Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:
Северная (тазовско-туруханская);
Южная (нарымская).
Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, которая существовала в Среднем Приобье в 5 веке до н.э.
По данным Переписи населения 2020 года в РФ проживает 3 458 селькупов. Они расселены по разным областям России, но в основном на Севере.
Большинство проживает в Ямало-Ненецкого автономном округе (2 001 чел.), в основном в Красноселькупском районе, в поселке Красноселькупское, в селах Ратта и Толька, в городе Тарко-Сале.
В Томской области (997 чел.), в основном в Иванкинском национальном поселении, в селе Каргасок и городе Колпашево. В Красноярском крае (314 чел.), в основном в селе Фарково.
Во времена Пегой Орды религией селькупов был шаманизм. Верили, что мир состоит из трех частей: верхней, средней и нижней. В верхнем мире живут добрые божества и духи. Для общения с ними шаман поднимался по ветвям мирового древа. Под землей обитают злые духи. Туда шаман спускался по реке на специальной семивесельной лодке «ронтык». Каждый шаман «работал» только с одним направлением – светлым или темным. Они так и назывались – «сумпытыль куп», что означало «человек, камлающий в светлом чуме», и «камытырыль куп» – «тот, кто камлает в черном чуме».
На бытовом уровне каждый селькуп – немного шаман. Чтобы попросить удачу в охоте, принести подношения лесным духам, охотник строил в лесу специальный шалаш, где и оставлял дары духам.
Из древесины вырезали фигурки (идолы) духов – кавалозы. Охотник устанавливал своих кавалозов в лесу. Женщина, занимаясь домом и бытом, держала кавалоза под рукой. Брала его с собой, когда шла за ягодами или отправлялась на рыбалку. Вера селькупов практична. Если рыбалка удачна – духа следовало поблагодарить. А если удача отвернулась, то переставали приносить дары. Кавалоза разрешалось даже побить, а если и это не помогало, то идола сжигали в огне очага и вырезали из дерева нового.
На Васюганских болотах, где живут южные селькупы, установлено много таких деревянных идолов. Некоторые древние, а некоторым не больше 50 лет, что говорит о сохранении веры предков и в наше время.
Шаманизм не единственная религия среди селькупов. Вместе с тюрками в Сибирь пришел ислам, а в XVIII веке их активно обращали в христианство. Тем не менее шаманизм сохранился до сих пор.
До XIX века селькупский язык играл роль языка межнационального общения в районах между Обью и Енисеем у эвенков, хантов, кетов. В конце XIX века на селькупском языке было издано несколько книг с богослужебными текстами. Письменность создана и внедрена в 1930-х на основе латинской графики, что особенно интересно познать, а ныне действующий алфавит создан в конце 1980-х годов, то есть на заре коммунизма - 40 лет назад. Кириллический вариант создан на основе оригинального языка и латинского. А в 1950-е — 1980-е годы советской власти письменность практически не использовалась и не имела стабильной нормы.
Селькупский язык имеет четыре основных наречия: северное (реки Таз, Турухан, Елогуй), центральное (реки Тым, ср. Обь), восточное (р. Кеть) и южное (реки Чая, Чулым, верховья Оби). Селькупы из разных регионов могут не понимать друг друга, пользуются разными самоназваниями, однако границы между наречиями расплывчаты.
По данным переписи населения 2020 года, на селькупском языке в РФ говорит 975 человек.
Селькупы делят мир на несколько сфер, и у каждой сферы есть свой мифический хозяин. Для Неба господином является Ном, он же добрый дух и покровитель всего сущего. Хозяйку Земли зовут Илина Конта, а также Старуха Жизни. Властителем Загробного мира стал дух Кызы, он же властелин зла.
В древности селькупы хоронили усопших с использованием обряда воздушного погребения. Позже хоронили умерших в земле, лодках и долбленых стволах деревьев. Сверху устанавливали сруб из дерева. Вместе с покойным клали его имущество, которое сперва подвергали порче. Детей хоронили на ветвях высоких деревьев.
Одним из обрядов шаманства была церемония оживления бубна и предметов шаманского облачения. Селькупы представляли, что бубен — это олень, на котором шаман путешествует на небо и в подземный мир, и перед тем, как отправиться на нем в путешествие, бубен необходимо оживить. Церемонию проводили во время весеннего прилета птиц, продолжалась она 10 дней. Период проведения обряда выбран вовсе не случайно. Селькупы считали птиц своими близким родственниками. В конце обряда, в последний день, шаман достигал земли, где светит семь солнц, где камень достает до неба. Он изображал свое пребывание в волшебной стране, показывая всем зрителям что ему очень жарко и с него ручьями стекает пот. Заканчивался обряд оживления бубна общим пиром и кормлением божеств, чьи деревянные фигурки селькупы считали олицетворением предков.
Нельзя убивать лебедя, так как у селькупов эта птица является духом-помощником шамана. Если человек погубит птицу, считалось, что он обрекает себя и свою семью на несчастье. Они верят, что лебедь понимает человеческую речь. Во время праздника прилета первых лебедей селькупы выходят из своих жилищ и брызгают в небо чаем, водой или вином, издают возгласы, похожие на крики лебедей. Птицы слышат людей и делают над селением приветственный круг, затем улетают к тем местам, где у них гнезда.
Помимо лебедей, запрещено убивать кедровку, орла и журавля. Все эти птицы тоже являются духами-помощниками шаманов. Об этом запрете знает каждый селькуп. Кукушку считают жителем небес и светлой птицей. Покушаться на ее жизнь запрещено. Связаны с ней некоторые приметы. Если весной сначала прогремит гром, а потом начнет куковать кукушка, будет хороший урожай ягод.
Селькупы верят, что, прилетая в родные края весной, птицы приносят на крыльях колесницу небесного бога с южной стороны неба. Праздник прилета птиц празднуют два раза в год — осенью и весной. Эти торжества символизируют переход жизни на летний период с зимнего и наоборот.
Мальчики и мужчины стригли волосы в кружок. Иногда мужчины носили две или одну серьгу. Девушки вплетали в волосы цветные лоскутки, тем самым удлиняя косы. На косы вешали бусы, бляхи и бубенчики. Замужние носили две косы, но не украшали их.
Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — спереди открытая шуба мехом наружу, сшитая из оленьих шкур. В сильный мороз мужчины на парку надевали «соккы» — глухая одежда из шкуры оленя мехом наружу, с капюшоном. Северные селькупы зимой обували пимы, шитые из камуса и сукна. Вместо чулок использовали расчесанную траву осоку, ею оборачивали ступню. Эту траву собирали в пучки, сушили и разминали руками, потом расчесывали гребнем. Летом носили обувь из ровдуги и русские сапоги. Рукавицы «нопы» шили мехом наружу из камусов. Раньше в Нарыме летнюю обувь и рукавицы шили из кожи стерляди и осетра. Проживающие в этой местности селькупки были хорошими мастерицами, умели в различных сочетаниях сшивать лапки соболя и белок. Из отобранных беличьих лапок шили даже шубы, которые отличались прочностью и красотой. Над сшиванием лапок женщины могли трудиться в течение нескольких лет.
В качестве повседневной одежды мужчины носили рубаху и штаны из покупной ткани. Женщины надевали платье и штаны из ровдуги. Мужскую шапку в виде капора «укы» делали из шкурки новорожденного теленка оленя, лапок белки и песца, шкурок с шеи гагары. Распространен был платок, который носили не только женщины, но и мужчины. На голову его надевали в виде тюрбана или косынки. Летом мужчины повязывали платок под подбородком или сворачивали в жгут и обвязывали вокруг головы.
Еще до революции у селькупов была широко распространена одежда русского кроя, сарафаны, платья, рубахи и брюки. Проживающие на Кети и Оби селькупы шили ее самостоятельно, ткани покупали. В верхнем течении Тыма носили русские ушанки, тулупы.
Женщины подпоясывались плетеным из цветных ниток поясом, на котором носили наперсток и нож. Мужчины тоже носили пояс из кожи, который украшали бляхами из металла. На него подвешивали нож на цепочке в ножнах, украшенных орнаментом.
Праздничные сарафаны и рубахи надевали на старые вещи. Нательную и старую одежду носили обычно долго, пока они совсем не придут в негодность. Редко носили нижнее белье.
Музыка, как и язык, представлена 2 диалектно-локальными стилями: тазовским (таз.) и нарымским (нар.). Мелодия определяется общим термином – ыынгыма (таз.). В вокальной традиции мелодии связаны с колыбельным пением – кукыра ыынгыма (таз.), плачами – чууры ыынгыма (таз.), танцами – лаксы ыынгыма (таз.) или отражают веселое настроение выпившего человека – ютшрпы ыынгыма (таз.). Собственную песенную традицию составляют 3 жанровые сферы: лирическая, эпическая и ритуально-шаманская. Лирические песни – кольма, коймы (таз.) возникают в практике личностного творчества и основываются на устойчивых, формульных мелодиях, на которые исполнитель импровизирует тексты об интересных событиях из прожитой жизни, о своих родственниках, об удачной охоте, об окружающем мире, о любовных отношениях и т.п. Индивидуальные мелодические черты в лирическом напеве формируются в контексте общей системы интонационных норм этноса. Это позволяет выявить не только персональную стилистику, но также локальную и общеселькупскую. Последнюю отличает яркая тембровая характерность: глоточная «хрипотца» с вибрацией или тремоло на долгих звуках и глиссандирующая скачкообразность.
Эпические песни – кеельтыма (таз.) поются, как правило, от начала и до конца. Эпические напевы селькупов ассоциируются с традицией пения сказаний о Пикуля у кетов, однако у селькупов они имеют различное содержание: «колыбельные птички», «напев паука-мизгиря, расставляющего сети в поисках жертвы», героическое повествование о старике Ича (Идя) и птице Пикуля.
Шаманские песни – сюмптя (таз.) различались в соответствии с разделением «избранников духов». Мелодический репертуар шамана составляли напевы духов-покровителей, которые доставались ему по наследству от предков-шаманов либо приобретались в процессе собственной практики. По обычаю, каждую весну и осень с прилетом и отлетом птиц шаман осваивал новую для себя мелодию духа-покровителя. При этом активно использовались необычные формы звукопроизведения: чревовещание, звукоподражание. Пению шамана всегда вторил его помощник – кяязыльтымпыль, исполнение чаще всего сопровождалось звучанием бубна и погремушек-подвесок. Иногда во время гаданий шаманов-женщин пение и игра на бубне заменялись «голосом» варгана, а у мужчин-шаманов – игрой на музыкальном луке, смычковой лютне или тростниковой дудочке.
Из музыкальных инструментов у селькупов бытовали варган – губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа – лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных селькупов был известен только шаманский бубен.
Движения под музыку напоминают взмахи лебединых крыльев или бег оленьих ног по глубокому снегу. Селькупский танец имитирует природу, подражая животным.
Семьи у селькупов многопоколенные и патриархальные. Преобладает устройство общественных отношений и родовой строй. В семье главой является мужчина, но женщина не находится в приниженном положении. В основном она пользуется теми же правами, что и мужчина.
В 17 веке из общества выделяли лучших людей «сомаль-кумыт», простых людей «манырель-кумыт», богачей «коумде», нищих «сегула» и рабов «кочгула». Во главе территориально-родовых общин стояли князцы «кок» и богатыри «сенгира». Особую роль в обществе играли шаманы, которые часто были вождями не только общин, но и военных объединений.
Занимались в основном рыболовством и охотой, использовали самострелы, лук со стрелами, различные ловушки. Проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова их устанавливать могли дети и женщины. За день одна женщина могла вынуть из ловушек до 40 белок. На дикого оленя и лося делали ловушки из ям с изгородями. Часто селькупы выращивали зверей и птиц в неволе, некоторых использовали для оперения стрел и пошива одежды. Для охоты выращивали собак. Охотились на росомаху, белку, лису, песца, выдру, бурундука, зайца, медведя, соболя и глухаря. Рыбу ловили на озерах, малых и больших реках, использовали сети, удочки и жерлицы.
Северные селькупы занимались оленеводством. Почти в каждой семье держали от 20 до 50 и более голов. Пасли их без собак, отпускали периодически на волю, после собирали. Существовало и приизбенное оленеводство, где для оленей строили специальные сараи и дымокуры.
До 20 века у народа было развито кузнечество. Из Енисея доставляли руду, кузнецы «чачури кум» выплавляли из него металл, изготавливали кольчуги, орудия труда, оружие и изображения духов. Костяными и каменными орудиями труда пользовались до 20 века. В дорусском периоде до 17 века высоко развито было керамическое производство. Из глины делали посуду, трубки для курения, детские игрушки и культовые скульптуры.
Селькупы занимались обработкой крапивы, из нее пряли нитки, используя специальное веретено «кето». Женщины ткали крапивные холсты для пошива одежды, изготовления матрасов и одеял на оленьем меху.
Передвигались селькупы традиционно на санях с оленьими и собачьими упряжками, использовали лыжи, лодки и ручные нарты. Из населения выделялись «таксыбылькупы» — люди, которые занимались посреднической торговлей.
Свои селения народ основывал около устьев притоков рек, на высоких берегах. В одном селении было около 10 жилищ. В дорусском периоде были распространены укрепленные городки «коч» или «кэтты». Их обносили рвом, валом и частоколом. Подступы к городкам охраняли засеки, вооруженные луками и самострелами. Позже в селениях уже не было оборонительных сооружений.
Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, каркасно-столбовых домах, которые приваливали песком и дерном. Проживающие на севере селькупы-оленеводы строили чум ненецкого типа конической формы, покрывали его шкурами оленей. Летом покрытие меняли на берестяное, сегодня часто используют брезент.
Из ячменной муки пекли лепешки «мырса», из сараны — «тогул», готовили хлебное вино «уль». Собирали и ели дикорастущие растения: сарану, дикий лук, лесные ягоды: морошку, клюкву, бруснику. Из ягод варили варенье без добавления сахара и воды. Проживающие в таежной зоне селькупы собирали и заготавливали кедровые орехи. Вместо чая пили настой можжевельника, напиток из сушеных листьев смородины и малины. Из можжевельника готовили хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.
Посуду делали из бересты и дерева, использовали привозную: котлы из меди и чугуна, сковороды, чайники. Были у селькупов чашки с блюдцами и тарелки.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.