Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа — лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».
Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и в Нижней Сванетии на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия. Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживают 24 сванов.
Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны — православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.
Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:
Верхние — нижнебальский и верхнебальский;
Нижние — лентехский, лашский.
Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.
В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России сванским языком владеют 32 человека, 15 из них используют его в повседневной жизни.
Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.
В феврале за 10 недель до Пасхи сваны отмечают праздник Лампроба. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.
Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:
На столы не кладут ножи;
Детей обмазывают сажей;
Ставят на стол свежую выпечку;
Зажигают свечи.
Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело — воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.
Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.
Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.
Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом — накидки из красного холста.
Свадьбы, как и другие важные события в жизни сванов проходят по одному и тому же сценарию, который не меняется уже десятки веков.
Свадьба начинается в доме невесты, где собираются все ее родные и близкие, т.е. не только представители клана, но и родственники со стороны матери, все кто состоит в каких-либо родственных связях.
Сюда же приглашаются ближайшие родственники со стороны жениха, человек 40 не больше. Они привозят свой выкуп за невесту. Эта традиция жива до сих пор.
Обязательно исполняются сванские песни разной тематики, здесь и благодарность Богу и Архангелам, просьбы о здоровых детях и просто радостные и веселые песни, исполняемые на сванском языке.
Все начинается за несколько дней до предполагаемой даты свадьбы.
В мужские обязанности входит: убийство быка, устройство столов, навеса и прочих атрибутов, необходимых для праздник, женские же обязанности распространяются на все остальное.
Но основная женская работа в день свадьбы. Ставится, по возможности, несколько печек, женщины разделяются на группы, что-то готово заранее, что-то делается день в день.
С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них — это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа — это вид спорта, а охота — важная хозяйственная деятельность.
Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.
В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.
Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.
Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При входе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.
Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо.
В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу — мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель.
Почти ежедневно сваны едят мацони — кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.
Чрезвычайно популярна сванская соль — столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.
Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.