В Российской Федерации, согласно данным переписи населения 2020 г., проживают 49 646 ненцев. Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Больше всего их в дaнных субъектах России:
● Тюменская область – 37 685 чел.;
● ЯНАО - 35 917 чел.;
● Архангельская область – 7 035 чел.;
● Ненецкий автономный округ – 6 713 чел.;
● Красноярский край 3 836 - чел.;
● ХМAО – 1 381 чел.
Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:
1. Добрые помогали людям в различных делах;
2. Злые насылали на человека болезни и несчастья.
По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».
На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.
В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
Ненецкий язык принадлежит к группе самодийских языков. Как и все самодийские языки, он характеризуется агглютинацией. Кроме того, в языке имеются и элементы флективности, которые выражаются в чередовании гласных корня.
В лексике ненецкого языка отразились древние взаимосвязи самодийских языков с тюркскими и с языками досамодийского населения. В отдельных говорах отражены связи с языком коми. За последние годы наблюдается большое влияние со стороны русского языка. Однако следует отметить, что лексика ненецкого языка изучена мало.
В ненецком языке различаются два основных диалекта: тундровый и лесной; каждый из них распадается на ряд говоров. Этому способствует низкая плотность населения и большие территории, по которым кочуют оленеводы.
Основные расхождения между диалектами относятся к звуковому составу; некоторые различия отмечаются в области лексики и морфологии. Лексические расхождения между диалектами тундровых и лесных ненцев состоят в том, что в лексике последних имеются многочисленные включения селькупских и хантыйских слов. Ряд элементов в языке лесных ненцев связывает его с языками энцев и нганасанов.
Тундровый диалект распадается на западные (канинский и малоземельский) и восточные (болынезсмельский, ямальский и тазовский) говоры. Однако различия между западными и восточными говорами очень незначительны и не препятствуют ни в какой мере взаимопониманию представителей разных групп тундровых ненцев.
Что касается письменности, то ненцы пользовались пиктографическим письмом. Первая попытка создать письменность относится к 1830 году, когда архимандрит Вениамин Смирнов опубликовал ряд богословских текстов, основываясь на латинице.
Следующую попытку внедрить письменность на основе латинского алфавита предприняло советское правительство в 1932-м, а затем в 1937 году – еще одну попытку создать письменность на основе кириллицы. Сегодня используется написание на кириллице. Ненецкая издательская продукция состоит из учебников для начальных классов и некоторых произведений классиков.
Согласно переписи 2020 года в России ненецким языком владеют 24 487 человек.
Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.
Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.
День рождения у ненцев празднуется один раз в жизни – по фактическому рождению ребенка. Его семье дарят оленя и больше к вопросу празднования не возвращаются.
К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик: легендарные, о животных, бытовые, волшебные.
В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.
Одежда ненцев делится на мужскую и женскую.
Традиционная мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика, пояса и шапки. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехом внутрь. К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. В холодную погоду поверх малицы надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носится без пояса.
Женская зимняя одежда включает ягушку, пимы, меховые штаны, пояс, чижи и шапку. Ягушка отличается от мужской малицы только разрезом спереди и богатой отделкой. Украшают женскую одежду аппликацией из кусочков кожи и цветной замши, нашивая отдельные элементы так, чтобы получился характерный орнамент. Также низ рукавов, края капюшона, головные уборы обшивали мехом пушных зверей.
Летняя одежда редко шилась специально, обычно это была поношенная зимняя одежда без подклада, у которой сильно вытерся мех. С приходом русских и развитием торговли летнюю одежду стали шить из сукна.
Ненецкая обувь обычно шьется высокой, до паха, такую обувь называют пимы. Пимы шьются из шкур, снятых с ног оленей, на пошив мужских пим уходит около десяти шкурок, на пошив женских восемь. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для удобства ношения пимы подвязывают ремешками под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха, женские чижи короче мужских.
Для маленьких детей шили одежду наподобие комбинезона из мягких оленьих шкурок.
Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер.
Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.
Женщина не приближается к тундровому святилищу так же, как мужчина не вмешивается в домашний женский пантеон. Мужчина не слишком вмешивается в домашний быт, если ценит свою жену, не считает ее неряхой или больной. Если женщина действительно немощна и нуждается в поддержке, он берет вторую жену. Со своей стороны женщина отправляется пасти оленей или ставить рыболовную сеть, если муж всерьез занемог или надолго задержался в пути.
Разделение жизненного пространства на мужскую (открытая тундра) и женскую (дом с очагом) доли соотносится с ритмом мужских и женских действий: если активна женщина, пассивен мужчина, и наоборот. Обычай чередования усилий и распределения ролей женщины и мужчины можно назвать тундровым законом сохранения семейной энергии. При этом поддерживается и оптимально используется высокий индивидуальный потенциал, выражающийся, например, в замечательной способности мужчины сутками в дождь или стужу окарауливать стадо, а женщины — почти непрерывно шить (даже пожилая женщина, уже ослепнув, продолжает шить). Переменная активность женщины и мужчины образует ровный ритм тундровой жизни и создает ресурс энергии, достаточный для бесконечного движения кочевников.
До того, как ребенок начнет ходить, он содержится в люльке. Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.
Начиная с 3–5 лет дети помогают родителям, выполняя посильную работу. Для развлечения мальчики используют оленьи рога и играют в гонки на оленьих упряжках. Девочкам мастерят кукол. Голову куклы делают из птичьего клюва, одежду – из лоскутков. Куклы без лица известны многим древним народам. По поверьям, отсутствие лица не позволяет нечистым духам вселиться в игрушку и навредить ребенку.
В 7 лет мальчик умеет готовить упряжь, ловить оленя арканом и управлять нартами. Девочка учится разводить огонь, готовить хворост для очага, шить.
Школьное образование – проблемный вопрос для кочующего народа. В советское время при школах организовывали интернаты. Детей собирали в стойбищах и привозили в учебное заведение, где они жили и учились до мая, а затем развозили по домам.
Ненцы отмечали, что в результате такого обучения ребенок терял навыки тундровой жизни, а потому оно несло больше вреда, чем пользы. Конфликт интересов привел к появлению кочевых школ. Сегодня вопросы организации обучения остаются на контроле местных властей.
Социальная система ненцев структурирована на трех уровнях — мяд’тер (семья), еркар (род), тэнз (племя, фратрия, народ), обеспеченных традиционными нормами тендерных и межпоколенных связей, собственности, лидерства, межродовых и межэтнических отношений. Эта система унаследовала старые самодийские традиции, но существенно обновилась, особенно в структурах рода и народа, три-четыре столетия назад в ходе «оленеводческой революции», когда ненецкие роды дробились, объединялись и смешивались под влиянием российской колонизации, войн, преобразования торговых и миграционных путей. В череде конфликтно-контактных отношений с соседями и российской администрацией они образовали сообщество, называемое ненецким народом.
Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:
Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.
Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками. Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских - передняя и боковая, для удобства перевозки детей. В упряжке может находиться от трех до семи оленей.
Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.
С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.
Чум обустроен так, что все его обитатели движутся, сидят или лежат вокруг огня. Пространство между очагом и входом (нё) считается женским: здесь женщины хранят свои вещи, шьют, качают детские люльки, обивают костяной колотушкой снег с зимней одежды, сушат дрова для очага, кормят собак. Противоположная часть чума (си) считается мужской, здесь хранятся ларцы с домашними святынями, орудия и оружие мужчин. Буквально си и нё означают одно и то же — «отверстие, проход», только нё служит обыденной дверью, а си — священной. Если «женскую линию», идущую от очага через дверь нё, продолжить за пределами чума, она укажет на хозяйственные нарты с одеждой и провизией, в том числе «нечистую» нарту сябу с женской обувью. «Мужская линия» идет от очага через си к священной нарте хэхэхан, в которой хранятся культовые предметы и где мужчины собираются для важных разговоров. Далее линия си направляется в сторону заката в открытую тундру, линия нё — в сторону восхода к оленьему коралю, озерцу, куда женщины ходят за водой, и кочковатой низине, где они собирают хворост для очага. Мужчина не прикасается к нарте сябу, женщина — к нарте хэхэхан (и вообще не пересекает «мужскую линию»).
Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.
Олень – основа жизни коренных народов Севера. Ритм жизни ненцев определяется их оленями. Именно за этими животными они следуют на летние пастбища, а когда снова приходит тепло ― на зимние.
Дикого оленя они называют «илебц», что означает «дающий жизнь». Олень – источник пищи, покрытия чума, одежды, предметов быта. В оленьи шкуры заворачивают младенцев и умерших. Кости используют для создания пуговиц, рукоятей ножей, а из сухожилий делают крепкие нити для соединения деталей национального костюма, лодок и шкур, покрывающих жилище.
На вожака упряжки оленеводы полагаются как на навигатор. Если потерял дорогу, то предоставь право выбора пути вожаку. Когда олень колеблется или чихает, пастух ищет другой путь. В ненецкой мифологии олень также предупреждает хозяина об опасности, как богатырский конь в русских народных сказках.
Большую часть дня пастух проводит за отловом оленей, отошедших от стада слишком далеко. Собирая животных, он пользуется арканом и привлекает собак.
Но даже если олень забредет в чужое стадо, хозяин сумеет отличить его по ушам и характерным отметинам на шкуре животного.
Средством передвижения в тундре круглый год служат нарты. Эти узкие сани делают из ели или березы.
Легковые нарты бывают разного предназначения. Мужские имеют только заднюю спинку, женские – также переднюю и боковую для перевозки детей. В отличие от других северных народов ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. В легковые сани обычно впрягают до шести оленей. Самыми быстрыми и выносливыми считаются холостые «быки»: за день они могут пробежать до 300 км. Приучать к нартам их начинают в возрасте полугода.
Управлять оленями помогают вожжа и хорей – шест до 5 метров длиной с костяным наконечником. Саму упряжь украшают кистями и колокольчиками. Грузовые нарты отличаются от легковых строением, в них запрягают по два оленя. Пять-шесть грузовых нарт, соединенных между собой, называют «аргишем» (оленьим обозом).
Собаки у ненцев ― это полноправные члены семьи. Ненецкая лайка (оленегонный шпиц) – древнейшая аборигенная порода, выведенная людьми в эпоху палеолита. С того момента она практически не изменилась. Высота в холке – 40–52 см. Длина туловища – 102–104 см. Шерстяной покров грубоватый, упругий, разных окрасов – серый, рыжий, белый, чёрный. Морда умеренно вытянутая, уши стоячие.
Интересно, что происходит ненецкая лайка из Центральной Европы. Оттуда она отправилась со скандинавами на север, а затем вместе с племенами саамов пошла дальше к ненцам. Долгое время ненецкая линия не контактировала с другими породами, поэтому внешность и не менялась.
Самоедская собака выведена из ненецкой лайки. Генетическое исследование останков двух собак, захороненных 100 лет назад, показало, что они связаны с другими изученными образцами возрастом 850 и 2000 лет. Ученые сделали вывод, что линия самоедской лайки на полуострове Ямал сохраняется непрерывной уже пару тысячелетий.
Ослепительно белые самоедские собаки используются для выпаса оленей и участвуют в охоте на медведей. Они путешествовали в экспедиции Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1893–1896 годах.
Кроме функций пастуха и погонщика, самоедская собака выполняет функции няньки. Ночью ее оставляют спать рядом с маленьким ребенком, чтобы поддерживать тепло. Считается, что если обнять самоеда, то он замрет, чтобы не беспокоить спящего.
Ненцы не запрягают самоедов в упряжки. Культурные традиции запрещают это делать.
Тип питания ненцев – белково-липидный, т. е. вся пища, попадающая в организм, состоит из белков и жиров. Это сырое мясо оленей, кровь, рыба. Поедание парного мяса считается праздником. То мясо, что не съедается сразу, замораживают в вечной мерзлоте сибирского грунта и хранят. Зимой едят замороженную оленину – строганину.
Если нарезать мясо некогда, то замороженную рыбу разбивают ударом о стол на съедобные кусочки. Такое блюдо называется колотушкой. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен).
Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду. Зимой из рыбы готовят строганину - свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы - юкола (пэхэ). Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы. Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб.
Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу.
Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.
Особый деликатес – молодые рога оленя (панты). Их обжигают на огне, очищают и съедают. Кроме того, панты – народное лекарственное средство. Рога растирают в порошок и дают пить ослабленному больному вместе с водой.
Не едят грибы. Их считают пищей оленей. Считается, что грибов в тундре не так много, чтобы хватило людям и оленям. Также не едят чаек. По ненецким поверьям, чайки – священные птицы.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.