Орочи — коренной народ Дальнего Востока. Вплоть до XIX столетия орочи сохраняли традиционные верования в духов природы. Верили, что земля — огромная восьминогая лосиха, а души умерших возрождаются вновь после перерождения в лунном царстве.
Историческая зона обитания орочей занимала территории от реки Ботчи до залива Де-Кастри (ныне залив Чихачева), захватывая склоны дальневосточного Сихотэ-Алиня. Сегодня большинство представителей народности проживает в Хабаровском крае, расселившись на следующих территориях:
Ванинский район: притоки и низовья реки Тумнин.
Ульчский район в бассейне Амура, в районе озера Кизи.
Амурский район: по правому притоку Амура реке Хунгари.
По данным переписи населения 2020 года орочи на территории Российской Федерации проживает около 527 чел.
Основная часть представителей данной народности проживают в следующих областях России:
Хабаровский край – 376 чел.;
Магаданская область — 94 чел.;
Приморский край – 16 чел.
Орочи верили, что земля — огромная восьминогая лосиха. Ее кожа — земля, шерсть — деревья, подшерсток — трава и кустарники, хребет — горные цепи, паразиты в шерсти — животные, снующие вокруг насекомые — птицы. Мир делился на 3 уровня:
Верхний: сотворил его Буа, верховный бог. Здесь обитает он, его духи-помощники.
Средний: здесь живут люди. Сотворил средний мир мифический герой Хадау, образ героя фигурирует в народном эпосе. Правят миром духи-хозяева, особо почитались покровители моря, тайги, огня.
Нижний: разделен на два слоя, где обитают злые духи и души умерших. Существовало также поверье, что лунная земля разделена на два царства. В них душам предков помогают вновь выкормиться и переродиться, чтобы они смогли вернуться на землю в облике младенцев.
Важную роль в жизни орочей играли шаманы, проводившие религиозные праздники и обряды, лечившие, общавшиеся с духами предков, духами-покровителями. Традиционным атрибутом шамана был пояс с погремушками, бубен с колотушкой, украшенная подвесками юбка, крылья или перья птицы. У каждого шамана существовали духи-помощники, изображения которых в виде лягушек, червей, птиц, животных, змей изображались на наряде.
А также орочи верили, что мир населен духами. Перед охотой, рыбалкой они обязательно молились духам-хозяевам местности. Орочи почитали медведя, тигра, в них видели прародителей некоторых орочских родов и помощников верховного божества. Особое отношение было также к касатке. Верили, что это животное имеет власть над рыбами и морскими зверями. У орочей и ульчей было развито представление о лесных человекоподобных существах — кадзяму (кальдяу), которые живут в тайге, на сопках. Считали, что это существа огромного роста с клинообразной головой и трехпалыми руками, тела их покрыты шерстью. Орочские шаманы лечили больных, отправляли души умерших в загробный мир. При лечении использовали ритуальные деревянные фигурки различных духов.
В XIX в. орочи были крещены и стали носить русские (христианские) имена.
Орочский язык принадлежит к алтайской семье, тунгусо-маньчжурской группе. По строению, звучанию, лексическому составу наиболее схож с эвенкийским. Язык находится под угрозой исчезновения: ежегодно процент носителей снижается. Письменность создана в 1990-200-х гг. энтузиастами, однако регулярное преподавание и издательская деятельность на национальном языке не ведется. Носителями языка остается, преимущественно, старшее поколение.
По данным переписи 2020 года на территории РФ владеют орочским языком всего 43 человека.
Орочи устраивали медвежьи праздники, во время которых убивали специально выращенных для этого животных.
Во время праздника устраивались состязания, происходило ритуальное поедание медвежатины. Все музыкальные традиции народа связаны именно с медвежьим праздником.
Музыка орочей различная: лирическая, эпическая, игровая, звукоподражательная, инструментальная, обрядово шаманская и ритуальная. Как правило, она всегда связана с медвежьим праздником. Есть у орочей и свои музыкальные инструменты: дудуманку – однострунная смычковая лютня или пупан – тальниковая свистковая флейта и многие другие. Много музыкальных погремушек: ачиан – пластинчатые металлические подвески-погремушки, пэайа – круглые подвески-погремушки, лэли – набор разнообразных подвесок-погремушек на женском переднике.
В шаманских традициях главное место занимает ритуальное импровизированное пение (йaйa), которое сопровождается магическим звучанием бубна (унту) и конусных подвесок на специальном поясе (сиса). Церемониальная музыка, звучащая на медвежьем празднике, включает инструментальные наигрыши, исполняемые на ударном бревне (узазинки) в сопровождении скандированных напевов.
Фольклор орочей богат и разнообразен: исторические предания и волшебные сказки, легенды и мифы, загадки и песни. В памяти народной хранят орочи много сказок.
Из жанров фольклора можно выделить мифы о тигре — помощнике верховного божества Боа или старике Эндури. Другим персонажем орочского пантеона является медведь, роль которого сходна с ролью тигра. Хозяин медведей и хозяин тигров живут на Луне, где каждый имеет свою половину территории. На «тигровой» половине живут души людей и животных, а на «медвежьей» — только души людей. Жены медведя и тигра вскармливают души умерших, чтобы в виде детей возвратить их на Землю. Значительное место в мифологии занимают мифы о духах — хозяевах зверей, рек, моря, главным из которых является морская старуха Тэму.
К малым жанрам фольклора относятся формулы молитвенных обращений во время религиозных обрядов, шутки, анекдоты, прибаутки (хримба), загадки (ганга). Лирические песни-импровизации (дяри) всегда индивидуальны.
Произведения устного народного творчества сохраняют и передают последующим поколениям элементы древних культурных традиций. В. К. Арсеньев отмечал поэтическое звучание орочских сказок: «Язык орочей богат интонацией. Это заметно в особенности у них в сказках, которые они говорят нараспев: «Боляни-боляна», т. е. «давно, очень давно», украшается очень длинной красивой интонацией». Необычайно фантастический и одушевленный мир лесных людей, пусть несовершенный и не совсем понятный современному читателю, но он существовал, и будет существовать в культуре Дальнего Востока, пока будет сохраняться память о нем, устная или письменная.
Одежда орочей сходна с костюмами амурских народов. Универсальный наряд — распашной халат, по крою напоминающий кимоно с длинными, сужающимися к концам рукавами. Зимой и осенью халат утепляли подкладкой из ваты, лисьего меха, собачьих шкур, рыбьих кож. Мужской вариант костюма доходил до колен, женский — почти до пола. Зажиточные орочи шили халаты из покупного шелка, утепленного с внутренней стороны мехом. Уходя на промысел, мужчины надевали теплые куртки из шкур оленя, кабарги, ровдужные накидки
Нательной одеждой служили штаны из ровдуги, рыбьей кожи, покупной ткани. Для тепла надевали ноговицы из тех же материалов или шкур, закрепляющиеся специальными тонкими поясками. Голову зимой закрывали меховыми шапками, капорами, шею укрывали шарфами из беличьих хвостов. На ноги надевали меховые чулки, сапоги тунгусского типа с высокими голенищами. Для работ использовались варежки, снабженные дырой в центре ладони, позволявшие сохранять тепло, при необходимости оголяя пальцы.
Дополняли наряд поясом: мужчины вешали на него оружие, трут, мешочек с порохом, женщины — костяной игольник, кроильный нож. Особую роль отводили украшениям: декоративным спиральным орнаментом украшали подол, рукава, борта халата. Носили нагрудники, оформленные бляшками из металла, разномастные подвески, ушные и носовые серьги. Для праздничных костюмов женщины использовали съемные меховые воротники, наплечники, мужчины — фартуки из ровдуги.
Волосы не стригли: мужчины заплетали одну косу, женщины две. Сакральное защитное значение имела красная нить, обвязанная вокруг косы. Женщины дополнительно вплетали в прически бисерные, шелковые ленты. Голову летом покрывали высокой берестяной шапкой, с XIX века в обиход вошли платки.
Основные занятия орочей — охота на копытных, пушных, морских зверей, птиц, рыболовство, собирательство. На нерп и сивучей охотились с гарпунами, рыбу ловили крапивными сетями, ловушками, острогами. Использовали примитивные лодки-долбленки, большие деревянные лодки, управляемые шестами, веслами, парусами.
Священным морским животным считалась косатка. Народ с древности заметил, что при ее приближении нерпы и другие морские животные группировались у берега. Охотиться становилось легче, поэтому сложилось поверье, что косатка помогает промыслам. Осенью и весной устраивали обряды кормления косатки черемшой, специальным студнем из рыбьих шкурок. Сакральное кушанье готовили в чашах, формой напоминающих нерпу.
Охотились на лосей, лис, кабаргу, косуль, изюбров, кабанов, соболей, выдр. В качестве оружия применяли луки, самострелы, использовали ловушки. Запрещалось убивать тигров: их считали помощниками верховного божества Буа. Если убийство происходило случайно, животному устраивали обряд погребения, аналогичный человеческому.
Другим священным животным считался медведь: по поверьям, хозяин тайги и всех животных — древний предок человека. Главным событием в жизни орочей считался медвежий праздник, для которого использовали убитого медведя или специально выращенных в течение трех лет медвежат. В ходе праздника шаман проводил обряды благодарения духов, представители народа устраивали сакральные пляски, переодевались в шкуру убитого медведя. Черепу животного подносили кушанья, в том числе медвежье мясо. В конце кости героя праздника хоронили, в жертву приносили двух собак, чтобы все они возродились в будущем в образе хозяина леса.
На охоте для привлечения птиц и зверей широко пользовались звукоимитацией. На деревянной конусной трубе воспроизводили голос лося, а звукам кабарги подражали, продувая струю воздуха между берестяными створками.
Транспортным средством летом служили разнообразные, большие и маленькие, дощатые и долбленные лодки, зимой – лыжи-голицы и подшитые камусом.
Было развито собаководство. Собак использовали для перевозки грузовых и ездовых нарт, на которых сидели верхом, с короткими лыжами на ногах.
Постоянные зимние поселения располагались вблизи от мест охотничьего промысла, на реках. Немногие из сел. (Монгокто, Уська и др.) существовали десятки и даже сотни лет, но все были малочисленны, редко более 5–6 жилищ и отстояли друг от друга на 15–20 км и более. Зимние жилища (тувэзэ) – срубные прямоугольные в плане полуземлянки из плах. Двускатную крышу покрывали еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями. Внутри вдоль стен были дощатые нары для сна, в центре располагался очаг-костер, над ним – дымовое отверстие. Место напротив двери, за очагом, считалось почетным. Снаружи перед входом делали из коры небольшой коридор – «кладовую». Для утепления полуземлянку забрасывали травой, зимой – снегом. В подобных зимниках нередко жили 2–3 семьи. Около зимника в амбарах (дзали) – срубных домиках на четырех сваях – семья хранила юколу, домашнюю утварь, охотничье и рыболовное снаряжение, одежду; имелись навесы (пэулэ) на столбах для сушки юколы и проветривания одежды. В конце XIX – нач. ХХ в. появились срубные жилища русского типа, на постройку которых приглашались русские.
Летнее жилище (кава) – наземное каркасное корьевое сооружение с вертикальными стенами и с двускатной крышей, покрытой еловой корой, с входом со стороны реки. Внутри – двухъярусный помост из жердей для хозяйственных целей, вдоль стен – дощатые нары (дамои). На них спали, укрываясь одеялом из собачьих шкур, на жердях, подвешенных внутри, сушили одежду, приготавливали юколу. Другое осенне-летнее жилище – двускатная постройка (болоджё) из жердей с аналогичной кава внутренней планировкой. В качестве временного жилья был распространен конический чум (анга), крытый еловой корой или берестой.
Рядом на вешалах различной конструкции сушили невода и сети, юколу из рыбы и мяса. Зимой на охоте промысловики группами жили в конических постройках из плах (вэнтэхэн). На месте промысла строили лабазы (дакка), где хранили снаряжение, запасы продовольствия, нередко добычу. Во время перекочевок ставили двускатные палатки (майка) с покрытием из рыбьей кожи и ветровые заслоны.
Орочи селились родовыми общинами по 15-30 человек. В составе общин выделялись малые семьи, где царил патриархальный уклад. Женщина находилась в зависимом положении, но обладала большей свободой, нежели у соседских народов. Мужчина отвечал за безопасность, пропитание семьи. На женщину ложились хозяйственные работы, в том числе тяжелые: наряду с уходом за детьми, приготовлением пищи, женщины ставили жилища, разделывали тяжелые туши. Детей с детства приучали к тяжелому физическому труду, навыкам охоты, домашним делам.
Существовали следующие виды заключения браков:
Люлечный, детский сговор;
Сватовство с уплатой калыма и приданого;
Умыкание (влекло кровную месть);
Взаимный обмен сестрами между родами;
Левират.
До XX столетия подавляющее большинство браков заключалось внутри народа. Позволялись союзы внутри родов, например, брак дяди и племянницы. Несмотря на отсутствие запрета многоженства в общих нормах права, орочи предпочитали иметь одну жену. Свадьбы проходили с участием представителей рода, сохранились сведения об обряде «топтания котлов». Перед выходом из отцовского дома невеста должна была пройтись по котлам, в одном из которых лежал калым, в другом приданое.
Традиционная пища орочей – рыба сырая, вяленая, отварная, мороженая, жареная, в целом преобладала в рационе в теплый период года, мясная – зимой. Из рыбы варили бульон (окто), суп, заправленный юколой, перцем или черемшой (улэты). Кусочки отварной рыбы смешивали с ягодами и заливали нерпичьим жиром или разминали в руках, добавляли мелко нарезанные головные хрящи кеты или горбуши и приправляли черемшой. Особенно популярной была тала – мелко нарезанная сырая кета или горбуша, калуга, ленок, таймень. Из лососевых готовили юколу; снимали с каждой стороны несколько тонких слоев филе: верх. слой с кожей – яку, второй – макуй, из брюшков – укэсэ, из бокового пласта – намиктэ. Юколу употребляли сырой, вареной и жареной. В.П. Маргаритов писал: «Юкола у орочей играет такую же роль, как хлеб у русского». Любили улаты – кусочки вареной юколы, приправленные перцем и черемшой. Красную икру сушили. Большим лакомством считались хрящи осетровых и носики лососевых. В конце XIX в. орочи научились у русских коптить и солить рыбу.
Мясо собаки служило ритуальной пищей. Лакомством считались сердце, печень сохатого, медведя, сырой костный мозг был лучшим угощением. Распространены были студнеобразные блюда из разваренной мездры с лосиной шкуры, рыбьей кожи.
Важное значение имели продукты собирательства: голубика, клюква, красная и черная смородина и др. ягоды; черемша, клубни сараны. Из ягод черемухи пекли лепешки (ияа). Десятки съедобных трав и корней употребляли с рыбными супами, мясной пищей. Варили двустворчатых моллюсков. Чумизу, фасоль покупали у маньчжурских и китайских торговцев. В конце XIX в. у русских заимствовали крупы, овощи, картофель, научились квасить капусту, солить грибы, варить варенье и т.п. Из круп и муки варили жидкие каши, суп с клецками.
Ели 3 раза в сутки: завтракали вареной рыбой, запивая ее отваром из голов рыб; обедали жареным мясом или рыбой и бульоном; ужинали отварной рыбой или мясом.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.