51
Румыны

Румыны — народ, составляющий коренное население Румынии — государства в Юго-Восточной Европе. На формирование культуры и обычаев румын оказали влияние болгары, украинцы, сербы, цыгане. Их жизненный уклад, традиции схожи с другими романскими этногруппами.

Территориальное расположение и численность

Румыны составляют 90% всего населения Румынии.
По данным переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживает около 1850 румынцев.

Представители данной народности проживают во многих областях на территории России, но больше всего в крупных городах нашей Родины:

Г. Москва – 242 чел.;
Московская область  — 146 чел.;
Краснодарский край – 125 чел.;
Тюменская область – 104 чел.
Небольшая часть этнических румын находится в Молдавии, Украине, США, Израиле, Сербии, Польше, Болгарии, Греции.

Религия

Подавляющее большинство румын исповедуют православие. Остальные являются католиками или протестантами. Присутствуют и мусульмане, которые составляют незначительную часть жителей страны.

Patriarhul_Daniel_PS_Varlaam_PS_Timotei_la_Catedrala_Patriarhala_Rusalii_(1).jpg
Язык

Жители Румынии говорят на румынском, который входит в романскую языковую группу. Он является государственным. Венгерское население в основном разговаривает на своем родном языке.

Традиционная и современная культура

Национальные праздники

В отличие от многих других европейских стран, в Румынии очень зрелищно и ярко отмечают новогодний праздник. Здесь его чаще называют «малым Рождеством», в этот день вечером тоже обязательно зажигается восковая свеча перед иконой Иисуса, она должна гореть до утра. Ранее существовала традиция смазывать специальной смесью топленого жира с чесноком пороги и двери в доме, в подсобных помещениях (сараях, хлевах), этой же смесью рисовали крест на каждом домашнем животном, а после этого – на каждом члене семьи. Этот обряд был призван «оберегать от дьявольских козней».

К самым известным праздникам румын относятся:
Новый Год
Пасха
Рождество
День Святой Троицы
Праздник Весны.
Также отмечаются День Труда (1 мая), День объединения Румынии.

Дни культуры Румынии.jpg

Культура

Румыния — многонациональная страна, поэтому ее фольклор вобрал особенности многих культур. Здесь смешались цыганские, молдавские, украинские, венгерские традиции. Румыны очень музыкальны, любят танцевать, петь. Популярный песенный жанр — лирическая дойна. Это романтическая народная песня, состоящая из двух частей: медленной первой и второй — более быстрой. Также распространены различные эпические баллады, обрядовые, пастушьи песни. Существует множество видов коллективных плясок. Румынские жители устраивают разнообразные фестивали, среди которых:
Фестиваль современного искусства;
Национальный весенний фестиваль;
Фестиваль нарциссов, виноделия;
Международные фестивали фотографии, джаза и блюза.

С 2002 года в Трансильвании ежегодно проводится международный кинофестиваль. Он относится к конкурсным, награды вручает международное жюри. На фестиваль джаза съезжаются мировые звезды этого жанра. Город Клуж-Напока, который принимает гостей, завоевал звание «Молодежная столица Европы» за проведение массовых музыкальных мероприятий. В нем проходят фестивали электронной, академической, поп-музыки.

Литература

Наиболее ценным и древнейшим источником румынской литературы является народное творчество — былины, сказки, песни. Однако это народное творчество получило свое литературное оформление только в течение XIX в.

Историю румынской литературы следует делить на три периода:

1. Литература докапиталистической феодальной Румынии, точнее литература Дунайских княжеств Молдавии и Валахии (XVI, XVII, XVIII вв. до 1820).
Ранняя румынская письменность начала XV века представлена рукописями, такими как «Codicele Voronețean», «Psaltirea Scheieană» и «Codex Sturdsanus». В XVI веке дьякон Корези напечатал румынские переводы Евангелий, псалтиря, молитвенника и «Толкование Евангелий». Также сохранились записи торговых сделок и письма. В XVII веке возникли первые собрания законов, исторические хроники и переводные литературные произведения, включая известный «Александрию». XVII век был также временем междоусобной борьбы и узаконения крепостничества. Хроники занимали важное место в литературе, включая работы Григория Уреке и Мирона Костина. В XVIII веке появились писатели-энциклопедисты, такие как Николай Милеску и Дмитрий Кантемир. Греческая литература оказала влияние на румынскую литературу XVIII века, однако в Трансильвании развилось литературное движение «Арделянской» или латиниваторской школы. В этом периоде зародилось творчество братьев Вакареску и появилась первая румынская школа в Блаж. Также в этом времени выделяются Маниу Мику, Шинкай и Петр Майор, пионеры румынского национализма.

2. Литература эпохи преобразования румынских княжеств в единое буржуазно-монархическое государство, эпоха развития капитализма в Румынии после революционного движения 1848 до империалистической войны (1820—1914).

Второй период истории румынской литературы включает в себя деятельность литераторов XIX века. В Мунтении Елиаде Радулеску является основателем румынской прессы и автором первой официальной румынской грамматики. Он также был писателем и переводчиком. В Молдавии Георгий Асаки занимался созданием публицистической прессы, румынизацией школы и латинизацией языка. Оба периода развития литературы совпали с национально-освободительным движением и революцией 1848 года. Что касается отдельных писателей, Григорий Александреску и Андрей Мурешану были активными участниками революционного движения, а Николай Филимон написал роман, отражающий румынскую общественную жизнь. В Молдавии выделяются авторы такие как Александр Руссо, Александр Донич и Костаке Негруцци, последний из которых считается главной фигурой этого периода.

3. Литература современного периода империалистической буржуазно-помещичьей Румынии и обостренной классовой борьбы в стране.

Современная румынская литература последние годы развивается после упадка послевоенного периода. Некоторые старые писатели продолжают свою деятельность, но их произведения считаются безликими. Возникают новые направления, такие как сатирическая и юмористическая поэзия, а также социальные темы, которые ранее были слабо представлены. Ряду писателей удается передать реальность жизни, но часто смешиваются симпатия к помещикам и сочувствие к крестьянству. Пролетарская литература также начинает развиваться, под влиянием революционного движения. Все больше переводятся советские произведения и публикуются мемуары о революционном движении. Румынская драматургия испытывает незначительный подъем с появлением фарсов и комедий. В целом, литература новой Румынии продолжает развиваться в различных направлениях.

Танцы

Румынские танцы  подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.

Мужские танцы технически очень сложны. Это фейерверк темперамента и движений ног. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног, обычно выполняются  в линии.

Существуют танцы, распространенные по всей Румынии, и  областные. К повседневно распространенным танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод).

«Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстро. В движении всегда чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания.

«Хора» по характеру  и темпу гораздо спокойнее  «сырбы», это, скорее медленный танец. Танец исполняют мужчины и женщины разного возраста. Во время танца могут подключаться все новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т.д.

хора.jpg

Очень распространен  в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей.

«Хору», «сырбу», «брыул» в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул». Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.

Интересны также  парно-массовый танец «жок-дедой» и свадебный танец «переница». Раньше «переницу» исполняли с подушками, а теперь танцуют с платком. Участвуют в нем юноши и девушки, которые двигаются по кругу против часовой стрелки. Композиционный рисунок танца – круг и полукруг, в центре которого находится один исполнитель. Если это девушка, то она, танцуя, выбирает себе юношу. Затем юноша выходит в центр, а девушка возвращается в полукруг или круг, и юноша, танцуя, вызывает следующую девушку. И так до тех пор, пока все исполнители не побывают в центре круга. Заканчивается танец поцелуем.

Своеобразен и технически сложен танец, бытующий в городе Трансильвания. Он очень темпераментен и исполняется  мужчинами и женщинами. Бывает так, что начинают танец девушки, которые затем отходят в сторону, а мужчины выполняют ряд виртуозных движений с хлопушками. К концу танца в него вновь включаются девушки и вместе с юношами  выполняют дольно быстрые парные вращения с резкой остановкой. Исполняется танец в сапогах. Для композиции характерны линии, полукруг, диагональ. Иногда в центре круга солируют двое или трое юношей. В движениях встречаются  дробные выстукивания, прыжки с хлопушкой, могут быть прыжки с вращениями, выпады на присогнутую ногу. Для девушек характерны пируэты на каблуках. Танцу свойственны резкие переходы, например, спокойный ход вперед с хлопушками сменяется резким поворотом и т.д.

orig.jpgINV_6614.jpgc091b1c130b12191b7d98dd8df1994a5.jpg

Очень своеобразен  парно-массовый оашский танец (Оаш – часть области Марамуреш). Движения острые, синкопированные, встречаются шаги, во время которых исполнитель то слегка приседает, то выпрямляется. В сценическом варианте танца выполняются переступания с ноги на ногу. Колени при этом не сгибаются. Ноги едва отделяются от пола. Корпус свободен и чуть заметно покачивается из стороны в сторону, то есть с шагом правой ноги вправо, с шагом левой влево. В парах девушка иногда идет сзади юноши. Ее левая рука лежит на его правом плече. Для танца характерны наклоны головы от плеча к плечу, вместе с движением корпуса, то есть когда корпус слегка покачивается вправо, голова, не поворачиваясь, наклоняется к правому плечу и т.д. Ритм – единый, пульсирующий – допускает синкопированные выстукивания.

Характерны и парные вращения. В отличие от других танцев темперамент здесь сдержанный, внутренний. Исполнители выкрикивают, хлопают в ладоши, причем когда танцуют девушки, юноши хлопают, а во время танца юношей девушки хлопают редко. Для танца также характерны трамплинные движения на обеих ногах по 6-й позиции, с легкими приседаниями и хлопками в одном ритме.

Танец «дедой» исполняется по всей Румынии. Участники двигаются парами, держась за руки. В конце танца много вращений: девушки движутся вокруг юношей. В Банате этот танец часто исполняют тройками (юноша в середине, девушки по бокам). Юноша может идти вперед, а обе девушки – сзади него.

Танец «ка ла Бреаза» (провинция Мунтения, область Плоешти) парно – массовый, исполняется любым количество пар. Для композиции характерны круг, линии, диагонали. Идет танец в одном ритме.

В румынской народной хореографии своеобразный стиль, который  бережно и строго сохраняется. Но в Трансильвании он приобретает  несколько иную окраску. В некоторых танцах румынская хореография ассимилировала элементы цыганской пляски. В танцах «ромыняска», «цыганяска», «урсария» и других встречаются технически сложные движения цыганского танца. Для румынских танцев характерны выкрики, подразделяемые на три вида. К первому виду характерны выкрики смысловые, в которых высмеиваются лентяи, восхваляются способные, старательные, трудолюбивые. Произносятся он в стихах, речитативом, не совпадая с мелодией, но совпадая с ритмом и темпом танца. В этих выкриках исполнители как бы переговариваются, стараясь превзойти один другого. Тексты таких выкриков нередко использовались поэтами. Второй вид – выкрики направляющий танец. Ведущий в конце музыкальной фразы выкрикивает движение, а если движение меняется в середине музыкальной фразы, то перед началом нового движения. Третий вид выкриков особенно характерен для оашского танца. Здесь выкрик идет как бы гаммой вверх и вниз. Один начинает выкрик, а другие исполнители подхватывают.

Очень часто в  румынских танцах танцевальная фраза не совпадает с музыкальной. В этом случае движения совпадают только с ритмическим рисунком танца. Это создает сложность для исполнителей, особенно в импровизационных  танцах, когда исполнителям приходится периодически сводить воедино музыкальную и танцевальную фразы.

В старину румынские танцы исполнялись под народные инструменты, однако в деревнях и  в настоящее время танцуют  под пение. В румынский народный оркестр входят разнообразные инструменты – от самых примитивных, сделанных из грушевого листка, березовый коры, рыбной чешуйки, до таких, как скрипка, цимбал, кобза, цитра, кларнет, аккордеон.

лирическая дойна.jpg

Архитектура

Отдельные части современной Румынии входили в состав разных государств, однако с течением веков сформировалась единая румынская культура.

Национальные традиции выявились в архитектуре крестьянских домов и характерных деревянных церквей, сложенных из толстых тесаных брусьев, имеющих высокую с большим выносом карниза крышу и островерхую башню.

Отличительная черта церквей восточной Румынии (Молдовы) - высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Планировка большинства церквей крестовокупольная с развитым картексом.

К 15 - 17 вв. простота планировочных композиций уступает место анфиладности планов с конхами, узким высоким объемом зданий с вереницей куполов вдоль главной оси. Стены покрывают филигранной каменной резьбой, облицовывают разноцветным глазурованным кирпичом; купола (иногда на «витых» барабанах) становятся похожими на короны с арочными венчиками карнизов. Интересной особенностью румынской архитектуры этого времени стали яркие наружные росписи стен на библейские сюжеты, защищенные от дождя и солнца широкими навесами островерхих крыш.

На юге Румынии (Валахия) традиции византийской архитектуры сохраняются очень долго, особенно во внешнем облике зданий.

Большое место в истории архитектуры Румынии занимает самобытное народное творчество. Пластика глухих беленых стен в народном жилище сочетается с лоджиями и арочными галереями, с высокими деревянными крышами.

1606856705_2.jpg1639087859_79-krot-info-p-arkhitektura-ruminii-krasivie-foto-85.jpgзагруженное.jpg

Национальный костюм

Румыны издавна разводили овец, коз, выращивали лен, поэтому имели возможность изготавливать одежду самостоятельно. У них было распространено ткачество, вышивка. Раньше широко использовались льняные, конопляные ткани, сейчас — больше хлопковые. Мужской костюм состоит из таких элементов:
Белые холщовые штаны;
Белая рубашка удлиненного типа;
Безрукавка;
Широкий пояс;
Шляпа или конусообразная шапка;
Сапоги.

Длинная рубаха надевается поверх штанов, ее подвязывают широким красным поясом. Воротник делают стоячий или отложной. Передняя часть туники украшена вышивкой, как и манжеты. Безрукавка может быть белой, красной, черной. Ее отделывают орнаментом, контрастной вышивкой. Верхняя одежда шьется из сукна или овчины (в холодных регионах).

Женский наряд похож на мужской. Это белая блуза с вышивкой, безрукавка, украшенная растительным орнаментом. Женщины носят длинную красную юбку в сборку или запахивающуюся вокруг бедер. В некоторых районах поверх белой юбки надевают красный передник. Голову покрывают платком или шарфом. Обувью служат сапожки или ботинки с длинным узким голенищем на шнуровке. В качестве украшения носят бусы, монисто.

1645455241_55-klublady-ru-p-obraz-natsionalnie-kostyumi-ruminii-foto-66.jpg9efc76fdfcf65445da72bd1dd0cf50dc.jpgi.jpg

Свадебные обычаи

Сначала представитель жениха должен отправиться к родне невесты и попросить ее руки, причем согласие ему дается только за третьим разом. После этого обсуждается размер «выкупа» за невесту и детали грядущего торжества.

Во время самой свадьбы перед тем, как сесть за стол, молодые просят прощения у гостей за ошибки, которые, возможно, были совершены в процессе свадебной церемонии. Принято встречать гостей, угощая их отломанными от свадебного каравая и присоленными кусочками, а также глотком вина – эта церемония символизирует то, что гости разделяют с молодоженами счастье, а значит, в дальнейшем будут готовы разделить с ними и трудности.

В некоторых местах сохранилась традиция «посаженных родителей», которые должны играть роли настоящих. Свадьба может длиться неделю (в таком случае венчание обычно происходит в понедельник), а может – один день, но тогда празднование длится до самого утра.

свадьба.jpg

Быт

Жилье

Древним видом румынского жилья была землянка. В земле выкапывали яму круглой формы, утаптывали пол. Крышей служил шалаш, который делали из досок или бревен. Его покрывали тростником, соломой. Еду готовили на костре. Размер помещения составлял от 1,5 до 3 метров. На основе этих жилищ стали делать углубленные в землю деревянные дома. У них были бревенчатые или плетеные стены. Зачастую делали 3- и 4-комнатные строения. Различались сени, комната для жилья, камора.

Позднее стали строить дома из кирпича, камня (19 век). Такое строительство распространено и сейчас наряду с бревенчатым. Более всего распространены четырехскатные крыши. В деревнях их покрывают черепицей или досками. Для Южных Карпат характерны деревянные дома, стоящие на каменном фундаменте. Они имеют балконы, в цоколе расположены помещения для хранения запасов. Открытый очаг, распространенный в старину, вытеснили русские печи.

Интерьер румынского жилища состоит из деревянной мебели, керамических изделий. Кровать застилают покрывалом с национальным орнаментом. В спальне находится множество подушек, одетых в красивые вышитые наволочки. Вещи хранят в большом сундуке. Керамическую посуду расставляют на полочках вдоль стен. Домашняя утварь, деревянные инструменты украшены резьбой. Повсюду развешаны расшитые рушники, стол заправлен скатертью.

жилище.jpged11719979e29314bea596d778b50091.jpg35abeafd066d90c6f783cf9ebccf93a7.jpg

Семейный уклад

Современная румынская семья состоит из мужа, жены, их детей. Иногда они живут в доме одного из родителей. Румыны любят детей, часто они заводят по 3-4 ребенка. Разделения семейных обязанностей нет, оба родителя занимаются домашними делами наравне. Женщины работают, имеют равные права с мужчинами. На праздники обычно собираются всей семьей. Родственники живут поблизости друг от друга, чтобы иметь возможность оказать поддержку.

Ремесла

Страна имеет богатые традиции ковроткачества и гончарного искусства. Однако, пожалуй, «главным» видом ремесел здесь является вышивка крестом. При этом применяются разные техники, можно увидеть и одноцветную вышивку, и многоцветную, и даже рельефную, при исполнении которой используются нити из золота и серебра (эта разновидность вышивки характерна для исторической области Мунтения).

Кухня
Traditional-Romanian-Food-31.jpg

Румынская кухня представляет собой синтез блюд, пришедших из различных европейских, балканских государств. В ней есть греческие, австрийские, немецкие, украинские блюда. Благодаря этому румынская еда очень разнообразна и вкусна. Мясо — активный компонент румынской кухни. Используется свинина, баранина, телятина, утки, куры. Его коптят, жарят на решетке, делают колбасы. На столе часто можно увидеть рыбу, морепродукты. Применяются и дары природы: грибы, ягоды, травы. В повседневном меню много каш, супов. Распространена мамалыга — круто заваренная каша на основе кукурузной муки. На гарнир подают тушеные овощи, картофель, фасоль, рис. На основе молока делают сметану, брынзу, творог. Сыр производят не только из коровьего молока, но и из овечьего, козьего. Румыны любят выпечку, у них всегда множество десертов, сладких мучных изделий. Популярными блюдами являются:

Мусака — греческая запеканка из мяса и овощей. Туда добавляют томаты, баклажаны, грибы, картофель.

Мусака.jpeg

Стуфат — жаркое на основе бараньих ребрышек с луковым соусом.

Мититеи — представляют собой колбаски из бараньего мяса со специями, жаренные на решетке. Напоминают турецкий люля-кебаб.

Мититеи.jpg

Тоба — фаршированный свиной желудок.

Тоба — фаршированный свиной желудок..jpg

Сармале является аналогом грузинской долмы. Мясной фарш заворачивают в виноградные листья и тушат.

Сармале.jpg

Плакие де пеште представляет собой тушеную рыбу с овощным гарниром.

Плакие де пеште представляет собой тушеную рыбу с овощным гарниром..jpeg

Из муки делается множество сладостей. Это пироги с яблоками, творогом, ягодами, пончики с вареньем, бисквиты, рогалики, штрудели. Большое разнообразие напитков. Наряду с чаем и кофе пьют соки, компоты, морсы. Развитая винодельная отрасль поставляет множество красных, белых вин. Успехом у туристов пользуется палинка — фруктовое бренди, различные ликеры. Популярна водка, настоянная на грушах, сливах, яблоках — цуйки.

палинка - фруктовое бренди, различные ликеры.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.