142
Осетины

Осетины – потомки алан, кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Народ светлый, добрый, мужественный, со своим пониманием мира, с представлениями о жизни и смерти, о небе и земле.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи 2020 года, население осетин в Российской Федерации – 485, 6 тыс. человек, В основном они проживают в Северной Осетии – Алания (439 949 чел.), расположенной на юге Европейской части России, в предгорьях и на северном склоне Главного Кавказского хребта, граничит на юге с Грузией и Южной Осетией, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Также осетины проживают в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США.

На территории России осетины живут: 
В Кабардино-Балкарии  – 6 877;
В г. Москва – 6797;
В Ставропольском крае  – 5 149;
В Московской области – 2 971;
В Краснодарском крае – 2 911.

Религия

Коренное население Осетии придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII–XVIII вв. от кабардинцев).

Главным выражением почтения к Богу у осетин является молитвенная трапеза – «кувд». То, что европеец назвал бы тостами, за осетинским столом имеет характер молитвенных речей, порядок которых строго предопределен. Первая речь всегда произносится во славу Великого Бога (Хуыцау), вторая – во славу покровителя Осетии св. Уастырджи (святому Уастырджи в православной традиции соответствует св. Георгий). Кувд включает и обряд кровавого жертвоприношения, зарезают быка или барана.

Язык

Осетинский язык – язык осетин, принадлежащий к иранской группе индоевропейских языков. Он является единственным живым представителем северо-восточной подгруппы иранских языков, на котором в настоящее время говорят около 600 тысяч человек.

Существует два диалекта осетинского языка: иронский и дигорский. При этом иронский диалект является основным – количество его носителей в три раза превышает число носителей дигорского. На обоих диалектах существует литература и СМИ.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

В традиционный осетинский женский костюм входило несколько элементов – рубашка, платье, кафтанчик, шаль и головной убор. Кафтанчик из бархата, атласа или шелка играл роль корсета. Пояс – важнейшая часть костюма, по нему можно было определить положение женщины в обществе. Отдельно следует упомянуть свадебное платье, которое шилось из дорогой ткани и украшалось орнаментом, вышивкой, декоративными серебряными и золотыми нагрудными элементами.

5.jpg

Традиционная мужская одежда осетин – черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы из овчины или каракуля, башлык, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь – ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма – кинжал. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.

Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.
Головной убор – важная часть костюма не только с практической, но и культурной и идеологической точки зрения. Его полагается носить всем. Оставаться с непокрытой головой можно было только в стенах собственного дома.

otr.jpg45.jpg

Традиции

Традиции и обычаи осетин – важная часть культурного наследия народа. Среди древнейших из них, которые почитаются до сих пор – гостеприимство. В прошлом, когда путнику угрожали стихийные бедствия, месть кровников, нападения грабителей, гостеприимство имело жизненно важное значение. Делом чести каждой семьи было – принять гостя достойно. Отношения между хозяином и гостем были строго регламентированы обычаем и включали не только предоставление гостю крова и пищи, но и неограниченное покровительство и защиту. Нарушение закона гостеприимства считалось большим позором.

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом для еды, питья и общения. Тосты за осетинским столом произносятся в форме молитвы. Старший застолья громко возносит молитву Хуыцау (Великому Богу) и всем святым, которым поклоняются осетины, с просьбой благословить собравшихся, и освящает три пирога. На праздниках освящение пирогов и напитков происходило у стен святилищ – дзуаров. Только после первого тоста – молитвы, обращенной к Богу, – можно начинать трапезу.

Во главе семейной общины стоял старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат, а в ряде случаев старшая женщина (мать). Его преемник иногда назначался самим отцом перед смертью, а большей частью вступал в свои права по обычаю старшинства. Иногда во главе семьи после смерти отца становился не старший брат, а младший, если тот выделялся личными качествами: трудолюбием, умением улаживать отношения между членами семьи, пользовался авторитетом у односельчан.

Также когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его. 

Погребальные традиции

Большое значение в жизни осетин имел культ предков и связанные с ним погребальные обряды. Покойных традиционно хоронили в родовых каменных склепах (знаменит «город мертвых» – Даргавсский некрополь в Северной Осетии из около 100 склепов). О смерти оповещал вестник из числа родственников или соседей умершего. Гроб с покойным устанавливают на скамье в центре хадзара у очага, под голову кладут отрезанную косу его жены. Нередко в дом приглашали и профессиональных плакальщиц, задачей которых было – помочь скорбящим выразить свои эмоции и обеспечить усопшему достойное прощание.

Если умерший владел конем, то с хозяином хоронили или целое животное, или, позднее, его отрезанное ухо. На сегодня этот обычай сохранился только в сельской местности.

После того, как покойного предавали земле, участники церемонии читали над могилой короткие речи и разводили неподалеку от могилы костер. Его пламя было призвано «согреть» умершего.

Раньше и по сей день, за невесту должны дать калым, то есть выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты.

Свадебные обряды

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы три раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак и обсуждают размер калыма. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.

Следующий этап после сватовства – тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом.

Безымянный - копия.jpgневест.jpgсвдьба.jpg

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда — выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.

Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества — поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Музыка

Музыкальный фольклор осетин состоит из песен, эпических сказаний, инструментальных наигрышей. Осетинские песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности. Особенно популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартские сказания. Для большинства песен характерна сольно-хоровая традиция исполнения.

Исполнение музыкальных произведений голосом или на музыкальных инструментах чаще всего бывало приурочено к праздничным дням и радостным событиям. Непременным атрибутом осетинского праздника были пение и танцы. Поэтому плясовые и песенные мелодии составляют самую значительную часть народной музыки.

муз.инст..jpg

Одним из излюбленных струнных инструментов, под аккомпанемент, которого исполнялись нартовские сказания, песни и танцы, был «хъисын фæндыр». Это род скрипки с 2-3 струнами из конского волоса и чашеобразным корпусом из дерева. Верхней декой ему чаще всего служила натянутая козья кожа. Смычок представлял собой согнутую в виде лука трость с натянутым на нее конским волосом. У каждой струны было свое название.

Особым престижем пользовался дуадастанон  – разновидность небольшой угольной арфы с двенадцатью струнами, изготовленными из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности многим народам. Считается, что толчком к созданию этого инструмента послужил звук тетивы лука при спускании стрелы.

Дуадастанон.jpgДуадастанон 2.jpg

Осетины использовали и ударные инструменты: «гуымсæг» (двухсторонний барабан), «къæрцгæнæг» (трещотка) и «дала» (деревянный обруч).

Быт

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Выбор места для поселений в горной Осетии определялся характером местности. Каждый клочок удобной земли использовался под пашни. Поэтому осетины свои поселения строили главным образом на крутых горных склонах.

При расположении поселений на местности решающими оказывались соображения обороны. Отдельные селения в ущельях строились так, чтобы между ними сохранялась визуальная связь, позволявшая в случае опасности быстро передать весть о ней всему ущелью. В качестве сигнала при этом использовали огонь, который разводили на верхней площадке боевых башен.

Плоскостные селения обычно строились по берегам рек. При выборе места для поселения учитывалась также близость леса. Одним из основных типов жилища в горной Осетии был двухъярусный каменный дом. На первом этаже хранился хозяйственный инвентарь и содержался. Второй этаж служил жильем для членов семьи. Если жилище имело третий этаж, то он предназначался для приезжих гостей.

Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

P107094002.jpg8.jpg

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

Горные жилища в основном строили из плитняка или неотесанных камней, стены воздвигали путем сухой кладки. Промежутки между камнями замазывались глиной или просто заполнялись землей. К числу горных жилищ относятся и жилые башни. 

Кухня

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Осетинский пирог
На каждом осетинском столе вы увидите знаменитые осетинские пироги. Их три, их подают на блюде и выкладывают один на другой – с мясом, с капустой, со свекольной ботвой. Они символизируют землю, воду и солнце. Если в семье торжество, рождение ребенка, праздник, то подаются все три пирога и над ними читаются молитвы. Но если день траура, то одного пирога, того, что символизирует солнце, нет. Это значит, что человек ушел и больше не увидит солнца.

Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога: (картофджин — пирог с картофелем и сыром; уалибах — пирог с сычужным сыром; фыдджин — пирог с мясом; цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром; давонджин — пирог с листьями черемши и сыром; кабускаджин — пирог с капустой и сыром; насджин — пирог с тыквой; кадурджин — пирог с фасолью; кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром; балджин — пирог с вишней; зокоджин — пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

пирог с сыром.jpegпирог с мясом.jpg

Осетинский сыр
Осетинский сыр готовят по старинной рецептуре. Ингредиенты продукта - это овечье или козье молоко, сычужный элемент (сыворотка) и соль. Для того чтобы придать вкусу сыру оригинальности, добавляют сладкую паприку, черный или красный молотый перец.

осетинский сыр.jpeg

Лывжа
Мясное блюдо, представляющее собой густой суп или рагу из мяса и картофеля. Обычно лывжу готовят из баранины или говядины, но также используется мясо курицы. Из овощей, кроме картофеля, добавляют морковь и лук. Для загущения супа используют сметану или чесночный соус. Для приправ берут чеснок, тимьян, кинзу, черный перец.

Лывжа.jpeg

Напитки
Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии – квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно – арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» – смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. 

пиво.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.