Источник фото : dzen.ru
Древними предками иронцев были аланские племена, занимавшие степи Предкавказья и Северный Кавказ с I по XIII век нашей эры. В период наивысшего могущества, в IX–X столетиях, возникло Аланское царство со столицей Магас, располагавшейся на границе современных территорий Ингушетии и Северной Осетии. Первый этап формирования иронского этноса связан с активным взаимодействием алан с автохтонными кавказскими народами.
Значительные изменения в жизни осетинских народов произошли в XIII веке, когда регион захватили татаро-монгольские войска, положившие конец Аланскому царству. Ещё более разрушительным стало вторжение войск Тамерлана, о чём сохранились свидетельства в народном фольклоре.
В результате разорения территорий расселения аланы были вынуждены уйти в горы, где их взаимодействие с аборигенами Кавказа происходило ещё интенсивнее. Считается, что именно в этот период завершилось формирование иронского этноса. Тогда же произошло разделение на осетинские общества, сохраняющееся в народном сознании до сих пор. В Центральной и Южной Осетии образовалось семь обществ, большую часть которых составляли иронцы:
• Туальское;
• Урс-Туальское;
• Тырсыгомское;
• Кудское;
• Кударское;
• Дзауское;
• Ксанское.
Северная Осетия разделилась на четыре общества, одно из которых — дигорское — объединяло представителей дигорского субэтноса. Остальные три общества состояли из иронцев:
• Уалладжыр, или Алагирское общество, занимавшее Ардонское ущелье. Согласно народным верованиям, алагирцы происходят от Ос-Багатара — прародителя всех осетин;
• Куртатинское общество, заселившее Куртатинское ущелье по реке Фиагдон;
• Тагиата, или Тагаурское общество, расселившееся в Кобанском, Санибанском, Дарьяльском ущельях и Даргавской долине.
Исторически народы современной Осетии не имели общего самоназвания до XIX века, хотя осознавали себя единым этносом. В русский язык слово «осетины» попало через грузинское наименование Осетии и Алании — «Осети», происходящее от самоназвания одного из аланских племён — «асы».
Ряд исследователей считает, что южные и северные осетинские племена имели единое племенное самоназвание — iron, имеющее иранские корни. В то же время жители Северной Осетии называли всех жителей Южной Осетии «кударцами» по имени одного из обществ. Жители Южной Осетии термином «кударцы» обозначали только выходцев из Кударского ущелья. Иронами, или ирон лаг, именовала себя основная восточная ветвь осетин, выделяя отдельно дигорцев на западе и туальцев на юге.
Самоназвание иронцев — «ирон» или «ир»; во множественном числе на местном диалекте — «ирон адӕм» или «ирӕттӕ». Происхождение этого этнонима остаётся предметом дискуссий. Большинство исследователей связывает его с древнеиранским словом arya или aryāna-, означавшим «благородный». Эта версия подтверждается происхождением иронцев от алан — древних ираноязычных кочевников-скотоводов.

Источник фото : dzen.ru
Точных данных о численности иронцев не существует, поскольку в переписях они, как и другие субэтнические группы, учитываются в составе осетин.
Согласно данным переписи населения 2020 года, в России проживает 323 иронца.
Основное население сосредоточено в Республике Северная Осетия — Алания, где живёт 291 иронец.

Источник фото : class-tour.com
Большинство иронцев исповедует христианство, однако в религиозных традициях сохранились элементы древних языческих верований. Первый тост за столом произносят в честь Всевышнего — единого бога Стыр Хуыцау, у которого просят благополучия для семьи и близких. Важное место в традиционной обрядности занимает осенний праздник Джеоргуба в честь Уастырджи — одного из семи главных небожителей нартского эпоса. Праздник отмечают в течение недели в конце ноября, празднуя завершение сельскохозяйственных работ.
Иронский диалект лег в основу современного литературного осетинского языка, на котором выпускаются газеты, издаются книги и ведётся телерадиовещание.
Лингвисты выделяют в нём три говора:
• Урстуальский;
• Ксанский;
• Кударский.
Кударский говор, наиболее распространённый в Южной Осетии, считается наиболее архаичным вариантом иронского и сохраняет отголоски древней скифской традиции. В северо-иронских говорах прослеживаются элементы сарматского языка, принесённого в регион вместе с аланскими племенами.
Традиционный осетинский костюм схож с общекавказским. Мужчины носили широкие штаны и рубаху, поверх которых надевали бешмет или черкеску с газырями. Обязательным элементом был кожаный пояс, к которому крепили кинжал. В холодное время года и во время путешествий для тепла использовали бурку и папаху.

Источник фото : mk.alania.gov.ru
До XIX века женский наряд отличался простотой и разнился от мужского лишь длиной и кроем рубахи. Позднее поверх рубахи стали надевать разрезные платья с широкими рукавами и вырезом на груди. Для пошива использовали ткани традиционных для региона цветов — красного, белого и чёрного. Открытую верхнюю часть нательной рубахи украшали золотыми и серебряными нитями, а рукава и подол — вышивкой и аппликациями с растительными и геометрическими орнаментами.
Свадебные обряды иронцев представляют собой сложный комплекс ритуалов. Сватовство начиналось с визита в дом девушки, избранной женихом. В число сватов входили родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Считалось неприличным давать согласие на брак при первой встрече, поэтому родители будущей невесты ссылались на необходимость совета со старейшинами рода.
Во время второго визита проводился фидыд — предварительное обручение. Семья жениха вносила денежный залог в знак нерушимости обещаний, после чего устраивался пир с обсуждением деталей свадьбы. Через некоторое время жених с друзьями приезжал в дом невесты, дарил ей обручальное кольцо и прощался до первой брачной ночи: видеться в период подготовки к свадьбе будущим супругам запрещалось.
В день торжества свадебный поезд с родными и друзьями жениха встречали в доме невесты пирогами, пивом и аракой. После шуточного выкупа девушка отправлялась в дом жениха, который в этот день проводил у друзей. Невестку встречали свекровь и старшие женщины: они обсыпали девушку сладостями, мазали губы маслом и мёдом, желая ей сытой и благополучной жизни. Остальную часть торжества невеста проводила в углу под охраной двух мужчин из свиты жениха, в стороне от пирующих.
На второй день начинались «детские смотрины»: с новым членом семьи знакомились дети всего селения. Мальчикам дарили игрушки, девочкам вплетали в волосы красные ленты. В этот же день или на следующий родственники невесты привозили в её новый дом приданое. В честь их визита устраивали ещё один пир, поскольку в день свадьбы родители невесты не участвовали в общем застолье.

Источник фото : ru.pinterest.com
Традиционными занятиями иронцев были скотоводство и земледелие, поэтому основу рациона составляли молочные, мучные и мясные продукты. На столе всегда присутствовали пироги с разнообразными начинками: мягким сыром, картофелем, щавелем, мясом.

Источник фото : oldwall-brick.ru
Пироги играли важную роль не только в повседневном рационе, но и в обрядовой практике. На свадьбу и другие праздники обязательно пекли набор из трёх пирогов, символизировавших Землю, Бога и Солнце. Их разрезали только после прочтения молитвы-благодарности и с разрешения старшего. На похороны также пекли пироги, но их число уменьшалось — пирог, символизирующий Солнце, на поминальный стол не ставили.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения