьи считалась хранительницей домашнего очага.
Мокшанская женщина была вправе самостоятельно распоряжаться своим паем, даже отдать его дочери и пойти к ней жить. Однако при наличии общесемейной собственности все же члены семьи могли иметь и определённую личную собственность, каковой являлись приданое или наследство, праздничная, ритуальная, повседневная одежда. Личной собственностью считались вещи и предметы, полученные в дар. Обычай дарения был довольно частым явлением, особенно у мокши. В основном дарили движимое имущество, причём в рамках семейного коллектива. Традиционно дед при смерти своей завещал младшему внуку свои ульи, а бабка передавала младшей внучке две–три овцы. Эти дары — их собственность, но шерсть и мёд составляли общее достояние. Если получатель не ухаживал за ними, то они переходили к тому, кто осуществлял эту работу.
В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны и т. п. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.
Мокшане в основном пользовались продуктами, производимыми в собственном хозяйстве: хлеб, различные виды выпечки из пресного и кислого теста с различной начинкой. В качестве начинок использовались картофель, каши, капуста, лук, морковь, грибы, фрукты, ягоды с огорода и лесные; по великим праздникам — мясо, рыба.
Одним из самых любимых блюд мокшан являются блины пачат из ржаной, пшеничной, пшённой, гороховой муки. Ели их с молоком, маслом, мёдом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. В начале XX века они были вытеснены тонкими блинами из пресного теста.
Некоторые ритуальные мучные изделия были восприняты мордвой после обращения в христианство. Так, в марте пекли «жаворонки», а в среду на четвёртой неделе поста — «кресты», в которые запекали монетки, крестики, угольки, зёрна. 
Источник фото : moikulinar.ru
У мокшан продукты животноводства в основном употреблялись для приготовления обрядовых и праздничных блюд. Мясо (сиволь) в варёном виде как самостоятельное блюдо употреблялось довольно редко. Чаще его использовали в качестве начинки к мучным блюдам. Мясо также употреблялось для приготовления супов (шонгарям). Его также тушили с картофелем, капустой. Ливер в основном шёл для начинки пирогов, пельменей, но он также иногда использовался для приготовления первых блюд. Головы и ноги шли на холодец. Из свиной головы готовилось блюдо «золотая борода»: голову варили, затем сушили на сковороде в печи; прежде чем подать на стол, клали в рот крашеное яйцо и распаренный берёзовый прутик с листьями; под свиную голову снизу расстилали в виде бороды пучок окрашенных в красный цвет ниток. Это блюдо готовилось на Рождество.
Важное место в питании мордвы занимало молоко (лофца). Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока — шапама лофца.
Традиционным мокшанским напитком является поза, напоминающая брагу. В современном мире его бы назвали свекольным пивом: именно этот корнеплод выступал основой для приготовления сусла. Предварительно свеклу слегка обжаривали и в течение суток распаривали в печи. После заготовку смешивали с хмелем, солодом, сахаром, ржаной мукой, водой и закваской из дрожжей. Иногда свекольные заготовки обваливали в ржаной муке: это увеличивало срок хранения и давало возможность готовить позу при необходимости.
Источник фото : postila.ru
Напиток был важен не только для бытового использования, но и для применения в сакральных обрядах. Наряду с пуре, позу пил жрец и все члены общины после завершения молений. У женщин существовал особый обряд «авань поза», или «женская брага». Он проводился весной, через неделю после Пасхи. Участницы собирались в одном из домов селения, веселились, пели песни и варили свекольное пиво. После устраивали всеобщее угощение, а один кувшин торжественно уносили в дом, где будут проводить обряд в следующем году.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения