Источник фото : astv.ru
Словаки — славянский народ западной группы, однако точное время их появления на нынешних территориях установить сложно. Культурная преемственность на территории Словакии прослеживается со времён государства Само — первого славянского союза, восставшего против Аварского каганата. Проживавшие там ранние славяне, а также потомки от смешанных браков авар и славянок, подняли восстание против угнетателей и под предводительством франкского купца Само нанесли им ряд поражений, почти сто лет прожив в независимости.
Позднее авары разгромили восставших и уничтожили государство Само, но вскоре сами были разбиты в войне с франками Карла Великого и славянами Карантании. На обломках Аварского каганата возникло славянское Нитранское княжество, названное по городу Нитра, которое затем вошло в состав Великоморавского государства вместе с чешскими соплеменниками.
В Великой Моравии свою просветительскую деятельность вели братья Кирилл и Мефодий, создавшие славянскую азбуку и письменность. Многие словацкие слова напрямую восходят к старославянскому языку, что свидетельствует о прямой языковой преемственности практически без иностранного влияния.
Вторжение мадьяр из уральских степей в Европу положило конец Великой Моравии. Венгры присоединили словацкие земли к своей стране — Мадьярорсаг, однако словаки пользовались определённой автономией. У них был свой князь Эмерих (имевший германское имя), упоминаемый Нестором-летописцем.
Именно с этого момента словаки начали развиваться как отдельный народ, отличающийся даже от близких чехов, но в основном в рамках чужих государств, преимущественно как подданные Венгрии. Постоянная раздробленность Венгрии на владения магнатов, стремившихся к независимости от центра, способствовала сохранению словаками своей идентичности и даже её укреплению.

Источник фото : ru.pinterest.com
Значительные общины словаков проживают в Чехии, США, Венгрии, Румынии, Сербии, Хорватии и Канаде. По данным переписи населения 2002 года в России проживало 600 словаков, в 2010 году — 324, в 2020 году — 193.
Москва — 36;
Московская область — 30;
Санкт-Петербург — 16.
Преобладающей религией является христианство:
62 % принадлежат к римско-католической церкви;
4 % — грекокатолики;
6 % — лютеране;
2 % — приверженцы реформатской церкви.
Кроме того, в стране существуют небольшие группы других христианских конфессий: баптисты, моравские братья, адвентисты седьмого дня, старокатолики, апостольская церковь, гуситы и др. В Словакии проживают от 4 до 5 тысяч мусульман, однако в стране нет ни одной мечети. Атеистами считают себя около 13 % населения.
Словацкий язык является государственным языком Словакии и родным для 78,6 % её жителей. Он принадлежит к западнославянской группе и очень похож на чешский. Большинство жителей Словакии владеют не только государственным языком, но и чешским, немецким, венгерским (около 9,4 %), цыганским (2,3 %) и английским.
По данным переписи населения 2020 года в Российской Федерации на словацком языке говорят 652 человека.

Источник фото : ru.pinterest.com
Истоки письменности у словаков связаны с деятельностью славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку (рубеж IX–X вв.). После включения словацких земель в состав Венгерского королевства (XI в.) вплоть до XV века господствовала средневековая латынь. Проникновение идей чешского гуситского движения (первая половина XV в.) и распространение Реформации (первая половина XVI в.) способствовали вытеснению латыни чешским письменным языком, впитывавшим черты словацкой народной речи.
Борьба с турецким нашествием (XVI — конец XVII в.) породила жанр героико-эпической песни. Феодально-католическая реакция (XVII–XVIII вв.) сдерживала развитие светской литературы. Антифеодальный протест находил выражение в народном творчестве — сказках, балладах, песнях о народном мстителе Яношике.
С 80-х годов XVIII века начался процесс национального возрождения, стимулировавший демократизацию культуры и её просветительскую направленность. Католическое крыло словацких писателей перешло на словацкий литературный язык, на котором создавалась преимущественно просветительская научно-дидактическая проза. Параллельно развивалась литература на чешском языке, главным образом в протестантских кругах, сотрудничавших с чешской культурой.
В 20–30-х годах XIX века, на фоне роста национального самосознания и обострения словако-венгерских противоречий, важное значение приобрела идея славянского единства, ставшая предпосылкой утверждения классицизма и развития эпических жанров (Я. Голлы и др.). В творчестве Я. Коллара, введшего жанр патриотической оды и патриотическо-дидактической поэмы («Дочь Славы»), проявилось столкновение просветительских и ренессансных тенденций, что дало толчок к появлению черт предромантизма.
В 40–70-х годах XIX века в словацкой литературе господствовал так называемый штуровский романтизм — по имени Л. Штура, создателя концепции национального искусства и инициатора окончательного оформления словацкого литературного языка на общенациональной основе. Поэты-романтики С. Халупка, А. Сладкович, Я. Ботто характеризовались субъективно-лирическим самовыражением, революционно-патриотической проблематикой, обращением к истории и фольклору, воспеванием подвига и героической личности. В поэзии Я. Краля патриотическая тема сливалась с идеей народной революции. Прозу представляли исторические романтические повести (Й. Гурбан, Я. Калинчак). Одновременно развивалась литература, тяготевшая к просветительскому реализму (Й. Заборский).
Утверждение реализма началось в 80-х годах XIX века во всех жанрах. Важную роль в этом сыграли связи с русской литературой. В творчестве П. Гвездослава поэзия освободилась от отвлечённо-романтической патетики и аллегоризма, сохранив гражданское звучание. В прозе, отмеченной чертами романтизма, ставились национально-освободительные и морально-этические проблемы (С. Ваянский). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина. Утверждению реализма способствовало развитие литературной критики и литературоведения. С 90-х годов в творчестве писателей-реалистов Тимравы, Я. Есенского, Й. Тайовского и др. усилился социально-аналитический подход к действительности.
В начале XX века сложился «словацкий модерн» — синтез реалистических, импрессионистских и символистских тенденций. В творчестве одного из его представителей — И. Краско — мотивы разочарования и грусти, обусловленные бесправием человека в буржуазном обществе, сочетались с призывом к национальной и социальной борьбе.
После образования Чехословацкой республики (1918) условия для развития литературы стали более благоприятными. Усилились контакты с чешской литературой. Писатели, сформировавшиеся ранее в русле реализма и «словацкой модерны», стремились сохранить преемственность литературного развития. Происходил бурный процесс идейно-эстетического и тематического обновления. Сложилась группа литераторов, ориентировавшихся на революционную чешскую и советскую литературу (поэты Я. Поничан и Л. Новомеский, прозаик П. Илемницкий, критик Э. Уркс).
Обострение социальных противоречий и нарастание фашистской угрозы в 30-х годах привели к сплочению прогрессивной интеллигенции. Обращение к острой социальной проблематике способствовало развитию социально-психологического (М. Урбан, Й. Цигер-Гронский) и социально-революционного романа, реалистической сатиры (поэзия и проза Есенского, драматургия И. Стодолы), усилились гражданские мотивы в лирике. В поэзии Новомеского звучали мотивы трагического предчувствия надвигающейся катастрофы и вера в человеческую солидарность. Важнейшим явлением социалистического реализма в прозе стали романы Илемницкого. В конце 30-х годов возникли неоромантические тенденции в прозе (лиризованная проза) и сюрреалистическое течение в поэзии («надреализм»).
В период существования марионеточного Словацкого государства (1939–1945) литература находилась под давлением клерикально-фашистской и националистической пропаганды. В этих условиях наряду с нелегальными антифашистскими произведениями распространялась «зашифрованная» литература — аллегорическая и символическая, ставшая формой народного сопротивления. Лирика военных лет пронизана трагическими мотивами.
Новый этап в развитии литературы начался после освобождения Чехословакии от фашизма (1945). Окончательная победа народов Чехословакии в феврале 1948 года над силами реакции способствовала консолидации чешских и словацких писателей на социалистической платформе. Существенную роль сыграли первый съезд чехословацких писателей (март 1949) и создание Союза чехословацких писателей. В условиях народно-демократического строя и социалистического строительства словацкая литература стремилась к глубокому отображению жизни. В послевоенные тридцать лет тема антифашистской борьбы углублялась анализом пройденного пути и осмыслением качественных изменений в общественном сознании — романы В. Минача, Ф. Гечко, Р. Яшика. Завоевания социалистической поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки, Я. Костры, П. Горова, В. Мигалика.
С начала 60-х годов в литературу пришло новое поколение поэтов и прозаиков, стремившихся к освоению новых пластов действительности и поиску новых художественных средств. Кризисные тенденции в общественно-политической жизни Чехословакии конца 60-х годов оказали негативное влияние на развитие литературы, особенно на творчество молодых авторов. На первом съезде Союза словацких писателей (1972), полностью поддержавшем линию КПЧ, была принята программа сплочения литературных сил на базе социалистического реализма. 70-е годы, после восстановления преемственности с лучшими традициями предшествующего периода, ознаменовались новыми достижениями в прозе (В. Шикула), поэзии (М. Валек) и драматургии (Я. Солович, О. Заградник).
Словаки довольно сдержанны и редко проявляют эмоции вне круга семьи и близких друзей. Туристам они могут показаться холодными, однако с новыми знакомыми словаки становятся тёплыми и открытыми, когда начинают им доверять. При встрече с малознакомыми людьми принято пожимать руки независимо от пола, обязательно поддерживая зрительный контакт. Родственников и близких друзей часто целуют в щёки как при приветствии, так и при прощании. Во время разговора собеседники обычно сохраняют дистанцию около метра.
Приглашение в дом считается допуском к частной жизни. Чаще всего сначала новых друзей приглашают в бар или ресторан. Приглашённый в гости обычно приносит вино, шоколад или цветы в нечётном количестве. Следует избегать 13 цветов — многие словаки довольно суеверны. Белые лилии и хризантемы предназначены для похорон. Одеваться рекомендуется так, как на официальный приём. Обувь принято снимать у входа. Во время общения не принято обсуждать работу и финансы, если собеседники сами не заводят об этом речь. За столом, скорее всего, будет предложен алкоголь; непьющим следует вежливо отказаться.
Словаки соблюдают траур по умершим близким в течение года. Дочери и вдовы в этот период носят чёрную одежду. Кремация не распространена из-за христианских верований. Словаки предпочитают не вмешиваться в дела, происходящие за пределами их страны, и не любят, когда иностранцы критикуют Словакию, однако редко реагируют на это болезненно. Жители Словакии не одобряют громкие разговоры, хвастовство и надменность и сами стремятся быть скромными и сдержанными.
В Словакии насчитывается почти 60 вариантов национального костюма. Наиболее распространённый женский вариант включает рубаху с собранным у ворота воротником и лямки. Фартук двойной — передний и задний. Иногда используется рубаха в виде туники, короткий передник и юбка.

Источник фото : ru.pinterest.com
Мужчины обычно носили рубахи с жилетами и различные виды штанов — из меха, сукна или полотна. Важным элементом гардероба был широкий пояс с латунной пряжкой. В качестве головных уборов распространены платки и шляпы. Женщины могли повязывать платок и на шею. Иногда мужчины носили головной убор, напоминающий берет, в который вплетали красные ленты. Шарф носили не на шее, а через плечо, как накидку. Обувью служили сапоги или ботинки, напоминающие башмаки.



Источник фото : granmax.ru
Начало развития словацкой музыки связано с ранним периодом истории западных славян и культурой Великоморавской державы (IX — начало X века), на территории которой пересекались западные и восточные влияния.
Музыкальный фольклор Словакии богат песенными жанрами: лирическими, эпическими, бытовыми, обрядовыми, трудовыми песнями и балладами. Народные песни отличаются развитой мелодикой и ритмическим разнообразием; большинство из них диатонического склада. В ладовом отношении народная музыка неоднородна: в основе древних крестьянских мелодий — различные виды тетрахордов, для более поздних, валашских (пастушеских) — пентахорды, преимущественно мажорные и минорные. Для северо-западных и южных районов характерен лидийский звукоряд, для Зволенского края — миксолидийский, в восточных районах встречается звукоряд с увеличенной секундой. Большинство песен одноголосны, однако в некоторых районах, особенно в Восточной Словакии, существует многоголосие.
Среди музыкальных инструментов, сопровождающих песни и танцы, — фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Наиболее распространённые танцы — фришка (быстрый двухдольный, похожий на краковяк) и одземок (пастушеский мужской сольный танец, аналог казачка или коломыйки).

Источник фото : ru.pinterest.com
В XIII веке появились так называемые разбойничьи песни («разбойниками» называли народных защитников и борцов за справедливость; любимый герой — Яношик, руководитель крестьянского движения, ставший легендарной фигурой). Свободолюбивые мотивы в народной музыке усилились в XV веке в связи с антифеодальным подъёмом. Под влиянием гуситов тогда же возникли духовные песни.
В XV веке из Германии, Польши, Чехии, Австрии, Италии и особенно из Нидерландов в Словакию проникла культовая полифоническая хоровая музыка, способствовавшая развитию профессионального композиторского творчества. Первые авторы культовой музыки — Т. Линтнер, Ю. Бановский — формировались преимущественно под влиянием нидерландской школы. Хоралы и другие духовные сочинения на латинском языке исполнялись в церквах Словакии ещё с XI века.
Одновременно распространились светская многоголосная песня и инструментальная музыка, исполнявшиеся странствующими музыкантами при дворах феодалов. Центрами музыкальной жизни в эпоху Возрождения стали Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, а также города Спишского края — Левоча, Кежмарок, Бардеёв. В XVI веке появилась историческая песня, отразившая события турецких войн и габсбургского владычества. Под влиянием идей Реформации возникла внелитургическая духовная песня на родном языке (песни Я. Сильвана).
В эпоху Возрождения и в XVII–XVIII веках в словацкой музыке важное место занимали танцевальные жанры, в том числе в стиле барокко — инструментальные пьесы для лютни, клавесина и других клавишных инструментов. Сохранились «Кодекс Вьеториуса» и «Пёстрый сборник», содержащие обработки духовных песен, бытовых танцев и танцевальных сюит. Более поздние сборники мелодий для струнных — собрание А. Сирмай-Кечер, две «Угровецкие рукописи» и др. В XVIII веке распространились народные песни куруцев, в XIX веке — нововенгерская песня, в создании которой участвовали и словацкие музыканты.
В XVIII веке сложился оригинальный жанр — францисканская пастораль с ярко выраженными внелитургическими и народно-песенными элементами (сочинения П. Баяна, Э. Пасхи), а также арии и кантаты (произведения Я. Францисци, А. Шкультетого, Ф. К. Будинского, Г. Деттельбаха, П. Рошковского).
Развитие национального музыкального искусства тормозилось многовековым австрийским и венгерским влиянием. Интерес к национальной музыкальной культуре возник лишь в начале XIX века и выражался в обращении к народной песне. Поэтическую сторону словацкого фольклора изучали поэты Б. Таблиц и Я. Коллар, историк и филолог П. Й. Шафарик, совместно с Колларом опубликовавший первые записи словацких народных песен.
Новый этап в развитии национальной школы связан с творчеством М. Мойзеса, В. Фигуша-Бистри, М. Шнайдер-Трнавского, Ф. Кафенды. Развитие хоровой музыки во второй половине XIX века связано с деятельностью хоровых обществ: созданы Братиславское певческое общество (1857), Братиславский хоровой кружок (1872); пропаганда национальной музыки велась также через рабочие хоровые кружки («Типография», 1872; «Свободная песня», 1893 и др.). Значительную роль играли любительские музыкальные коллективы, особенно хоры.
Среди композиторов, представлявших национальную школу второй половины 1930-х годов, — А. Мойзес, Э. Сухонь, Л. Голоубек, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Ш. Юровский. Их творчество характеризуется сочетанием народно-национальных истоков с современными композиционными средствами; влияние восточноевропейской и французской музыки постепенно вытеснило ранее преобладавшее немецкое.
После образования народно-демократической республики в 1945 году музыкальная жизнь страны демократизировалась. В произведениях словацких композиторов отразились перемены в политической и общественной жизни. Творчество современных композиторов отличается стилистическим разнообразием. Активизировалась деятельность композиторов старшего поколения (М. Вилец, Й. Грешак, О. Ференци). К среднему поколению относятся М. Коржинек, Я. Циммер, Л. Бурлас, И. Грушовский и др. Продолжая развивать традиции словацкой музыки, они ищут новые пути её развития. Среди современных композиторов — И. Зельенка, Р. Бергер, М. Базлик, И. Парик, Ю. Гатрик, Т. Сальва. Созданы значительные труды в области музыкальной этнографии и теории.
Среди множества словацких танцев выделяются темпераментные мужские танцы:
— вербунк;
— одземок.
Их сменяют групповые народные танцы:
— чардаш;
— полька;
— хоровод;
— танцевальные песни.
Самый популярный парный словацкий народный танец — полька, исполняемая в музыкальном размере 2/4 или 2/2. Танцуют её полушагами. Название танца происходит не от соседней Польши, как часто полагают, а от музыкального размера.



Источник фото : ru.pinterest.com , montefm.ru , ru.pinterest.com
Традиционное занятие словаков — сельское хозяйство. В горных районах развито пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных — земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Традиционные ремёсла включают изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивку, производство кружев и набивных тканей. В крупнейших керамических мастерских городов Модра и Поздишовец производят фаянс и керамику в традиционном стиле.
Семья является приоритетом для большинства словаков, на втором месте — близкие друзья. При рождении ребёнка родители получают денежное пособие. От детей ожидают зрелого поведения: сдержанности, вежливости, уважительности, внимательности и аккуратности в одежде.
Мужчина по традиции считается главой семьи, хотя женщины всё больше влияют на принятие семейных решений. Раньше женщины работали преимущественно учителями, медсёстрами, продавцами, но с середины прошлого века происходят постепенные изменения. Тем не менее, работающая женщина по-прежнему несёт основную нагрузку по ведению домашнего хозяйства.
На все семейные праздники за одним столом собираются самые близкие родственники, независимо от места проживания. Многие из них могут долгое время не видеться, но на праздники всегда собираются вместе, следуя традициям предков.
В горных районах преобладают небольшие кучевые поселения и хутора, а также поселения, вытянутые цепочкой на несколько километров. Традиционные жилища состоят из трёх помещений: хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горах распространены деревянные срубные дома, на равнинах — глинобитные и саманные, стены которых окрашены в светлые тона, а на юго-западе — расписаны ярким орнаментом. Дома обращены фасадами к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены в ряд под общей крышей.

Источник фото : ru.pinterest.com
Кухня словаков во многом схожа с кухнями других славянских народов. Однако, в отличие от чехов, словаки предпочитают использовать пряности и любят комбинировать различные ингредиенты. Среди основных продуктов — домашняя птица, овощи и хлеб. Благодаря развитому земледелию в пищу идёт практически всё, что выращено в огороде или собрано в лесу.
Особой популярностью пользуется блюдо под названием кнедлик — небольшая булочка из картофеля или теста. Иногда кнедлики готовят с начинкой, иногда просто макают в соусы. Это мучное блюдо может подаваться и как десерт — с творогом и фруктами.
В ресторанах можно попробовать сытные пироги с картофелем, мясом или подливой. Каждый такой пирог представляет собой свежеиспечённый хлеб: с него срезают верхушку, удаляют часть мякиша и наполняют начинкой, получая невероятно насыщенное блюдо.
Широко распространены мясные блюда: шницель, гуляш, паштет из птицы, рагу. Из рыбы чаще всего едят форель; реже — карпа или щуку. Повара используют разнообразные специи и соусы, чтобы сделать рыбные блюда особенно выразительными.
Особое место в кухне занимает сыр. Словаки ежегодно проводят фестиваль сыра в мае. Наиболее известен сорт брынза.
Среди главных национальных блюд:
• Смальцы — жирная закуска из топлёного сала (свиного или гусиного) с добавлением специй, чеснока и лука. Подается на хлебе.

Источник фото : 1000.menu
• Похлёбка полевка — суп на основе чеснока, овощей, круп, сливок; иногда с грибами и картофелем.
• Галушки — подаются с сыром, салом и запиваются простоквашей. Несмотря на простоту, это калорийная и сытная закуска.

Источник фото : ru.pinterest.com
• Жареная утка с квашеной капустой — птицу фаршируют, добавляют орехи и специи, поливают молоком.
• Трдельник — десерт в виде большой трубочки из теста, запечённой на вертеле и посыпанной корицей или сахаром, подаётся нарезанным кольцами.

Источник фото : www.afisha.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения