Таджики —один из наиболее древних народов Центральной Азии. Прямыми предками народности являются бактрийцы, согдийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, парканцы, сако-массагетские племена.
Сегодня в РФ таджиков насчитывается около миллиона (из них 300 тысяч в Московском регионе). В крупных городах России есть ряд таджикских организаций, которые помогают своим соотечественникам найти здесь работу, оформить правильно документы и адаптироваться к жизни в другой культуре. Основное количество таджиков, проживающих в России, официально не зарегистрированы.
По официальным данным переписи 2020 года:
В Московской области – 37 741;
В Москве – 22 783;
В Свердловской области – 21 803;
В Санкт-Петербурге – 9 573;
В Новосибирской области – 9 192;
В Челябинской области – 7 722.
Народ проживает в основном на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков живет в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. К таджикам в Афганистане относят персоязычное население озера Хамун и бассейнов Герируда. Живут в США, Германии, КНР, Великобритании, Казахстане, Канаде, Швеции, Бельгии, Туркмении, на Украине, в Италии, Финляндии, Нидерландах.
Большинство таджиков исповедуют ислам. Однако верующие мусульмане разделяются по различным религиозным течениям. В основном, это суннизм и шиизм.
До арабских завоеваний в начале VII века н.э. основными религиозными культами, исповедуемыми народами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также христианство несторианского толка и иудаизм. Также важную роль в мифологии народа играет культурный герой, прародитель таджикского народа «Бобо Дехкон». Он представлен в виде деда земледельца, который научил людей пахать землю, сеять хлеб.
Таджикский относится к иранской ветви индо-иранских языков индоевропейской семьи. Иногда лингвисты говорят: это таджикский диалект персидского языка, таджикский фарси.
В 20-е годы, при Советской власти, его признали отдельным языком, но это сделали больше в политических целях. В действительности он очень близок персидскому и ранее назывался фарси, как и другие родственные ему языки.
В таджикском языке используется кириллица.
Таджикский – это аналитический язык. То есть смыслы тут выражаются не за счет присоединения аффиксов, как в тюркских, и не за счет системы падежей, как в русском. Для выражения отношений между словами используются в основном предлоги, послелоги, порядок слов в предложении.
По данным переписи населения 2020 года, на таджикском языке в РФ говорит более 216 000 человек.
Одним из самых загадочных и популярных персонажей таджикской мифологии являются пари. Несмотря на то, что легенды о них уходят своими корнями глубоко в древнюю веру персоязычных народов в злых и добрых духов, живущих рядом с людьми, пари так и не исчезли из сознания людей насовсем. И сегодня можно иногда услышать, как люди пересказывают друг другу будоражащие разум и воображение рассказы о встречах с пари.
Обычно пари относят к добрым духам, но в представлении таджиков есть и злые их подвиды. Отрицательный образ пари часто встречается в Авесте и пехлевийских источниках. Пари добрые часто изображаются как красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде. В персидских сказках и преданиях часто можно встретить упоминание о пари, смеющихся необычным смехом, из их ртов при этом на землю падают цветы изумительной красоты. А само появление пари часто сопровождается необыкновенным ароматом и благоуханием.
Встречаются пари и в образах юношей или мужчин, совершающих культовые ритуалы. Плохих или злых пари часто рисуют некрасивыми, в неопрятной одежде. Пари могут вступать в сексуальную связь с людьми, от чего рождаются необыкновенные люди. Например, мужчины, которых пари избрали в возлюбленные, могут стать шаманами, лечить болезни или предсказывать будущее.
У таджиков сохранились многие народные традиции: Лола (праздник тюльпана), Навруз (Новый год), свадебные обряды, обряды, связанные с рождением ребенка, Хошар (добровольная взаимопомощь при уборке урожая и строительстве домов), трудовые обряды, праздники, которые воспевают труд: это праздник урожая, первой борозды, обычай почитания старших и некоторые другие.
«Сайри гули лола» (праздник тюльпана) широко отмечается по всей республике. В дни праздника устраиваются конные скачки, борьба силачей, молодежь приводит в порядок окрестности школ, учебных заведений, сажает цветы, деревья.
Среднеазиатский весенний праздник Навруз (день весеннего равноденствия) также популярен и у таджиков. Этот праздник по своему происхождению носит трудовой характер, в нем воспевается природа, весна, труд человека. Праздник проходит ежегодно как большое торжество. Он сопровождается карнавальными шествиями, массовыми гуляниями, традиционными народными состязаниями, приготовлением различных национальных блюд. Обязательным блюдом является – суманак, приготовленное из проросшей пшеницы в течении нескольких суток.
Рождение ребенка всегда было и остается самым радостным событием в жизни семьи, поэтому и отмечается как большой праздник. Домой приходят родственники, друзья, соседи. Они приносят подарки и поздравляют родителей. Музыканты играют на национальных инструментах, гости поют и танцуют. Ребенку дается имя. Таджики очень любят детей, поэтому и семей, где по пять-шесть и даже семь детей, в наши дни очень много.
В старину детей нередко обручали с колыбели (говорабахш). Матери новорожденных в знак уговора разламывали лепешку за чтением молитвы и связывали подолы своих платьев. Современных молодых людей сватают в возрасте 16–25 лет и обращаются за содействием к свахе (совче). Для родителей жениха важен безупречный нравственный облик будущей невестки.
Юноша узнает имя своей суженой за месяц до предполагаемого события. Его мать появляется на пороге дома невесты с блюдом, наполненным пловом и покрытом лепешками. Если взрослые приходят к согласию, то созывают на чаепитие в условленный день родню, где уважаемый старец разламывает ритуальную лепешку и молится за счастье молодых. С этого момента юноша и девушка считаются помолвленными.
Родня жениха передает будущей невестке подносы с лепешками, рисом для свадебного плова и сладостями. На четвертый поднос кладут ткань для подвенечного наряда, обувь, белый платок-паранджу и украшения.
Калым — выкуп за невесту — в Таджикистане равен 1–3 тысячам долларов. Если в прежние времена родители готовились к будущей свадьбе детей буквально с их рождения, то сейчас молодые люди нередко едут зарабатывать нужную сумму за рубеж. Иногда по взаимному согласию обе семьи могут отказаться от калыма.
Правительство приняло закон об уменьшении размера приданого, но родители продолжают брать кредиты и влезать в долги, чтобы выдавать дочерей замуж достойно: скудное приданое — нередко источник упреков невестке от свекрови.
По традиции невесту в доме жениха будет ждать пустая комната, которую она обязана заполнить спальным гарнитуром, бытовой техникой, принести шторы, ковер, постельное белье, одеяла, подушки, матрасы-курпачи, наборы посуды, скатерти, полотенца. Обязательно иметь украшения из золота, косметику, сезонную одежду, платья, обувь и не забыть о подарках родне супруга.
Ныне распространен такой вид бракосочетания, как комсомольская свадьба, где встречаются лучшие национальные и интернациональные традиции в музыке, танцах, народных играх. На свадьбе сейчас одновременно присутствуют мужчины и женщины, старики и молодежь. Торжественно отмечаются дни рождения, получение паспорта, проводы в армию, серебряная и золотая свадьбы.
В старину было принято говорить друг другу напутствия. Близкому человеку, даже когда он направлялся в соседний кишлак, говорили: «Пусть Бог откроет тебе дорогу». Если путник собирался в дальний путь, ему желали вернуться живым и здоровым. Врачей, мастеров своего дела и всех, кто работает руками, таджики благодарят фразой: «Пусть твои руки никогда не болят».
Также для таджиков традиционным является то, что они с большим уважением и почтением относятся к старшим и старикам. «Муйсафед» (седой) – символ мудрости и богатого жизненного опыта. Когда кто-то чихает, ему говорят: «Да состарься»! (пир шавед), а когда встречают старшего по возрасту, то, скрестив руки на груди, делают небольшой поклон в его сторону.
У всех костюмов имеется единый покрой – туникообразный и свободный. Однако они удивляют множественным разнообразием вышивок, цветов, украшений и тканей.
Национальные костюмы тюркских народов известны своими яркими цветами. Также и в таджикской культуре: считается, чем богаче владелец, тем ярче будет его костюм.
И наоборот, если у человека низкий доход – то его костюм отличает скромность, темная однотонность и простота стиля.
В национальный костюм мужчин входит рубашка из хлопка, халат, пояс и шаровары. Также, как о богатстве женщины можно узнать из ее платья, так и о состоянии мужчины можно узнать по его поясу.
Состоятельные мужчины носят широкие, бархатные пояса с золотыми узорами, а мужчины победнее – обычные или же сложенные вдвое из платка. Помимо роли украшения, пояс также играет и роль кармана, т.к. в шароварах подобная функция отсутствует.
Поверх, вне зависимости от погоды, надевается стеганый халат. Его удобно носить летом – он удерживает прохладу в теле. Зимой его заменяют на ватный – он отлично сохраняет тепло.
Цвета и узоры халатов зависят не только от финансового состояния владельца. Они так же указывают на принадлежность мужчины к какой-либо местности.
Например, мужчин горных поселений отличают однотонные халаты из неокрашенной шерсти. Их единственное украшение – вышивка на вороте.
В современном мире халаты делают из бархата, и они все также остаются главнейшем элементом национального таджикского костюма мужчин. Мужчины до сих пор ходят на важные мероприятия – свадьбы или похороны – в традиционных халатах.
Также для мужчин обязательно носить тюбетейки, а в холодные дни менять ее на шапку или платок из шерсти.
В женский национальный костюм, по традиции, входит длинное платье-рубашка, шаровары и халат. Так как таджики придерживаются мусульманской религии – они не поощряют облегание фигуры. Поэтому вся одежда, не только женская, но и мужская – свободного кроя.
Элементы женской одежды имеют куда более сакральное значение по сравнению с мужской. Например, разноцветные вставки на платье-рубашке издревле были оберегом для плодовитости женщины.
Форма воротника также имела большое значение. Для незамужних женщин делались платья с горизонтальным вырезом. Замужние же женщины должны носить платья с вертикальными вырезами.
Под низ надевалось простое белое платье со стоячим воротником. И вырез на верхней одежде открывал вид только на белый ворот нижнего платья.
Халат женщин отличался от мужского тем, что на рукавах были сборки, а воротник отсутствовал. Это придавало ему изящную форму и не такой грубый покрой.
Также среди женщин была распространена паранджа. Если раньше это был обязательный атрибут для девушки, которая живет в городе, то сейчас паранджу носят лишь невесты, беременные и кормящие.
Потому что паранджа считается символом чистоты и невинности, защищает от дурного сглаза и позволяет скрытно кормить ребенка в обществе.
В обыденные дни женщины должны носить чалму, шапочку и платок. Существует множество вариаций для комбинирования этих трех элементов. Их можно носить как вместе, так и отдельно.
Со временем женщины начали носить тюбетейки – так же, как и мужчины. Это современное и новое явление национального костюма, которое раньше не особо приветствовалось.
И мужчины, и женщины носили специальные легкие сапоги из козьей кожи – ичиги. Однако в сельской местности помимо ичиг, носили тяжелые сапоги на высоком каблуке или же деревянные башмаки – выбор зависел от погоды.
Народное творчество было фундаментом таджикской литературы на протяжении более 2000 лет, однако записывать фольклорные тексты начали только в XIX веке, и поэтому сложно оценить это богатство. Хотя первое задокументированное упоминание о таджикском фольклоре датируется 789 годом: в арабских хрониках рассказывается о том, что жители Балха в Афганистане пели песню о горцах Хатлона (область на юге Таджикистана), которые заставили бежать арабские войска.
До этого фольклор был наполнен идеями из Авесты – связь человека с природой, тема борьбы Света и Тьмы, уважение к труду и его плодам. Тогда же и начали формироваться различные жанровые направления. Появились большое стихотворение «достон» и малое «чома», обрядовые песни, притчи и, конечно же, сказки.
Сказки стали связующим звеном между фольклором и классической литературой. В XI веке сформировались так называемые «народные книги» - записи сказочных произведений неизвестных авторов, которые на сборищах перед неграмотной публикой зачитывали сказители. А уже в XII веке история одного сказочного персонажа была записана писателем Фаромурзом со слов сказителя Садака. Этот сказочный роман из трех частей сегодня известен как «Самак-Айяр».
Первые сведения о таджикской музыке можно встретить еще в Авесте (VII-V века до нашей эры), в которой упоминаются гимны о мифических героях. Другим свидетельством являются терракотовые фигурки музыкантов, настенные росписи, а также изображения на посуде, которые находили при раскопках в Самарканде, Пенджикенте и недалеко от Термеза, и были отнесены к периоду с I по VII века нашей эры. Позднее, в Средние века уже повсеместно можно было увидеть миниатюры с изображением сольных музыкантов или даже целых ансамблей.
Сегодня народная музыка Таджикистана условно делится на северный, центральный и памирский стили, каждый из которых имеет свои черты. Жанровое разнообразие шире – в таджикской музыке встречаются обрядовые, календарные, трудовые, эпические и лирические песни.
Обрядовые песни таджикского народа подразумевают свадебные, похоронные и семейные песни. Эти песни сопутствовали процессу обряда. Например, песня «Устои ланги сартарош», что переводится как «Хромой парикмахер», исполнялась в процессе подготовки жениха к свадьбе.
Трудовые песни таджиков обычно можно было услышать во время работы в поле или дома в быту. Наиболее известными были песня «Майда», которую фермер пел во время вспахивания земли, а также песня ткачихи «Ашулаи бофан-да». Мелодия таких песен обычно печальная, минорная. В XX веке появилась так называемые песни «Гариби», которые пелись во время ухода из родных мест на заработки в крупные города.
Однако, главным и самым популярным песенным жанром в музыке Таджикистана была и остается лирическая песня. Тема любви всегда была фаворитом, и у таджиков есть песни о материнской любви, песни-диалоги влюбленных, шутливые любовные напевы и т.д.
А вот крупнейшим видом произведений классической музыки таджиков является – Шашмаком. В переводе Шашмаком означает шесть «макомов». Маком в свою очередь является отдельной композицией со своим звукорядом. Говоря простым языком, «маком» - это некий аналог сюиты в европейской классической музыке. А шашмаком можно назвать целой оперой, причем некоторые произведения по продолжительности будут примерно равны.
В 2003 году ЮНЕСКО включило Шашмаком в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества от Таджикистана и Узбекистана. Сегодня этому искусству учатся в Национальной консерватории Таджикистана в Душанбе, в Академии макома в Худжанде, а также в Ташкенте.
На протяжение веков, будучи частью персидской культуры, некоторые музыкальные инструменты Таджикистана были также национальными в Иране, Азербайджане и других восточных странах. А некоторые инструменты имеют сходство с теми, что были распространены в Индии.
Самые известные струнные инструменты таджиков – дутар, танбур, думбрак и кашгарский рубаб. Среди духовых, которые еще по-таджикски называют «най», наиболее известны карнай, кушнай и сурнай. А также есть ударные – дойра, кайрок, набора и таблак. Кроме того, на Памире были распространены такие инструменты как панчтор, даф, бланзиком, тутык и сетар (не путать с индийским ситаром).
Таджикские танцы - самый яркий вид проявления культуры Таджикистана. Танец таджиков сформировался еще в раннем средневековье, и был отражением быта, знаменательных событий из жизни, религиозных верований. Сегодня это сложная система, так как танцы различаются по регионам, по манере исполнения, а также делятся на профессиональные и народные.
Танцевальные элементы у таджиков несут в себе скрытый смысл. Каждое движение руки, ноги, головы и туловища имеет значение. Это может быть отражение различных природных явлений, повторение движений из трудовых процессов. И все эти элементы, собранные в особую композицию, превращают танец в настоящую историю со своим сюжетом, которая знакомит зрителей с культурой Таджикистана.
Региональное разделение таджикских танцев включает следующие стили: бухарский, худжандский, кулябский, гиссарский, каратегинский, памирский, и несколько точечно локализованных (матчинский, айнинский, и другие). Исследователями таджикской культуры отмечается, что лучше всего первозданный вид сохранился в танцевальных школах Каратегина и Гиссара. А также, можно отметить, что даже один и тот же элемент в танце может исполняться разными техническими приемами от региона к региону.
Также, существует разделение танцев на круговые и некруговые. Круговой таджикский танец выглядит следующим образом: участники танца встают в круг, пританцовывают, прихлопывают, а в центре круга танцует один или два танцора, и периодически их сменяют люди из круга. Некруговой танец исполняют от одного до трех человек, и один из них может выходить вперед, чтобы показать яркую танцевальную композицию.
Помимо этого, существуют женские и мужские танцы, танцы разных поколений (детей, взрослых, стариков), и другие. Музыкальное сопровождение обычно представлено народными инструментами – рубаб, чанг, дутар, карнай, сурнай, дойра и т. д. Хотя в XX веке получили распространение ансамбли с аккордеоном и гитарой. Нередко танцы сопровождаются и воодушевляющими напевами, которые существуют с древних времен – для поддержания ритма и веселого настроя поют такие фразы как «Охо яке!», «О джахе джум джахала» и другие.
В традиционной таджикской семье царит патриархат. Дети согласуют с отцом важные поступки: поступление в университет, будущую профессию, женитьбу, переезд. Ситуация, когда отец запрещает взрослому 40-летнему сыну ехать на заработки в другую страну — не редкость. Зато старики в Таджикистане редко живут в одиночестве, о пожилых родителях забоится младший сын. Поддерживать связи принято даже с дальними родственниками. Родня из кишлака может месяц гостить у городских членов семьи и получать при этом радушный прием.
Чтобы заговорить с замужней таджичкой, чужаку нужно спросить позволения мужа, к которому жена обращается на «вы» и во всем слушается. Материальный достаток семьи обеспечивает мужчина. Женская задача — заниматься детьми и обустраивать быт. Мужская обязанность — ходить на рынок и в магазин за продуктами.
Жилища таджикского народа имели вид компактных кишлаков – домов, выстроенных тесно друг рядом с другом и обнесенных плотными стенами из глины. В таких селениях существовали лабиринты из узких улочек и тупиков: здесь хорошо ориентировались местные жители, но для любого чужака они были запутанными и труднопроходимыми. В горных районах традиционные дома выкладывались из камней, в долинных регионах – строились из глины на деревянном каркасе. На равнине конструкция селений отличалась большей сложностью, чем в гористой местности. В домах обычно была плоская крыша; иногда рядом с жилым помещением пристраивали террасу – айвон. Полноценные окна в домах встречались редко. В основном они заменялись узкими световыми проемами, прорезанными под потолком. Нередко в жилищах имелся камин или колпак, оснащенный дымоходом и размещаемый над очагом. На юге страны, в горных регионах дома были крупными, массивными. В них жили большими семьями, по 3-4 поколения в одном доме.
Каждый традиционный таджикский дом делился на мужскую и женскую половины. Женская часть находилась в глубине жилища, куда не допускались посторонние. Предусматривалась также особая комната для гостей, которая называлась «мехмонхона». В ее центре располагалась скатерть, а по периметру выкладывались узкие длинные одеяла для сидения; пол устилался коврами. Стены также завешивались коврами и украшениями с вышивкой. Функцию шкафов часто выполняли ниши в стенах жилища.
В центральной части древних таджикских поселений зачастую располагалась цитадель, которую окружали глинобитные стены. Вокруг нее строились узкие улочки, формируемые глухими стенами жилищ. Между домами также располагались сады и огороды. Каждое селение имело небольшие размеры, а жили в них всего по несколько десятков семей, где все друг друга знали и вели хозяйство единой общиной.
Культурно-бытовые традиции таджикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независимость, отражены в многочисленных оригинальных народных играх, а также видах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба (Кушти), и игры с борьбой, и стрельба из лука и др.
Особенно популярными были и остаются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов (бузкажи, козлодрание), игры с ракеткой и маленьким мячом и др.
Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Об этом свидетельствуют историко-археологические памятники, произведения классиков таджикской литературы, труды советских и зарубежных ученых. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх детей использовались кости домашних животных.
Еще за тысячелетие до нашей эры, если судить по археологическим данным, существовала игра «Белая косточка». Давнее происхождение имеет и игра в альчики (кости конечностей домашнего рогатого скота). Любопытно, что такие игры бытуют у разных народов под другими названиями. У русских, например, подобная игра называется игрой в «бабки».
Многие игры таджиков сопровождались песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпечаток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и сегодня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пучки соломы и т. п.
Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.
Таджикская кухня зародилась в результате взаимодействия тюркских народов и культур. Она считается одной из древнейших в мире.
Традиционная таджикская еда отличается многогранностью. Благодаря тому, что часть таджиков вела кочевой, а часть – оседлый образ жизни, основными продуктами питания стали мясо, зерновые и бобовые культуры, овощи и молоко. Особый горный, субтропический и континентальный климат также сыграл роль в пищевом разнообразии: так появилась еда зимняя, насыщенная жирами, и летняя – более легкая.
За продуктами в основном ходят мужчины. Потому что принести тяжелые пакеты не так просто, а закупаются таджики основательно.
Уйти голодным из таджикской семьи просто невозможно. Таджики – очень гостеприимный и хлебосольный народ. Принимать пищу принято на полу. Гости садятся на курпачи (мягкие матрасы, набитые ватой). Курпачи расположены вокруг дастархана – скатерти, на которой лежит еда.
Одними из самых популярных видов блюд являются: каурдак (кавурдок) – мясо, обжаренное с картошкой; казы – колбаса из конины; джазза – жареная баранина; шахлет – голубцы, дамлама (дымлама) – жаркое из мяса и овощей и многое другое.
Нельзя не упомянуть и самый известный таджикский соус из мяса – важу (важду). Он бывает двух видов: первый – в виде подливы, возникшей в результате долгого томления мяса на медленном огне; второй – специально приготовленный из мяса с овощами и специями.
А еще на каждом застолье присутствуют молочные продукты. Чаще всего в гостях предлагают катык (кефир) и каймак (сметану).
Также к большинству блюд подается чакка (сузьма). Ее делают из катыка (кефира). Сушеная чакка – это курут. Он бывает разной формы и с разными вкусами. Самым популярным считается курути мастчох, что переводится как горная матча. Но это не та матча, которая является зеленым японским чаем, а один из районов Таджикистана – Матча (Мастча, Масчо).
Также практически ни одно застолье не обходится без зеленого чая. Его пьют и зимой, и летом. Кстати, зеленый чай создает прохладу в летний зной – он вызывает потоотделение, благодаря которому из организма уходит жар. Черный чай пользуется меньшей популярностью, в основном о нем вспоминают только зимой. Ширчай (ширчо) – чай с молоком, маслом и солью пьют менее охотно, но тоже любят.
Отдельным пунктом идут холодные напитки. Это и шербеты из разных ягод и фруктов с добавлением сахара, и дугоб (дуг), который делают из кислого йогурта и воды. Также таджики любят чолоб – кисломолочный напиток на основе чакки с добавлением мяты, базилика и льда.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.