Тиндалы - коренное население северо-западной части Центрального Дагестана. Самоназвание их – «идери». Они относятся к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы народов Дагестана.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории России проживают 1 161 тиндалов. Они являются коренным населением Северо-Западного Дагестана, населяют Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский районы.
Тиндалы — верующий народ. Они являются мусульманами-суннитами.
Тиндалы говорят на тиндальском языке. В связи с распространенностью в прошлом отходничества среди тиндалов были люди, владевшие русским, чеченским языками. Письма пишутся и песни исполняются на аварском языке.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России владеют тиндальским языком 4 730 человек. 4 677 из них используют его в повседневной жизни.
Тиндалы соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный праздник «Кьедоба», в основе которого шуточная импровизация свадьбы, где в роли «жениха» выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды («Муса бешта»).
Свадебный обряд длился обычно три дня. В первый день, в послеобеденное время, приглашались ближайшие родственники. Смысл их приглашения состоял в подготовке к следующему, главному дню свадьбы: выбирался распорядитель свадьбы (он же отвечал за расходование продуктов), назначались «обслуживающие», обсуждалась кандидатура тамады, распределялась «мужская» и «женская» работа, обговаривался состав посылаемых за невестой и т.д. Ближе к вечеру приглашенных ждало обильное угощение, так как на следующий день они всецело должны были быть заняты встречей и проводами гостей, отвечали за то, чтобы свадьба прошла достойно. Веселье, музыка, песни, танцы в этот вечер если и бывали, то обычно в доме жениха.
Пышность и веселье свадьбы зависели не только от благосостояния семьи, но и от того, было ли какое горе в селении или нет. Здесь уместно сослаться на распространенную в Дагестане этическую норму - если в ауле случилось горе и после этого прошло уже несколько месяцев, а по каким-либо причинам свадьбу надо было сыграть, то на это спрашивают разрешение у той семьи, в которой было горе. Если даже такое разрешение получено, то свадьбу в таких случаях не справляют пышную, оно проходит без особых увеселений. Это своего рода уважение памяти умершего и выражение сочувствия его семье. В таких случаях на свадьбу приходит кто-либо из старших той семьи, в которой было горе. Такого человека встречают с подчеркнутым вниманием за то, что он, несмотря на свое горе, пришел на данное торжество, но в его присутствии не принято устраивать танцы, веселье, вести смешные разговоры и т.д. При этом он сам просит, как правило, сыграть танцевальную музыку и первым выходит на танец или споет для собравшихся песню. Тем самым он показывает пример, затем обращается ко всем и просит, чтобы они не смотрели на их горе, чтобы из-за них не скомкали свадьбу, что им в таком случае будет неудобно, если весь джамаат, гости и молодые будут лишены полноценного веселья и нормальной свадьбы и т.д. Сам же долго не остается, чтобы не стеснять своим присутствием действия остальных. Он уходил, выполнив свою миссию, но делал это тактично, ссылаясь на неотложные дела и еще на что-либо.
Два друга жениха брили головы невесте и жениху. Бритье головы невесте перед свадьбой символизировало ее покорность будущему мужу. (Последние два десятилетия этот обычай не практикуется). Ближе к вечеру свита невесты, состоявшая из ее родственниц, подруг, молодых и одного взрослого женатого мужчин, а также тех, кого послали за невестой (близкие родственники и друзья жениха) с музыкой и песнями направлялась к дому жениха.
На тиндальской свадьбе, как и на свадьбах других дагестанских народов, свадебные подарки выставлялись на показ. Большое количество ценных подарков означало уважение и почет, оказываемые невесте и ее родителям. Особое внимание обращалось на подарки со стороны родственников жениха: они должны были быть отменными.
Подарки невесте со стороны жениха состояли из комплекта серебряных украшений (кольца, серьги, пояс («камал»), нескольких серебряных монет, полного комплекта одежды, одного или двух отрезов на платье, мыла разных видов, цветов и конфигураций. В начале XX века могли подарить красивую керосиновую лампу, самовар, чайный сервиз или набор тарелок российского производства. Все это, а также подарки от пришедших на свадьбу женщин принадлежало невесте в качестве ее личной собственности. Мужчины, в зависимости от степени родства, вносили организаторам свадьбы, на которой они гуляли, тушу или полтуши баранины, или определенную сумму денег. На второй день после свадьбы невеста в сопровождении своих и новых родственниц отправлялась за водой, а вечером новобрачных приглашали в дом родителей невесты. Обряд этот называется «аха балилъа».
Самым верным средством оберега беременной и плода от действия злых сил было по возможности долгое сохранение в тайне самого факта беременности и предполагаемого срока родов. Возможно, этим объясняется то, что каким бы радостным ни было предстоящее событие (рождение ребенка), женщина сообщала о беременности мужу, свекрови, только тогда, когда скрыть этот факт было просто невозможно.
Беременной нельзя было смотреть на жеребца, покрывающего кобылу и на то, как рожает ослица. По поверьям, в первом случае это могло затянуть беременность до 12-ти месяцев, во втором - роды могли быть тяжелыми. Считалось, что поведением во время беременности мать могла влиять на судьбу и характер ребенка: нельзя вязать (пуповина обмотается вокруг шеи); нельзя шить (будет худым как игла) и т.д. Ряд запретов и рекомендаций был связан с нравственным здоровьем будущей матери: если она что-то возьмет тайно, то младенец вырастает вором; излишняя бережливость делает ребенка жадным; ее неряшливость - приведет к тому, что ребенок тоже станет таким.
С другой стороны, если мать хотела приобрести для ребенка какие-то качества, особенно внешние, она старалась смотреть на красивых (по ее представлению) людей, приятные глазу вещи; смотреть на полную луну, солнце, поскольку эталоном красоты в исследуемое время считалась «луноподобные» и «солнцеликие».
Тиндалы знали по существу все известные среди аварцев сказки, легенды, многие предания, а песенная культура функционировала здесь на аварском языке. Бытовали и собственно тиндальские легенды и предания, свои вариации волшебных и бытовых сказок и т.д. Прежде всего, это относится к легендам и преданиям о возникновении поселений, взаимоотношениях джамаатов, к свадебным и колыбельным песням, плачам, причитаниям. Некоторые образцы устного народного творчества тиндалов, как, например, «плач по Денгау из Тинди» были известны и далеко за пределами Тинди.
В целом одежда делилась на будничную, праздничную и обрядовую (свадебную, траурную). По традиции одежду кроили и шили только женщины, а одежду из шкур крупного рогатого скота и овчины - кроили преимущественно мужчины, а шили женщины.
Основной комплект мужской одежды состоял из рубахи, штанов, папахи и шубы. Обувь была кожаная и шерстяная вязаная. Нательная рубаха имела туникообразный покрой, без плечевых швов, расширяющийся книзу, т.е. покрой был практически единым для большинства народов Западного Дагестана. Отличия имелись в разрезе горловины, в ее отделке, в длине самой рубахи и рукавов. Длинные рукава часто имели манжеты. Рубаха имела прямой вертикальный разрез в нагрудной части до самой талии и стоячий небольшой воротник. Разрез у ворота сначала не имел планки, позже он обшивался планкой, которая иногда украшалась строчками. Спинка рубахи для прочности делалась на подкладке. По бокам вставлялись расширяющиеся книзу ластовицы. Спереди составлялся небольшой (около 15-20 см) разрез, который у шеи застегивался на пуговицу. Воротник чаще всего окантовывался полоской ткани, а иногда делался стоячим. У этих рубах подкладка зачастую пришивалась и спереди, до нижней линии груди. К грудной части рубахи часто пришивались накладные карманы. По длине рубаха доходила почти до колен.
Поверх рубахи мужчины носили бешмет («тегала») распространенного покроя, с некоторыми отличиями в деталях. У тиндал бешмет был выше колена.
Верхней наплечной одеждой мужчин являлась еще и черкеска («чухъа») которая по покрою мало отличалась от черкески северокавказского типа. Черкеска считалась праздничной одеждой и красивую черкеску из тонкого сукна, украшенную серебряными газырями, имел далеко не каждый. Нарядной считалась белая или черная черкеска из тонкого сукна с красными отворотами на рукавах. Зимней одеждой для мужчин служили шубы. В качестве зимней одежды овчинные шубы известны всем народам Дагестана, с небольшими отличиями в фасонах и деталях покроя.
Одни из разновидностей штанов по покрою напоминали галифе - две штанины, суживающиеся книзу. Между штанинами вшивался ромбовидной формы лоскуток, который вырезался отдельно из другого куска ткани. Верхний край штанов отгибался внутрь и подшивался широким рубцом, в который продевался шнурок. Такие штаны не имели прорехи. Тиндалы изредка носили и другую разновидность штанов, в которых часть, прилегающая к голени, плотно облегала ноги, а часть выше колена шилась в 2-2,5 раза шире.
Во второй половине XIX века наиболее распространенными видами головного убора у народов Западного Дагестана, как и у других народов, была овчинная шапка различных фасонов. У тиндал самым распространенным видом была шапка полусферической формы, как правило, черного цвета. Все виды головных уборов, за исключением, покупаемых в Закавказье или у приезжих торговцев, мужчины шили сами.
У тиндал главным видом верхней женской одежды была широкая и длинная туникообразная рубаха. Рубаха расширялась к низу посредством вставных клиньев, вшитых по бокам. Широкие и прямые рукава подмышками имели квадратные ластовицы из яркой ткани. Грудной вырез или узкий воротничок посередине застегивались на 2-3 пуговицы. Для прочности спинку и грудь делали двойным. Нижняя рубаха, как таковая, стала носиться женщинами Западного Дагестана лишь в первой четверти XX века, после революции. Во второй половине XIX в. среди тиндалок был распространен еще один вид рубахи - на кокетке, сшитый не только из сукон местного производства, но и из привозных тканей: тонкого сукна, шелка, ситца, сатина. Украшали платье узорным швом и нашивными полосами яркой ткани по груди, подолу и манжетам. Считается, что этот тип платья - результат позднего проникновения вследствие взаимовлияния с соседними народами.
С конца XIX в. поверх туникообразных платьев молодые женщины стали носить отрезное платье с кокеткой, а девушки - отрезное платье присборенное или в складку. Состоятельные женщины поверх рубахи носили и распашное платье в талию с грудным вырезом и серебряным поясом.
В полный комплект женской одежды входили, естественно, и штаны. По фасону штаны были прямые и очень широкие за счет квадратного клина в верхней части. В отличие от дидойских и бежтинских, тиндинки низ штанов обязательно украшали тремя полосами шелка зеленого, красного, черного цветов или такого же цвета шерстяной строчкой.
Головные уборы женщин Западного Дагестана отличаются сложностью, обилием составных частей, многообразием форм и способов ношения, своеобразием украшений и, главное, узнаваемостью. Конструктивно головной убор состоял из чухты. Тиндинская чухта представляла собой чепец, сбитый в сборочку на лбу, и с кожаной планочкой на темени для удержания височных колец, которые попарно пришивались одно в другое. При этом пространство внутри колец заполнялось монетами или специальными украшениями. Сзади комбинированная ткань свисала как русская фата.
Основные традиционные занятия - богарное земледелие (ячмень, пшеница, просо, из овощных культур - тыква, морковь) и скотоводство.
Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство.
Органами управления Тиндалов являлись сходы вольного общества и отдельных селений - джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом (писанными нормами обычного права) и шариатом.
Социальную основу общества тиндалов составляли малые семьи, объединенные в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка.
Жилье
В материальной культуре тиндалов много общего с аварской. Села тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трехэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями.
Основу питания тиндалов в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания тиндалов прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.