219
Осетины-иронцы
Территориальное расположение и численность

Точных данных о численности народа не существует, поскольку в переписях, наряду с другими этносами, иронцы включаются в состав осетин.

Однако, по данным переписи населения 2020 г., в России проживает 323 иронцa. Основное население сосредоточено в Республике Северная Осетия-Алания - здесь живет 291 иронец. 

524428_main.jpg

Религия

Большая часть иронцев исповедует христианство, однако в религиозных традициях сохранились черты древних языческих верований. Первый тост за столом произносят в честь всевышнего единого бога Стыр Хуыцау, у которого просят благополучия для семьи и близких. Важное значение в традиционной обрядности играет осенний праздник Джеоргуба в честь Уастырджи — одного из семи главных небожителей нартского эпоса. Праздник отмечают в течение недели в конце ноября, празднуя окончание сельскохозяйственных работ.

Язык

Иронский диалект заложил основу современного литературного языка Осетии, на котором выпускаются газеты, издаются книги, ведется телерадиовещание. Лингвисты выделяют в языке три говора:
Урстуальский;
Ксанский;
Кударский.

Кударский говор, наиболее распространенный в Южной Осетии, считается наиболее архаичным вариантом иронского, содержащим отголоски древней скифской традиции. В северо-иронских говорах прослеживаются элементы сарматского языка, пришедшего в регион вместе с аланскими племенами.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Традиционный осетинский костюм аналогичен общекавказскому. Мужчины носили широкие штаны и рубаху, поверх надевали бешмет или черкеску с газырями. Обязательно использовали кожаный пояс, на который крепили кинжал. В холодное время года и во время путешествий для тепла надевали бурку, папаху.

1685132777_gagaru-club-p-osetini-irontsi-11.jpg

До XIX столетия женский наряд характеризовался простотой, отличаясь от мужского лишь длиной и кроем рубахи. После поверх стали надевать разрезные платья с широкими рукавами и вырезом на груди. Ткани использовали традиционных для региона оттенков — красного, белого, черного. Открытая верхняя область нательной рубахи украшалась золотыми и серебряными нитями, рукава и подол — вышивкой, аппликациями с растительными, геометрическими орнаментами.

Свадебные традиции

Свадебные традиции иронцев представляют сложный комплекс обрядов. Сватовство начинается с визита в дом выбранной девушки. В число сватов входил родственник жениха, близкий и уважаемый сосед. По возможности в число визитеров включали знакомого семьи избранницы. Считалось неприличным давать согласие на брак во время первого прихода, поэтому родители будущей невесты ссылались на необходимость совета со старейшинами рода.

Во время второго визита проводился фидыд — предварительное обручение. Семья жениха вносила денежный залог в знак нерушимости обещаний, после чего устраивался пир с обсуждением деталей свадьбы. Через некоторое время в дом невесты приезжал жених с друзьями. Юноша дарил обручальное кольцо и прощался с невестой до первой брачной ночи: видеться во время приготовлений будущим супругам запрещалось.

В день торжества свадебный поезд с родными и друзьями жениха в доме невесты встречали пирогами, пивом и аракой. После шуточного выкупа девушка отправлялась в дом жениха, сам он проводил день у кого-либо из друзей. Невестку встречала свекровь и старшие женщины, обсыпали девушку сладостями, мазали губы маслом и медом, желая сытой и благополучной жизни. Оставшуюся часть торжества невеста стояла в углу под охраной двух мужчин из свиты жениха, поодаль от столов пирующих.

Второй день начинался с «детских смотрин»: с новым членом семьи сбегались знакомиться дети со всего селения. Мальчиков одаривали игрушками, девочкам в волосы вплетали ленты красного цвета. В этот же день или на следующий родственники невесты привозили в ее новый дом приданое. В честь ответного визита устраивали новый пир, поскольку в день свадьбы на общем застолье родители невесты не присутствовали.

6718177_xlarge.jpg

Кухня

Традиционными занятиями иронцев были скотоводство и земледелие, поэтому основу рациона составляли молочные, мучные, мясные продукты. На столе всегда были пироги с разнообразными начинками: мягким сыром, картофелем, щавелем, мясом.

29.jpg

Пироги не только составляли основу рациона, но и играли важную роль в обрядности. На свадьбу и любой другой веселый праздник обязательно пекли набор из трех пирогов, символизировавших Землю, Бога и Солнце. Разрезали их только после прочтения молитвы-благодарности, с разрешения старшего. На похороны тоже пекли пироги, но их число уменьшалось — Солнце на стол не ставили.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.