«У моря живем, морем кормимся, море – наша кормилица», – гласит поморская пословица.
Поморы издавна заселяли побережье Белого моря. Они были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, традиции и фольклор.
Во время всероссийской переписи населения 2020 г. поморами назвали себя 2 232 человек. Большая часть поморов проживает в Архангельской области (1 318 человек). В основном поморские селения расположены вдоль побережья Белого и Баренцева морей, а также на побережьях северных рек: Мезени, Печоры, Онеги и Северной Двины.
В остальных регионах РФ:
Республика Карелия - 266;
г. Санкт-Петербург - 129;
Мурманская область - 106;
г. Москва – 75.
У поморов есть уникальная религия — древнее православие. Многие из поморов остаются верны современному православию. Уникальность древнего поморского православия заключается в ведении служб избранными мирянами. Попы в службах не участвуют. Для обозначения приверженности древнеправославной поморской церкви верующие используют лестовку — небольшие четки с характерными треугольными украшениями, на которых изображено восходящее солнце.
Архангельский Север является хранителем исконно русского классического языка, в котором уникальным образом переплетаются диалектные формы. Поморы разговаривают на поморском диалекте. Их характерными особенностями являются протягивание гласных, использование устаревших славянских выражений, частично заимствованный лексикон у скандинавских народов. Например, формы прилагательных красной (красный), доброй (добрый) и т.п.
С морем связана вся жизнь поморов: промыслы, традиции и фольклор.
Поморки носили сарафаны. Самый древний вид поморского сарафана – косоклинный («костыч»). Он имел шов посередине переднего полотнища, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроенную спинку, напоминающую перевернутую трапецию. Косоклинные сарафаны могли быть распашными с застежкой впереди. Пуговичек старались пришить побольше – для красоты. Пуговицы для праздничных сарафанов отливались из серебра и меди, а для повседневных годились и оловянные.
Со второй половины ХIХ века сарафаны-костычи носили в основном пожилые женщины, а девушки перешли на «круглые», или прямые, сарафаны, которые шились из четырех прямых полотен. По подолу прямые сарафаны украшались высокими оборками, «бахромочкой». Верх сарафана обшивался тесьмой, лентой, кружевом. Праздничные поморские сарафаны – ярких цветов: алые, синие, зеленые, сиреневые, вишневые.
Ткань для повседневных сарафанов поморы изготавливали сами – ткацкие станки были в каждом доме. А для праздничных покупали шелк, шерсть, кашемир, муар. Отсюда названия сарафанов – «гарусники» (шерстяные), «шелковники», «матерья» (шелк, муар), «шумящий» (тафта).
Праздничная мужская одежда – это атласная рубаха с шейным платком («окутком») и тканым поясом. Удивительно, но поморские крестьяне никогда не носили лаптей – вся обувь у них была только кожаная.
В поморском мужском гардеробе есть вещи, которых не встретишь больше нигде. Например, зимняя меховая шапка-шлем с длинными, до пояса, ушами – «цебаки долгоухи». Или «совик» – одежда с капюшоном, напоминающая по форме сову. Поморы шили совики сами, а оленьи шкуры для них приобретали у соседей – лопарей, зырян и ижемцев.
Частым мотивом северных сказок, песен и былин было мастерство судостроителей, морские сюжеты. Их рассказывали во время тяжелой монотонной работы или зимними вечерами за починкой рыболовных сетей.
Многие сказки про морские походы начинались с описания места действия — побережья: «Давно это было. На берегу Белого моря жили три брата». Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией — погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». Осуждать подобные «решения» было не принято: море олицетворяло собой справедливость.
В старинных пословицах говорится: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору все от моря».
Старины, скоморошины, свадебные, колыбельные, святочные, величальные, погребальные песни сопровождали человека от самого рождения до смерти.
Скульптурный дар выразился в многочисленных видах резьбы: архитектурной, рельефной, ажурной, церковной, бытовой.
В народной скульптуре очень ярко проявились главные черты крестьянского плотницкого ваяния: пластика бытовой, обиходной вещи, постройки, украшения дома.
Иконостасы и деревянные иконы, различные виды крестов и обетных столбов, резные божества и куклы-панки — все это разновидности культовой скульптуры, которая развивалась на Архангельском Севере долгие годы, начиная с XI века. Совсем другое направление развития получила светская скульптура, появлению которой на Севере мы обязаны Ф. И. Шубину, С. К. Суханову, В. А. Михалеву.
По-настоящему удивительной была музыкальная культура. Поморы использовали в качестве основного инструмента колокола. Щипковые и смычковые инструменты, распространенные в Новгороде, Москве и Пскове в Поморье отсутствовали. Поморы пользовались свистками и рожками.
Поморы боготворят реку и море как источник рыбного улова. Поэтому они ни в коем случае не загрязняют любые водоемы. Бросать мусор в реку и море считается тяжким грехом. Недалеко от мест улова ставят кресты, возле которых принято молиться, чтобы поймать добычу.
Гостеприимство у поморов всегда было важной традицией. Всякого прохожего надлежало пригласить в дом и как следует накормить, а потом проводить и пожелать удачи. Для завершения любой сделки поморы обменивались «пополноком» (задатком), роль которого могло играть яйцо или шапка. Предмет позволял скрепить сделку и дополнял рукопожатие.
Раньше с началом движения льда мужчины выходили на берег и стреляли из ружей. Позднее от обычая отказались, ведь стрельба могла спугнуть рыбу. Зная о чувствительности местной рыбы, поморы канинские всячески старались ее не пугать. Даже уключины лодки оборачивали тряпками. Летом ловить рыбу не принято — она слишком мелкая, ей нужно дать подрасти.
Ряд поморов до сих пор верит в магию. На самом деле она имеет вид простых ритуалов, характерных для многих народностей. Чуть произойдет первый замет трески или селедки, нужно бросить в море серебро или обычные монеты. Чтобы море задобрить во время шторма, в него льют масло. Во время ледохода поморы моют друг другу лица морской водой. Особые традиции сложились у тех, кто отправляется в моря:
Перед уходом в море нужно взять с собой пирог кулебяку;
В доме хозяина, отправляющегося в море, нужно положить на стол буханку хлеба;
Жена дает моряку морской песок, что должно защитить его от гибели;
Выходить в море в понедельник запрещается;
Беременным женщинам нельзя провожать уходящих в море;
В честь погибшего в море надлежало называть ребенка его именем;
На удачу моряки брали клык морского льва.
Похоронные обряды у населения велись с использованием голбеца. Это особый вид надгробья, изготавливаемый из дерева. Такое надгробье складывалось в виде домика, в который вставляли икону, видную через окошко. Суровые условия обязывали поморов готовиться к отходу на тот свет уже к 30 годам. Они сами делали себе гроб, храня его на чердаке. Помору также было необходимо сшить саван, что делалось вручную.
Во время похоронного ритуала гроб выносили через поветь, так как через входную дверь делать это запрещалось. Для выноса гроба использовали жерди, по пути его переносили через речку или ручей. После проведения похорон на стол, где лежал покойный, ставили камень и выдерживали его 40 дней, затем закапывали прямо на улице. Родственники приходили на кладбище с едой, которую ставили у окошка. Покойного необходимо было согревать дымом. Голбец фиксировался на столбе, заматываемом полотенцем.
Кресты для могил не использовали, что противоречило традиции великорусской церкви. Крест надлежало ставить прямо посреди кладбища или рядом с его входом. Такой элемент называли «Крестом всем усопших». Кресты у поморов (в том числе канинских) могли играть роль указателей, поэтому их ставили по всему Поморью. Не только кресты поморы использовали в повседневной жизни. Для защиты от болезней изобрели шаркунок, который представлял собой погремушку, вырезанную из дерева. Шаркунок защищал от болезней и от сглаза, его часто дарили детям.
Существовали ежегодные весенние и осенние поминальные обряды – радуница, родительская суббота, когда посещали могилы умерших родственников, оставляя там еду – яйца, хлеб и многое другое.
Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: мытье невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни, театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты. Значительной была роль и предсвадебных обрядов - девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов - невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора – повязки надевали женский убор – повойник.
Поморы отмечали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д.
Кроме них, было множество местных праздников: престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья.
Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.
Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь – праздник, который отмечался очень широко и ярко.
Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.
В семейной жизни поморов ценилось взаимное уважение. Супруги обладали практически равными правами. Когда муж надолго уходил в поход, жена становилась главой семьи. Поморы называли такую хозяйку «большухой».
Часто жены и сами ходили в море. Некоторые женщины становились кормщиками на рыбных промыслах и управляли мужскими бригадами.
Женщина была главным героем многих поморских сказаний. Верная подруга помогала мужу, проходила все испытания наравне с ним, а иногда даже превосходила его в выносливости, силе или мужестве.
В домах поморов жилая часть очень маленькая. Как правило, одна большая комната, в которой находится печка, а оттуда проход на «кухню». В одной комнате и ели, и спали, и гостей принимали. Спали обычно на скамейке, которая находится практически по всему периметру комнаты. Реже - на печке, когда не топили.
Дым при топке большой глинобитной печи поднимался под высокий сводчатый потолок, опускался на полки-воронцы, идущие по периметру всей избы, а затем вытягивался через резной дымарь на крыше. Это называется топить по - черному, поэтому и изба называется черная или курная. Дома были с очень узкими окнами. Это делалось для того, чтобы не было холодно. В такие узкие окна вставляли куски прозрачного льда. Он подтаивал и образовывал прочное соединение с бревнами.
Передняя, жилая часть дома на высоком подклете соединена сенями с массивным двухэтажным двором. На первом этаже находился хлев для скота, а на втором хранили сено, хозяйственный инвентарь, пряли пряжу, шили одежду, мололи зерно. Напротив дома находится амбар, построенный, как и дом, без гвоздей. Во входной двери прорезано отверстие специально для кошки: чтобы беспрепятственно могла зайти - мышей ловить.
Поморская земля всегда славилась разнообразием своих промыслов: ловля рыбы и морского зверя, солеварение, судостроение, мореплавание, торговля. В лесах было много дичи и ценного пушного зверя, Белое море изобиловало рыбными богатствами, а за солью ехали со всей Руси.
Добыче соли на Севере уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение здесь было поставлено хорошо.
Одним из самых старинных промыслов Поморья считалось смолокурение. Заниматься им стали с XIV века: на Ваге смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр. Важская смола являлась предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Центральной Руси. Поскольку, смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле, то к ее качеству предъявлялись высокие требования.
Важную роль в экономике государства играл и слюдяной промысел, который в XV веке стал особенно интенсивно развиваться на Севере. Слюда использовалась для окон и фонарей, она также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием «мусковита».
Стоит сказать и о другом промысле, который процветал в Поморье. Это — ловля жемчуга. Именно здесь пошла необычайная любовь к жемчугу, вскоре она распространилась по всей Руси и за ее пределами. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. В основном жемчуг использовался как украшение: расшитые им платья, кафтаны, головные уборы поражают своей красотой.
С середины XVI века большое развитие на Севере получили добыча и выплавка железа. В Пинежье и Мезени добывали луговые, озерные и болотные руды. На Севере добывалось серебро, медь, железо, обрабатывался точильный камень. Добытчики руд, «копачи», устраивали кузницы, где делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.
С незапамятных времен основным занятием населения Поморского Севера были звериные и рыболовные промыслы. Это объяснялось обилием рек и близостью Белого моря.
Промысловые становища или зверобойные участки имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.
Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по 5–7 человек или в более крупную группу, которой управлял атаман. На побережье Белого моря добывали гренландского тюленя и моржа.
Для морского промысла, перевозки грузов, дальних путешествий поморы использовали суда разных типов: карбас, сойма, раньшина, коч, лодья.
Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона.
Знаменитая поморская уха часто готовилась из нескольких видов рыбы. А особый вкус ей придавала печень трески, которую в уху добавляли в последние минуты перед готовностью.
«Визитная карточка» поморской кухни – пироги-рыбники. Такой пирог – это рыба (иногда двух сортов), целиком запеченная в тесте. Если его пекли на праздник, то и самому пирогу старались придать форму рыбины – таков, например, красный поморский рыбник с начинкой из лососевых, чаще всего из семги.
Праздничный поморский стол невозможно представить и без ржаных пряников-игрушек – козуль. Козули считаются одним из самых древних видов фигурных пряников – сделанные из теста изображения культовых животных выпекали еще в X-ХII веках. Расписанные глазурью пряники были и угощением, и развлечением для детей, и оберегом, и символом богатства и благополучия.
Сегодня ржаные пряники в виде животных, птиц и рыб пекут на Рождество, Новый год, праздник Коляды, на свадьбу, новоселье, рождение ребенка. «Без козули и праздник не в праздник», – так принято говорить у поморов.
Поморская кухня также славится блюдами из ягод и грибов. Ягоды мочат, делают из них морсы. А соленые грибы– «дежурное блюдо» на столе жителей Беломорья
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.