Сету называет свой край самым лучшим на земле. Народ сету относится к малочисленным финно-угорским племенам. Они вобрали особенности русской и эстонской культуры, что повлияло на жизнь и стало причиной внесения традиций сету в список культурного наследия ЮНЕСКО.
По переписи 2020 года на территории Российской Федерации 234 человек отнесли себя к этому этносу. Большая часть народа (141 человек) проживает в Псковской области, в Печорском районе и по берегам Псковско-Чудского озера.
В Эстонии проживает более 10 тысяч сето.
Долгое время сету оставались язычниками, но при Иване Грозном приняли православие. Сейчас одновременно сочетаются христианские обычаи и древнеязыческие ритуалы, характерные только для этой народности.
Сету ходили в Псковско-Печорский монастырь и соблюдали христианские обычаи, но для поддержания связей с внешним миром не переставали почитать и своих древних богов. В Янов (Иванов) день после посещения службы сето поклонялись жертвенному камню, прося о здоровье.
Скульптуру св. Николая Мирликийского в храме по праздникам обставляли кадочками с маслом и творогом, обкладывали лепешками так, что не было видно самой статуи. Губы изваяния смазывали маслом и творогом — «кормили», как и своих языческих идолов. Во время больших церковных празднеств сето посещают богослужения, но и не перестают чествовать своего главного бога плодородия — Пеко. Воспевают святые природные места и знаки, важные для местных жителей. По народному преданию, родители Пеко — сето, крестные — Богородица и Христос, а его захоронение находится в подземельях Печерского монастыря.
Язык сето близок к вырускому диалекту южно-эстонского языка, однако сами представители этого народа считают его самостоятельным.
В 1917 г. в Псковско-Печерской обители были изданы молитвенные книги на языке сето. При этом у сето никогда не было своей письменности. Они всегда пользовались эстонским алфавитом и только в наши дни начали разрабатывать свой собственный.
Национальная одежда сету сохранилась до наших дней. В ней преобладает контраст черного, белого и красного цветов. Женщины использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет.
Характерным элементом одежды, причем как для мужчин, так и для женщин, являются рубахи, украшенные тонкой вышивкой из красных нитей. Многие считают, что одежду сету позаимствовали у русских, однако, в отличие от них, женщины сету пользуются платьями без рукавов с передником, в то время как русские девушки традиционно носили юбку или сарафан.
Сету шили платья и остальную одежду из тонкой ткани. В основном это была шерсть. Рубахи носили льняные. Головным убором женщин является платок, который подвязывается под подбородок или головная повязка.
Мужчины пользуются войлочными шляпами. Отличительная особенность гардероба — ношение пояса-кушака. Такой пояс обязательно должен быть красным, а техника его изготовления может разниться. Основная обувь сету — лапти. По праздникам надевают сапоги.
Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг — большая фибула) — массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре.
Серебряные монеты, связанные в единые цепочки, являются не обычными элементами гардероба, а целыми символами. Первую цепочку с серебряными монетами женщины получают при рождении. Она останется с ней до конца ее дней. Когда она выйдет замуж, ей вручают брошь из серебра, символизирующую статус замужней женщины.
При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. По сведениям Маре Пихо, исследовательницы из Эстонии, у замужних женщин сето вес украшений доходил до 5–6 кг.
У женщин сето на каждый случай жизни предусмотрена своя песня. С песнями они кормят домашних животных, готовят обед, ходят за водой и работают в поле. Девушка должна была знать не менее ста песен, чтобы выйти замуж. Иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой. На традиционных праздниках сето с участием гостей до сих пор практикуется импровизированное сочинение песен.
Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалист солирует, а после него в действие вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние. Первые отличаются звонкостью и называются «килло», а вторые — протяжные — «торро». Сами песнопения называются лело — это не просто народное творчество, а целый язык. Сету не воспринимают пение как нечто, что присуще только талантливому человеку. Даже без вокальных данных можно петь песни. Во время исполнения лело девушки и взрослые женщины чаще всего рассказывают эпические истории. Их песни нужны для демонстрации духовного мира и сравниваются с переливами серебра.
Сетоские хоры, чаще всего поющие акапелла, исполняют народные песни и сказы под гусли. Точнее — под «канкиль» — так сето зовут древнейший музыкальный инструмент, родственный карело-финскому кантеле и эстонскому каннелю. Сетоские исполнители сказов и старинных песен, играют на каннеле соло, но часто и дуэтом, сидя спиной друг к другу, подобно карело-финским кантелетарам-сказителям.
Из танцев наиболее распространены «лабаялг», «виру-маге», «каэра-яан», сетуская пляска «сетокыны». Исполняются они под аккомпанемент гармони или баяна (реже скрипки или каннеля).
До наших дней дошли многочисленные сказки и предания сето. Истории были связаны с местными священными камнями, гранитными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. Например, легенда о мужике, который пытался использовать для хозяйственных нужд Иванов камень. Или о богатыре Корниле, который после отсечения головы Иваном Грозным взял ее в руки, «пришел в монастырь и улегся спать». Благодаря особому риторическому дару повествователей именно сказки были наиболее популярны у народа сето. Популярность сказок связана не только с их содержанием, но и умением ораторов красиво их читать.
Свадьбы у сетов принято праздновать в течение 3 дней. Во время проведения венчания принято устраивать ритуал, символизирующий уход невесты из родной семьи и переход в дом мужа. В этом ритуале прослеживается явное сходство с похоронами, ведь он олицетворяет смерть девичества. Девушку сажают на стул и переносят, демонстрируя переход в иной мир. Родственники и гости должны подходить к девушке, пить за ее здоровье и класть деньги в помощь будущей семье на специальное блюдо, которое ставят рядом с ней.
Тем временем на обряд приезжает муж с друзьями. Один из друзей должен вывести из дома невесту, держа в руках кнут и посох, а сама девушка должна быть укрыта простыней. Затем ее сопровождали до самой церкви, везя на санях или телеге. Невеста могла ехать вместе с родителями, но после венчания должна была отправляться в дорогу только с мужем. Сету обычно отмечают свадьбу в воскресенье, а обряд венчания проводят в пятницу. Невесте тоже надлежит дарить родственникам жениха подарки, чтобы подтвердить вступление в права жены. По завершении свадебной церемонии гости провожали молодоженов на особое ложе, которое располагалось в клети. С утра молодых будят, невесте укладывают волосы особым образом — как это полагается для замужней. Ей полагалось надеть головной убор и получить предметы, подчеркивающие ее новый статус. Затем наступало время омовения в бане, и только после этого начинались праздничные гулянья. На свадьбу непременно готовились песенные коллективы, которые рассказывали в своих песнях о празднике, молодоженах и желали им счастливой совместной жизни.
Отношение к похоронному обряду с годами у сету не изменилось. Традиции приравнивают физическую смерть к важному событию, символизирующему переход в иной мир. После погребения на месте могилы усопшего положено расстелить скатерть, на которую выкладываются все ритуальные блюда. Провожающие усопшего готовят еду сами, принося ее из дома. Еще много лет назад главным ритуальным блюдом стала кутья — это горох, который смешивают с медом. К нему на скатерть кладут вареные яйца. С кладбища нужно уходить как можно быстрее, ища окольные пути. Такое бегство символизирует стремление избежать смерти, которая стремится настигнуть каждого человека. Поминки проводят в доме, где жил усопший. Ритуальная трапеза скромная и включает жареную рыбу или мясо, сыр, кутью, кисель.
Интересный сетоский обряд в ночь на Рождество: мать кладет под подушку дочерям серебряные украшения, а с утра, когда все просыпаются, она кладет фибулу в таз, наполняет водой, и дочери умываются. В этот день девочкам до вечера запрещалось выходить из дома и идти в гости к подружкам. Традиционно в этот день первым в дом должен был войти мужчина — как Бог, а если вошла женщина, то могла принести несчастье.
День королевства сето. Праздник отмечается летом. Он начинается с конкурса по приготовлению сыров и пива, а также с состязаний лучших сетоских танцоров, певцов и пастухов. Торжества завершаются выборами короля. Каждый претендент становится на пенек, а за ним выстраивается очередь его сторонников. Чья очередь оказалась длиннее – тот и король. Но этот король является всего лишь земным наместником настоящего сетоского короля - бога Пеко. Считается, что бог Пеко приходит к сетоским королям во сне и дает им свои указания, а они потом рассказывают народу, как следует поступать.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который также является главным праздником Псково-Печерского монастыря. На Успение в Печорском районе Псковской области собираются сето из России и Эстонии, чтобы поклониться могилам своих предков и зажечь ритуальный костер.
Праздник Кирмаш. Означает «престольный праздник», «ярмарка» обычно после посещения церкви, которое приурочено к православном празднику Успение Пресвятой Богородицы. Кирмашами называли здесь также воскресные вечерние (с 16 до 23 часов), гуляния, наиболее активными участниками которых являлись молодые люди обоего пола, достигшие брачного возраста.
Национальный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи». Проводится каждый год в деревне Сигово Печорского района Псковской области. В этот день съезжаются народные коллективы сето.
В начале ХХ века основной формой семьи становится малая семья (муж, жена, дети).
Сету очень трудолюбивый народ. Единственное занятие, которого народы сето старались избегать, было рыболовство. На воде — так говорится в их песнях — не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Когда рыбак отправлялся на промысел, он всегда должен был брать с собой погребальное одеяние, а дома оставлял плачущих. Когда же хлебопашец уходил в поле, дома оставались певицы. В горнице царила радость. Поэтому основу хозяйственной деятельности сето составляли пашенное земледелие и животноводство. Подобно русским, сето выращивали зерновые, а из технических культур — лен. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу.
Внешний вид деревень сето зависел от природного ландшафта и распределения не очень плодородных пахотных участков. Хуторские поселения состояли из выстроенных в три ряда домов. Обычные дома, разделенные на два помещения («чистый» двор и двор для скота), напоминали подобие крепости. Внутренний двор со всех сторон огораживали постройками, высокими оградами и воротами.
В избе примерно четверть площади занимала печь, по диагонали от нее — «святой угол». Печь топилась по-черному, при каждой топке дым валил в избу. Чтобы не выпускать тепло, в избе была не только дверь, но и полудверь. Наружную дверь распахивали настежь, дым устремлялся вверх. В срубе избы вырубались небольшие оконца — «дымники».
В святом углу под иконами стоял стол, за которым ели.
Площадь избы была невелика. Теснота и скученность особенно ощущались зимой, весной же молодежь переселялась в клети, на сеновал, хозяева устраивались в просторных сенях. В избе оставались лишь старики и малые дети.
Избы начали благоустраиваться в последней четверти ХIХ века. Когда появились печи с трубами, к ним стали пристраивать плиты с двумя кругами и наглухо вмазанным большим котлом, в котором грели воду для хозяйственных надобностей. Вместо дощатых нар для спанья к стене ставили кровати, их мастерил сам хозяин. Готовую мебель зажиточные крестьяне покупали на ярмарках у кустарей из Выруского уезда и у псковских столяров.
Одной из отличительных характеристик быта Сето являются домотканые шерстяные полотенца, которыми украшали только иконы. В сетоском доме у окна всегда стоял ткацкий станок, на котором ткали все — от тончайших занавесок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были заполнены домашней одеждой, а выходя замуж, невеста брала с собой специальный свадебный сундучок.
Почти в каждой деревне была своя часовня цяссон (от русского слова «час», так как в молельне читались ежечасно молитвы). Обычно это были небольшие деревянные строения, изнутри щедро украшенные иконами, свечами и цветами. На крыше часовни — маленький крест.
Сету были православными и соблюдали пост. Готовили окрошки, неизвестные эстонцам, квашеную смесь из вареной капусты и свеклы.
Позднее от русских крестьян сето заимствовали блины, ватрушки, кутью, пироги с разными начинками.
Наиболее древние кушанья из ячменя — каши и лепешки. Со временем распространились славянские виды кушаний: творог, толокно, молотое из овса, овсяный кисель, молоко из семян конопли и другие. Названия их у сето и соседних эстонцев одинаковы.
Выпекали хлеб и готовили еду в русской печи. Утренней горячей едой были похлебки, картошка, лепешки или блины. К картошке подавали разведенный соленый творог, конопляное масло, селедочный рассол, тертую редьку, соленые грибы с постным маслом.
В обед ели густые супы-похлебки из перловой крупы (иногда с бобами и горохом), заправляли их молоком или постным маслом. Мясо клали в щи только в зимний период, от Рождества до Масленицы. На ужин давали чаще всего мятый картофель.
Мясо для еды всегда солили, свежим ели лишь при забое скотины. Вплоть до начала ХХ века сето ничего не готовили из свежей крови животного, верили, что в крови его душа.
Свиное сало топили и хранили в кадке, мясо солили в длинном корыте. Молоко редко пили свежим, его либо квасили, либо готовили из него творог, из которого делали сыр.
В конце ХIХ века из творога стали варить так называемый сладкий сыр, который по способу приготовления и вкусу сходен с русской пасхой. Это было праздничное блюдо: творог подавали на стол в глиняной миске, сверху клали кусок масла. Масло «вяртели» из топленой сметаны в чашке деревянной ложкой.
Самым распространенным напитком был квас, не только из сухарей, но и из ягод можжевельника, который, по мнению крестьян, обладал целебными свойствами.
Свой алкогольный напиток — самогон ханзя сету гонят из пшеничной браги, варят свое пиво.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.