Татов называют кавказскими персами из-за принадлежности к иранскому этносу. Народ относится к малочисленным, однако во многом удивляет уникальной культурой.
Согласно результатам переписи населения 2020 года, в РФ проживает 575 татов. Большинство татского народа (214 чел.) проживает в Республике Дагестан. Небольшие группы проживают в других субъектах Российской Федерации:
Республика Башкортостан - 91;
г. Санкт-Петербург - 29;
г. Москва - 33;
Ставропольский край - 19;
Республика Татарстан - 17.
Первоначально таты были зороастрийцами. После того, как они были завоеваны халифатом Рашидуна, ислам получил широкое распространение. Сегодня таты - это в основном мусульмане-шииты.
Таты разговаривают на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем два диалекта — южный и северный. Татский язык не имеет широкой распространенности, не утвержден официально и не преподается в школах.
Таты пользуются азербайджанской латиницей для написания слов, а литературной основой служит азербайджанский.
Татским языком вплоть до XX века владели и немусульманские этнические группы — горские евреи, часть армян и удин. По этой причине часто ошибочно татов-мусульман, татоязычных горских евреев-иудеев и татоязычных армян-христиан причисляют к одному народу, исповедующему разные религии.
В традиционной одежде татов отразилось заметное влияние азербайджанской культуры. Мужчины носили рубахи и узкие штаны из домотканого сукна, с XIX в. рубахи шились уже преимущественно из сравнительно дешевых фабричных тканей. Верхней плечевой одеждой служил архалук ( муж. кафтан без пуговиц), нередко черкеска с газырями. Овчинных шуб таты не носили. Голова покрывалась овчинной папахой, на ноги надевались сапоги с высокими или укороченными голенищами.
Женщины носили длинные туникообразные рубахи и широкие в шаге штаны. Среди женщин распространены были и отрезные по талии модели платьев, а также распахнутое сверху донизу приталенное платье с длинными широкими рукавами и широкой юбкой. Женский архалук, нередко стеганный на вате (зимний вариант), шился в основном из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. Голова покрывалась чепцом-накосником чухту, украшенным у девушек и молодых женщин серебряными монетами, цепочками и розетками.
На ногах женщины носили сафьяновые, бархатные, парчовые башмаки с каблуками и без них. Женщины-татки любили украшать себя бусами, кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, ожерельями, изделиями типа колье, кулона и т.д. - золотыми и серебряными.
Самое главное достояние татской культуры — национальная поэзия. Наглядным примером выступают рубаи — четверостишия, которые стали популярны на всем Ближнем и Среднем Востоке. Рубаи являются лирическими стихами, в которых фигурируют философские размышления о мироздании.
Другим популярным направлением в поэзии стали баиты, представляющие собой двустишия. Из баитов состоят рубаи и газели. Газель относится к строфе арабского стихосложения и является наиболее популярной в поэзии.
У татов несильно развито музыкальное искусство, однако они являются прекрасными рассказчиками. Сказки рассказывают про людей, животных и волшебство. Каждая сказка преследует цель порадовать остроумностью и стать поучительной для читателя. Самый популярный сказочный персонаж — Джыртдан. Это маленький мальчишка, который предстает перед читателем довольно ленивым и хитрым пареньком. Он часто обманом заставляет других детей нести его на спине, но одновременно Джыртдан смекалистый и смелый. Если он встречает чудовище, он вмиг превращается в храброго героя, готового защитить других ребят.
Татская проза неотрывно связана с легендами. В каждом предании есть много исторических фактов и событий, которые непременно заканчиваются поучительной концовкой. Некоторые легенды связаны с религией, с повседневной жизнью. Самой популярной легендой среди татов считается история о пророке Сулеймане. Большой популярностью также пользуются сказания о девичьей башне.
Песни тоже рассказывают о жизни людей. Они разделяются на трудовые, исторические, юмористические и лирические. Песни часто исполняются одним артистом, во время хоровых песен голоса звучат в унисон.
Пословицы часто звучат в татском языке. В них отражается житейская мудрость, причем многие пословицы знакомы русскому человеку. Например: «Без труда меда не поешь». Некоторые из них буквально призывают человека к труду, указывая на то, что Бог ему ничего просто так не даст. В пословицах указывается значимость дружеских отношений — друг может быть важнее дальнего родственника. Не менее популярны загадки, как правило, ответом на каждую из них является некое природное явление или животное (насекомое).
В традициях татов многое перекликается с азербайджанским традиционным укладом. Например, чайная церемония. Как и у азербайджанцев, у татов принято заботиться о госте. Ему нужно предложить кушанье и чай. Чай подается до начала трапезы для начала беседы и создания непринужденной обстановки.
Существует несколько традиций, связанных с чайной церемонией. Во-первых, к нему добавляют корицу, гвоздику или имбирь. Особой роскошью считается розовое масло. Пить чай следует из стаканчиков, имеющих грушевидную форму — армудов. Стаканчик ставят в подстаканник, чтобы можно было не обжигать пальцы. Чай непременно должен быть горячим. Сахар добавлять в напиток нельзя, так как он, по мнению татов, портит вкус чая. В качестве подсластителей используют варенье или сладости. Таты воспринимают чай настолько важным напитком, что все события в их жизни, имеющие сколь угодно малое значение, должны сопровождаться чаепитием. При этом как таковая церемония отсутствует, хотя таты воспринимают ее как ритуал. Бодрящий напиток принесут во время деловых переговоров, по случаю приема гостя, пускай даже на 5 минут — буквально по любому поводу. В чайхане таты пьют только чай. Чайхана предназначена только для мужчин, где им можно провести деловые переговоры, обсудить текущие новости, поиграть в нарды или провести дружескую беседу. Конечно, в подготовке к свадьбе чай тоже принимает непосредственное участие. Когда жених идет свататься, родители невесты кладут в стаканчик сахар, но если он будет лежать отдельно, значит, в просьбе руки и сердца отказано.
Интересны свадебные традиции у татов. При выкупе принято давать не только деньги, но и скот.
Одобрение до сих пор считается одним из самых важных моментов, предшествующих свадебной церемонии. Культ семьи татского народа очень силен, поэтому о роде невесты выясняют как можно больше. На смотрины обычно приходят все женщины по линии жениха. Они вправе не одобрить выбор жениха, отказав в даче гыза. Если же выбор оказался одобрен, начинают вести переговоры с родственниками невесты, результатом которых должно стать назначение дня сватовства. Нередки случаи, когда случается несколько отказов. Поэтому на окончательное сватовство приходят самые важные и старшие родственники со стороны жениха.
Сватовство стремятся сделать счастливым днем. Для этого на стенку в доме невесты закрепляют в месте установки двери иглу. Считается, что игла отпугивает злых духов, которые цепляются к ногам сватов. Цель злых духов — помешать завершению важного дела, заставить пойти родственников невесты на отказ.
Обручение тоже является важным обрядом. Ему предшествуют чаепитие и трапеза. Жених угощает родственников невесты сладостями, причем сам этап обручения может быть довольно долгим. Сейчас у татов он может составлять несколько месяцев, а раньше требовал несколько лет, поскольку заранее к свадебному торжеству никто не готовился, а оно всегда было дорогостоящим удовольствием.
Регистрация, которую называют кибин, выполняется за 3–6 суток до самой свадьбы. На ней обязательно присутствуют свидетели со стороны жениха и невесты. В ходе кибина составляется брачный договор, где указывается сумма приданого. Эта сумма выплачивалась жене в тех случаях, если она становилась вдовой или разводилась с супругом.
Самым главным событием становилась сама свадьба. Еще в начале 30-х годов даже татские бедняки праздновали ее с размахом, приглашая в дом по несколько десятков гостей. Сначала дом готовят к празднику, украшают всевозможными способами. Обряд называется джехиз и нужен специально для того, чтобы обеспечить молодых всем необходимым. В подарок молодоженам заранее приносят мебель, посуду, предметы быта.
Ритуал помазания хны у татов несколько отличается от азербайджанского. Узоры, которые должны оберегать невесту, имеют несколько иной вид, встречаются спирали. Наносить хну на пальцы девушки должны только близкие родственники. Также существует иное название самого ритуала. Каждому участнику церемонии полагается угощение, ответственность за которое берут на себя родственники невесты. В ночь после совершения ритуала приезжает жених и забирает барашка или курицу, оставляя после себя деньги и подарки. Раньше жениху нужно было совершить кражу, но в конце 20 столетия этот обычай отменили во всем Азербайджане.
На второй день свадьбы таты устраивают борьбу и танцы. По окончании торжества невеста уезжает вместе с караваном и женихом в его дом. Присутствует обычай избегания, которому предшествует неделя молчания: девушка не должна разговаривать со свекром и свекровью. Когда избегание заканчивается, родственники приходят к молодоженам и дарят подарки. Сейчас таты стараются оставаться приверженцами давних традиций.
Как и другие мусульмане Дагестана, таты-мусульмане торжественно отмечали и отмечают сейчас такие религиозные праздники, как день поминовения родных и день окончания поста: люди одеваются в праздничные одежды, посещают родных, близких и односельчан с подарками и поздравлениями, устраивают коллективные моления и трапезы и пр.
В начале третьей декады марта празднуется старинный зороастрийский праздник нового года: накрываются праздничные столы, разжигаются костры, исполняются песни и танцы, повсюду царят шутки, смех и розыгрыши. До начала первых десятилетий XX в. в татской среде бытовал обычай сжигания на новогодних кострах небольшого антропоморфного соломенного чучела, что очень похоже на русскую масленицу или индийский праздник холи.
Традиционные занятия татов — земледелие, садоводство и виноградарство. Кроме того, были развиты художественные ремесла (ковроткачество, производство металлических изделий, чеканка, инкрустация). Таты обрабатывали подчас труднодоступные горные участки, сеяли рис и пшеницу, разводили виноград, сажали фруктовые сады, выращивали овощи. В Дербенте они специализировались на виноградарстве, многие работали на рыбных промыслах, занимались ремеслами. Горцы ценили их как умелых мастеров по выделке кожи.
Дома, ставшие традиционными для татов, строятся из известняка. Реже используется речная галька. Крыша у таких домов плоская, имеет отверстие, предназначенное для дымохода, изготовленного из камня. Дымоход идет прямо от домашнего очага, как это принято у всех народов, ведущих оседлый образ жизни.
В доме на верхнем этаже живут владельцы, первый этаж они используют для приготовления пищи и хранения вещей. В комнатах всегда делают ниши для хранения посуды и других предметов быта. Освещение используют естественное (свет проникает через специальное отверстие в потолке) и искусственное (лампада). Из мебели таты используют тюфяки, пол устилают коврами, если себе могут позволить, приобретают мягкую мебель. Помимо очага, для отопления помещения служит печь или жаровня, реже камин. Во дворе устраивают сад, веранду, отдельно строят конюшни и курятник.
Разнообразие татской кухни связано с влиянием разных народов. Ее относят к кавказским, хотя явно прослеживается влияние азербайджанской кухни.
Такие блюда, как хашил (мучная жидкая каша), асидо (мучная халва), пютюрюк (мучной суп), бюглеме (заливное блюдо из рыбы), гиней (домашняя лапша), ягни аруси (свадебный суп с нахутом, луком и мясом), дюшпере (пельмени), хое-гушт (блюдо из мяса с яйцами) — основа татского рациона.
Распространены также различные виды плова, кебаб и люля-кебаб, гоурме (вид жаркого), япраги (голубцы), долма, ош кидуи (рисовая каша с тыквой) и др.
Плов у татов занимает особое место. Существует более 10 вариантов приготовления этого блюда. В плов могут добавлять баранину с кислыми фруктами, тыкву и каштаны, обжаренную курицу или фаршированного цыпленка, орехи, корицу и фрукты, а также многие другие сочетания. Самым необычным в понимании европейца является шах-плов — большой пирог, начиненный длиннозерным рисом с черносливом и изюмом.
Фаршированную рыбу таты называют жаги. Чтобы ее приготовить, нужно предварительно снять кожу, а мякоть пропустить через мясорубку. Фарш обязательно варят, к нему добавляют перемолотые сухари, зелень, сельдерей, куриные яйца. Готовят жаги вместе с костями рыбы, которые укладывают на дне кастрюли. Сверху кладут очищенную кожу и рыбью голову, начиненную фаршем. Затем все блюдо заливают кипятком и добавляют в него томатное пюре. Все это великолепие варят и подают с зеленью.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.