Источник фото : fotovmire.ru
Название народа в литературном русском языке – русские, название для мужчины – русский, для женщины – русская.
Древнерусское прилагательное «рѹсьскъ» или «рѹсьскыи» образовано от корня «рѹсь» и суффикса «-ьск-», который обычно использовался для образования названий, связанных с местностью. Название «Рѹсь» / «Русь» одновременно было и названием государства восточных славян, и их ранним этнонимом. При этом самоназвание «русь» (с формами единственного числа мужского рода «рѹсинъ» / «русин») использовался в качестве самоназвания вплоть до XVIII века. Письменные источники Московской Руси конца XV - конца XVII века подтверждают, что «русин» служил самоназванием в различных текстах, включая разговорники, деловые документы и художественную литературу.
Начиная с XVI века, самоназвание «рѹсь» в письменных документах постепенно заменяются формами «рус(с)ы», «россы» или «россияне». Позднее, в XVIII-XIX веках, распространилось название «великорусы».
В современном русском языке самоназвание русского народа - это слово «русский», которое произошло от более раннего словосочетания «роусьскыи люди» / «русские люди», где слово «люди» со временем перестало употребляться.
Истоки истории русского народа уходят в эпоху Древнерусского государства, возникшего в IX веке в результате объединения восточнославянских племен полян, северян, древлян, радимичей, вятичей, дреговичей, кривичей, волынян, белых хорватов, уличей, тиверцев, ильменских словен. Способы хозяйствования (подсечно-огневое земледелие), а также постоянная угроза набегов степных кочевников способствовали волнам миграции из южнорусских земель на северо-восток, в Волго-Окское междуречье («Залесье», «Ополье»). Сюда же направлялись колонизационные потоки из северо- и западнорусских земель.
Основным территориально-политическим образованием, в рамках которого шел процесс формирования великорусской этнической группы, стало Владимиро-Суздальское княжество, выделившееся из состава Древнерусского государства в XII веке. В дальнейшем, в результате возвышения Москвы и ее политики по объединению удельных княжеств, образовавшихся в результате распада Древнерусского государства, в этот процесс было вовлечено население Муромского, Рязанского, Смоленского и Северских княжеств, а также Новгородской и Псковской земель.
Монгольское нашествие в XIII веке стало причиной, с одной стороны, новых волн миграции из южнорусских земель, подвергшихся наиболее сильному разорению и оказавшихся в условиях постоянной военно-политической нестабильности (территории Киевского, Черниговского, Переяславского, Галицко-Волынского княжеств), а с другой стороны, привело к постепенной колонизации новых земель в направлении к северу от Волго-Окского междуречья вплоть до Северной Двины, Белого и Баренцева морей. На этих обширных территориях, ранее принадлежавших Новгороду и именовавшихся «Заволочье», «Двинская земля», в XIV-XVI веках шло формирование специфического экономического уклада и культурных особенностей, обусловленных их природно-климатическими особенностями и в последующем объединенных понятием «Русский Север». Одновременно шла колонизация в северо-восточном направлении, к Северному Уралу, где русское население осваивало Вятку и Пермскую землю.
Расширение территории проживания русского населения способствовало выработке новых приемов ведения хозяйства, приспособленных к географическим условиям новых земель, и соприкосновению с другими народами, что, в свою очередь, приводило к частичному смешению и формированию новых этнографических групп русских.
Крупнейшим историческим событием, способствовавшим преодолению региональной разобщенности, сохранявшейся со времен удельной раздробленности, и формированию общерусской идентичности, стало преодоление последствий Смутного времени начала XVII века. Усилия «всей Земли» по восстановлению Российской государственности и изгнанию интервентов способствовали росту самосознания и сплочению русского народа.
История русского народа неотделима от истории России и развития российской государственности. Кардинальные трансформации русской традиционной культуры произошли на протяжении ХХ века: если в его начале подавляющее большинство русских были крестьянами, то уже со второй его половины доля горожан среди русских превышает долю сельских жителей. По данным Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов 76% русских – городские жители, 24% - сельские.
Русские – крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Проживают во всех регионах страны и составляют большинство населения России.
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 года более 105 млн. человек указали себя русскими.
За пределами Российской Федерации русские составляют значительную часть населения государств постсоветского пространства, большие диаспоры проживают в США, Германии, Канаде, Аргентине, Бразилии и ряде другие стран.

Источник фото : dv-news.ru
В духовной жизни русских особую роль занимает православное христианство. Принятие христианства как государственной религии в 988 году имело решающее значение для дальнейшего цивилизационного, политического и культурного развития восточных славян, русского народа и российской государственности.
Церковь, сталкиваясь с народными обычаями, выбрала стратегию адаптации большей их части к христианской идеологии. Следует отметить, что слово «крестьяне», ставшее названием и самоназванием исторически самой большой части русского народа, происходит от слова «христиане». Народ, принимая христианство, сохранял свои традиционные практики и многие представления, облекая их в новую религиозную форму, придавал праздникам церковного календаря дополнительное аграрное прочтение, приспособленное к своим хозяйственным нуждам.

Источник фото : foma.ru
Русский язык - язык восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи.
Русский язык делится на два основных диалектных наречия: северное и южное. Между ними находятся среднерусские говоры, которые легли в основу современного литературного русского языка. Диалектные различия в русском языке не настолько велики, чтобы мешать взаимопониманию между носителями разных говоров или между ними и носителями литературного языка. В XX веке массовые коммуникации (СМИ), всеобщее образование и миграции населения способствовали сглаживанию диалектных различий. Традиционные говоры сейчас частично сохраняются в основном среди пожилого сельского населения, а городские жители используют их лишь в размытом виде, через просторечие.
Современный русский язык использует кириллицу в ее гражданской модификации. Кириллица появилась на Руси не позднее X века и распространилась с принятием христианства. Гражданский шрифт, введенный Петром I в 1708 году для светских книг, претерпел дальнейшие реформы в 1917-1918 годах, когда были исключены некоторые буквы и изменена орфография.
Русский фольклор - словесная составляющая русской традиционной культуры. Одним из его древних пластов был обрядовый фольклор, связанный с семейными и календарными ритуалами. Со временем календарные обряды утратили свое значение, и песни либо забывались, либо превращались в развлечение. Основу этого фольклора составляли разнообразные песни, среди которых дольше всех продержались свадебные - величальные, шуточные и другие. К календарным относились колядки и их региональные варианты («виноградье», «овсень»), а также весенние песни-веснянки.
К архаичным жанрам относится героический эпос, бытовавший вплоть до XX века. Его уникальной русской формой были былины - эпические песни, которые сказители исполняли особым речитативом. Центральными фигурами в них выступали богатыри, такие как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
С XVI века широкое распространение получили исторические песни о событиях эпохи Ивана Грозного, восстания Разина и Пугачева, освоения Сибири Ермаком. Особые циклы песен сложились в петровскую эпоху и во время Отечественной войны 1812 года. В XIX веке народные исторические песни начали вытесняться авторскими, написанными поэтами на ту же тематику.
Важнейшим прозаическим жанром была сказка, особенно популярная в быту. Наиболее характерными считаются волшебные сказки и сказки, основанные на бытовых, сатирических и анекдотических сюжетах. Также были широко распространены несказочная проза: легенды и предания, в которых реальные исторические события переплетались с фольклорными мотивами. Воспоминания о древних верованиях сохранились в быличках - рассказах о духах природы и дома. Жизненная мудрость отражалась в пословицах, поговорках и загадках.
В XIX веке был популярен народный театр, известный своими условными и сатирическими представлениями, такими как «Царь Максимилиан» и «Лодка». Среди кукольных театров выделялся рождественский «вертеп» и «Петрушка» - остросатирическое представление с вечно побеждающим кукольным героем.


Источник фото : ross-bel.ru , dou99.ru
Универсальным жанром, отражавшим все стороны народной жизни, была необрядовая лирическая песня (любовные, солдатские, ямщицкие и др.). С распространением грамотности в народный репертуар вошли и стали поистине народными песни на стихи русских поэтов. Близки к необрядовым песням частушки - короткие рифмованные куплеты на любые темы.
Важнейшей чертой русской народной музыкальной культуры является хоровое многоголосие, отличительная особенность которого - использование «подголосков», свободно варьирующих основную мелодию.
Праздничный календарь русского народа претерпевал существенные изменения на протяжении веков, подстраиваясь под новые исторические реалии. Он не оставался неизменным, а постоянно обогащался под влиянием исторических событий. Особенно значимые трансформации произошли трижды: с принятием христианства, во время реформ Петра I и после революции 1917 года.
Изначально основу календаря составляли древние земледельческие праздники, связанные с природными циклами, которые имели магическую направленность и были нацелены на обеспечение благополучия и плодородия. С принятием христианства в конце X века появились новые, церковные праздники, посвященные ключевым событиям библейской истории и святым. Эти новые праздники зачастую накладывались по времени на старые, сливаясь с ними.
Традиционная русская общественная жизнь была тесно связана с календарной обрядностью, проявляясь в совместных гуляниях и развлечениях, которые циклически повторялись в течение года. Зимний праздничный цикл, приуроченный к зимнему солнцевороту, назывался Святками (период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника). Основной целью этих обрядов было обеспечение плодородия и благополучия в наступающем году. Широко распространенным обычаем было рождественское и новогоднее колядование. Группы молодежи обходили дома, желая хозяевам достатка и получая за это угощения, такие как кутья, пироги и специальное печенье («козули» или «коровушки»). В этот период были популярны гадания, которые, утратив свое первоначальное ритуальное значение, стали молодежным развлечением. Девушки гадали о будущем замужестве, при этом особую роль играли крещенские гадания с подблюдными песнями. Веселье также обеспечивали ряженые.
Весенний цикл открывался Масленицей - неделей, предшествующей Великому посту. Гуляния сохраняли древние элементы, связанные с культом плодородия и культом предков. Обязательным требованием была обильная еда, но без мясных блюд. Самой любимой забавой было катание с гор на различных приспособлениях. Люди активно ходили друг к другу в гости («перегащивались»), при этом обязательным было посещение семейными парами родителей жены («к теще на блины»). В городах устраивались балы и посещения театров. Также популярны были игры в снежки и «взятие снежного городка» (последняя традиция долго сохранялась в Сибири).
После Масленицы общественная жизнь замирала на период Великого поста и вновь оживлялась с наступлением Пасхи. Всю пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Характерными были массовые игры со спортивным уклоном (лапта, городки). Женщины и дети играли крашеными яйцами (били их друг о друга, катали с горок), обменивались ими при христосовании и дарили в подарок.
Весенний цикл завершался Троицей (на 50-й день после Пасхи), которая знаменовала начало лета. Гуляния проходили в лесах и лугах. Дома и церкви украшали молодой растительностью. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и молодые женщины. До конца XIX века сохранялся старинный праздник Семик (четверг перед Троицей), отмечавшийся пирушкой. Березка была центральным символом: ее прославляли в песнях, приносили в деревню, а затем разламывали или бросали в воду.
Празднование Ивана Купалы у русских было менее насыщенным, чем у белорусов и украинцев. Оно сводилась к молодежным гуляниям, зажиганию костров, играм с обливанием водой. Летние праздники завершались на Петров день (12 июля). В ночь перед праздником молодежь бодрствовала до рассвета, «встречая солнце». Обычай разрешал и поощрял определенные виды озорства, подшучивания над односельчанами, припрятывание неприбранных вещей, шумные игры, пение и битье в печные заслонки.



Источник фото : fancyhost.ru , smartik.ru , multiurok.ru
Традиционные черты русского национального костюма оставались относительно устойчивыми и были заметны во многих региональных вариантах вплоть до конца XIX - начала XX века.
Процесс унификации и выработки общенациональных форм раньше и сильнее затронул мужскую одежду. Почти повсеместно русские мужчины носили прямые туникообразные, а затем и выкройные рубахи-косоворотки (с воротником или без него), отличительной чертой которых был разрез ворота сбоку (обычно слева). Рубаху носили навыпуск поверх нешироких штанов (портов) и подпоясывали.
Что касается головных уборов, то преобладали валяные из шерсти шапки. Наиболее распространенной была высокая, почти цилиндрическая коричневая шапка «грешневик», которую производили ремесленники. В западнорусских губерниях еще носили старинную полусферическую «валенку». Зимой надевали овчинные шапки различных фасонов: треухи, малахаи, кубанки, папахи. У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором как летом, так и зимой. К концу XIX века повсеместно распространились матерчатые картузы с козырьком.
Традиционная женская одежда русских значительно дольше сохраняла свои местные особенности, причем главные различия наблюдались между северорусским и южнорусским костюмами, а также выделялись особенности некоторых других региональных групп. Основу женского костюма составляла длинная рубашка из белого холста с особыми вставками на плечах (поликами) и собранным в сборку воротом.



Источник фото : ru.pinterest.com , ast-ohota.ru , gravitsky.ru
Поверх рубахи в центральных и северных областях носили сарафан - длинную плечевую безрукавную одежду, которую подпоясывали тканым поясом. Сарафаны были разнообразны по покрою, ткани и расцветке. Замужние женщины по праздникам носили с сарафаном различные кокошники - твердые головные уборы, богато украшенные вышивкой, парчой и жемчугом. Из жемчуга на севере и в центральных губерниях также низали серьги в виде желудей или кистей винограда, а также ожерелья. В будни на голове носили повойник (небольшую шапочку с завязками) и платок. Древний обычай, по которому замужние женщины должны прятать волосы от посторонних, долго сохранялся в быту, особенно среди крестьян и мещан (незнатных городских жителей).
Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы и волосы оставались открытым; он повсеместно представлял собой тканевую полоску или ленту, повязанную вокруг головы. Девушки заплетали волосы в косу, украшая ее лентами и нарядными косниками. Северорусскому костюму были свойственны вышитые украшения со сдержанной цветовой гаммой, где белый цвет сочетался с красным, дополненным синими, зелеными и желтыми вкраплениями.
Южнорусский женский костюм состоял из длинной холщовой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканым поясом, и поневы – набедренной одежды из клетчатой шерстяной ткани, как правило, домотканой. Понева, подобно родственным ей видам несшитой или не до конца сшитой поясной одежды славянских народов (украинская дерга, запаска, белорусская и украинская плахта, болгарская престилка), вероятно, относится к архаичным формам славянской женской одежды. У некоторых южнорусских групп женщины также носили сарафаны или домотканные полосатые юбки-андараки. Девушкам не полагалось носить поневу до тех пор, пока они не становились невестами. Спереди поверх рубахи и поневы надевали передник.
Замужние женщины носили сложный так называемый кичкообразный головной убор («сороку»), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов (что также, по-видимому, указывает на его чрезвычайно древнее происхождение). Этот головной убор существовал во множестве вариантов. Шею и грудь украшали ожерельями, цепочками (гайтанами), в том числе из разноцветного бисера. Традиционный южнорусский костюм был очень красочным. В нем сочетались украшения различных видов: тканые, вышитые, нашивные, бисерные. Все убранство отличалось яркой полихромностью, интенсивностью колорита и плотным заполнением фона геометрическими узорами.
Верхняя одежда русских была представлена разнообразными кафтанами, такими как «сермяги» и «зипуны», которые имели клинья по бокам и запахивались на левую сторону. Среди зажиточных крестьян и купцов в конце XIX века широкое распространение получила кафтанообразная поддевка со сборами сзади. Зимой одевались в овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, которые подпоясывали яркими кушаками. Верхняя одежда казаков формировалась под сильным влиянием соседних народов и включала в себя такие элементы, как черкеска, бурка, бешмет. Женская верхняя одежда была схожа с мужской.
Наиболее распространенной женской и мужской обувью были лыковые лапти и, в меньшей степени, примитивные поршни (или моршни) из 1-2 кусков сыромятной кожи, считавшиеся специфически крестьянской обувью. В казачьих регионах и Сибири лаптей не знали. Лапти носили с суконными или холщевыми онучами (портянками) и привязывали к ногам ткаными тесьмами или веревочными оборами. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги. Женщины носили коты - тяжелые кожаные туфли с широким каблуком, которые надевали на чулки. В качестве рабочей обуви кое-где также носили поршни, сделанные из целого куска сыромятной кожи. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны русским с древности, но валенки, или пимы, в виде твердого сапога широко распространились с начала XIX века из Нижегородской губернии, где их впервые начали валять.
Традиционная экономика русских формировалась на основе природных условий и исторически сложившихся форм земледелия, скотоводства и ремесел. Земледельческие традиции легли в основу формирования русской народной культуры.
Система земледелия у русских различалась в зависимости от природных и социально-экономических условий. Господствовала паровая зерновая система с трехпольным севооборотом (яровой хлеб, озимый хлеб, пар). На Севере, в лесистых местностях, сохранялось подсечно-огневое земледелие, сочетавшееся с паровой системой. В Сибири трехполье было заменено паровой системой с залежным или подсечным земледелием.
Основным направлением земледелия у русских было выращивание зерновых. Традиционно главной культурой считалась рожь, занимавшая значительные площади, особенно в северной и средней полосе России. На юге развивалось производство пшеницы. Важными культурами были овес и ячмень, а главными крупяными растениями - гречиха и просо. С древности русские выращивали лен и коноплю для волокна и масла. К XIX веку сложились целые специализированные районы, а русские лен и конопля были известны на мировом рынке. Внедрение картофеля в сельское хозяйство, начатое правительством в конце XVIII века и встретившее народное сопротивление, оказалось успешным. К концу XIX века картофель быстро распространился и занял важное место среди сельскохозяйственных культур.
Наряду с полеводством, были развиты огородничество и садоводство. Выращивали капусту, огурцы, лук и другие овощи. На юге - арбузы и дыни. В XIX веке, помимо усадебного, развивалось промышленное огородничество и бахчеводство, особенно в южных районах благодаря железным дорогам. Хмелеводство также имело промышленное значение.
Животноводство, известное с древности, всегда было подсобной, но необходимой отраслью, тесно связанной с земледелием. Держали коров, лошадей, овец, коз, свиней и домашнюю птицу (в основном кур). С развитием капитализма сложились районы специализированного молочно-мясного животноводства (например, вокруг Петербурга и Москвы). Лошадь была жизненно необходима для сельскохозяйственных работ и транспорта.
Разнообразие природных условий России (леса, степи, реки, озера, морские побережья) издавна способствовало развитию не только сельского хозяйства, но и промыслов: охоты, рыболовства, собирательства дикоросов.
В XIX - начале XX века рыболовство было широко распространено и имело большое значение в питании русских, особенно в постные дни. Рыбу ловили повсеместно, при этом бассейны крупных рек (Волга, Урал, Обь) славились осетровыми, а Север и Дальний Восток - лососевыми. Обработка рыбы зависела от региона: на Севере ее коптили и сушили, на Юге - вялили и сушили на солнце, а вблизи соляных промыслов - солили. Орудия лова оставались традиционными: использовались сети, разнообразные ловушки (морды, верши, вентери) и крючковые снасти («переметы», «яруса»). Модернизация сводилась к усовершенствованию этих традиционных снастей. Рыбными угодьями владели и пользовались коллективно, работая артелями, которые формировались по принципу родства или соседства.
На планировку, размер и местоположение русских поселений влияли природные условия, способы заселения и хозяйственного освоения земель. Хотя с XVIII века правительство пыталось внедрить правильную квартальную планировку, большинство старых поселений сохраняло традиционный облик. У восточных славян преобладали многодворные (групповые) поселения, а не одиночные, что было тесно связано с общинным землепользованием. У русских это были деревни и села (крупное поселение с церковью и административными функциями, которые были распространены в центральной России и связаны с помещичьим землевладением). Помимо деревень и сел, у русских существовали и другие типы сельских поселений, развитие которых зависело от особенностей конкретного региона: «станицы» на казачьих территориях, «погосты» на Севере и Северо-Востоке, «починки» и «займища» в северной лесной полосе и Сибири, «хутора» в Северо-Западной части европейской России, а также в казачьих районах.
Преобладала линейная (уличная) планировка. Поселения состояли из крестьянских усадеб, объединенных общинным землевладением. Хозяйственные постройки (риги, амбары) часто выносили на окраину, а общие сооружения (мельницы) ставили за селом. В крупных селах центр формировался вокруг церкви, где располагались правление, школа и лавки.
Старые города часто сохраняли историческую планировку с укрепленным центром, а новые строились по квартальному принципу. Рост промышленности в XIX - начале XX веке усилил социальное расслоение, что ярче всего проявлялось в контрасте между центром и рабочими окраинами.



Источник фото : eamebel.ru , multiurok.ru , dzen.ru
Традиционное русское жилище характеризовалось срубной конструкцией из дерева. Стены возводились из горизонтальных бревен («венцов»), соединенных в углах способами «в обло» (с остатком) или «в лапу» (без остатка). В безлесных южных районах для строительства использовались глина, камень, саман.
Сложились три основных региональных типа жилища, различавшихся архитектурой и планировкой:
1) Северорусское жилище (например, Архангельская, Вологодская губернии):
• Высокие большие дома на подклете (хозяйственном ярусе).
• Жилые и хозяйственные помещения объединены под одной двускатной крышей.
2) Среднерусское жилище (Поволжье, центральные губернии):
• Меньшие размеры, низкий подклет.
• Двор примыкает к дому, но находится под отдельной крышей.
3) Южнорусское жилище (Воронежская, Курская губернии, казачьи области):
• Низкие дома, часто без подклета.
• Преобладали четырехскатные крыши.
• Дом вытянут вдоль улицы, двор - открытый, «круглый».
Независимо от региона, внутреннее пространство организовывалось по единому принципу: в углу русская печь для отопления и готовки; по диагонали от печи - красный угол - почетное место с иконами и столом; спальные места - полати, припечье (голбец); у входа - мужская рабочая зона, у окон - место для женского рукоделия (прядение, ткачество).
К концу XIX века единое пространство избы начало делиться на комнаты, появилась городская мебель. В городах сформировался собственный тип жилища - многокомнатный дом с коридорной или анфиладной планировкой.
Русская кухня отличалась богатством продуктов и разнообразием методов приготовления. Основой ежедневного питания для большинства русских на протяжении всего года служили хлеб и разнообразные хлебные изделия. Доминирующим был черный ржаной хлеб. Помимо него, из кислого теста готовили разнообразные пироги с начинками, лепешки, оладьи и блины. В северных регионах, Приуралье и Сибири особенно ценились открытые шаньги, тогда как в центральной и южной полосе праздничный стол украшали сдобные пироги из лучшей муки, но без начинки. Особое место в русской кухне занимают блины – изначально связанные календарными и семейными обрядами. Также были распространены толокно, кисели (овсяный, ржаной, гороховый), служившие как повседневным, так и обрядовым блюдом.



Источник фото : www.binoculars-travel.ru , туристыч.рф , foodam.ru
Из крупы готовили жидкие блюда – похлебки. На севере и в Приуралье популярны были «толстые щи» из ячневой крупы с мучной заправкой, а на юге – пшенный кулеш. Рис, заимствованный у местного населения, получил распространение среди русских в южной Сибири и Средней Азии, а к концу XIX века стал доступен и широким слоям населения других регионов. В Приамурье переселенцы употребляли местное пшено – буду. Каши ели практически ежедневно.
Овощи и огородничество имели региональные особенности. Капуста, свежая и особенно квашеная, занимала важное место в питании, ее заготавливали осенью и варили из нее щи. Вместе с кашей, щи символизировали традиционную русскую трапезу и имели множество рецептов. Для картофеля за короткое время появилось множество способов приготовления: вареный, жареный, толченый, битый (как густой кисель) и как заправка для различных блюд.



Источник фото : kulturologia.ru , lifehacker.ru , gorelka-optimus.ru
Потребление мяса было ограничено ограниченным развитием животноводства, а также многочисленными постами, занимавшими около половины года. Несмотря на это, мясная пища была традиционной для русских, что отразилось в разнообразии рецептов: засолка, копчение, вяление, а также приготовление похлебок, жаркого, запеченных блюд, пирогов и студня. Мясо употребляли как свежим (в Сибири – замороженным), так и соленым (солонина) в течение большей части года. Рыба служила важной заменой мяса в постные дни.
Традиционными напитками у русских были квас (хлебный, свекольный, грушевый) пиво (в том числе и медовуха), сбитень и взвар. В праздничные дни подавали алкогольные напитки: водку, настойки и наливки. С конца 18 – начала 19 вв. широкое распространение в городской среде получило употребление чая. Чай пили с сахаром (вприкуску), медом или вареньем, а у русских, соседствующих с монгольскими и тюркскими народами, существовал обычай пить чай с мукой, солью и маслом.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения