Предками немцев были алеманнские, баварские, франкские, сакские, лангобардские, маркоманские, готские и швабские племена, в средние века занимавшие территорию современной Германии. Как таковая нация была сформирована только в конце XIX века, сегодня немцы являются основными жителями Германии, Австрии, Швейцарии и Лихтенштейна.
По данным переписи 2020 года порядка 195 256 немцев проживает на территории России:
Омская область — 29 298;
Алтайский край — 25 361;
Новосибирская область — 15 997;
Тюменская область — 11 574;
Кемеровская область - Кузбасс — 10 132;
Челябинская область — 9 041;
Красноярский край — 8 936.
Религиозный состав немцев в России разнообразен. В течение истории, немцы в Российской империи и Советском Союзе исповедовали различные религии, такие как христианство (католицизм, протестантизм, православие), иудаизм, мормонство и другие. Большинство немцев в России являются протестантами, католиками или православными. Кроме того, есть и немецкие евреи, которые исповедуют иудаизм. Отдельно стоит отметить меньшинство немецких мормонов в России, которые практикуют свою религию в соответствии с учением Иисуса Христа, как это проповедует Церковь Иисуса Христа святых последних дней.
В XVIII веке крестьяне из разных районов Германии могли не понять друг друга из-за обилия диалектов. Но во время переселения по приглашению Екатерины им пришлось искать общий язык. Диалекты начали сглаживаться, хоть и не исчезли совсем. Уже в России переселенцы открывали начальные школы, где детям преподавали литературный немецкий.
Во время репрессий, проходивших как во время Первой мировой войны, так и во время «немецкой операции», одними из первых арестовывали учителей и священников. Возможность изучать родной язык у потомков переселенцев была только на территории автономии в Поволжье, но и она исчезла после депортации. В 50-х, когда родители могли решить, какой язык будет изучать их ребенок, чаще всего выбор делали в пользу русского.
Согласно переписи 2020 года на немецком языке говорит 1 063 037 граждан России.
О немецком характере слышали во всех цивилизованных странах. Главная черта этого народа — педантичность. Прийти вовремя на деловую встречу, сдать книгу в назначенный час и непременно выполнять каждое свое обещание — вот принципы немецкого народа.
Особое отношение у немцев к работе — для них не существует мелочей. Скрупулезным нужно быть в каждой детали;
Их можно назвать одним из самых бережливых народов на планете. Спонтанных покупок немцы делать не любят, продумывать семейный бюджет и стараться всячески сэкономить, получив максимальную выгоду, не просто важное, а необходимое условие жизни;
Трепетное отношение к природе так же характеризует немецкий народ. Для немца немыслимо портить окружающую среду. Именно поэтому в Германии есть партия зеленых, которая имеет право голоса, часто оказывающегося решающим в политике;
В повседневной жизни забота о природе выражается в сортировке мусора и регулярной уборке территории. Вы удивитесь, но Германия является одной из немногих стран, в которой мусор необходимо сортировать по форме. Особенно это касается бутылок. Как результат, в этой стране переработка мусора является крупной и развитой индустрией;
Нередко можно видеть негативную реакцию общества на новости о превышении допустимых объемов вредных выбросов. А для многих организаций, занимающихся защитой экологии, принципиально сохранить каждый водоем и даже маленький участок леса;
Многие считают, что проявление эмоций для немцев чуждо. С одной стороны, это действительно правда, а с другой — едва ли касается молодежи. Взрослые немцы не любят проявлять эмоции на публике и раскрывают себя только в отношениях с друзьями и родственниками;
Традиционно немцы разделяют профессиональную и личную жизнь. На работе некогда веселиться, нужно сосредотачиваться и работать. Вечером же можно позволить себе отдохнуть. Поэтому в буквальном смысле у каждого взрослого жителя Германии есть две личности. Одна профессиональная, а другая — житейская.
Отличительной чертой немецкого менталитета является дисциплинированность, пунктуальность, ответственность и законопослушность, а также некоторая обособленность частной жизни. В Германии никогда не афишируют семейные отношения, и ревностно соблюдают личное пространство. Это наложило отпечаток на все сферы жизни.
Так, приглашение в гости считается проявлением особого уважения, а приход без предупреждения ― проявлением невоспитанности, причем это касается даже близких родственников. Не принято без серьезной причины звонить по телефону после 8 вечера. За несоблюдение тишины с 10 вечера до 7 утра можно получить крупный штраф, а в выходной запрещается беспокоить соседей в течение всего дня. Забежать в соседнюю квартиру за солью ― для немцев просто нонсенс.
К рождению детей семья готовится заблаговременно. Обычно супруги решают завести ребенка, когда имеют возможность обеспечить его потребности, то есть сначала ― карьера, потом – дети.
С рождением ребенка у немецкого народа связаны два ритуальных обычая: крещение и конфирмация. Крестят новорожденного в церкви, крестными могут быть родственники или друзья родителей ребенка. По традиции, крестный отец покупает нательный крестик, а крестная мать ― крестильную рубашку. При крещении ребенок получает имя в честь кого-либо из святых православной церкви.
Конфирмацией (в переводе с латинского – укрепление) называется ритуал приобщения к церкви, подкрепляющий крещение, в Германии он проводится, начиная с XIX века. Обряд конфирмации (миропомазания) совершается обычно над детьми старше 7 лет, то есть уже в сознательном возрасте.
Характерными чертами для немецкой семьи являются рационализм и бережливость. Одной из основных традиций немцев является отдельное проживание молодоженов. Сразу же после свадьбы они переселяются в собственную (чаще всего съемную) квартиру, которую оплачивают самостоятельно ― в отличие от евреев, у которых родители в течение двух лет обязаны обеспечивать молодую семью материально и жильем.
Если супруги собираются родить ребенка, они заранее к этому готовятся. Обустраивают детскую, находят педиатра и даже подбирают няню, которая станет ухаживать за малышом, когда маме придется выйти на работу. Детских садов в Германии мало, и до позднего вечера они не работают. Да и для присмотра за школьником младших классов такая помощница нужна, поскольку детей до девятилетнего возраста одних дома оставлять запрещается.
Немецкие методы воспитания детей также во многом отличаются от наших. Еще в дошкольном возрасте их приучают соблюдать режим: рано вставать, рано ложиться спать, вовремя завтракать, обедать и ужинать, самостоятельно делать уроки и выполнять возложенные на них обязанности по дому. У телевизора или планшета разрешается проводить ограниченное количество времени.
С раннего возраста немцы учат детей быть экономными, и уметь правильно распределять свой бюджет. Им выдают карманные деньги, которые можно потратить на сладости или игрушки, либо положить в копилку, чтобы скопить сумму для крупной покупки. Несмотря на строгость воспитания, детей никогда не подвергают физическим наказаниям, и даже не повышают на них голос.
Еще одна истинно немецкая культурная традиция ― любовь к чистоте и порядку. Каждая вещь в доме имеет свое место, полы идеально начищены, а гости в прихожей переобуваются в тапочки. Парадоксально, но педантичные и не слишком эмоциональные внешне, немцы очень любят принимать гостей. Поводом может быть праздник, выходной, или просто семейный ужин.
Свадебные традиции немцев включали множество обрядов, обычаев и примет, определяющих будущее новой семьи. Уже во время обручения жених и невеста обменивались подарками, которые становились залогом верности и закладывали основу будущего хозяйства.
В вечер прощания с молодостью парни и девушки собирались в доме невесты, устраивали застолье, игры и танцы, били глиняную посуду и шумели, изгоняя злых духов из жилища, чтобы они не помешали свадьбе и дальнейшей счастливой жизни.
Сам свадебный обряд наполнялся песнями, музыкой, играми ряженых и другими действами. Любимым персонажем свадьбы был «свадебный приглашатель». По количеству лент на его посохе считали приглашенных гостей. При выходе свадебной процессии из дома невесты ей преграждали путь в ожидании выкупа.
Свадебный обед неоднократно прерывался танцами, пением и исполнением традиций «кражи невесты» и «выкупа туфельки невесты». Кульминацией торжества становился обряд «снятия венка», приобщающий невесту к числу замужних женщин.
Второй день свадьбы заканчивался шуточной игрой-танцем, в которой хозяин дома «выметал» гостей метлой, приговаривая: «Kehr aus, kehr aus, kehr aus alle Ecken aus!» («Пошел вон из всех углов!»).
Все касающееся похорон, в Германии регламентируется законом. Особенностью погребальных традиций является захоронение через 2-3 недели после смерти. Поминки обычно проходят в кафе или ресторане, на поминальном обеде подают обычную еду.
В зависимости от вероисповедания усопших, перед преданием тела земле в церкви проводят католические или лютеранские службы отпевания покойного. Возможны два варианта погребения: в гробу или кремация. На могиле устанавливают деревянный крест, который через полгода заменяют надгробной плитой. Могилы на кладбищах всегда ухожены, располагаются правильными рядами, ставить оградки не принято. Урна с прахом покойного может быть захоронена на специальном кладбище.
Несмотря на репутацию педантичного и прагматичного, немецкий народ любит и умеет праздновать. Ни у кого больше нет такого большого количества праздничных выходных, насчитывается около полутора десятков в год.
Есть дни, в которые запрещено веселиться. Это Страстная пятница, посвященная воспоминанию о крестных страданиях Иисуса Христа (отмечается в апреле), и День народного траура (день памяти жертв войн, отмечается за пять недель до Рождества). Все клубы и концертные залы и танцплощадки в эти дни закрыты.
Кстати, праздник, который сегодня популярен во всем мире ― Хэллоуин ― получил распространение благодаря немецким традициям.
Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения елки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал.
История традиционного немецкого костюма уходит корнями в глубокую древность, в самое начало нашей эры. Прототипом основы мужского костюма, рубахи, послужила одежда с рукавами или без рукавов, состоявшая из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах. Вторая составная часть костюма – длинные штаны плюс самодельная кожаная обувь из куска кожи, закрепленная на ноге переплетенными ремешками.
Женская нательная одежда также состояла из двух кусков материи, скреплявшихся на плечах при помощи застежек-фибул. С середины II века как у восточных, так и у западных германцев женщины стали носить платья того же покроя, но с рукавами и большим вырезом. Женская обувь в то время очень напоминала мужскую.
В качестве верхней одежды мужчины и женщины надевали плащи с капюшонами.
В качестве сырья для изготовления тканей в то время использовали обработанную овечью шерсть и лен. Были известны различные виды ткачества: узелковое, тканье на бердечке, на дощечках, а также плетение. Издавна немцам было известно скорняжное дело – они умело обрабатывали шкуры оленя, волка, медведя, выдры, куницы, белки, козы, овцы и даже кошки.
Женский традиционный костюм
Трахт – немецкий вариант костюма в стиле усадьбы, основан на использовании льна и вышивки. Вариантов трахта множество, но обычно они все включают в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах, а также фартук. Цвета – белый, черный, коричневый и синий наиболее распространены. Длинна юбки – 27 см от земли.
Платья украшались вышивкой и бисером. Воротники могли отсутствовать или быть похожи на средневековый голлер.
Головные уборы имели множество вариаций, например, это могла быть низкая, черная шляпка с полями и пером, чепец с вышивкой, широкополая шляпка с огромными помпонами контрастного цвета сверху.
Наиболее известной обувью стали кожаные башмаки с пряжками, но крестьянки носили и более простую обувь из дерева и соломы без каблуков и с небольшой платформой. Надевалась обувь на вязанные чулки разных цветов, чаще белого или синего.
В отличии от тракта дирндль — современный костюм, стилизованный под традиционный наряд. Произошел дирндль от костюмов прислуги в городских домах. Нацисты изменили наряд. Был убран закрытый воротник, рукава, сузился силуэт, а юбка была укорочена до колен. Именно этот вариант стал основой современного дирндля.
Верхняя часть костюма дирндль состоит из блузы с корсажем или облегающим лифом, нижняя - из юбки-колокола из пестрой ткани, в складку или сборку, с обязательным ярким небольшим фартуком, который завязывается бантом. Дирндль может иметь множество модификаций и приобретать корпоративные цвета или фасоны, служа в качестве униформы обслуживающего персонала баров, ресторанов и в сфере туризма.
Мужской традиционный костюм
Немецкий национальный костюм мужчин также носит название трахт. В его основе – короткие куртки и жилеты, покрытые вышивкой и мелкими пуговицами. Также, носили вместо жилета безрукавку с застежкой на одном боку и плече.
Длинные брюки были не очень популярны. Теплый климат привел к популярности бриджей из кожи или сукна, которые дополнялись гетрами или чулками для защиты лодыжек. Самым известным вариантом таких бриджей были кожаные или замшевые шорты ледерхозе.
Ледерхозе могли быть как совсем короткими, так и длиной до колен, и имели откидной перед. Их носили с короткими гетрами и шипованными ботинками. Шорты могли иметь ремень. В моду там вошли различные вариации регулируемых подтяжек, часто с одной или двумя богато украшенными поперечными лентами.
Шорты изготавливали из оленьей кожи, украшенной вышивкой, тиснением и различными аксессуарами.
Головные уборы немцев даже в одну эпоху были достаточно разнообразны, наибольшую известность получили тирольские шляпы с покатыми или заломленными кверху полями. Изначально охотники украшали такие шляпы шерстью или даже усами медведя. Усы медведя стали заменять кисточками из шерсти серны, а потом и перьями.
В качестве верхней одежды носили длинные сюртуки на подкладке контрастного цвета. Сюртуки чаще были синие и черные. Они могли быть как повседневной, так и праздничной одеждой.
В целом, немецкая традиционная одежда имеет сдержанные цвета и простые фасоны. При всем разнообразии моделей, она достаточно консервативна и практична в большинстве случаев.
Начиная с XVI века главным центром иностранной жизни была Немецкая слобода. Именно там селились и оставались подолгу жить зарубежные гости, а русские посетители знакомились с заграничной культурой. Здесь можно было услышать орган, протестантский хорал и немецкую светскую музыку. Петр I часто посещал слободу — ему нравились выступления капеллы герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и саксонских волынщиков. Там же работал театр Иоганна Кунста, в котором ставили «зингшпили» — комические оперы с диалогами между музыкальными номерами.
Со второй половины XVIII века на службу в Российскую империю начали приезжать немецкие композиторы. Европа уже говорила о талантах Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Иоганн Пальшау, Иоганн Гесслер, Герман Раупах, Матиас Стабингер писали вариации на русские народные мелодии, которые напоминали протестантский хорал.
Сочинения немецких музыкантов времен романтизма — Карла фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера — оказали влияние на русских авторов. В духе эпохи «бури и натиска» писали романсы Николай Титов, Александр Варламов, Александр Алябьев и Модест Мусоргский, а в XX веке — когда это музыкальное течение снова стало популярным — Николай Метнер и Сергей Танеев.
В 1830-е годы поехал в Германию Михаил Глинка, чтобы укрепить здоровье на минеральных водах и посмотреть Берлин. Заодно композитор давал уроки пения и учился сам — у видного теоретика музыки Зигфрида Дена.
В середине XIX века немецкая музыка переживала подъем: писали свои знаменитые произведения Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер. Русские композиторы ездили в Германию на презентации новых музыкальных сочинений, общались с философами и музыкантами. Композитор Антон Рубинштейн во время обучения в Германии познакомился с Феликсом Мендельсоном, автором знаменитого «Марша». Композитор увлекся немецкой музыкой и стал одним из первых в России писать популярные тогда в Европе «оратории» — крупные драматические музыкальные сочинения, которые исполняли солисты с хором и симфоническим оркестром.
Петр Чайковский ездил в Германию на музыкальные фестивали и громкие премьеры. Свою вторую оперу, «Ундину», он поставил по поэме немецкого романтика Фридриха де ла Мотта-Фуке, а балет «Щелкунчик» — по мотивам сказки Гофмана. Сюжет о прекрасной принцессе, которую колдун превратил в лебедя, — основу балета «Лебединое озеро» — Чайковский нашел в старинной немецкой легенде.
С началом Первой мировой войны контакты между немецкими и русскими музыкантами прекратились. В творениях отечественных композиторов, как и в других видах искусства, появились универсальные идеи, посвященные окончанию войны и наступлению мира.
В германские «золотые двадцатые» — так называют 1924−1929 годы — творческое сотрудничество возобновилось. С концертами в СССР приезжали Георг Куленкампф, Герман Абендрот, Ганс Кнаппертсбуш и Отто Клемперер. В 1940-е годы сотрудничество вновь сошло на нет. Во время Великой Отечественной войны в советской музыке звучали характерные темы — борьбы, победы, памяти павших героев, жертвенности и милосердия.
Особенность литературы российских немцев (заключается в том, что существует и развивается она как бы в двух языковых пространствах: немецком и русском. Но так было не всегда. Вплоть до Октябрьской революции, живущие в России немецкие писатели и поэты писали исключительно по-немецки.
Принято считать, что первым поэтом российских немцев их «праотцом» является дворянин и офицер Бернхард фон Платен, направившийся в Российскую империю «за счастьем», и рассказавший о своих приключениях в пути на Волгу, незнакомых краях, трудностях и разочарованиях переселенцев, в поэме «Описание путешествия колонистов и образ жизни русских» (1766-67гг.). Его стихотворный отчет стал не только первым, но и последним чисто «эмигрантским» литературным произведением из написанных российскими немцами. Ни на миг не забывая свою прародину, т.е. германские княжества, объединившиеся в 1871 году в единое государство, и не отказываясь от нее, все они искренне считали Российскую империю, а позже СССР, новой родиной.
Литература российских немцев зародилась одновременно с литературами других народов, населяющих Российскую империю, а позже СССР. Причем не только на немецком, но в значительной степени и на русском языке.
Российские ценители живописи познакомились с немецким изобразительным искусством при Петре I. В Петербург приглашали известных мастеров, которые учили молодых художников. Основатель русской портретной школы Иван Никитин учился у Иоганна Готфрида Таннауэра — «первого придворного живописца» Петра I.
При Елизавете Петровне смотрителем императорской галереи был художник-немец. Георг Кристоф Гроот покупал для нее в Европе картины голландских, фламандских и немецких мастеров. Его брат Иоганн Фридрих Гроот стал первым педагогом Академии художеств по классу «зверей и птиц». Последователями живописца стали русские анималисты — Михаил Иванов и Карл Фридрих Кнаппе, Петр Каменев и Дмитрий Борисов.
В 1764 году Екатерина II купила у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского большое художественное собрание. С него началась история Эрмитажа, которым тоже занимались немцы: Лукас Конрад Пфандцельт реставрировал картины, а Карл Кёллер систематизировал коллекции.
Немецкий романтизм начала XIX века отразился и в живописи — в виде направления «бидермейер». Название оно получило от псевдонима немецкого поэта Людвига Айхродта и переводилось как «обывательский», или «простодушный». Художники этого направления изображали своих героев в домашней камерной обстановке — в библиотеках и кабинетах, — окруженных привычными предметами быта. Черты стиля «бидермейер» можно найти в работах Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Федора Толстого.
Проникала в художественную среду и немецкая философия. Орест Кипренский общался с Гете. Александра Иванова увлекала концепция искусства Шиллинга, история религии Давида Штрауса и творчество «назарейцев» — немецких художников-романтиков, которые стилизовали свои полотна под живопись Средневековья и Ренессанса. Так появился замысел его библейских сюжетов.
Русские художники посещали Германию, путешествуя по Европе. Иван Соколов, Евграф Сорокин, Карл Рабус оказались в немецких землях в середине XIX века и оставили немало путевых пейзажных зарисовок. До второй половины столетия учиться живописи в основном, ездили в Италию с ее античным и ренессансным наследием и во Францию со смелым новаторским подходом к искусству. А после популярным направлением для пенсионеров стала и Германия. Ездили чаще всего в Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Дармштадт и Мюнхен. Александр Коцебу работал в Мюнхене над картинами в батальном жанре для Зимнего дворца. Николай Астудин брал уроки у пейзажиста Карла Ротмана и оставил целое собрание картин с видами природы. Отечественные художники участвовали и в зарубежных выставках в немецких городах.
На рубеже XIX–XX веков мирискусники Валентин Серов, Филипп Малявин, Константин Сомов, Мстислав Добужинский обращались к творчеству Гофмана, немецких реалистов и символистов. Их картины экспонировались на выставке русского искусства Сергея Дягилева в Берлине в 1906 году.
Немецкий экспрессионизм был близок авангардистам Аристарху Лентулову, Павлу Филонову, Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому.
Мирный диалог русско-немецких художников прервала Первая мировая война. Кузьма Петров-Водкин и Василий Шухаев, Митрофан Греков и Петр Кончаловский, Казимир Малевич и Михаил Ларионов отправились на фронт, а свои впечатления воплотили в картинах и рисунках.
После войны многие художники уезжали в Германию — кто вынужденно, кто добровольно. Сын Григория Мясоедова Иван эмигрировал из России в 1921 году. В Германии он писал портреты известных людей. На лечение уехал в Германию и не вернулся в СССР художник Леонид Пастернак. С супругой, поволжской немкой, покинул Россию Николай Загреков. В Берлине он сблизился с художниками «новой вещественности» — они противопоставляли себя экспрессионистам и провозглашали «возврат к позитивной и конкретной реальности».
Рапалльский договор 1922 года восстановил дипломатические отношения между Веймарской Германией и СССР. Началась недолгая, но плодотворная пора сотрудничества. В Берлине прошла Первая художественная выставка искусства Советской России. Картины немецких художников — Отто Нагеля, Эрика Йохансона, Генриха Даврингхауза, Вильгельма Лахнита — выставлялись в Москве, Ленинграде, Саратове, Казани, Перми.
В годы Великой Отечественной войны художники делали репортажные зарисовки, по которым позже создавали батальные полотна. Процветала агитация: рисовали карикатуры, сатирические плакаты и открытки, в которых высмеивали врага. Известными карикатуристами в годы войны были Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, которые подписывались общим псевдонимом Кукрыниксы.
Постепенно образ Германии обретал мирные черты в творчестве Юрия Пименова, Дмитрия Налбандяна и других художников послевоенного времени.
Танцевальный репертуар немецкого населения включает в себя танцы, которые возникли очень давно и были привезены немецкими крестьянами в Россию еще в XVIII в. Танцы, проникшие в крестьянскую среду из городской танцевальной культуры в XVIII–XIX вв., танцы, являющиеся продуктом массовой культуры XX в., и танцы сценические, перенесенные из профессиональной среды в бытовую и «ставшие» народными.
Наиболее ранними по происхождению танцами, распространенными у немцев, являются танцы круговой или хороводной формы, которые фиксируются при исполнении различных обрядов календарного и семейного циклов. Например, это танцы, присущие свадебной обрядности, в частности, в ритуале «очепления» (снятия венка с невесты), хороводы в календарных обрядах (на Троицу, Иванов день).
Большинство исследователей народной хореографии сходятся во мнении, что первыми танцами, появившимися еще в первобытном обществе, были групповые (массовые) танцы, а ранней формой группового танца является хоровод. Танцы хороводного типа исполняются у разных народов, но особое распространение они получили у славян.
При этом одна из основных магических функций хороводов заключалась в том, чтобы защитить людей и жизненно важные предметы от воздействия злых сил.
Самым древним рисунком хороводов является круг, который присутствовал еще в танцах первобытных племен, когда человек не выделял себя из окружающей природы. Уже позже в движение по кругу стали вкладывать другое значение – круг как астральный символ, который связывали с силами плодородия и охотничьей удачи. Также хороводы по исполнению можно разделить на мужские, женские и смешанные. Наиболее распространены женские хороводы, так как женщина является продолжательницей рода, таким образом, в танце круговой формы вдвойне усиливается значение плодородия, что является важным элементом танцев календарной и свадебной обрядности. Но постепенно сфера распространения хороводных танцев сужается, и, весьма популярные в среде российских немцев еще в начале XX в., с течением времени они исполняются все реже и реже. В календарной обрядности хороводы перестают бытовать, что приводит к практически полному их исчезновению, но в свадебном обряде сохранился танец этой формы.
Другим, не менее интересным старинным танцем, строящимся на вращении, является «шлаифер». В Германии он исполнялся как танец сватовства. Но в среде российских немцев «шлаифер» приобрел другое значение. Сохранилась его принадлежность к свадебным танцам, но исполнять его стали как первый супружеский танец.
Другой старинный танец – «гефатер» исполнялся не на свадьбе, как вышеназванные танцы, а на вечеринках. «Гефатер» близок по названию к «гросфатертанц», однако эти танцы различаются не только по исполнению, но и по композиционному и музыкальному построениям.
«Тройге» исполняется в разных вариантах. Исполнители начинали танец в двух колоннах лицом друг к другу. В нем насчитывалось несколько фигур. Первая проста в исполнении: тройки встречаются, приветствуя друг друга, и расходятся на свои места.
Во второй фигуре присутствуют затейливые переплетения рук. Эти переплетения немцы сравнивают с узорами. Символично поднятые вверх руки в танце еще раз подчеркивают связь человека с Богом. «Тройку» можно отнести к массовым танцам, так как количество участвующих может достигать 18–21 чел. Но его действие разворачивается внутри каждой отдельной тройки.
Второй вариант «тройге» состоит из первой фигуры «драйштайрера», повторяющейся без изменений. Движения ног и переплетения рук имеют точное соответствие с исполнением германского «драйштайрера». Здесь исполняются такие фигуры, как «вращение девушки», «воротца», где участники танца меняют переплетения рук в продвижении по кругу. Особый интерес представляет собой свадебный танец «думкопф». Название его переводится как «дурная голова». Корни его уходят далеко в прошлое, когда основным рисунком всех германских танцев было каре. «Думкопф» исполняется на свадьбе как танец «выпивших людей».
Следующий пласт танцевальной культуры немцев – это танцы, имеющие европейское происхождение, но в отличие от традиционных крестьянских танцев они имеют скорее городское или смешанное происхождение. Это различные виды вальса, польки и кадрили.
Вальс «Августин» предположительно начал свое существование еще в XVII в. С его происхождением связано немало легенд, одна из них связана с Августином, музыкантом из Вены, который жил в эпидемию чумы в 1679.
Практически неизменным до настоящего времени остается «лангзамевальс». Он, как в Германии, так и в России, исполнялся по кругу, основное движение – правый и левый повороты. Но в отличие от вальса «Августин» «лангзамевальс» имел умеренный темп и начинался с баланса. Национальную окраску немецкому вальсу придает манера исполнения – «вприпрыжку».
«Даменвальс», или «вальс с хлопками» – танец, появившийся во второй половине ХХ в. лишь у российских немцев. Отличительной чертой этого вальса является то, что ведущее место в нем занимает женщина, а не мужчина, как при традиционном исполнении. Это связано с тем, что мужчин часто было меньше, чем женщин. Исполнялся этот танец под любую вальсовую мелодию, специальной музыки не было. Пары танцевали вальс по квадрату, с минимальным продвижением.
Когда же полька попала в Германию, то здесь уже существовал свой особый танец – «шоттиш», который считается традиционным немецким. Движения «шоттиша» были очень похожи на движения польки, но по происхождению он относится к более ранним формам танца. Он берет свое начало еще в XVIII в., когда существовал такой танец, как «хопсер».
Другой вид польки, сохранившийся у немцев, основанный на одинарных выстукиваниях с продвижением по линейному рисунку, называется «бабка-полька». В Германии этот танец имел, возможно, другое название, но так как исполняют его чаще всего пожилые люди, он стал называться именно так. Этот танец очень специфичен, потому что основан на мелких дробях, которые выбиваются не только полной ступней, но и каблучками
Особой популярностью пользуется «ойро», в некоторых селах его называют «ойро-полька». «Ойро» – танец, демонстрирующий отношения в паре. В Азовском немецком национальном районе Омской области исполнение танца «ойро» более зажигательное, чем в других местах. Здесь сочетаются различные хлопки в ладоши и повороты, как парные, так и индивидуальные. В этом танце девушки имели возможность закружить парня. Это один из любимых танцев на всех праздниках, особенно на свадьбе. Другим танцем, часто исполняемым в первой половине XX в., была кадриль, популярная не только среди крестьян, но и среди высшего сословия по всему миру уже в XIX в.
Существовало несколько вариантов кадрили, и все они отличались не только по манере исполнения, но и по лексическому составу самой композиции. Несмотря на хорошую сохранность этого танца, каждый век диктовал свои правила исполнения.
Кадриль со временем приобретала все новые и новые фигуры, которые заменяли старые. Уже в ХХ в. этот танец исполняли только в отдельных селах и не все присутствующие, а лишь те, которые знали все его фигуры.
На сегодняшний день не сохранилось нот немецкой кадрили. Уже в XX в. для танца использовали такую музыку, которая была на слуху. Чаще всего исполняли кадрили, взятые из музыкальных сборников. Старинная немецкая кадриль была очень подвижна и напоминала по темпу польку. Поэтому выбор музыкального сопровождения не составлял большого труда.
В танцевальной культуре немцев Омской области значительное место занимают танцы, распространившиеся под влиянием массовой культуры. В XX в. вследствие процессов урбанизации, все большего влияния городской моды в немецкую крестьянскую среду проникают, распространяются и становятся «народными» такие танцы, как «падекатр», «падеграс», «падеспань», «падетруа», «краковяк», «танго», «фокстрот»,
«Падеграс» и «падетруа» многие называют русскими танцами, но все же к традиционным русским танцам они не относятся, так как были созданы Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым, а исполнялись и исполняются только в России. Свою популярность эти танцы приобрели благодаря незатейливой композиции и несложным грациозным движениям.
Все народные танцы просты в исполнении и рисунках, поэтому они живут среди народа долгое время и передаются из поколения в поколение.
Первыми образцами германской архитектуры в России стали лютеранские церкви — Святого Михаила и Святых Петра и Павла. Их возвели в Москве в середине XVII века на правом берегу реки Яузы, когда строили Новую Немецкую слободу — взамен прежней, сгоревшей во время Смуты.
Еще во время Великого посольства в Европу, в 1697–1698 годах, Петр I и его сподвижники познакомились с архитектурой Германии — средневековыми крепостями и готическими соборами. Они привезли из путешествия не только впечатления, но и книги по архитектуре, с помощью которых российские архитекторы позже изучали европейское городское строительство.
По приглашению Петра в Петербург стали приезжать архитекторы из Германии — мастера зрелого немецкого барокко. Андреас Шлютер спроектировал грот в Летнем саду — в 1777 году его уничтожило наводнение. Теодор Швертфегер работал над Александро-Невской лаврой и создал проект центральной части здания Двенадцати коллегий. Иоганн Готфрид Шедель построил Дворец Меншикова на Васильевском острове и здания в Ораниенбауме, Кронштадте, Стрельне.
Со временем в «страну учености и просвещения» стали ездить и пенсионеры Академии художеств. Одними из первых архитекторов-стажеров были Иван Ветошников и Юрий Фельтен.
В XIX веке петербургские «русские немцы» спонсировали строительство лютеранских храмов. В 1830-е Александр Брюллов перестроил кирху Святого Петра. Строились и новые — Петрикирхе, Анненкирхе, Катериненкирхе.
Во время и после Первой мировой войны появились архитектурные и скульптурные сооружения в память о боевых действиях и жертвах.
Новые потрясения 1941–1945 годов вызвали всплеск в монументальном искусстве. Скульпторы и ваятели выезжали на фронт и делали зарисовки с натуры. Портретные галереи в камне создали Вера Мухина, Николай Томский, Иван Першудчев, Лев Кербель, Евгений Вучетич.
По итогам войны в 1945 году Советскому Союзу отошел немецкий город Кёнигсберг, переименованный позднее в Калининград. Здесь сохранились тевтонские замки, прусские кирхи и бастионы, мощеные улицы — правда, пострадавшие в результате бомбардировок. Русские и немецкие архитекторы восстанавливали облик города вместе — с последней трети XX века.
В южных степных районах дома были глинобитными или саманными. В северных районах преобладали деревянные постройки. Крыша двух- или четырехскатная, из черепицы или досок.
Встречались несколько типов жилых домов: дом с линейным расположением помещений, поставленный узким фронтоном к улице (так называемый фронтонный дом); дома, расположенные осью вдоль улицы, когда окнами на улицу выходят несколько помещений, четырехкомнатные дома, где помещения расположены не последовательно, а «крестом», вокруг главной печи. Пол, потолок, печь в доме окрашены. Обязательным элементом немецкой усадьбы является летняя кухня. Сараи, баня, коптильня, специальный задний двор для скота объединяются под одной крышей, охватывая двор с трех сторон. Фасад дома, ворота, заборы украшают орнаментом (резьба, роспись). Интерьер жилища отличают резная деревянная мебель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток.
Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры - жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трехпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Из огородных культур выращивают картофель. Значительную роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.
Традиционная еда немцев часто ассоциируется со свиной рулькой, квашеной капустой и жареными колбасками. Но это далеко не единственные блюда богатой немецкой кухни.
В стране любят хорошо поесть. Доказательством этому служит огромное количество национальных рецептов, созданных с использованием свинины, телятины, овощей и других натуральных ингредиентов.
Белые колбаски Вайсвурст (Weißwurst) готовятся из смеси свиного и телячьего фарша с добавлением трав, яичного белка, лимонной цедры и лука. Мясной деликатес подают в горшочке, где тушились колбаски, с гарниром из соленого кренделя, горчицы.
Кислая капуста Зауэркраут (Sauerkraut) считается исконно немецким блюдом. Его называют Krauts. Нашинкованную капусту заквашивают с помощью уксуса и соли. В целом, традиционный рецепт похож на наш, родной, но с одним отличием — в состав не добавляют морковь и яблоки. Готовую кислую капусту тушат или жарят и подают в качестве гарнира к мясу.
По традиции немецкие хозяйки квасят капусту на протяжении шести недель, баночку закуски можно приобрести в любом магазине в Германии.
Рулетики из говядины (Rinderrouladen) - традиционное немецкое блюдо подают по воскресеньям во многих семьях. Особенно в холодную погоду рулетики становятся популярными. Мясо фаршируют измельченными солеными огурцами, беконом, обжаренным луком с горчицей.
Говяжьи рулетики подают вместе с соусом, сваренным из мясного бульона, красного вина, овощей. Лучший гарнир — клецки с тушеной капустой или картофель.
Маульташен (Maultaschen) - традиционное немецкое блюдо — пельмени, рецепт следующий — замешивают тесто, готовят начинку из фарша, шпика, свинины и пряностей. Затем начинка заворачивается в небольшие конвертики, которые отвариваются в мясном бульоне.
Рулька по-берлински Айсбан (Berliner Eisbein) - это угощение традиционной кухни распространено на востоке Германии. Для приготовления потребуется свиная голень, которую проваривают в пиве, затем запекают. Для особенного аромата и богатого вкуса добавляют можжевеловые ягоды, чеснок, букет специй. В местных ресторанах рульку подают с пюре из гороха, квашеной капустой.
Лабскаус (Labskaus) - суп из селедки, мяса, картофеля, свеклы, соленых огурцов, лука. Местные рыбаки называют национальное первое блюдо — рыбной солянкой. Внешне суп выглядит не слишком привлекательно, но на вкус достаточно оригинальный. Впервые варить суп начали балтийские моряки, соединив все продукты, находившиеся под рукой.
Кёнигсбергские клопсы (Koenigsberger Klopse) - отварные фрикадельки подают в Германии с 19 века. По рецепту клопсы готовят из телячьего фарша, яиц, хлеба, анчоусов, лимонного сока, горчицы и белого вина.
Фальшивый заяц (Falscher Hase) - традиционное блюдо представляет собой мясную запеканку с луком, картофелем. Внутрь добавляются целиком отварные яйца.
Блюдо появилось в национальном меню по окончании Второй Мировой войны. После боевых действий в стране был дефицит продуктов, в лесах почти не осталось зверей, поэтому женщины придумали угощение, которое внешне напоминало заячью спинку.
Шницель - угощение жарят по авторскому рецепту. Где-то это котлета с яичницей, где-то мясо с яичницей, каперсами и анчоусами. Самое простое блюдо — простая свиная котлета.
Шварцвальдский вишневый торт (Schwarzwaelder Kirschtorte) - рецепт этого знаменитого национального десерта появился в 1915 году. Баварский кондитер использовал шоколадные пирожные и украсил их сливочным кремом и вишней. С тех пор угощение стало популярным на всей территории Германии, а спустя полтора десятка лет рецепт распространился по всему миру. Сегодня рецептура торта выглядит следующим образом — бисквитные коржи пропитывают ликером (вишневым сиропом), смазывают взбитыми сливками, выкладывают вишню (вишневое желе), а сверху украшают тертым горьким шоколадом.
Интересно, что название традиционный десерт получил из-за своей расцветки — сочетание черного, коричневого и белого — это цвета национальной одежды жителей горного Шварцвальда.
Дрезденский штоллен (Dresdner Stollen) - в составе кекса большое количество пряностей, специй. Изюма, орехов, цукатов. Сверху угощение щедро посыпают сахарной пудрой, чтобы кекс напоминал новорожденного Иисуса Христа, завернутого в белую пеленку.
Впервые блюдо приготовили в 1329 году, рецептура вызвала много нареканий, поскольку незамысловатый вкус теста из овса, воды и муки не впечатлил требовательных немцев. Тогда было принято решение добавить в тесто сливочное масло.
Самые распространенные картофельные блюда:
Кнедли — отварные шарики из картошки, подают с мясом и соусом;
Картофельный салат — назвать единый рецепт этого традиционного блюда невозможно, поскольку в каждом регионе его готовят по-своему;
Картофельная пицца, популярная в швабской кухне;
В Мекленбурге любят картофельный суп с запеченной сливой и ветчиной;
Картофельная колбаса готовится из картошки, фарша и свиной кишки с добавлением целого букета пряностей;
Картофельные оладьи — рецептов этого угощения по всей Германии огромное количество, их готовят с мукой и без муки, с изюмом, молоком, дрожжами или без них;
Картофельное пюре с добавлением яблочного пюре, к слову, в Мекленбурге вместо яблочного используют грушевое пюре.
Пиво в Германии – это не просто напиток, это целая культура и образ жизни. Много местных жителей пьют его, если не 7 дней в неделю, то 4-5 точно. Считается, что пивоварение здесь зародилось тысячелетиями назад. Культура распития немецкого пива формировалась на протяжении долгого времени. Сначала его варили в средневековых монастырях, затем уже пришли к современным пивоварням.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.