Румыны — народ, составляющий коренное население Румынии — государства в Юго-Восточной Европе. На формирование культуры и обычаев румын оказали влияние болгары, украинцы, сербы, цыгане. Их жизненный уклад, традиции схожи с другими романскими этногруппами.
Румыны составляют 90% всего населения Румынии.
По данным переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживает около 1850 румынцев.
Представители данной народности проживают во многих областях на территории России, но больше всего в крупных городах нашей Родины:
Г. Москва – 242 чел.;
Московская область — 146 чел.;
Краснодарский край – 125 чел.;
Тюменская область – 104 чел.
Небольшая часть этнических румын находится в Молдавии, Украине, США, Израиле, Сербии, Польше, Болгарии, Греции.
Подавляющее большинство румын исповедуют православие. Остальные являются католиками или протестантами. Присутствуют и мусульмане, которые составляют незначительную часть жителей страны.
Жители Румынии говорят на румынском, который входит в романскую языковую группу. Он является государственным. Венгерское население в основном разговаривает на своем родном языке.
В отличие от многих других европейских стран, в Румынии очень зрелищно и ярко отмечают новогодний праздник. Здесь его чаще называют «малым Рождеством», в этот день вечером тоже обязательно зажигается восковая свеча перед иконой Иисуса, она должна гореть до утра. Ранее существовала традиция смазывать специальной смесью топленого жира с чесноком пороги и двери в доме, в подсобных помещениях (сараях, хлевах), этой же смесью рисовали крест на каждом домашнем животном, а после этого – на каждом члене семьи. Этот обряд был призван «оберегать от дьявольских козней».
К самым известным праздникам румын относятся:
Новый Год
Пасха
Рождество
День Святой Троицы
Праздник Весны.
Также отмечаются День Труда (1 мая), День объединения Румынии.
Румыния — многонациональная страна, поэтому ее фольклор вобрал особенности многих культур. Здесь смешались цыганские, молдавские, украинские, венгерские традиции. Румыны очень музыкальны, любят танцевать, петь. Популярный песенный жанр — лирическая дойна. Это романтическая народная песня, состоящая из двух частей: медленной первой и второй — более быстрой. Также распространены различные эпические баллады, обрядовые, пастушьи песни. Существует множество видов коллективных плясок. Румынские жители устраивают разнообразные фестивали, среди которых:
Фестиваль современного искусства;
Национальный весенний фестиваль;
Фестиваль нарциссов, виноделия;
Международные фестивали фотографии, джаза и блюза.
С 2002 года в Трансильвании ежегодно проводится международный кинофестиваль. Он относится к конкурсным, награды вручает международное жюри. На фестиваль джаза съезжаются мировые звезды этого жанра. Город Клуж-Напока, который принимает гостей, завоевал звание «Молодежная столица Европы» за проведение массовых музыкальных мероприятий. В нем проходят фестивали электронной, академической, поп-музыки.
Наиболее ценным и древнейшим источником румынской литературы является народное творчество — былины, сказки, песни. Однако это народное творчество получило свое литературное оформление только в течение XIX в.
Историю румынской литературы следует делить на три периода:
1. Литература докапиталистической феодальной Румынии, точнее литература Дунайских княжеств Молдавии и Валахии (XVI, XVII, XVIII вв. до 1820).
Ранняя румынская письменность начала XV века представлена рукописями, такими как «Codicele Voronețean», «Psaltirea Scheieană» и «Codex Sturdsanus». В XVI веке дьякон Корези напечатал румынские переводы Евангелий, псалтиря, молитвенника и «Толкование Евангелий». Также сохранились записи торговых сделок и письма. В XVII веке возникли первые собрания законов, исторические хроники и переводные литературные произведения, включая известный «Александрию». XVII век был также временем междоусобной борьбы и узаконения крепостничества. Хроники занимали важное место в литературе, включая работы Григория Уреке и Мирона Костина. В XVIII веке появились писатели-энциклопедисты, такие как Николай Милеску и Дмитрий Кантемир. Греческая литература оказала влияние на румынскую литературу XVIII века, однако в Трансильвании развилось литературное движение «Арделянской» или латиниваторской школы. В этом периоде зародилось творчество братьев Вакареску и появилась первая румынская школа в Блаж. Также в этом времени выделяются Маниу Мику, Шинкай и Петр Майор, пионеры румынского национализма.
2. Литература эпохи преобразования румынских княжеств в единое буржуазно-монархическое государство, эпоха развития капитализма в Румынии после революционного движения 1848 до империалистической войны (1820—1914).
Второй период истории румынской литературы включает в себя деятельность литераторов XIX века. В Мунтении Елиаде Радулеску является основателем румынской прессы и автором первой официальной румынской грамматики. Он также был писателем и переводчиком. В Молдавии Георгий Асаки занимался созданием публицистической прессы, румынизацией школы и латинизацией языка. Оба периода развития литературы совпали с национально-освободительным движением и революцией 1848 года. Что касается отдельных писателей, Григорий Александреску и Андрей Мурешану были активными участниками революционного движения, а Николай Филимон написал роман, отражающий румынскую общественную жизнь. В Молдавии выделяются авторы такие как Александр Руссо, Александр Донич и Костаке Негруцци, последний из которых считается главной фигурой этого периода.
3. Литература современного периода империалистической буржуазно-помещичьей Румынии и обостренной классовой борьбы в стране.
Современная румынская литература последние годы развивается после упадка послевоенного периода. Некоторые старые писатели продолжают свою деятельность, но их произведения считаются безликими. Возникают новые направления, такие как сатирическая и юмористическая поэзия, а также социальные темы, которые ранее были слабо представлены. Ряду писателей удается передать реальность жизни, но часто смешиваются симпатия к помещикам и сочувствие к крестьянству. Пролетарская литература также начинает развиваться, под влиянием революционного движения. Все больше переводятся советские произведения и публикуются мемуары о революционном движении. Румынская драматургия испытывает незначительный подъем с появлением фарсов и комедий. В целом, литература новой Румынии продолжает развиваться в различных направлениях.
Румынские танцы подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.
Мужские танцы технически очень сложны. Это фейерверк темперамента и движений ног. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног, обычно выполняются в линии.
Существуют танцы, распространенные по всей Румынии, и областные. К повседневно распространенным танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод).
«Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстро. В движении всегда чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания.
«Хора» по характеру и темпу гораздо спокойнее «сырбы», это, скорее медленный танец. Танец исполняют мужчины и женщины разного возраста. Во время танца могут подключаться все новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т.д.
Очень распространен в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей.
«Хору», «сырбу», «брыул» в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул». Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.
Интересны также парно-массовый танец «жок-дедой» и свадебный танец «переница». Раньше «переницу» исполняли с подушками, а теперь танцуют с платком. Участвуют в нем юноши и девушки, которые двигаются по кругу против часовой стрелки. Композиционный рисунок танца – круг и полукруг, в центре которого находится один исполнитель. Если это девушка, то она, танцуя, выбирает себе юношу. Затем юноша выходит в центр, а девушка возвращается в полукруг или круг, и юноша, танцуя, вызывает следующую девушку. И так до тех пор, пока все исполнители не побывают в центре круга. Заканчивается танец поцелуем.
Своеобразен и технически сложен танец, бытующий в городе Трансильвания. Он очень темпераментен и исполняется мужчинами и женщинами. Бывает так, что начинают танец девушки, которые затем отходят в сторону, а мужчины выполняют ряд виртуозных движений с хлопушками. К концу танца в него вновь включаются девушки и вместе с юношами выполняют дольно быстрые парные вращения с резкой остановкой. Исполняется танец в сапогах. Для композиции характерны линии, полукруг, диагональ. Иногда в центре круга солируют двое или трое юношей. В движениях встречаются дробные выстукивания, прыжки с хлопушкой, могут быть прыжки с вращениями, выпады на присогнутую ногу. Для девушек характерны пируэты на каблуках. Танцу свойственны резкие переходы, например, спокойный ход вперед с хлопушками сменяется резким поворотом и т.д.
Очень своеобразен парно-массовый оашский танец (Оаш – часть области Марамуреш). Движения острые, синкопированные, встречаются шаги, во время которых исполнитель то слегка приседает, то выпрямляется. В сценическом варианте танца выполняются переступания с ноги на ногу. Колени при этом не сгибаются. Ноги едва отделяются от пола. Корпус свободен и чуть заметно покачивается из стороны в сторону, то есть с шагом правой ноги вправо, с шагом левой влево. В парах девушка иногда идет сзади юноши. Ее левая рука лежит на его правом плече. Для танца характерны наклоны головы от плеча к плечу, вместе с движением корпуса, то есть когда корпус слегка покачивается вправо, голова, не поворачиваясь, наклоняется к правому плечу и т.д. Ритм – единый, пульсирующий – допускает синкопированные выстукивания.
Характерны и парные вращения. В отличие от других танцев темперамент здесь сдержанный, внутренний. Исполнители выкрикивают, хлопают в ладоши, причем когда танцуют девушки, юноши хлопают, а во время танца юношей девушки хлопают редко. Для танца также характерны трамплинные движения на обеих ногах по 6-й позиции, с легкими приседаниями и хлопками в одном ритме.
Танец «дедой» исполняется по всей Румынии. Участники двигаются парами, держась за руки. В конце танца много вращений: девушки движутся вокруг юношей. В Банате этот танец часто исполняют тройками (юноша в середине, девушки по бокам). Юноша может идти вперед, а обе девушки – сзади него.
Танец «ка ла Бреаза» (провинция Мунтения, область Плоешти) парно – массовый, исполняется любым количество пар. Для композиции характерны круг, линии, диагонали. Идет танец в одном ритме.
В румынской народной хореографии своеобразный стиль, который бережно и строго сохраняется. Но в Трансильвании он приобретает несколько иную окраску. В некоторых танцах румынская хореография ассимилировала элементы цыганской пляски. В танцах «ромыняска», «цыганяска», «урсария» и других встречаются технически сложные движения цыганского танца. Для румынских танцев характерны выкрики, подразделяемые на три вида. К первому виду характерны выкрики смысловые, в которых высмеиваются лентяи, восхваляются способные, старательные, трудолюбивые. Произносятся он в стихах, речитативом, не совпадая с мелодией, но совпадая с ритмом и темпом танца. В этих выкриках исполнители как бы переговариваются, стараясь превзойти один другого. Тексты таких выкриков нередко использовались поэтами. Второй вид – выкрики направляющий танец. Ведущий в конце музыкальной фразы выкрикивает движение, а если движение меняется в середине музыкальной фразы, то перед началом нового движения. Третий вид выкриков особенно характерен для оашского танца. Здесь выкрик идет как бы гаммой вверх и вниз. Один начинает выкрик, а другие исполнители подхватывают.
Очень часто в румынских танцах танцевальная фраза не совпадает с музыкальной. В этом случае движения совпадают только с ритмическим рисунком танца. Это создает сложность для исполнителей, особенно в импровизационных танцах, когда исполнителям приходится периодически сводить воедино музыкальную и танцевальную фразы.
В старину румынские танцы исполнялись под народные инструменты, однако в деревнях и в настоящее время танцуют под пение. В румынский народный оркестр входят разнообразные инструменты – от самых примитивных, сделанных из грушевого листка, березовый коры, рыбной чешуйки, до таких, как скрипка, цимбал, кобза, цитра, кларнет, аккордеон.
Отдельные части современной Румынии входили в состав разных государств, однако с течением веков сформировалась единая румынская культура.
Национальные традиции выявились в архитектуре крестьянских домов и характерных деревянных церквей, сложенных из толстых тесаных брусьев, имеющих высокую с большим выносом карниза крышу и островерхую башню.
Отличительная черта церквей восточной Румынии (Молдовы) - высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Планировка большинства церквей крестовокупольная с развитым картексом.
К 15 - 17 вв. простота планировочных композиций уступает место анфиладности планов с конхами, узким высоким объемом зданий с вереницей куполов вдоль главной оси. Стены покрывают филигранной каменной резьбой, облицовывают разноцветным глазурованным кирпичом; купола (иногда на «витых» барабанах) становятся похожими на короны с арочными венчиками карнизов. Интересной особенностью румынской архитектуры этого времени стали яркие наружные росписи стен на библейские сюжеты, защищенные от дождя и солнца широкими навесами островерхих крыш.
На юге Румынии (Валахия) традиции византийской архитектуры сохраняются очень долго, особенно во внешнем облике зданий.
Большое место в истории архитектуры Румынии занимает самобытное народное творчество. Пластика глухих беленых стен в народном жилище сочетается с лоджиями и арочными галереями, с высокими деревянными крышами.
Румыны издавна разводили овец, коз, выращивали лен, поэтому имели возможность изготавливать одежду самостоятельно. У них было распространено ткачество, вышивка. Раньше широко использовались льняные, конопляные ткани, сейчас — больше хлопковые. Мужской костюм состоит из таких элементов:
Белые холщовые штаны;
Белая рубашка удлиненного типа;
Безрукавка;
Широкий пояс;
Шляпа или конусообразная шапка;
Сапоги.
Длинная рубаха надевается поверх штанов, ее подвязывают широким красным поясом. Воротник делают стоячий или отложной. Передняя часть туники украшена вышивкой, как и манжеты. Безрукавка может быть белой, красной, черной. Ее отделывают орнаментом, контрастной вышивкой. Верхняя одежда шьется из сукна или овчины (в холодных регионах).
Женский наряд похож на мужской. Это белая блуза с вышивкой, безрукавка, украшенная растительным орнаментом. Женщины носят длинную красную юбку в сборку или запахивающуюся вокруг бедер. В некоторых районах поверх белой юбки надевают красный передник. Голову покрывают платком или шарфом. Обувью служат сапожки или ботинки с длинным узким голенищем на шнуровке. В качестве украшения носят бусы, монисто.
Сначала представитель жениха должен отправиться к родне невесты и попросить ее руки, причем согласие ему дается только за третьим разом. После этого обсуждается размер «выкупа» за невесту и детали грядущего торжества.
Во время самой свадьбы перед тем, как сесть за стол, молодые просят прощения у гостей за ошибки, которые, возможно, были совершены в процессе свадебной церемонии. Принято встречать гостей, угощая их отломанными от свадебного каравая и присоленными кусочками, а также глотком вина – эта церемония символизирует то, что гости разделяют с молодоженами счастье, а значит, в дальнейшем будут готовы разделить с ними и трудности.
В некоторых местах сохранилась традиция «посаженных родителей», которые должны играть роли настоящих. Свадьба может длиться неделю (в таком случае венчание обычно происходит в понедельник), а может – один день, но тогда празднование длится до самого утра.
Древним видом румынского жилья была землянка. В земле выкапывали яму круглой формы, утаптывали пол. Крышей служил шалаш, который делали из досок или бревен. Его покрывали тростником, соломой. Еду готовили на костре. Размер помещения составлял от 1,5 до 3 метров. На основе этих жилищ стали делать углубленные в землю деревянные дома. У них были бревенчатые или плетеные стены. Зачастую делали 3- и 4-комнатные строения. Различались сени, комната для жилья, камора.
Позднее стали строить дома из кирпича, камня (19 век). Такое строительство распространено и сейчас наряду с бревенчатым. Более всего распространены четырехскатные крыши. В деревнях их покрывают черепицей или досками. Для Южных Карпат характерны деревянные дома, стоящие на каменном фундаменте. Они имеют балконы, в цоколе расположены помещения для хранения запасов. Открытый очаг, распространенный в старину, вытеснили русские печи.
Интерьер румынского жилища состоит из деревянной мебели, керамических изделий. Кровать застилают покрывалом с национальным орнаментом. В спальне находится множество подушек, одетых в красивые вышитые наволочки. Вещи хранят в большом сундуке. Керамическую посуду расставляют на полочках вдоль стен. Домашняя утварь, деревянные инструменты украшены резьбой. Повсюду развешаны расшитые рушники, стол заправлен скатертью.
Современная румынская семья состоит из мужа, жены, их детей. Иногда они живут в доме одного из родителей. Румыны любят детей, часто они заводят по 3-4 ребенка. Разделения семейных обязанностей нет, оба родителя занимаются домашними делами наравне. Женщины работают, имеют равные права с мужчинами. На праздники обычно собираются всей семьей. Родственники живут поблизости друг от друга, чтобы иметь возможность оказать поддержку.
Страна имеет богатые традиции ковроткачества и гончарного искусства. Однако, пожалуй, «главным» видом ремесел здесь является вышивка крестом. При этом применяются разные техники, можно увидеть и одноцветную вышивку, и многоцветную, и даже рельефную, при исполнении которой используются нити из золота и серебра (эта разновидность вышивки характерна для исторической области Мунтения).
Румынская кухня представляет собой синтез блюд, пришедших из различных европейских, балканских государств. В ней есть греческие, австрийские, немецкие, украинские блюда. Благодаря этому румынская еда очень разнообразна и вкусна. Мясо — активный компонент румынской кухни. Используется свинина, баранина, телятина, утки, куры. Его коптят, жарят на решетке, делают колбасы. На столе часто можно увидеть рыбу, морепродукты. Применяются и дары природы: грибы, ягоды, травы. В повседневном меню много каш, супов. Распространена мамалыга — круто заваренная каша на основе кукурузной муки. На гарнир подают тушеные овощи, картофель, фасоль, рис. На основе молока делают сметану, брынзу, творог. Сыр производят не только из коровьего молока, но и из овечьего, козьего. Румыны любят выпечку, у них всегда множество десертов, сладких мучных изделий. Популярными блюдами являются:
Мусака — греческая запеканка из мяса и овощей. Туда добавляют томаты, баклажаны, грибы, картофель.
Стуфат — жаркое на основе бараньих ребрышек с луковым соусом.
Мититеи — представляют собой колбаски из бараньего мяса со специями, жаренные на решетке. Напоминают турецкий люля-кебаб.
Тоба — фаршированный свиной желудок.
Сармале является аналогом грузинской долмы. Мясной фарш заворачивают в виноградные листья и тушат.
Плакие де пеште представляет собой тушеную рыбу с овощным гарниром.
Из муки делается множество сладостей. Это пироги с яблоками, творогом, ягодами, пончики с вареньем, бисквиты, рогалики, штрудели. Большое разнообразие напитков. Наряду с чаем и кофе пьют соки, компоты, морсы. Развитая винодельная отрасль поставляет множество красных, белых вин. Успехом у туристов пользуется палинка — фруктовое бренди, различные ликеры. Популярна водка, настоянная на грушах, сливах, яблоках — цуйки.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.