Logo
323
Словаки
Территориальное расположение и численность

Значительные общины словаков живут в Чехии, США, Венгрии, Румынии, Сербии, Хорватии и Канаде.

По данным переписи населения 2002 года в России проживало 600 словаков, 2010 года – 324, 2020 года - 193. 
Москва – 36;
Московская область – 30;
Санкт-Петербург – 16.

Религия

Преобладающей религией является христианство:
62% принадлежат к римско-католической церкви;
4% грекокатоликов;
6% лютеран;
2% принадлежат к реформатской церкви.

Кроме того, в стране имеются небольшие группы некоторых других христианских деноминаций: баптисты, моравские братья, адвентисты седьмого дня, старокатолики, апостольская церковь, гуситы и др. В Словакии проживают от 4 до 5 тысяч мусульман, но при этом в стране нет ни одной мечети. Атеистами считает себя около 13% населения.

Язык

Словацкий язык – это государственный язык народа Словакии (является родным для 78,6 % жителей). Он принадлежит к группе славянских языков, очень похож на русский и украинский. В большинстве своем население Словакии говорит не только на государственном языке, но и на чешском, немецком, венгерском (около 9,4 %), цыганском (2,3 % человек) и по-английски.

По данным переписи населения 2020 года в РФ на словацком языке говорит 652 человека.

словацкий алфавит.png
Традиционная и современная культура

Литература и поэзия

Истоки письменности у словаков связаны с деятельностью славянских просветителей, создателей славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия (рубеж IX—X вв.). После включения словацких земель в состав Венгерского королевства (XI в.) устанавливается — вплоть до XV в. — господство средневековой латыни. Проникновение антифеодальных, и национально-освободительных идей чешского гуситского движения (1-ая половина XV в.) и распространение Реформации (1-ая половина XVI в.) способствовали вытеснению латыни чешским письменным языком, вбиравшим черты словацкой народной речи. Борьба с турецким нашествием (XVI — конец XVII вв.) вызвала к жизни жанр героико-эпической песни. Феодально-католическая реакция (XVII—XVIII вв.) сдерживала развитие светской литературы. Антифеодальный протест находил выражение в народном творчестве (сказки, баллады, песни о народном мстителе Яношике).

С 80-х гг. XVIII в. начался процесс национального возрождения, стимулировавший демократизацию культуры, ее антифеодальную, просветительскую направленность. Католическое крыло словацких писателей переходит на словацкий литературный язык, на котором была создана преимущественно просветительская научно-дидактическая проза. Параллельно развивалась литература на чешском языке, главным образом в протестантских кругах, которые сотрудничали с представителями культуры Чехии. В 20—30-х гг. XIX в. с подъемом национального самосознания и обострением словацко-венгерских национальных противоречий важное значение приобретает идея славянского единства, что становится одной из предпосылок утверждения классицизма и развития эпических жанров (Я. Голлы и др.). В этом направлении эволюционирует поэзия Я. Коллара, который ввел жанр патриотической оды, патриотическо-дидактической поэмы («Дочь Славы»). В его творчестве отразилось столкновение тенденций просветительской и ренессансной культуры с ее вниманием к внутреннему миру человека, что дало толчок к появлению черт предромантизма.

В 40—70-х гг. XIX в. В словацкой литературе господствовал так называемый штуровский романтизм — по имени Л. Штура, создателя концепции национального искусства, инициатора окончательного оформления словацкого литературного языка на общенациональной основе. Для поэтов-романтиков С. Халупки, А. Сладковича, Я. Ботто характерны субъективно-лирическое самовыражение, революционно-патриотическая проблематика, обращение к темам истории, фольклорные мотивы, воспевание подвига, героической личности. В поэзии Я. Краля патриотическая тема сливается с идеей народной революции. Прозу представляют исторические романтические повести (Й. Гурбан, Я. Калинчак). Одновременно развивается литература, тяготеющая к так называемому просветительскому реализму (Й. Заборский).

Утверждение реализма начинается в 80-х гг. XIX в. во всех жанрах. Важную роль в этом процессе сыграли крепнувшие связи с русской литературой. В творчестве П. Гвездослава поэзия освобождается от отвлеченно-романтической патетики, аллегоризма, не утрачивая гражданского звучания. В прозе, отмеченной чертами романтизма, ставились национально-освободительные и морально-этические проблемы (С. Ваянский). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина. Утверждению реализма содействовало развитие литературной критики и литературоведения. С 90-х гг. в творчестве писателей-реалистов Тимравы, Я. Есенского, Й. Тайовского и др. усиливается социально-аналитический подход к действительности. В начале XX в. сложный синтез реалистических, импрессионистских и символистских тенденций проявился в «словацком модерне»; в творчестве одного из ее представителей — И. Краско, мотивы разочарования и грусти, обусловленные бесправием человека в буржуазном обществе, сочетались с призывом к национальной и социальной борьбе.

После образования Чехословацкой республики (1918) создались более благоприятные условия для развития литературы. Усилились ее контакты и взаимодействие с чешской литературой. Преемственность литературного развития стремились сохранить писатели, сформировавшиеся ранее в русле реализма и «словацкой модерны». Происходит бурный процесс идейно-эстетического и проблемно-тематического обновления. Складывается группа литераторов, ориентирующихся на революционную чешскую и советскую литературы (поэты Я. Поничан и Л. Новомеский, прозаик П. Илемницкий, критик Э. Уркс). Обострение социальных противоречий и нарастание фашистской угрозы в 30-х гг. привели к сплочению в широкий фронт прогрессивной интеллигенции. Обращение к острой социальной проблематике способствовало развитию жанра социально-психологического (М. Урбан, Й. Цигер Гронский) и социально-революционного романа, реалистической сатиры (поэзия и проза Есенского, драматургия И. Стодолы), усиливаются гражданские мотивы в лирике. В поэзии Новомеского звучат мотивы трагического предчувствия близящейся катастрофы и в то же время вера в человеческую солидарность. Важнейшим явлением социалистического реализма в прозе стали романы Илемницкого. В конце 30-х гг. возникают неоромантические тенденции в прозе (лиризованная проза), сюрреалистическое течение в поэзии («надреализм»).

В период существования марионеточного Словацкого государства (1939 — 1945) Словацкая литература испытывала давление клерикально-фашистской, националистической пропаганды. В этих условиях наряду с нелегальными антифашистскими произведениями бытовала — как средство выражения народного сопротивления — «зашифрованная» литература аналогий и аллегорий. Трагическими мотивами пронизана лирика военных лет.

Новый этап в развитии литературы наступил после освобождения Чехословакии от фашизма (1945). Окончательная победа народов Чехословакии в феврале 1948 над силами реакции способствовала консолидации чешских и словацких писателей на социалистической платформе. Существенную роль в этом сыграл первый съезд чехословацких писателей (март 1949) и созданный на нем Союз чехословацких писателей. С установлением народно-демократического строя в стране, в ходе социалистического строительства словацкая литература, преодолевая трудности роста, активно стремилась к глубокому отображению жизни. В послевоенное тридцатилетие тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением качественных перемен в сознании народа — романы В. Минача, Ф. Гечко, Р. Яшика. Завоевания социалистической поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки, Я. Костры, П. Горова, В. Мигалика. С начала 60-х гг. в литературу пришло новое поколение поэтов и прозаиков, творчество которых отмечено стремлением к открытию новых пластов действительности, к поискам новых художественных средств.

Кризисные тенденции в общественно-политической жизни Чехословакии конца 60-х гг. оказали негативное влияние на развитие литературы особенно на творчество молодых писателей. На 1-м съезде Союза словацких писателей (1972), полностью поддержавшего линию КПЧ, была принята программа сплочения всех литературных сил на базе социалистического реализма. 70-е гг., после восстановления преемственности с лучшими традициями предшествующего периода, ознаменовались новыми творческими достижениями в прозе (В. Шикула), в поэзии (М. Валек) в драматургии (Я. Солович, О. Заградник).

Традиции

Словаки довольно закрыты и не проявляют своих эмоций вне семьи и компании близких друзей. Туристам они могут показаться холодными и надменными, однако словаки становятся теплыми и открытыми, когда начинают доверять новому другу. При встрече с малознакомыми людьми принято пожимать руки независимо от пола, обязателен зрительный контакт. Родственников и близких друзей часто целуют в щеки как приветствуя, так и прощаясь. Во время разговора между собеседниками сохраняется расстояние около метра. Приглашение в дом считается допуском к частной жизни словака. Чаще сначала они приглашают новых друзей в бар или ресторан.

Приглашенный в гости обычно приносит вино, шоколад или цветы, которых должно быть нечетное количество. Однако следует избегать и количества в 13 цветов — многие словаки довольно суеверны. Белые лилии и хризантемы предназначены для похорон. Одеться следует как на официальный прием, снять обувь у дверей, во время общения не стоит обсуждать работу и финансы, если только собеседники сами не заводят разговор на эту тему. За столом, скорее всего, по традиции будет подаваться алкоголь. Непьющим следует вежливо отказаться от предложения выпить.

Словаки носят траур по усопшим близким в течение года. Дочери и вдовы все это время одеваются в черное. Кремация не распространена из-за христианских верований. Словаки предпочитают не вмешиваться в дела, происходящие за пределами их страны, и не любят, когда иностранцы критикуют Словакию, однако редко реагируют на это болезненно. Жители Словакии не приемлют громкие разговоры, хвастовство и надменность, при этом сами стараются быть скромными и сдержанными.

Национальный костюм

В Словакии насчитывается почти 60 вариантов национального костюма. Наиболее популярным женским вариантом является костюм с рубахой и лямками. Сорочка в таком костюме собрана у ворота. Фартук двойной — передний и задний. Иногда используется рубаха в виде туники, короткий передник и юбка.

нац. косюм.jpg

Мужчины обычно носили рубахи с жилетами и разного рода штаны. Они могли быть выполнены из меха, сукна, полотна.

Важным атрибутом гардероба являлся широкий пояс, застегивающийся на латунной пряжке. В качестве головных уборов наибольшее распространение получили платки и шляпы. Женщина могла навязать также платок на шею. Иногда мужчины пользовались своеобразным подобием беретов, в который заплетали красные ленты. Шарф носили не на шее, а через плечо, как своеобразную накидку. Обувью в основном служили сапоги или ботинки, напоминающие башмаки.

словаки4.jpgсловаки2.jpgсловаки1.jpg

Музыка

Начало развития словацкой музыки связано с ранним периодом истории западных славян и культурой Великоморавской империи (IX – начало XX веков), на территории которой сталкивались западное и восточное влияния.

Музыкальный фольклор Словакии богат песенными жанрами (лирическими, эпическими, бытовые, обрядовые, трудовые песни, баллады). Народный песни отличаются развитой мелодикой и ритмическим разнообразием; песни главным образом диатонического склада. В ладовом отношении народная словацкая музыка неоднородна. В основе древних крестьянских мелодий - различные виды тетрахордов, для более поздних, валашских (пастушеских) типичны пентахорды, мажорные (чаще) и минорные. Для северо-западных и южных районов характерен лидийский звукоряд, для Зволенского края - миксолидийский, в восточных районах встречается звукоряд с увеличенной секундой. Большая часть песен одноголосна, однако в некоторых районах, в том числе в Восточной Словакии, существует многоголосие.

Среди музыкальных инструментов (сопровождающих исполнение песен и танцев) - фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Наиболее распространенные танцы - фришка (быстрый 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский мужской сольный, типа казачка, коломыйки).

фуяра.jpg

В XIII веке возникли так называемые разбойничьи песни («разбойниками» называли борцов за права народа; любимый герой - Яношик, руководитель крестьянского восстания, ставший легендарной личностью); свободолюбивые мотивы в народной музыке Словакии усилились в XV веке в связи с подъемом антифеодального и освободительного движения. Тогда же под влиянием гуситов появились духовные песни.

В XV веке из Германии, Польши, Чехии, Австрии, Италии и главным образом из Нидерландов проникает культовая полифоническая хоровая музыка, способствовавшая развитию профессионального композиторского творчества; первые авторы культовой словацкой музыки, сформировавшиеся преимущественно под влиянием нидерландской школы, - Т. Линтнер, Ю. Бановский (хоралы и духовные вокальные сочинения других жанров исполнялись на латинские тексты в церквах Словакии еще в XI веке).

Одновременно получили распространение светская многоголосная песня и инструментальная музыка, исполнявшиеся странствующими музыкантами (при дворах феодалов). Центрами музыкальной жизни в эпоху Возрождения становятся Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края - Левоча, Кежмарок, Бардеёв. В XVI веке появилась историческая песня, отразившая события турецких войн и габсбургского владычества. Под влиянием идей Реформации возникла внелитургическая духовная песня на родном языке (песни Я. Сильвана).

В эпоху Возрождения и в XVII- XVIII веках в словацкой музыке видное место занимали различные танцевальные жанры, в том числе в стиле барокко, - инструментальные пьесы для лютни, вёрджинела и др. клавишных инструментов. Сохранились «Кодекс Вьеториуса» и «Пестрый сборник», содержащие обработки духовных песен, бытовых танцев, танцевальные сюиты и другие пьесы для клавишных инструментов; более поздние сборники песенных и танцевальных мелодий для струнных - собрание А. Сирмай-Кечер, 2 «Угровецкие рукописи» и др. В XVIII веке распространяются народные песни куруцев, в XIX веке – нововенгерская песня, в создании которой участвовали также словацкие музыканты.

В XVIII веке получили развитие оригинальный жанр - францисканская пастораль с ярко выраженными внелитургическими и народно-песенными элементами (соч. П. Баяна, Э. Пасхи), а также арии и кантаты (произв. Я. Францисци, А. Шкультетого, Ф. К. Будинского, Г. Деттельбаха, П. Рошковского).

Развитие национального музыкального искусства тормозилось многовековым двойным гнетом - австрийским и венгерским. Интерес к национальной музыкальной культуре возник лишь в начале XIX века и выражался в обращении к народной песне; поэтическую сторону словацкого фольклора изучали поэты Б. Таблиц и Я. Коллар, историк и филолог П. Й. Шафарик, который совместил с Колларом опубликовал и первые записи словацких народных песен.

Новый этап в развитии национальной школы связан с творчеством М. Мойзеса, В. Фигуша-Бистри М. Шнайдер-Трнавского, Ф. Кафенды. Развитие хоровой музыки во 2-й половине XIX века связано с деятельностью хоровых обществ; созданы Братиславское певчее общество (1857), Братиславский хоровой кружок (1872); пропаганда национальной музыки велась также через рабочие хоровые кружки («Типография», 1872; «Свободная песня», 1893, и др.). Значительную роль в музыкальной жизни играли любительские музыкальные коллективы, особенно хоры. Среди композиторов, представлявших национальную школу 2-й пол. 1930-х гг. - А. Мойзес, Э. Сухонь, Л. Голоубек, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Ш. Юровский. Для их творчества характерно сочетание народно-национальных истоков с новейшими средствами композиции того времени; воздействия восточно-европеской и французской музыки оттеснили ранее преобладавшее немецкое влияние.

После образования народно-демократической республики в 1945 музыкальная жизнь страны демократизируется. В произведениях словацких композиторов получили отражение перемены в политической и общественной жизни. Творчество современных композиторов отличается стилистическим разнообразием. Активизируется деятельность композиторов старшего поколения (М. Вилец, Й. Грешак, О. Ференци). К среднему поколению относятся М. Коржинек, Я. Циммер, Л. Бурлас, И. Грушовский и др. Продолжая развивать традиции словацкой музыки, они ищут новые пути развития музыкального искусства. Среди современных композиторов - И. Зельенка, Р. Бергер, М. Базлик, И. Парик, Ю. Гатрик, Т. Сальва. Созданы значительные труды в области музыкальной этнографии и музыкальной теории.

Танцы

Среди множества словацких танцев находятся темпераментные мужские танцы во всех их вариантах:
вербунк;
одземек.

За ними эстафету подхватывают групповые народные танцы:
чардаш;
полька;
хоровод;
танцевальные песни.

Самый популярный парный словацкий народный танец, в котором участвуют прелестные словачки — полька, с его музыкальным размером в две четверти или половиной. Также и танцуют польку – полушагами. Следовательно, название этого танца произошло не от названия соседней страны Польши, как многие думают, а от музыкального размера.

танцы2.jpgтанцы.jpgтанцы3.jpg

Быт

Жизнь

Традиционное занятие словаков – сельское хозяйство. В горных районах это пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных – земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Традиционные ремесла – изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивка, производство кружев, набивных тканей. В крупнейших керамических мастерских городов Модра и Поздишовец производят фаянс и керамику в традиционном стиле.

Семейный уклад

Семья является приоритетом для большинства словаков, на втором месте — близкие друзья. Когда рождается ребенок, родители получают денежное вознаграждение. От детей ждут зрелого поведения: сдержанности, вежливости, уважительности, внимательности, поддержания одежды в чистоте. Все еще распространены физические наказания. 

Мужчина по традиции считается главой семьи, хотя женщины имеют все больше влияния на решение семейных вопросов. Раньше женщины могли быть только учителями, медсестрами, продавцами, но с середины прошлого века стали происходить постепенные изменения. Однако до сих пор работающая женщина нагружена еще и работой по дому.

У словаков заведено, чтобы на все семейные праздники за одним столом собирались самые близкие родственники, независимо от их места проживания. Многие из них могут длительное время не видеться, вплоть до подобного события, но на праздники они всегда собираются вместе, так как это делали их предки и так, как этого требуют их традиции.

Жилище

В горных районах преобладают небольшие кучевые поселения и хутора. Встречаются и поселения, тянущиеся цепочкой на несколько километров. Традиционные жилища состоят из трех помещений: хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горных районах преобладают деревянные срубные постройки, на равнинах — глинобитные и саманные, стены которых окрашены в светлые тона, на юго-западе расписанные ярким орнаментом. Дома обращены фасадами к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены в ряд под одной крышей.

жилище слов.1.jpg

Кухня

Во многом кухня словаков похожа на другие принадлежащие славянским народам. Однако, в отличие от тех же чехов, словаки предпочитают использование пряностей. Более того, они очень любят комбинировать различные ингредиенты. Среди основных можно выделить домашнюю птицу, овощи, хлеб. В связи с развитым земледелием в ход идет практически все, что было выращено в огороде или собрано в лесу. Очень распространено блюдо под названием кнедлик. Это маленькая булка, в состав которой может входить картофель или тесто. Иногда кнедлики готовят с начинками, а иногда просто макают в соусы. Такое мучное блюдо может служить десертом, если смешать его с творогом и фруктами.

В ресторанах вы сможете попробовать сытные пироги, в которые добавляются картофель, мясо, подливу. Каждый такой пирог представляет собой свежеиспеченный хлеб. С него срезается верхушка, часть мякиша удаляется, а внутрь выкладывается начинка. Получается невероятно сытное блюдо.

Большой популярностью пользуются мясные блюда: шницель, гуляш, паштет из мяса птицы, рагу.

Распространенной рыбой является форель. Реже едят карпа или щуку. Повара в ресторанах используют самые разные специи и соусы, чтобы сделать рыбное блюдо неповторимым.

Наконец, крайне важным продуктом для словацкой кухни стал сыр. Словаки проводят целый фестиваль сыра, который приходится на май. Наиболее популярным сортом является брынза.

Самыми же главными национальными блюдами до сих пор остаются:

Смальцы. Это очень жирная пища, которую готовят из топленого сала (свиное или гусиное). В него добавляют специи, чеснок, лук. Смальцы намазывают на хлеб.

Смальцы.jpg

Пользуется большим почетом похлебка полевка. Ее могут готовить с использованием чеснока, овощей, круп. Непременно добавляются сливки, иногда грибы и картофель.

Удивительным спросом пользуются галушки. Казалось бы, непримечательное блюдо в Словакии подают с сыром, салом, запивают простоквашей. Галушки считаются закуской, однако ввиду повышенной калорийности насытят любого.

галушки.jpg

Очень любят словаки жареную утку с квашеной капустой. Птицу фаршируют, добавляют к ней орехов, специй, поливают молоком.

На десерт готовят трдельник — это большая трубочка из теста, которую запекают на специальном вертеле. Сверху десерт посыпают корицей или сахаром, нарезают колечками.

трдельник.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.