Источник фото : multiurok.ru
Саамы или саами — это малочисленный финно-угорский народ Северной Европы. Первое упоминание о саамах, которых русские в старину называли «лопарями» (так именовали все народности, жившие в Лапландии и по берегам Ладожского озера), встречается в Новгородской летописи в 1216 году.
Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов Севера, на протяжении веков сохранивших национальную самобытность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы около 10–11 тысяч лет назад и заняли территории так называемой Фенноскандии — обширного североевропейского региона площадью чуть менее 2 миллионов км², включающего Финляндию, Норвегию, Швецию, запад Архангельской губернии и Олонецкие острова. Здесь они ассимилировались с местным населением.
Около 7 тысяч лет назад в процессе формирования саамского этноса приняли участие арктические народы: генетические исследования выявили схожие гаплогруппы, например, с якутами. В этот и последующий период происходило смешение с другими племенами финно-угорской группы.
О саамах было известно ещё древним греческим и римским авторам. В частности, под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В тот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.
В VII–X веках началось давление со стороны славянских и финно-угорских племён, что заставляло саамов мигрировать всё дальше на север. В IX–XI веках они попали в зависимость от Новгородского княжества, а затем — от Московского государства на Кольском полуострове, а также от Дании в скандинавских регионах.
Из-за неопределённости в принадлежности северных территорий к саамам нередко одновременно приходили сборщики податей от двух или даже трёх правителей. В XIII–XIV веках ситуация стала более чёткой, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.
Русские князья требовали с саамов дань пушниной, рыбой, а позже — оленьими шкурами. Это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло своевременно выплачивать налоги. После отмены крепостного права дань была упразднена, однако возникла новая проблема: купцы, пользуясь уязвимостью северных народов, навязывали им алкоголь, выкупая промысловую продукцию по заниженным ценам.
С приходом советской власти традиционные промыслы и образ жизни саамов были серьёзно нарушены. Введение коллективизации, создание колхозов и принуждение к оседлому образу жизни привели к утрате многих традиционных знаний и навыков. Также изменился семейный уклад: мужчины стали уезжать на промысел в одиночку, а жёны оставались с детьми в посёлках. Это нарушило традиционную передачу знаний от отца к сыну и способствовало росту социальных трудностей.

Источник фото : dzen.ru
Основная часть саамов проживает на севере Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тысяч человек). Часть саамов живёт в России. Сравнение данных переписей населения 2002 и 2010 годов показывает снижение численности на 170 человек. По итогам переписи 2020 года в Российской Федерации проживает 1 530 саамов. Таким образом, численность саамов продолжает постепенно сокращаться.
Большинство российских саамов проживает в Мурманской области — 1 363 человека.
Численность саамов в других регионах России:
• Санкт-Петербург — 46;
• Ленинградская область — 14;
• Москва — 13;
• Республика Карелия — 10.
С древних времён саамы были язычниками и верили в существование трёх миров: верхнего, среднего и подземного. Их духовная культура включала три основных направления:
• Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам-покровителям промыслов. За рыбную ловлю отвечали дух-человек-рыба Аккрува и дух в облике моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей считались оленья хозяйка Луот-хозик, имевшая человеческое лицо, но покрытая шерстью.
• Культ предков. В отличие от некоторых других северных народов, саамы почитали умерших: приносили им угощения и просили помощи в промысле.
• Культ идолов и сейдов. Часть племён устанавливала идолов на видных местах, однако большинство саамов почитало сейды — священные природные объекты: пещеры, расщелины, необычные камни, напоминающие животных. У сейдов совершались обряды и жертвоприношения.
Сегодня большинство российских саамов исповедуют православие.

Источник фото : www.orgpage.ru
Саамские языки относятся к уральской языковой семье, финно-угорской ветви. Они занимают обособленное положение: около трети лексики не имеет очевидных параллелей в других уральских языках. Происхождение этой части словарного запаса до сих пор не установлено.
Существует гипотеза, согласно которой эта лексика восходит к языку древнего европейского населения, впоследствии ассимилированного саамами или угро-финнами. Другая версия предполагает, что именно саамы и были коренным населением Лапландии и прилегающих территорий уже в IV тысячелетии до нашей эры.
Согласно переписи населения 2020 года, в Российской Федерации на саамском языке говорят 259 человек.
Брачный возраст у саамов наступал в 20–25 лет. Девушек выдавали замуж только с их согласия. Пары создавались во время общих праздников. Затем от жениха приезжали сваты с подарками, чтобы обсудить будущий союз.
После этого невеста приезжала к родственникам жениха, также с подарками. При первой встрече жених должен был поцеловать её в губы, прижавшись носом — иначе поцелуй не считался настоящим.
Жених готовил выкуп в виде оленей, а невеста приводила своё стадо. На рождение ребёнка у саамов принято дарить оленя. К совершеннолетию у каждой девушки должно было образоваться собственное стадо.

Источник фото : dzen.ru
Фольклор саамов представлен преимущественно индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовались шаманский бубен, колокольчики (надевавшиеся на шею вожаку стада) и свистковые флейты.
Важное место в фольклоре занимают легенды и сказания, передающие мифологические и религиозные представления, рассказы о героях и врагах, а также бытовые истории.
Особый интерес представляет легенда об олене Мяндаше — сыне шамана и оленихи, способной принимать женский облик. Сам Мяндаш мог превращаться в человека. Он женился на саамке, но та не смогла соблюдать его заветы, и ему пришлось уйти в лес. Видя, что жена голодает, он научил её искусству охоты, запретив лишь убивать беременных самок. С тех пор саамы не трогают важенок и даже приводят их в стойбища, чтобы те не замёрзли в лесу.

Источник фото : dzen.ru
Основная мужская и женская одежда — куфт (или юпа): прямокроеная холщовая или суконная рубаха, украшенная бисером и цветными лоскутами. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом, на который крепили огниво, нож, амулеты и кошель.
Нательные штаны носили только мужчины. Поверх них летом надевали шерстяные, а зимой — плотные из оленьей замши или шкур. Такие штаны (стикаки) носили и женщины.
Зимняя одежда из оленьих или овечьих шкур мехом внутрь называется торк. К ней надевали меховые шапки. Замужние женщины носили головной убор — шамшуру (похожую на кокошник), незамужние — цилиндрическую повязку на голову.
Обувь — каньги из замши или оленьей шкуры. Зимой носили высокие меховые сапоги — яры.
Источник фото : newsroom.su , ratanews.ru , euvoice.ru
Саамы жили поселениями-погостами, объединявшими 80–150 человек, связанных родством. Община имела выборного старейшину, вела совместное хозяйство, охотилась и летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Семьи были небольшими — из двух поколений. Детей обычно было много — 10–12. По традиции старший сын отделялся, а младший оставался в родительском доме.
Муж и жена выполняли разные функции: муж занимался добычей, жена — хозяйством и воспитанием детей. Однако они совместно участвовали в промысле и изготовлении утвари.
У кольских саамов наблюдался матриархальный уклад. Женщинам приписывалась особая духовная сила, и им разрешалось выполнять функции шаманов (нойдов).
Традиционные занятия саамов — охота и рыболовство. С XVI века важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами (до 50 голов), применяя технологию вольного выпаса: животные сами выбирали маршрут перемещения, что в арктических условиях было более эффективно, чем человеческие расчёты. Оленей круглый год держали на подножном корму; при длительных стоянках им строили загоны, оказывали помощь при родах и лечили.
Источник фото : ru.pinterest.com
До XVII века основными занятиями саамов были рыбная ловля и охота. Позже оленеводство стало главным промыслом для многих. Прибрежные саамы занимались ловлей ценных видов рыбы, также был распространён пушной промысел.
Охота на медведя сопровождалась особыми обрядами. Некоторые саамы считали медведя нечистым и приносили в поселение только шкуру. Другие перед тем, как волочить тушу, вкладывали в пасть медведю кусок рыбы — как жест уважения к его духу. После этого устраивался медвежий праздник.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озёрные саамы ловили щуку, налима, окуня; морские — треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.
Источник фото : kzngo.ru
Летом, во время кочевок, саамы строили куваксу — конусообразные жилища, похожие на чум. Каркас покрывали оленьими шкурами, позже — брезентом. Также строили простые шалаши из веток, травы и мха.
Наиболее распространённым типом жилища среди саамов России и за рубежом является вежа-куэть — конусообразное сооружение из жердей, покрытое корой, дерном или шкурами, с низкой дверью и отверстием в верхней части для выхода дыма.
Более благоустроенное зимнее жилище — тупа. В ней обязательно были пол, потолок, лавка и стол. Главное преимущество — улучшенный очаг (такь): в углу (обычно слева от входа) из камней или кирпича выкладывали примитивный камин, дымоход которого шёл прямо наружу. Летом саамы жили преимущественно в вежах, зимой — в тупах.
Освещение до XIX века обеспечивалось светом очага, лучины или сального каганца.
Основные жилища — тупы, вежи и рубленые дома — располагались в селениях (сийтах). Планировка посёлков была беспорядочной: каждый строил дом по своему усмотрению. Многие вежи и избушки находились в удалении — у рек, озёр или в лесу, где жили семьи, предпочитающие уединение.

Источник фото : www.atorus.ru
Питание саамов зависело от хозяйственной деятельности и условий проживания.
Основу рациона составляли рыба, оленина и дичь. Хлеб, сахар и чай были известны с давних времён, хотя их употребление зависело от доступности.
Летом готовили до 10 видов рыбных блюд:
1. Варёная рыба (кэтэч куль);
2. Уха (куль лим);
3. Жареная на вертепе рыба (пашт куль);
4. Каша из рыбы с морошкой (луэм неут);
5. Солёная рыба (суль куль);
6. Вяленая рыба (вялка);
7. Солёная икра (куль мейн);
8. Уха с подболткой из муки и чёрных ягод (мурьяв);
9. Рыбники (куль корних);
10. Жареные потроха (чуэлль).
Наиболее распространённым блюдом была варёная рыба. Её варили без приправ, используя и саму рыбу, и бульон (уху).
Источник фото : yakutia-daily.ru
После возвращения с промысла рыбу потрошили и готовили к засолу. Часть крупной рыбы подвешивали над очагом для копчения. Одновременно на деревянном вертепе (нипчес) жарили рыбу. Готовую рыбу выкладывали на деревянную доску (карь) и ели, запивая бульоном из долбёных чашек (мурнахпь).
Иногда из рыбы и морошки готовили кашу (луэм наут).
Утром ели солёную или оставшуюся с вечера свежую рыбу. Из-за несовершенства способов засола даже лучшая рыба быстро портилась. Вяленую рыбу чаще употребляли осенью — она была лёгкой и удобной для длительных поездок. Солёную икру съедали в течение двух–трёх дней. Уху с подболткой готовили для экономии хлеба; ягоды, вероятно, заменяли отсутствующие овощи.
Источник фото : rk.karelia.ru
Рыбники — традиционное блюдо, появившееся после знакомства с хлебом. Их брали в длительные поездки, если позволяли условия перевозки. Жареные или варёные потроха считались лакомством: из них готовили шкварки, которые ели и взрослые, и дети.
Зимой основу рациона составляли оленина и солёная или вяленая рыба. Бедные саамы, не имевшие оленей, питались суррогатами хлеба, и наличие солёной рыбы на столе означало относительное благополучие.
Мясные блюда были простыми:
1. Варёное мясо (вынч-вер);
2. Мясной суп с подболткой (корьнь лим);
3. Жареное мясо (паштнич вынч).
К деликатесам относились:
1. Мозг из ножных костей (кэтыс эттам);
2. Жареная печень (пашт выйвас);
3. Язык (нюхчем).
Лучшие куски обычно доставались главе семьи или гостям.
Хлеб и другие привозные продукты поступали через монахов, а затем — через купцов. Их наличие зависело от покупательной способности. Вместо хлеба бедные саамы использовали сушеную сосновую кору: её сдирали специальным костяным инструментом (чуэтькэм), отделяли внутренний слой (колом или каллым), сушили над очагом, толкли и добавляли в муку или готовили кашу с рыбьим жиром.
Вместо чая заваривали чёрную берёзовую накипь (тоут). Летом и осенью предпочитали ягоды.
Кухонная утварь была простой: чугунный котёл (кимне), медный чайник, квашонка для теста, каменная плита для печенья (кетькс лейп), деревянные чашки (нахпь), ложка (капесть) и доски для рыбы и мяса (карь).
Пищу готовили преимущественно женщины, но иногда и мужчины.
Помимо местных продуктов, саамы через кольских и понойских торговцев приобретали муку, из которой пекли пресную лапшу (резку) и лепёшки. В селениях с русскими печами или аналогичными сооружениями выпекали кислый хлеб. Сахар и чай, если были доступны, употреблялись с удовольствием. Также покупали баранки, постное масло, крупу и другие товары.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения