2611
Поморы

Источник фото : ast-ohota.ru

«У моря живём, морем кормимся, море — наша кормилица», — гласит поморская пословица. Поморы издавна заселяли побережье Белого моря. Они были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, традиции и фольклор. 

История

Название «помор» возникло не позднее XII века. В течение XIV–XV веков оно распространилось на юг и восток от западного берега Белого моря. Тогда «ничейные» земли Поморья взяла под свою опеку Новгородская вечевая республика. Словене ильменские (их столицей, как известно, был Новгород Великий) называли эти земли Заволочьем или Двинской землёй.

02020263.jpg

Источник фото : russian7.ru

К XVI веку поморы вели специфическое рыболовно-зверобойное хозяйство. Зимний зверобойный промысел начинался в феврале и продолжался до конца марта. В местах сбора промышленников строились специальные промысловые избушки на одну–две лодки (7–15 человек).

В XVII веке поморы плотно включились в систему всероссийского внутреннего рынка в качестве морской рыбо- и зверепромысловой области. Поморы развили бартерную торговлю и вели дела не только с русскими, но и с норвежцами. В обмен на дары Севера они получали столь необходимый им хлеб.

После победы Ивана III над новгородцами на реке Шелони (июль 1471 года) поморские земли стали частью Московского государства. В период централизации русского государства процессы колонизации Севера получили новые, дополнительные импульсы. Постепенно задача освоения этих земель приобрела государственную важность.

В XVII–XVIII веках поморы обладали всем необходимым для продолжительных походов в Северный Ледовитый океан. Северяне осваивали новые территории: Северную Сибирь, Новую Землю и Шпицберген. Были проложены ставшие потом знаменитыми морские пути.

К середине XVIII века поморы помогли России освоить Алеутские острова и Аляску.

С 1803 года выходцы из Поморья осваивали западное побережье Северной Америки, которая на тот момент ещё не была заселена англо-саксами и другими европейцами. Поморы внесли значительный вклад в расширение территории и рубежей Российской империи.

Поморы на промысле. Начало XX века.jpg

Источник фото : life.ru

Территориальное расположение и численность

Во время Всероссийской переписи населения 2020 года поморами назвали себя 2 232 человека. Большая часть поморов проживает в Архангельской области (1 318 человек). В основном поморские селения расположены вдоль побережья Белого и Баренцева морей, а также на побережьях северных рек: Мезени, Печоры, Онеги и Северной Двины.

В остальных регионах РФ: Республика Карелия — 266; г. Санкт-Петербург — 129; Мурманская область — 106; г. Москва — 75.

Религия

У поморов есть уникальная религиозная традиция — древнее православие. Многие из поморов остаются верны современному православию. Уникальность древнего поморского православия заключается в ведении служб избранными мирянами. Попы в службах не участвуют. Для обозначения приверженности древнеправославной поморской церкви верующие используют лестовку — небольшие четки с характерными треугольными украшениями, на которых изображено восходящее солнце.

Язык

Говоры Архангельского Севера (поморская группа говоров) сохранили в себе множество архаичных черт русского языка, утраченных или менее выраженных в литературной норме. Для них характерны следующие особенности:

Фонетика: так называемое «оканье» — чёткое произнесение звука [о] в безударных позициях (например, в слове «вода»), а также более протяжное произношение ударных гласных.

Лексика: активное использование общеславянской и древнерусской лексики, которая стала архаичной или исчезла из литературного языка (например, «зыба» — колыбель, «гари» — лесной пожар). Также присутствуют заимствования из скандинавских языков (например, «шхеры» от норв. skjær), что обусловлено историческими контактами поморов с соседними народами.

Грамматика: специфические диалектные формы, такие как использование окончания «-м» в творительном падеже множественного числа («ходить босым по травам»), или формы 3-го лица множественного числа глаголов без окончания «-т» («они говорят» → «они говоря»).

В настоящее время классический поморский говор является исчезающим и в основном сохраняется в речи старшего поколения.

Традиционная и современная культура

С морем связана вся жизнь поморов: промыслы, традиции и фольклор.

Национальный костюм

Поморки носили сарафаны. Самый древний вид поморского сарафана — косоклинный («костыч»). Он имел шов посередине переднего полотнища, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроенную спинку, напоминающую перевернутую трапецию. Косоклинные сарафаны могли быть распашными с застёжкой впереди. Пуговичек старались пришить побольше — для красоты. Пуговицы для праздничных сарафанов отливались из серебра и меди, а для повседневных годились и оловянные.

ab8edb66f71e7b4da71ec3cec4bc8a49.jpg

Источник фото : rus-nachala.ru

Со второй половины XIX века сарафаны-костычи носили в основном пожилые женщины, а девушки перешли на «круглые», или прямые, сарафаны, которые шились из четырёх прямых полотен. По подолу прямые сарафаны украшались высокими оборками, «бахромочкой». Верх сарафана обшивался тесьмой, лентой, кружевом. Праздничные поморские сарафаны — ярких цветов: алые, синие, зелёные, сиреневые, вишнёвые.

Ткань для повседневных сарафанов поморы изготавливали сами — ткацкие станки были в каждом доме. А для праздничных покупали шёлк, шерсть, кашемир, муар. Отсюда названия сарафанов — «гарусники» (шерстяные), «шелковники», «матерья» (шёлк, муар), «шумящий» (тафта).

Праздничная мужская одежда — это атласная рубаха с шейным платком («окутком») и тканым поясом. Удивительно, но поморские крестьяне никогда не носили лаптей — вся обувь у них была только кожаной.

В поморском мужском гардеробе есть вещи, которых не встретишь больше нигде. Например, зимняя меховая шапка-шлем с длинными, до пояса, ушами — «цебаки долгоухи». Или «совик» — одежда с капюшоном, напоминающая по форме сову. Поморы шили совики сами, а оленьи шкуры для них приобретали у соседей — лопарей, зырян и ижемцев.

maxresdefault (1).jpg

Источник фото : photosreda.ru

Устное народное творчество

Частым мотивом северных сказок, песен и былин было мастерство судостроителей, морские сюжеты. Их рассказывали во время тяжёлой монотонной работы или зимними вечерами за починкой рыболовных сетей.

Многие сказки про морские походы начинались с описания места действия — побережья: «Давно это было. На берегу Белого моря жили три брата». Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией — погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». Осуждать подобные «решения» было не принято: море олицетворяло собой справедливость.

1516975515_880.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

В старинных пословицах говорится: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору всё от моря».

Старины, скоморошины, свадебные, колыбельные, святочные, величальные, погребальные песни сопровождали человека от самого рождения до смерти.

Скульптура

Скульптурный дар выразился в многочисленных видах резьбы: архитектурной, рельефной, ажурной, церковной, бытовой.

В народной скульптуре очень ярко проявились главные черты крестьянского плотницкого ваяния: пластика бытовой, обиходной вещи, постройки, украшения дома.

Иконостасы и деревянные иконы, различные виды крестов и обетных столбов, резные божества и куклы-панки — всё это разновидности культовой скульптуры, которая развивалась на Архангельском Севере долгие годы, начиная с XI века. Совсем другое направление развития получила светская скульптура, появлению которой на Севере мы обязаны Ф. И. Шубину, С. К. Суханову, В. А. Михалеву.

Музыка

По-настоящему удивительной была музыкальная культура. Поморы использовали в качестве основного инструмента колокола. Щипковые и смычковые инструменты, распространённые в Новгороде, Москве и Пскове, в Поморье отсутствовали. Поморы пользовались свистками и рожками.

Обычаи и традиции

Поморы боготворили реку и море как источник рыбного улова. Поэтому они ни в коем случае не загрязняли любые водоёмы. Бросать мусор в реку и море считалось тяжким грехом. Недалеко от мест улова ставили кресты, возле которых принято молиться, чтобы поймать добычу.

Гостеприимство у поморов всегда было важной традицией. Всякого прохожего надлежало пригласить в дом и как следует накормить, а потом проводить и пожелать удачи. Для завершения любой сделки поморы обменивались «пополноком» (задатком), роль которого могло играть яйцо или шапка. Предмет позволял скрепить сделку и дополнял рукопожатие.

Раньше с началом движения льда мужчины выходили на берег и стреляли из ружей. Позднее от обычая отказались, ведь стрельба могла спугнуть рыбу. Зная о чувствительности местной рыбы, поморы всячески старались её не пугать. Даже уключины лодки оборачивали тряпками. Летом ловить рыбу не принято — она слишком мелкая, ей нужно дать подрасти.

Ряд поморов до сих пор верит в магию. На самом деле она имеет вид простых ритуалов, характерных для многих народностей. Чуть произойдёт первый замет трески или сельди, нужно бросить в море серебро или обычные монеты. Чтобы задобрить море во время шторма, в него льют масло. Во время ледохода поморы моют друг другу лица морской водой.

Особые традиции сложились у тех, кто отправляется в море:

1.    Перед уходом в море нужно взять с собой пирог кулебяку; 
2.    В доме хозяина, отправляющегося в море, нужно положить на стол буханку хлеба; 
3.    Жена даёт моряку морской песок, что должно защитить его от гибели; 
4.    Выходить в море в понедельник запрещается; 
5.    Беременным женщинам нельзя провожать уходящих в море; 
6.    В честь погибшего в море надлежало называть ребёнка его именем; 
7.    На удачу моряки брали клык морского льва.

Похоронные обряды у населения велись с использованием голбеца. Это особый вид надгробья, изготавливаемый из дерева. Такое надгробье складывалось в виде домика, в который вставляли икону, видную через окошко. У поморов существовали особые традиции подготовки к смерти, включавшие самостоятельное изготовление гроба и савана.

Во время похоронного ритуала гроб выносили через поветь, так как через входную дверь делать это запрещалось. Для выноса гроба использовали жерди, по пути его переносили через речку или ручей. После проведения похорон на стол, где лежал покойный, ставили камень и выдерживали его 40 дней, затем закапывали прямо на улице. Родственники приходили на кладбище с едой, которую ставили у окошка. Покойного необходимо было согревать дымом. Голбец фиксировался на столбе, заматываемом полотенцем.

Кресты для могил не использовали, что противоречило традиции великорусской церкви. Крест надлежало ставить прямо посреди кладбища или рядом с его входом. Такой элемент называли «Крестом всем усопших». Кресты у поморов могли играть роль указателей, поэтому их ставили по всему Поморью. 
Для защиты от болезней поморы использовали шаркунок, который представлял собой погремушку, вырезанную из дерева. Шаркунок защищал от болезней и от сглаза, его часто дарили детям.

Существовали ежегодные весенние и осенние поминальные обряды — Радуница, Родительская суббота, когда посещали могилы умерших родственников, оставляя там еду — яйца, хлеб и многое другое.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусскими являются наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни, театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты. Значительной была роль предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.

Национальные праздники

Поморы отмечали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарём: Святки, Рождество, Крещение, Пасху, Семик, Троицу и т. д.

Кроме них, было множество местных праздников: престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. 
Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.

Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов были не торговым действом, а в первую очередь праздником, который отмечался очень широко и ярко.

Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.

z7cLzL5Dufo.jpg

Источник фото : gravitsky.ru

Быт

Семейный уклад

В семейной жизни поморов ценилось взаимное уважение. Супруги обладали практически равными правами. Когда муж надолго уходил в поход, жена становилась главой семьи. Поморы называли такую хозяйку «большухой».

Часто жёны и сами ходили в море. Некоторые женщины становились кормщиками на рыбных промыслах и управляли мужскими бригадами.

Женщина была главным героем многих поморских сказаний. Верная подруга помогала мужу, проходила все испытания наравне с ним, а иногда даже превосходила его в выносливости, силе или мужестве.

Жилище

В домах поморов жилая часть очень маленькая. Как правило, одна большая комната, в которой находилась печка, а оттуда проход на «кухню». В одной комнате и ели, и спали, и гостей принимали. Спали обычно на скамейке, которая находилась практически по всему периметру комнаты. Реже — на печке, когда не топили. tild3262-3836-4633-b136-386535623733__img_6929.jpg

Источник фото : travelask.ru

Дым при топке большой глинобитной печи поднимался под высокий сводчатый потолок, опускался на полки-воронцы, идущие по периметру всей избы, а затем вытягивался через резной дымарь на крыше. Это называется топить по-чёрному, поэтому и изба называется чёрной или курной. Дома были с очень узкими окнами. Это делалось для того, чтобы не было холодно. В такие узкие окна вставляли куски прозрачного льда. Он подтаивал и образовывал прочное соединение с бревнами.228033_original.jpg

Источник фото : dzen.ru

Передняя, жилая часть дома на высоком подклете соединена сенями с массивным двухэтажным двором. На первом этаже находился хлев для скота, а на втором хранили сено, хозяйственный инвентарь, пряли пряжу, шили одежду, мололи зерно. Напротив дома находится амбар, построенный, как и дом, без гвоздей. Во входной двери прорезано отверстие специально для кошки: чтобы беспрепятственно могла зайти — мышей ловить.223008_original.jpg

Источник фото : dzen.ru

Жизнь

Поморская земля всегда славилась разнообразием своих промыслов: ловля рыбы и морского зверя, солеварение, судостроение, мореплавание, торговля. В лесах было много дичи и ценного пушного зверя, Белое море изобиловало рыбными богатствами, а за солью ехали со всей Руси.коч поморский.jpg

Источник фото : dzen.ru

Добыче соли на Севере уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение здесь было поставлено хорошо.

Одним из самых старинных промыслов Поморья считалось смолокурение. Заниматься им стали с XIV века: на Ваге смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр. Важская смола являлась предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Центральной Руси. Поскольку смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колёс, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле, то к её качеству предъявлялись высокие требования.

Важную роль в экономике государства играл и слюдяной промысел, который в XV веке стал особенно интенсивно развиваться на Севере. Слюда использовалась для окон и фонарей, она также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием «мусковита».

Стоит сказать и о другом промысле, который процветал в Поморье. Это — ловля жемчуга. Именно здесь пошла необычайная любовь к жемчугу, вскоре она распространилась по всей Руси и за её пределами. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. В основном жемчуг использовался как украшение: расшитые им платья, кафтаны, головные уборы поражают своей красотой.

С середины XVI века большое развитие на Севере получили добыча и выплавка железа. В Пинежье и Мезени добывали луговые, озёрные и болотные руды. На Севере добывалось серебро, медь, железо, обрабатывался точильный камень. Добытчики руд, «копачи», устраивали кузницы, где делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.

С незапамятных времён основным занятием населения Поморского Севера были звериные и рыболовные промыслы. Это объяснялось обилием рек и близостью Белого моря.

Промысловые становища или зверобойные участки имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.

Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по 5–7 человек или в более крупную группу, которой управлял атаман. На побережье Белого моря добывали гренландского тюленя и моржа. Для морского промысла, перевозки грузов, дальних путешествий поморы использовали суда разных типов: карбас, сойма, раньшина, коч, лодья.

Кухня

Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона.

  поморскаяуха.jpg

Источник фото : ast.ru

Знаменитая поморская уха часто готовилась из нескольких видов рыбы. А особый вкус ей придавала печень трески, которую в уху добавляли в последние минуты перед готовностью.красный поморский рыбник с начинкой из лососевых,.jpg

Источник фото : www.graycell.ru

«Визитная карточка» поморской кухни — пироги-рыбники. Такой пирог — это рыба (иногда двух сортов), целиком запечённая в тесте. Если его пекли на праздник, то и самому пирогу старались придать форму рыбины — таков, например, красный поморский рыбник с начинкой из лососевых, чаще всего из семги.козули.jpg

Источник фото : www.liveinternet.ru

Праздничный поморский стол невозможно представить и без ржаных пряников-игрушек — козуль. Козули считаются одним из самых древних видов фигурных пряников — сделанные из теста изображения культовых животных выпекали ещё в X–XII веках. Расписанные глазурью пряники были и угощением, и развлечением для детей, и оберегом, и символом богатства и благополучия. 

Сегодня ржаные пряники в виде животных, птиц и рыб пекут на Рождество, Новый год, праздник Коляды, на свадьбу, новоселье, рождение ребёнка. «Без козули и праздник не в праздник», — так принято говорить у поморов. 

Поморская кухня также славится блюдами из ягод и грибов. Ягоды мочат, делают из них морсы. А солёные грибы — «дежурное блюдо» на столе жителей Беломорья.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения