Источник фото : dzen.ru
Нганасаны — коренной самодийский народ Сибири, самый северный во всей Евразии. Они являются потомками древнейшего населения Таймыра.
Предки нганасанов охотились на Таймыре на дикого оленя ещё в эпоху палеолита. В средневековье на них оказали влияние сначала тунгусы, а позднее — другие самодийские группы. Этническое формирование нганасанов относят к XVII–XVIII векам, когда объединились племена пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и некоторых других.

Источник фото : dzen.ru
Когда русские исследователи и служилые люди достигли северных земель, нганасаны уже говорили на самодийском языке. Предполагается, что изначально их язык был иным и до наших дней не сохранился. Позднее культура и язык нганасанов испытали влияние юкагирских и эвенкийских элементов.
До революции этот народ называли «самоядь». Иногда использовались термины «тавгийские», «авамские» или «вадеевские самоеды» — по названиям наиболее многочисленных групп.

Источник фото : novate.ru
Этноним «нганасан» был введён в 1930-х годах советскими лингвистами и означает «человек». Самоназвание народа — «няа» или «ня» («товарищ»). В дореволюционной литературе упоминались также как вадеевские, тавгийские, авамские самоеды или просто самоеды.
Нганасаны делятся на следующие племенные группы:
• Вадеевские (восточные), включающие шесть родов;
• Авамские (западные), включающие пять родов;
• Яроцкие (отдельный род, не входящий в два предыдущих племени).
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 687 нганасанов. Большинство из них — 663 человека — живут в Красноярском крае.
Традиционная религия нганасанов — анимистический пантеизм и шаманизм. Широко распространено почитание родовых покровителей в виде гор, камней, скал, деревьев и зооморфических фигур.
С 1639 года предпринимались попытки христианизации нганасанов, которые в целом оказались неудачными. В 1834 году удалось крестить лишь около 10 % населения. До настоящего времени многие представители народа сохраняют традиционные верования.

Источник фото : www.ttelegraf.ru
Нганасанский язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают два говора: вадеевский и авамский.
Письменность на нганасанском языке была впервые разработана в 1990 году на основе кириллицы с добавлением специальных букв. В 1991 году вышла первая книга — русско-нганасанский разговорник. Новый вариант алфавита был принят в 1995 году и до сих пор используется в учебной литературе.
Согласно переписи 2020 года, на нганасанском языке говорит около 300 жителей России. Основная часть народа в повседневной жизни использует русский язык; владение родным языком значительно сократилось.
Нганасаны — народ, придерживающийся множества традиционных верований и обычаев. В обществе существуют строгие правила поведения, обязательные как для местных жителей, так и для гостей.
Например, нельзя переступать через спящих людей (особенно через их ноги), разбросанные на земле вещи или костёр. Последний считается священным, и пренебрежительное отношение к огню, по убеждению нганасанов, приносит несчастья.
Для женщин существует особый свод правил. Им запрещено переходить дорогу, по которой прошёл аргиш (так называют караван оленей), если его путь лежал мимо жилища женщины. В таком случае приходится обходить участок пути по дуге, что занимает дополнительное время.
Роженицы считаются «нечистыми» и на определённое время изолируются в отдельном помещении. Этот обычай не носит оскорбительного характера: изоляция позволяла защитить мать и ребёнка от инфекций, которые могли занести другие члены общины.
К одежде детей пришивали звуковые обереги — подвески-погремушки в форме кольца с нанизанными трубочками. Над колыбелью проводили трубочкой или палочкой по дуге, чтобы успокоить ребёнка и сопровождать колыбельную песню. Игрушки, которыми играют дети сегодня — жужжалка (сани херы) и вращаемая зазывалка (биахеры) — ранее имели ритуальное значение.
Многие нганасаны продолжают верить, что мир наполнен духами-покровителями, сопровождающими человека от рождения до смерти. Беды, неудачи и болезни связываются с действиями духов. Для защиты используются обереги, заговоры и заклинания, которые могут исполнять только шаманы.

Источник фото : portfolio.hse.ru
Одежда шилась из оленьих шкур. Мужской костюм включал двойную глухую малицу (лу) из белой шкуры, отороченную белым собачьим мехом. В сильный мороз поверх малицы надевали сокуй с капюшоном и высоким меховым султаном над лбом.
Женщины носили распашную парку и комбинезон из ровдуги (фоние), украшенный на груди металлическими бляхами-лунницами. Голову покрывали шапкой-капором из шкуры белого оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Ранее бельё не носили; этот обычай появился позже. Летом современные нганасаны носят покупную европейскую одежду.

Источник фото : dzen.ru
Мужчины вместо штанов использовали натазники из меха или цветной ровдуги. Поверх надевали пояс, украшенный кольцами, к которым крепили голенища обуви, огниво, нож в ножнах, кисет и футляр для курительной трубки.
Вещи украшались аппликациями и геометрическими орнаментами — мули. По таким узорам можно было определить возрастную и социальную принадлежность владельца.

Источник фото : dzen.ru
Украшение одежды — трудоёмкий процесс, поэтому аппликации часто снимали со старых вещей и использовали повторно.
Обувь (файму) изготавливалась из белых шкур с ног оленей. Подошвы делали из лбов оленей или из камусов с лесенкой, чтобы не скользить. Обувь была цилиндрической формы, без подъёма, напоминала чехлы. Под неё надевали меховые чулки (тангада). Женская обувь имела более короткие голенища.
Весной для защиты глаз от яркого света использовали снеговые очки — сеймекунсыда: пластину с прорезями из кости или металла на кожаных ремешках.
Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы и смазывали их оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

Источник фото : old.bigenc.ru
Во время летнего солнцестояния отмечается праздник Аны’о дялы — большой праздник в честь матери природы. Им руководит самая старшая женщина общины. В это время проводятся обряды инициации молодёжи, сопровождаемые играми и состязаниями.

Источник фото : my.krskstate.ru
Важное значение имеет праздник «чистого чума» — Мадуся, проводимый после окончания полярной ночи. Он длится от трёх до девяти дней. Иногда вместо него устраивается обряд прохождения через «каменные ворота» — фала-футу. В течение трёх дней шаман совершает камлания, и в завершение все участники трижды проходят через специально сооружённый каменный коридор.
В традиционном мировоззрении нганасанов отсутствует чёткое разделение на естественное и сверхъестественное. Вселенная делится на три мира: верхний, средний и нижний.
Верхний мир населяют добрые божества и духи. Они живут в достатке, носят богатую одежду, владеют множеством оленей, обладают приятной внешностью, отличаются неторопливостью и рассудительностью. Человек может обращаться к ним только с просьбами.
Средний мир — это земля, где каждое растение, животное, гора или озеро обладает собственным духом. Поэтому не следует без необходимости бросать камни в воду, громко кричать, ломать кусты, рвать траву или рубить деревья. Духи делятся на добрых (нгоу) и злых (баруси). Злые духи причиняют вред, и защититься от них можно только с помощью шамана. С распространением православия некоторые христианские святые, например Николай Чудотворец, были включены в пантеон добрых духов под именем Никулуска-нгоу.
Нижний мир находится под землёй. Там обитают души умерших и множество злых духов, вылезающих через отверстия в земле, чтобы навредить людям. В полумраке, освещённом луной, среди уродливых животных и железной растительности они мелькают как тени. Шаманы могут спускаться в нижний мир, чтобы проводить туда душу умершего или вернуть душу тяжелобольного человека.
Нганасаны верят в духов-хранителей (койка). Главные сверхъестественные существа — баруси, нгоу, дямады и коча. Духи делятся на мужских и женских. Женские нгоу — матери природных стихий и животных: например, Воды мать — Быды-нямы, Земли мать — Моу-нямы, Жизни и диких оленей мать — Нилу-нямы.
Мужской дух Дёйба-нгоу является главным покровителем нганасанов и культурным героем. Ему противостоят семь или девять сыновей Сырада-нямы, каждый из которых имеет своё имя.
Коча — олицетворение болезни, но крупные эпидемии называются нгоу. Одной из самых страшных нгоу считается оспа. Также верят в существование баруси — сверхъестественных существ, которых иногда представляют с одной ногой, глазом и рукой, хотя они могут выглядеть и вполне обычными. Глупого или неловкого человека иногда сравнивают с баруси.
Нганасаны занимались обработкой дерева — лиственницы, берёзы и берёзового нароста (капа). Особенно интересны деревянные резные фигурки духов — койка или хорэду, которые в 1930-х годах окружались особым почитанием. Эти «деревянные боги» должны были приносить удачу и благополучие домашнему хозяйству.

Источник фото : museumsrussian.blogspot.com
Из кости, как и у долган и эвенков, изготавливали рукоятки ножей, ложки и детали оленьей упряжи — околощечные и налобные изогнутые пластины, а также цилиндрические фигурные элементы для ремней узды. Эти изделия украшались полосовым геометрическим узором, процарапанным на поверхности и иногда слегка подкрашенным синей краской; узор включал зигзаги, наклонные штрихи и кружочки.
Художественный вкус проявлялся также в покрое и конструкции одежды, особенно зимней верхней. Для украшения применялись геометрические полосовые орнаменты в технике кожаной мозаики, а также раскраска.

Источник фото : dzen.ru
Художник Мотюмяку Турдагин (1939–2002) создал сотни рисунков тушью и тысячи акварелей, отражающих жизнь тундры и древние традиции народа ня (так нганасаны называют себя). Среди его известных работ: «Детское захоронение», «Следопыт», «Гость пурги», «Просьба у духов», «Стойбище нганасан», «Проводы в нижний мир», «Кормление идола», «Очищение после похорон». Эти произведения словно иллюстрируют материальную культуру и религиозные представления нганасанов, создаваясь без справочников, возможно, при содействии коллекции традиционной одежды XIX века.
Музыкальная традиция включает несколько жанров:
• эпическую;
• песенную;
• танцевальную;
• инструментальную;
• шаманские песни «нада балы».
Особое место занимает жанр иносказательных песен — кэнгэйрся. Это зашифрованный песенный диалог между юношами и девушками, между которыми прямое общение было запрещено. Смысл в таких песнях передавался через аллегории, архаические и специальные слова, а также перестановку слогов.
Напевы кэнгэйрся изначально отличались от других жанров, но позже стали исполняться на мелодии личных песен. Сегодня этим жанром владеют лишь знатоки фольклора. Лучшие образцы были записаны в 1990–2000-е годы от С. М. Порбина, Н. Ф. Порбиной, В. Б. Костеркиной и Т. Д. Костеркина.
Обрядовый танец нганасанов называется «Медвежий». Медведь считался тотемным животным. Во время танца участники двигались по ходу солнца без музыкального сопровождения — вместо этого горловым пением имитировался медвежий рык.
Как и у других коренных народов Севера, танцы исполнялись не на прямых ногах, а в полуприсяде, на согнутых коленях. Из-за особой формы обуви — напоминающей «ногу мамонта» — танцоры направляли носок вверх, не вытягивая стопу.
Движения начинались с правой ноги, левая оставалась сзади. Каждой ногой делали два лёгких шага, имитируя осторожность медведя. Руки сгибались дугой, пальцы слегка растопыривались, как когти. Взгляд был направлен слегка вниз.
«Медвежий танец» исполнялся в тундре — например, вокруг большого озера. В нём участвовало множество людей. Известны случаи, когда танец продолжался трое суток. Участники могли входить в транс и танцевать до тех пор, пока не останется один человек — тогда обряд завершался.

Источник фото : vsemidea.ru
Нганасаны занимались гравировкой по кости, инкрустацией, штамповкой металла, окрашиванием кожи и узорным шитьём с использованием оленьего подшейного волоса.
Основные занятия — охота на пушного зверя, оленя и птицу, а также рыболовство. До XIX века было распространено домашнее оленеводство. Олени у нганасанов низкорослые и не очень сильные, но выносливые и способные быстро восстанавливаться после истощения. В одном стаде насчитывалось от 2 000 до 2 500 оленей. Каждого животного метили с помощью клейма на шерсти или фигурного выреза на ушах. Также разводили собак — для помощи на охоте и получения шерсти для пошива одежды.
Основное оружие — лук со стрелами, копьё и нож. Огнестрельное оружие стало распространяться с XIX века. Рыбу ловили сетями, костяными спицами и железными крючками.
Для передвижения и перевозки грузов использовались нарты различных типов:
• Ирянка — лёгкие ездовые, трёхкопыльные, запрягались 2–3 оленями (весной — 4–5). Чаще использовались мужчинами; с правой стороны крепился чехол для оружия;
• Курыбы’э — грузовые нарты, покрывались полотнищем из оленьих камусов;
• Инсюдаконто — женские нарты, запрягались 3–5 оленями, оснащались спинкой, передком и меховым пологом для защиты от мороза;
• Нарты для перевозки шестов, оленьих покрышек для чума, дров, лодок и постели.

Источник фото : dzen.ru
Традиционное жилище нганасанов — конический чум (ма). Его размер зависел от числа проживающих: обычно в одном чуме жило от одной до пяти семей. Каркас из 20–60 жердей покрывался оленьими покрышками (нюками). Летом использовали старые нюки в один слой, зимой — двойные. Чум был стационарным, с земляным основанием, покрытым мхом и дерном. Дверь делали из двух шкур, сшитых изнанками, и открывали её в зависимости от направления ветра. Зимой снаружи насыпали завалинку (токеда) для защиты от ветра.
В центре чума располагался очаг, над которым подвешивали крюки для посуды. Дым выходил через отверстие в верхней части. За очагом находилось «чистое место», куда женщинам запрещалось заходить. Женская зона и место для утвари располагались у входа. Правая сторона чума была жилой, левая — для хранения вещей и приёма гостей.
Пол застилали досками или циновками из тальника. Спальные места делали из досок, покрытых циновками, невыделанными шкурами и подстилками хонсу.
С 1930-х годов нганасаны стали использовать прямоугольный возок на полозьях с остовом — балок, заимствованный у долган. Его покрывали оленьими шкурами или брезентом.
В течение года нганасаны-оленеводы трижды меняли жильё: зимой жили в балоке, летом — в чуме, осенью — в брезентовых палатках. Зимние вещи и оленьи покрышки весной складывали на нарты, накрывали продымленной шкурой (непромокаемой) и оставляли в тундре до следующей зимы.
До начала 1970-х годов браки и половые связи с представителями других народов считались недопустимыми. Исключение составляли энцы-сомату, которых нганасаны воспринимали как свой род. Браки между родственниками до третьего колена запрещались.
До недавнего времени сохранялся архаичный уклад жизни: в больших семьях, объединявших три–четыре поколения, старшие пользовались большим уважением, а младшие учились у них и передавали знания следующим поколениям.
Родами руководили старейшины, позже избираемые в «князцы». Они собирали ясак, представляли род перед русской администрацией и разрешали конфликты. В каждом роду действовал обычай взаимопомощи: нетрудоспособные члены обедневших семей находились на иждивении у зажиточных.
У каждой группы из 6–7 семей были закреплённые территории кочевий и поколок, границы которых строго соблюдались. Семьи были патриархальными и многопоколенными.
Сегодня у нганасанов распространены межнациональные браки. Ранее обязательными были выплата калыма или отработка за невесту в случае его отсутствия.

Источник фото : dzen.ru
Основу питания составляло мясо оленя, включая все части туши — даже утробный плод и содержимое желудка (тайба). Осенью и летом мясо заготавливали впрок. Вяленое мясо (тириби) развешивали длинными полосами на вешалах (чиедр), сделанных из нарт. Готовый продукт мелко резали, смешивали с жиром и снова вялили на шкурах.
Кровь оленя замораживали на зиму и использовали для приготовления похлёбки (дяма). Жир хранили в целых шкурах телят, пищеводах, желудках и плавательных пузырях оленя, а также в коже кунжи.

Источник фото : dc113.ru
Рыбу, жир и мясо оставляли на осень в тундре, помещая в ящики изо льда. Помимо оленины, ели куропаток, гусей, зайцев, песцов и птичьи яйца. Рыбу употребляли сырой, вяленой или замороженной. Юколу (вяленую рыбу) заготавливали аналогично оленине и хранили в мешках.

Источник фото : coffmachines.ru
Зимой питались строганиной.
Ранее хлеб почти не употребляли. Из покупной муки готовили лепёшки кириба, считавшиеся лакомством. Среди любимых блюд — «чириме дир» (варёное с икрой сало) и «чирима кириба» (лепёшки из муки с икрой).

Источник фото : dzen.ru
Из привозных продуктов покупали чай и табак.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения