80
Осетины-дигорцы

Дигорцы — субэтнос осетин, проживающий на Северном Кавказе, коренное население части Дигории — западной части Северной Осетии.

Территориальное расположение и численность

Согласно данным переписи населения 2020 г. в России проживает 1 361 дигорец, 1219 чел. из которых проживает в Республике Северная Осетия-Алания. 

Религия

Дигорцы в большей степени являются приверженцами ислама, однако часть жителей Дигорского района относит себя к христианам.

До сих пор сохраняются традиционные верования, причем пантеон богов у дигорцев является довольно сложным. Разобраться в нем не представляется возможным из-за утраты большинства писаний. Сейчас известно, что дигорцы чтят бога Алаурди, в честь которого даже устраивают праздник, призванный задобрить божество. Богу приносят жертвы — чаще всего хлеб. Алаурди считается злым богом, способным насылать на человека болезни. Как правило, это оспа.

Версия о происхождении имени бога тесно связана с христианскими верованиями. Христианство пришло к осетинам в Средневековье и особую роль играло в местности под названием Алаверди, что находится в Грузии. Некоторые дигорцы связывают бога Алаурди со святым Иоанном Крестителем, в честь которого возведен храм и памятник на территории Грузии. Парадокс заключается в том, что святой Иоанн Креститель прославился как спаситель, а бога Алаурди всегда изображали в виде чудовища.

Алаурди боятся очень сильно, поэтому праздник, посвященный божеству, начинают с приготовления хлеба, которым занимаются женщины. Помимо хлеба, готовятся сырные пироги. Ритуальная пища преподносится не только богу, но и подается на стол для всеобщей трапезы.

Язык

Дигорцы владеют иронским диалектом, на который подразделяется осетинский язык. Также они имеют собственный дигорский диалект, отличающийся архаичными чертами.

Дигорская письменность появилась практически одновременно с осетинским письмом. С течением времени дигорский стал утрачивать свою значимость, уступая осетинскому литературному языку. С установлением власти Советского Союза дигорский не исчез, на нем выпускали учебники и различные издания. Но по ряду причин власть Советского Союза посчитала алфавит дигорцев носящим контрреволюционный характер. Репрессии в отношении интеллигенции привели к снижению распространенности дигорского диалекта. Сейчас он мало кому известен.

Традиционная и современная культура

Традиции и обычаи

В традициях дигорцев прослеживается влияние древних верований. Тaк, праздник защиты детей целиком направлен на задабривание Алаурди. В этот день принято поднимать стаканы с молоком и произносить тост-прошение, адресованный божеству. Дигорские мужчины просят не показывать Алаурди свое лицо их детям. Ребенку нужно немного пригубить молока и откусить кусок ритуального пирога.

Если семья имеет достаток, им надлежит принести в жертву какое-нибудь животное. Обычно это баран или бык. Перед тем, как принести в жертву барана, ему нужно прижечь шерсть на лбу, чтобы священный дым дошел до Алаурди. К концу дня женщины и дети отправляются в священные рощи, где они ходят вокруг деревьев с ритуальными пирогами.

Отношения у дигорцев к традиции празднования Дня защиты детей довольно своеобразное. Оно воспринимается как пережиток язычества, однако влияние христианства не мешает дигорцам не забывать древних обычаев. Здесь уместно упомянуть Масленицу, которая празднуется многими приверженцами православия.
Помимо молока и пирогов, Алаурди подносят ленточки, которое навязывают на ветви священного дерева.

Главной фигурой в христианских верованиях дигорцев считается Святой Георгий. Его изображения можно видеть в Дигории буквально повсюду. Каждого путника, который собирается отправиться в горы, непременно благословляют и просят Святого Георгия, чтобы он указал ему путь в густых туманах, стоящих в горах.

Не менее важна традиция почитания великой Наны (матери). Легенда о ней гласит, что когда войска Тамерлана пришли в Дигорию, им было оказано жестокое сопротивление. Первыми тамерланских воинов встретили девушки, празднично одетые и исполняющие музыку. Воины решили взять их в плен, спешились с лошадей и собирались взять силой, но девушки оказались невероятно воинственными. У каждой был заготовлен лук и стрелы, которыми они расстреляли нападавших. Узнав об этом, Тамерлан повелел уничтожать дигорцев и аланов (начиная с колыбели и заканчивая стариками). Это привело к практически полному истреблению дигорского народа, многие дети остались сиротами. Великая Нана собирала всех их в пещере. У легенды есть подтверждение, хотя и оспариваемое историками. В горах Дигории существует пещера, где обнаружено множество черепов баранов и скелетов разных животных, а также самодельные скамейки. Дигорцы считают, что именно отсюда пошел их народ, что все они — дети великой Наны.

Свадебные традиции

Свадьба должна была проводиться в два дня, субботу и воскресенье. В это время новобрачные не видят друг друга, жених прячется у друзей, к этому времени невесту приводят домой к нему. В воскресенье проведать невесту на новом месте приходят друзья, родителей невесты приглашают позже. Вскоре наступает день торжества. Утром родственники невесты украшают дом, на кухне готовят угощения. К 2 часам дня приходят гости, причем располагаются они с определенной стороны. Слева – девушки, справа – мужчины. В это время невеста еще не в своем свадебном платье, в своей светелке невеста принимает гостей женского пола, с ней по очереди «прощаются» женщины. Невеста обязательно должна взять в свою новую семью подарки для старейшин, этим она «задобрит» новую семью. Позже здесь слышны крики радости – это прибыли послы жениха за невестой. Их принимают с гостеприимностью, к столу подают горячие осетинские пироги. Невесту начинают наряжать в свадебное платье.

К приданному добавляют золотые украшения на руки невесты – чем больше, тем лучше. Переодевшуюся новобрачную до нового дома будет сопровождать лучшая подруга и помощница. Говорить невесте до следующего дня не разрешено. Перед тем как покинуть отчий дом, ей следует получить благословение старейшин. Первой в новом доме увидит невесту бабушка жениха, затем с ней познакомится его мать, для которой она станет новой дочкой. Праздник продолжается в обеих семьях, а невеста должна остаться в покоях новобрачных, стоя там, в углу до следующего утра. После этого начинаются национальные танцы. Танец – связующее звено между полами, возрастами и родами, глаза в глаза, вольность в каждом жесте. Танцуют здесь все, причем с самого рождения, танцуешь - значит живешь.

002-1.jpg

Национальный костюм

Одежду у дигорцев, как и у осетинов, шьют женщины. В мужском костюме используются шаровары, папаха, пояс рон, бешмет и черкеска. Верхней одеждой служила бурка или шуба. Штаны всегда заправляли в носки, чтобы удобнее было надеть сапоги и защитить таким образом ноги от холода.

42877736_551777888579878_7081543269157589259_n.jpg

Бешмет представляет собой некое подобие рубашки со стоячим воротником. Черкеску делали из сукна, которое изготавливали из козьего пуха. Реже использовалась шерсть верблюда.

Именно на черкеске закрепляли пояс с кинжалом, который украшали серебром.

Бурка похожа на накидку, скрывающую тело от плечей и до пят. Бурка выполняла роль плаща, защищающего от осадков и холодов. Многие спали на ней, укрываясь подобно одеялу.

Женские наряды резко отличаются от мужских помпезностью. Сейчас их используют только во время свадебных церемоний или национальных праздников. Девушки подвязывали передник, отличающийся большой роскошью благодаря орнаментам. Платья носили разные, в том числе с тесными рукавами, к которым привязывали нарукавники из бархата бордового цвета. Нарукавники, как и головной убор, расшивали золотыми нитями. Головным убором служит тюбетейка, сделанная из бархата. Значимым элементом одежды дигорцев являются платки, которые расшивают вручную. Этот подарок девушка может получить от матери, другой родственницы или родственников ее мужа. Такие платки трепетно хранят и носят с гордостью. Одежда может быть отделана драгоценными металлами, хотя позволить себе подобное могут только выходцы из состоятельных семей. 

Быт

Дигорцы выращивают пшеницу, ячмень, овес, а также просо. Высоко в горах их жилища построены из камня, а внизу, в долинах, они имеют плетеные основы домов.

Общественный уклад

Еще с древних времен дигорское общество было разделено на несколько сословий и территориальных округов. Первый округ – Дигор, второй же Усть-Дигор (дальняя Дигория).

Население Дигории было разделено на несколько сословий.

Каждое из сословий имело права и обязанности по отношению друг к другу. Так, баделаты получали от каждого адамихата дань каждый год, в виде одного стога сена, одной лошади, одного тулука пшеницы; летом же к подати добавлялся один баран. Свободное сословие обязывалось везде ездить вместе с алдатами по доброй воле. Наиболее значительную группу крестьян составляли адамихаты («подобие людей»), которые несли натуральную, а в предгорьях также и отработочную повинность своему господину. Адамихаты не были крепостными: они пользовались правом перехода от одного феодала к другому. Уходя из Дигории, адамихаты оставляли владельцу свое имущество. В случае смерти адамихата, не имевшего наследников мужского пола, феодалу доставалось не только его имущество, но в услужение к нему переходили жена и дочери крестьянина. Хехезы – это пришлые из других регионов Осетии и Кавказа в целом. По своему социальному статусу они сближались с безземельными адамихатами, но из-за того, что не имели корней в Дигории и фактически были зависимы от владельцев аулов, они были более удобным объектом эксплуатации, чем адамихаты.

Если старшина приказывал кнекам убить человека, они обязывались сделать это, за убийство, совершенным данным способом, отвечал их господин. Хечар-косеки покупались, им не разрешалось самовольно вступать в брак, их судьбой распоряжался господин, который мог временно отдать их в жены любому холостому. Рожденные от них дети становились либо слугами, либо поварами, эти дети были обязаны служить господину всю свою жизнь, он же мог продавать или дарить их.

Право дигорцев было сходно с правом других кавказских народов. Например, за ранение старшины виновник отдает баделату мальчика или девочку, а за его убийство каждый виновный платил 5 людьми, 5 землями и 5 лошадьми или железными вещами так, чтобы каждый предмет оценивался, как 15 крестьянских душ. Кто воровал из владения алдата и был пойман на этом, был обязан оплатить мальчиком или девочкой и в честь старшины варить и готовить угощения. Убийство адамихата или тумака оплачивалось 24 штуками рогатого скота. После уплаты кровью обе стороны конфликта должны были примириться. Убийца варил и готовил угощения, а родственники погибшего должны были явиться к нему домой со свитою из 100 человек, виновный поил и угощал пострадавших целые сутки. Если же этого не делалось, одна из сторон, не выполнившая обещания, платила другой 7 штук рогатого скота. Если адамихат ранил другого свободного человека, то в уплату за честь варил пивные напитки и отдавал лошадь либо скотину.

Семейный уклaд

Как и у других народов Кавказа, у дигорцев невест выкупали за калым. За дочь старшины платили 60 штук рогатого скота, а за дочь адамихата - 10 штук.

Кто получал калым за дочь в первый раз, имел право на пару отличных быков или на 2 пары посредственных. Старшины и адамихаты после смерти или пропажи брата женились на их вдовах, причем никто согласия женщины не спрашивал. Каждый дигорец был вправе завести до 3 жен; любую из них он мог выгнать, если она его перестала устраивать.

Дети должны были быть покорны и послушны своим родителям, а сопротивление их воле было равно великому греху. Что интересно, старшины и адамихаты не воспитывали детей при себе, а отдавали их на воспитание к аталыке (мальчиков) или кормилице (девочек) до совершеннолетия. После его наступления они возвращались к родителям, а воспитатели получали большие дары за это, например, 100 баранов, несколько штук рогатого скота или же служанок.

Кухня

Кухня дигорцев практически полностью схожа с кухней аланов. Основным блюдом всегда является мясо, которое готовят в казане. К нему добавляют острый соус, основанный на сметане. Это блюдо является первым, а на второе пекут пироги, начинка которых может быть сделана из сыра или опять же из мяса.

шашлык.jpeg

Дигорцы любят шашлыки, которые они запивают пивом или молоком. Пиво у осетинов необычное, но оно сумело завоевать признание на всем Северном Кавказе. Произошло это благодаря особой рецептуре, а также традициям пивоварения, которым насчитывается много столетий.

cedf0491fdcf436c7ab3c44b496218b6.jpeg

Кроме того, в национальной кухне дигорцев особое место занимают пироги. Начинкой к пирогу могут служить: тыква, черемша, сыр, капуста.

Обычно пироги делают из дрожжевого теста. Наиболее популярный пирог — фыдчин. Его обязательно подают на праздники.

фыдчин 1.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.