Нагайбаки — этнорелигиозная группа татар, малочисленный коренной народ России. Входили в состав Оренбургского казачества во времена Российской империи.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 5 719 нагайбаков. Большинство представителей этой национальности — 5 343 человек, проживают в Челябинской области.
Число нагайбаков в других регионах России:
Тюменская область — 121;
ХМАО — 83;
Республика Башкортостан — 39;
Свердловская область — 32.
Представители народа в основном исповедуют христианство, но встречаются и случаи принадлежности к мусульманской религии. По данным некоторых исследований, еще в XX веке православные местные жители стали тайно принимать ислам. Такие перемены связаны с тесными контактами нагайбаков и татар.
Язык нагайбаков является говором в среднем диалекте татарского языка. На татарском языке согласно переписи 2020 года говорит более 3 261 155 жителей России.
Наряду с нагайбакским диалектом к этой группе относятся также два кряшенских говора. Отличительные особенности нагайбакского от татарского — отсутствие в языке арабизмов и фарсизмов, пришедших в татарский язык из религиозных текстов, а также тесные связи с русским народом и его языковое влияние. Кроме того, нагайбакский язык содержит значительный пласт архаичной лексики, связанной с языческими обрядами (особенно культом предков).
Доминирующим языком межличностного общения является русский, что связано не только с современной ситуацией, но и обусловлено историческими факторами: нагайбаками на протяжении почти всей своей истории являлись двуязычным народом, так как использовали русский язык на военной службе, а также активно взаимодействовали с русскими.
В настоящее время предпринимаются попытки «очищения» нагайбакского говора от литературных татарских заимствований. Например, был издан «Нагайбакско-русский и русско-нагайбакский словарь», в котором авторы постарались представить именно народный вариант нагайбакского языка.
Обряды и традиции нагайбаков играют большую роль в их жизни.
Перед свадьбой девушки готовили приданое – вышивали полотенца, покрывала. Та, у которой не было выбитых вещей, считается плохой невестой. На свадьбу со стороны молодой приезжал целый «поезд», на котором везли приданое – сундук, кровать, перину, подушки, рушники. Все это девочка начинала готовить с пяти лет, к моменту выхода замуж должно было собраться пять узелков.
Родственники и гости съезжались в лучших повозках. Впереди «свадебного поезда» – вожак (аргыш), за ним везли постель молодушки и все приданое, следом двигались деверь и т.д. На постель сажали двух мальчиков. Навстречу этому «поезду» из дома свата выходили с хлебом-солью и пивом. Когда привозили приданое, собирались соседи, зеваки и все смотрели, сколько полотенец, подзоров и т.д. И давали оценку, хорошая невеста или нет.
Позднее наступало время бэби мае (торжества по случаю рождения ребенка), бала чукындыру (дня крещения ребенка с обязательным церковным обрядом). Принимала роды абей (бабушка, повитуха), она же совершала бэбэй мучасы (омовение ребенка в бане) с приговорами и заклинаниями (от сглаза, порчи, болезней), «правила» (массажировала) роженицу. Крестные отец (Жэш ата) и мать (Жэш инэ) почитались на протяжении всей жизни, обязательно присутствовали на семейных торжествах.
Во времена Российской империи была традиция «Бала сатыб алыу» - покупка ребенка в семьях, где умирают дети. Сразу после рождения ребенка забирают от матери и отдают кому-то абсолютно чужому. Через определенное время она стучится в окно и спрашивает: Вам не нужен ребенок? У меня есть для продажи дитя. Специально для этого случая шьется лоскутное одеяло. Девочку после этого зовут — Сатук, мальчика — Сатый. В документах стоят другие имена. Если есть возможность, меняют даже дату рождения.
Существует обряд поминовения усопших «Ашбиру» (самый значимый в жизни народа) — подача пищи. Он приурочен к Михайлову дню — 21 ноября по новому стилю. До сих пор умерших родственников поминали в нечетную годовщину, не ранее 3 лет со дня смерти. Для поминальной трапезы закалывали корову, желательно белого цвета, который олицетворяет чистоту помыслов. Широко раскрывали ворота. Во дворе дома устанавливали стол с хлебом-солью и большой казан, в который пришедшие хозяйки складывали принесенные с собой продукты на «помин души».
Поскольку исторически нагайбаки – оренбургские казаки, то и традиционной мужской одеждой у них была форма оренбургских казаков. О каких-либо других типах одежды, распространенных ранее, данных почти не осталось.
Нижней одеждой являлась белая рубаха, домотканые брюки и косоворотка, материалом для их изготовления служила пестрядь – одна из разновидностей грубой ткани. Низ у рубах украшали оборкой, ворот – как правило, стойка, рукава были прямыми. Рукава и ворот нередко отделывали рюшами.
Особой оригинальностью отличалось оформление женских рубашек, не имевшее аналогов ни в одной другой группе татар волжско-уральского региона. В область груди и на талию наносили аппликации в виде круговых композиций, куски ткани для них отличались яркостью и контрастностью.
Верхняя одежда была или суконной, или шилась из дубленой кожи. Ее подпоясывали кушаками различных цветов, длина которых доходила до трех метров. Завязывали их традиционным способом – обматывая вокруг пояса, а концы прятали, либо, наоборот выпускали, если на них были кисти. Традиционная обувь – прямоплетенные лапти, известные как «татарские».
В летнее время главным мужским головным убором неизменно была фуражка, в холодную пору года в этой роли выступали каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, который носили вместе с головной повязкой. В начале прошлого столетия большинство нагайбаков стало одеваться в городскую одежду казачьего образца.
Годовой цикл и праздников у нагайбаков открывает Нардуган – двухнедельное празднование нового года. Ряженые Дед и Бабка Нардугана ходят по домам в сопровождении своей свиты из «солдата», «врача», «вдовы солдата» и др. Во время праздника разыгрываются юмористические музыкальные спектакли. Сюжетами становились истории о неудачливых сватах, затерявшихся путниках. Они сопровождались пением специальных такмаков (частушек), игровых песен, плясками. Завершался этот праздник гаданиями, на которых каждая девушка могла исполнить около ста специальных святочных песен.
Первый весенний праздник «проводы льда» связан с пробуждением природы (на нем устраивают костры). В Вербное воскресенье юноши раздают по домам ветки вербы и собирают продукты на коллективную «вербную кашу».
На «Олокон» (Пасху) варят и красят яйца и вместе с другими лакомствами раздают детям. Устраивают игры на улицах, катание на качелях, состязания в борьбе и конных скачках.
Перед посевной нагайбаки устраивают Сабантуй, до начала сенокоса – Жыен, как у татар.
Сохранился также обычай на Троицу плести березовые венки и посещать кладбища.
Петров день нагайбаки считали началом сбора поспевших ягод, из которых в каждом доме пекли пирожки.
Осенью нагайбаки праздновали Покров день, пекли «пыкраупиругы» — особые пирожки размером немного больше пельменей из пресного теста на сметане с начинкой из пшеничных зерен.
Мифология нагайбаков тесно переплетается с русскими и татарскими поверьями. Например, согласно древним обычаям, каждый домохозяин нагайбак должен раз в год сварить кашу для угощения (умилостивления) темных сил, леших, домовых.
Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. Широко распространены песни-сказания, активно поют нагайбаки русские произведения. Песни-проводы занимают особое место, они передают ностальгию по родным местам, ожидание встречи с родными.
Один из ранних пластов песенной культуры нагайбаков – это цикл песен, известный в народе как җыен көйләре (джиенные напевы), которые включают туй көйләре (свадебные напевы) и казак озату көйләре (напевы проводов казаков).
Музыкально-фольклорное наследие нагайбаков включает в себя ряд песенных произведений, которые характеризуются наличием в них небольшой сюжетной линии, которая отражает широкий круг (трагических или комедийных) явлений повседневности, исторических, религиозных, мифологических легенд.
В 2000 году в Нагайбакском районе Челябинской области был образован центр национальных культур. В процессе работы был накоплен богатый материал по культуре и в 1992 году был создан ансамбль казачьей песни «Талица». На сегодняшний день коллектив «Талица» — единственный в Нагайбакском районе, занимающийся песенной традицией Уральского казачества.
14 января 1990 года был организован ансамблю «Сак-Сок». Уже в 1992 году ему было присвоено звание «Народный». С момента своего создания «Сак-Сок» завоевал сердца любителей народной музыки. Ансамблем дано большое количество концертов. Они исполняют нагайбакские песни, сохраняют местные обычаи, традиции нагайбаков. В их исполнении звучат и веселые и протяжные лирические песни, здесь и песни-легенды, обрядовые и застольные, шуточные песни и частушки. Часть песен ансамбль исполняет аккаппельно.
Нагайбакская танцевальная традиция включает в себя русские и татарские танцы. По жанровому составу танцы нагайбаков, можно разделить на хороводы, пляски и кадрили. Записанные в полевых исследованиях хороводы, в быту нагайбаков занимали четко определенное место: их водили как в избах и на уличных гуляниях, исполняя под пение a'cappella, либо под наигрыши гармони. Включались они как в календарные, так и семейные обряды и были направлены на формирование будущих брачных пар из незамужней молодежи, сопровождали проводы молодых людей на военную службу, предсвадебные и свадебные ритуалы, праздничные и досуговые мероприятия. В осенне-зимнее время хороводы водили на вечерках, посиделках, а летом игрища устраивались на улице.
Традиционное занятие нагайбаков — залежное земледелие, выращивают ячмень, пшеницу, овес, полбу, рожь, коноплю, лен. Занимаются животноводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу. Зажиточные отдавали скот казахам на выпас или держали его на отдаленных хуторах (кырга чыгу).
Занимаются пчеловодством, раньше была развита добыча камня. Традиционное пахотное орудие народа сабан — тип плуга на двух колесах. Хлеб мололи молотильным катком. Из промыслов занимались производством экипажей, плотницким делом.
Дома нагайбаков внешне мало отличались от русских. Но существовала и разница. Большинство дворов нагайбаков – однодверные избы. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Зимнее жилище делалось на основе сруба, летнее – саманное.
Стены домов обмазывались и белились. Внутренняя планировка жилища походила на русскую. Сбоку печи вмазывался чугунный котел (казан), в котором ежедневно варили пищу. Напротив печи устраивались нары и широкие лавки, служившие и залавком, и кроватью. В летнее время нагайбаки готовили кушанье не на кухне, а во дворе. Для этого под навесом отгораживалось место, и там устраивалась печь с казаном.
В праздничные дни горницы особо украшались: по стенам развешивались лучшие полотенца собственной работы, вышитые по концам различными узорами из черного и красного шелка, вывешивалась лучшая праздничная мужская и женская одежда.
Поселения нагайбаков располагаются неподалеку от рек, отличаются правильной квартально-уличной планировкой. В каждом селении есть церковь, площадь-плац, провиантские склады, магазины. Основная часть усадеб однодворная. Отдельно от жилища строились хозяйственные постройки. Жилища одноэтажные, состоят в основном из двух комнат.
У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей.
Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне, готовят их к повседневному и праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепешки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свеклой, морковью.
Из сушеной вишни делают вишневое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики, замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки.
Кухня нагайбаков в 1996 год получила бриллиантовую звезду на конкурсе в Мексике за экологическую чистоту и качество.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.