Талыши – это этнос иранского происхождения, относящийся к балкано-кавказской ветке большой европеоидной расы. Ближайшие родственные к ним народы – гилянцы, заза и курды.
Всероссийская перепись 2002 года насчитала в нашей стране почти 3 тысячи человек, которые указали национальность талыш. По данным переписи 2010 года, в России проживает 2 529 представителей нации талыш. По данным переписи населения 2020 года – 3 595.
Санкт-Петербург – 365;
Москва – 359;
Свердловская область – 185;
Московская область – 138.
Талыши являются представителями ислама и принадлежат к шиитам, есть также часть суннитов. Используют фетвы, которые опираются на Коран в качестве источника права. Если не существует подтверждения суждения, можно обращаться к Сунне. Дополнением к Корану и Сунне является Иджма, представляющая собой консультацию авторитетных духовных лиц.
Талышский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок языку азари (иранскому).
Талышский относится к уязвимым языкам. Лингвисты точно не знают, насколько много людей использует данный язык хотя бы на разговорном уровне. Ближайший языковой родственник — азари (иранский язык). В основном на этом языке разговаривают в Талыше — горной территории, в которой расположено поселение сельского типа. Язык распространен среди курдов и татов — ираноязычных народов.
Впервые к талышскому языку проявляли интерес еще в Советском Союзе. Была создана письменность, в основу которой легла латиница. Позднее она была переведена на кириллическую базу, но не стала востребованной. Сейчас талышский развивается благодаря осознанию уникальности собственного этноса талышами. Выпускается множество книг, газеты, ведутся радиопередачи. Горожане редко пользуются родным языком, обычно он в ходу только у сельских жителей.
По данным переписи населения в РФ на талышском говорят 2 888 человек.
Именно культура талышского народа помогает в самоидентификации и установлении понятия самобытности, а также отличий от прочих народов. Искусство талышей развивалось постепенно, переживая смену разных государств. Талышский народ застал еще древних персов, поэтому на них повлияли культуры разных веков. Одним из самых важных вкладов внесли Ахемениды. При Ахеминидах талыши активно развивали гончарное искусство, изготавливая керамические изделия. Еще в 4 веке до нашей эры они могли делать искусные работы, изображая животных на сосудах. Чаще всего это были коровы, олени, гуси и утки — основная дичь и скот, необходимые талышам в повседневной жизни. Интересной особенностью талышского гончарного искусства были вазы на 3 ножках. Они научились делать красивые фляги, горшки и кувшины малых размеров. Материалом для изготовления служила красная глина, установлена уникальная для того времени техника нанесения покрытия — светлый ангоб. Так мастера добивались получения гладкой поверхности и нивелировали ее недостатки. Изделия, сохранившиеся до наших дней, имеют искусно вырезанный орнамент. Некоторые горшки украшались миниатюрными скульптурами, заменяющими ручки. Многие из изделий носили утилитарный характер, их часто использовали в быту, а не только как предмет декора. Орнамент представляет собой геометрические линии и изображает сценки, например, охоту или нечто абстрактное.
В рельефах прослеживается влияние культа земледелия, на что указывают изображения плуга, пшеницы и сцены с пахотой.
Во времена Арабского халифата талыши также научились делать глазурованные плиты для облицовки, которыми украшали мечети и мавзолеи.
Издавна ценятся и талышские ковры, которые украшают самые знаменитые музеи мира. Когда-то талыши даже использовали эти ковры в качестве денег: ими оплачивали налоги, давали взятки, одаривали родственников. Коврам придавали мистические свойства. Талыши, например, верили, что передаваемые из поколения в поколение ковры защищают род, берегут людей от болезней. Обычно на талышских коврах вышиты цитаты религиозных деятелей, а также элементы мусульманской архитектуры.
Об архитектурных достижениях талышей в эпоху правления древних персов известно мало. Когда Персия становится частью Арабского халифата, происходят изменения, которые отражаются на жизненном укладе и культурных особенностях талышей. Постепенно начинает расти число ремесленников, что рождает бум изготовления художественных поделок. Талыши к тому моменту уже научились делать плиты для облицовки, используя беловатую глину. Плиты покрывались глазурью, основными цветами оставались синий, голубой и фиолетовый. Облицовочными плитами украшали экстерьер строящихся мечетей. Они также служили украшениями для мавзолеев. Талыши умели изготавливать даже большие керамические печи, о чем свидетельствуют раскопки в Ленкоранском районе.
Изделия из керамики постепенно становились все более прочными, долговечными и надежными. Новые технологии изготовления глазури помогали придать им лучшие эксплуатационные качества. Развитие технологий гончарного искусства дает скачок в 9 веке нашей эры. Талыши начинают использовать пигментацию, позднее сильно усложняется гравировка и появляется подглазурная роспись. Высшим уровнем мастерства считалась резервация узора, которую выполняли путем соскабливания фона ангоба. Такая техника требовала от мастера предельной аккуратности и выдержки, нельзя было оказывать слишком большое давление, иначе узор был бы поврежден. И вновь талышская культура демонстрирует тенденцию к изображению зоологических орнаментов. Однако теперь она стала куда совершеннее, анатомические подробности видны невооруженным глазом. Талыши изображали львов, лошадей, собак, птиц и рыб. Особенно тонкой работой являются последние, ведь детализация перьев и чешуи требует высокого мастерства. Орнаменты носили коммуникативную функции, передавая зрителю определенную информацию. В них был скрыт космологический, мифологический и магический смыслы. С течением времени орнаменты, как полагают исследователи, утратили смысловое значение, перейдя в сугубо культурную плоскость. Сама символика могла потерять былое значение и даже сменить его на противоположное.
Талыши достигли высокого уровня не только в изготовлении керамических изделий, но и декорировании бронзы. Они научились делать ювелирные изделия, украшать посуду драгоценными камнями и костями животных. С помощью этих изделий можно проследить формирование вкуса умельцев.
Талышский народ придает огромное значение музыкально-песенной культуре, формировавшейся на протяжении долгих веков. Песни исполняли обычно женщины в составе хороводов. Наиболее популярной долгое время оставалась структура «халай», включающая 7 пар песен. Мужчины могли присоединиться, составив одну из сторон хора. Во главе всегда стоял запевала, который играл на бубне. Любой халай был наполнен космологическим смыслом. Песни часто носили ритуальное значение и привязывались к конкретным действиям. Такая форма исполнения вовсе не уникальна, ей пользовались не только талыши. Космология халаев заключается в воспевании бога солнца, которому приносили жертвы.
С течением времени талыши начинают формировать собственную архитектуру. Многие мастера переходят в зодчество и создают удивительные по сложности произведения архитектуры. Памятники, посвященные христианскому культу, предположительно были изготовлены в раннем Средневековье. Базой для создания храмов служил дохристианский культ, прослеживается влияние язычества, на основе которого создавались новые формы.
С приходом мусульманства начинается новая перестройка. Сначала язычество, затем христианство, и, наконец, мусульманство. Талыши строят мечети путем перестройки прежних храмов. До сих пор планировка мечетей указывает на языческие и христианские корни. С расцветом Средневековья культовые сооружения приобрели окончательно завершенный вид в пользу мусульманства. Но не только храмы создавали талыши, среди их архитектурных произведений можно отметить ханский дом в Ленкорани. Вместе с французскими архитекторами талыши создали трехэтажный дворец, который прославил Ленкорани своим помпезным видом.
Отдельное слово стоит посвятить талышским коврам, как предметам искусства. Талышские ковры были настолько хороши, что приобрели популярность на Кавказе и превратились в символ роскоши. Даже христиане не стеснялись использовать их для украшения интерьера в церковных храмах. Они сумели попасть на выставку, которую проводила Российская империя, что дало возможность многим представителям богатых сословий узреть талышские ковры вне их родного края. Сейчас именно они украшают многие музеи, их можно увидеть в Эрмитаже, Московской Оружейной палате, Метрополитен-музее, расположенном в Нью-Йорке, Парижском Лувре и многих других. Если раньше талышские музеи могли позволить себе исключительно богатые люди, теперь они стали достоянием общественности.
Изначально талыши делали только войлочные ковры, затем распространение получили паласы. Исследователи, занимающиеся изучением восточных ковров, отмечают, что большинство было создано женщинами. Ткачество глубоко уважалось, так как требовало не только опыта и сноровки, но и знания ритуалов. Обрезка ковра должна была совершаться в соответствии со строгими традициями. Женщины использовали специальные ножи и ножницы, гребни. Ковры настолько были важны для людей, что их стали использовать в качеств денег. Их преподносили в качестве дорогого подарка на свадьбу, обменивали на другие товары и даже платили с их помощью налоги. Коврам приписывали мифические свойства. Например, они оберегали человека от болезней, защищали его род. Техника изготовления ковра хранилась в строжайшем секрете. Поэтому мастер передавал ученику все премудрости только в устной форме. Ковры же считались всегда самыми ценными предметами в доме. Важно отметить и разницу в талышских коврах. В зависимости от конкретного селения композиция узоров могла сильно отличаться. Техники же разделялись на 2 типа — тюркбаб и допама. На коврах нередко вышивали цитаты религиозных деятелей, изображали порталы, арки, купола, колонны и лампады, как на памятниках архитектуры.
Талыши не приемлют многоженство. Они считают, что вторая жена может быть только в том случае, если первая сильно заболеет. Даже богатые талыши предпочитают единобрачие. Мужчины женятся уже в 20 лет, а девушки становятся женами в 16. Сохраняется традиция выкупа, которым могут стать деньги или вещи. Размер выкупа определяется семьями: перед свадебным обрядом семья со стороны мужа приходит в дом к родственникам жены и ведет длительные переговоры.
Обычай избегания, характерный для многих мусульманских народов, имеет у талышей гиперболизированное значение. Девушка обязана скрывать лицо в течение нескольких лет, хотя у многих других народов подобная традиция не имеет настолько строгий характер.
Многие особенности традиций талыши переняли у азербайджанцев.
В традициях талышей также прослеживается влияние гиляков и голешей. Например, жену, входящую за порог дома мужа, осыпают рисом и деньгами. Раньше прямо рядом с ней разрезали барана, отбрасывая голову в одну сторону, а туловище в другую. Невеста должна была пройти между частями барана. Сейчас такую традицию считают довольно варварской, поэтому барана режут не на глазах у невесты. Сохранился обычай макания руки в мед. Девушке нужно коснуться дверного косяка, чтобы оставить отпечаток. Некоторое время у талышей был распространен обычай женитьбы взрослых девушек и юношей, не достигших 20 лет. Такой обычай был продиктован сложными условиями — взрослая женщина могла справиться с хозяйством куда лучше.
Традиционная одежда талышей мало отличается от азербайджанской. Мужчины кроме рубахи и штанов носили папаху или войлочную шапку, женщины тоже одевались в рубаху и штаны, а также носили широкие сосборенные юбки, платки.
И мужчины, и женщины носили архалыг – азербайджанский плотно прилегающий к телу кафтан из тирьмы, шелковых тканей или бархата. Девушки надевали на голову похожую на тюбетейку шапочку – арахчин.
На свадьбу или по праздникам талыши облачались в одежду из ценных тканей с золотыми и серебряными украшениями.
Талыши располагают свои дома близ деревьев. Если дом строят в лесу, то не одно дерево рядом с домом не тронут. Их вырубка строго запрещена. Строят в основном из дерева, делая крышу в виде пирамиды. Изнутри стены измазывают глиной, пол делают из земли, зажиточные могут позволить себе деревянные полы. У бедняков в домах нет окон, поэтому свет проникает через входную дверь. Таким же способом выполняют «выгон» дыма. В талышских домах входная дверь может достигать высоты под самую крышу. Камин используется для отопления, дымохода не имеет. Располагается, как правило, у передней стенки.
Пространство освещается керосиновой лампой, реже пользуются глиняными светильниками или лучиной.
В низменностях условия жизни еще более суровые. Болотная местность является пристанищем опасных насекомых, разносящих малярию. В домах царит сырость, поэтому многие талыши стремятся в летние месяцы отправиться в горы, беря с собой шалаши. Мебели обычно очень мало, люди пользуются циновками, при возможности стелют ковры. Едят за низкими столиками. Пищу подают на подносах.
Традиционно представители нации талыш занимались выращиванием риса, скотоводством Талыши занимаются земледелием, животноводством, плетением и ткачеством. Основными выращиваемыми культурами являются рис и пшеница. Они стали специалистами в области разведения крупного рогатого скота, изготавливают качественные хлопчатобумажные изделия. За последние десятилетия они освоили технологию выращивания цитрусовых. В Иране основной формой в хозяйстве является садоводство, скотоводство и земледелие. Выращивается чай, пользующийся большим спросом заграницей. Многие поселения сосредоточены в предгорных зонах. Причем если в горах они расположены компактно, то в низменностях разбросаны по территории.
Богатство и разнообразие талышской кухни несравнимо со всеми другими кухнями народов региона. Использование в большом количестве овощей, зелени, орехоплодных, бахчевых, рыбы и т. д. - делает ее полезной, вкусной и своеобразной.
Домашнее приготовление пищи и в настоящее время является основной формой питания населения. Заготовка различных пряностей, приправ, маринадов, варений, а также сушка различных трав занимает важное место в летний сезон у жителей сел.
В питании талышей в основном преобладают вторые блюда, такие как пловы, кабабы из баранины, рыбы, цыплят, люля-кабабы, чыхыртма из курицы, баклажан, лобьи (фасоль); лаванги из рыбы и курицы; долма (голубцы) из мяса; джыз-быз, кутабы, тырши-кабоб. Но есть несколько видов первых блюд, которые готовят в зимний период: кюфта-бозбаш, тикя-бозбаш, дюшбара, аришта, мярджи бозбаш (суп из чечевицы), кялла-пача (суп, сваренный из головы и ног барана).
Одно из самых распространенных блюд - это блюдо из рыбы. Знаменитое лаванги из кутума, начиненного орехами, луком и сдобренного всякими пряностями, запеченного в тендире (глиняная печь) на дровах - это большая гордость талышской кухни, а также запеченные таким же образом цыплята - неотъемлемая часть праздничных столов, свадеб и др. торжеств.
Гостям во время торжеств, подают распространенные на большей части Закавказья и Средней Азии пловы из риса с разнообразно приготовленными гарнирами из мяса, рыбы, зелени, яиц, кур, сушеных фруктов, кишмиша, чернослива, кураги, фиников и т. д.
Гарниры к пловам, такие как: лаванги из кур и рыбы, гийма - рубленое мясо с сушеными фруктами или начиненные мясом баклажаны и помидоры, кюкю из зелени или из баклажан, грецких орехов с луком, катык придает кухне этого района особый колорит и изысканность.
Шашлыки из баранины, рыб - осетровых, а также из цыплят, наряду с пловами, являются неотъемлемой частью талышской кухни. Они готовятся на деревянном угле. Мясо предварительно за 2-3 часа нарезается на куски, перемешивается с луком, солью, перцем, а затем нанизывается на железные шампура. Подают его с такой приправой как наршараб - уваренный гранатовый сок с зеленью.
В летний и ,особенно, осенний сезоны такой овощ как баклажаны очень распространены в Талышском регионе. Кроме сырдака, из него готовят гиймя-баклажан и кюкю. Много блюд из зелени – это тырши-кабоб, кюку, тере, дуйнааш (айран-ашы).
Особо надо рассказать об использовании в талышской кухне такого полезного и питательного овоща, как бораны (тыква). Ее используют в осенне-зимний период в приготовлении «бораны-плова». Также бораны используют в отварном виде, ее добавляют в такое блюдо как тырша-аш, кутабы.
Большое место в талышской кухне занимают и мучные блюда. Особенно много их готовят зимой. Кутабы готовят с мясом, зеленью, картофелем и тыквой.
По праздникам и торжествам талыши пекут очень вкусные печеные сладости: ганди-кылча, шор-чурек, биши, локу.
Богата Талышская земля и фруктами: цитрусовыми - лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, фейхоа. Хороший урожай приносит виноград. Из сорта «Изабелла» делают первоклассный уксус. В талышской кухне употребляют много маринадов - настоянных на уксусе. Это очень вкусные, состоящие из овощей и зелени закуски к любым блюдам. Из них большой популярностью пользуются баклажаны с начинкой из чеснока, мяты, петрушки и острого красного перца, настоянного на уксусе. Процесс его приготовления длительный, занимает 1-2 дня. Но, несмотря на это, каждая талышская семья приготавливает на зиму 3-5 баллона этого маринада. Также маринуют груши, сер (мушмула), помидоры, огурцы.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.